Для измерения частоты вращения ЭМ при испытаниях используют следующие методы: прямого преобразования, сравнения и частотный.
Метод прямого преобразования основан на преобразовании частоты вращения ЭМ в электрический сигнал, давление, центробежную силу и др. Используемые в этом случае магнитные, магнитоэлектрические, центробежные, гидравлические и пневматические тахометры, как правило, просты, но имеют невысокий класс точности. Поскольку они нагружают испытуемую машину добавочным тормозным моментом, для испытания микромашин их применять не рекомендуется.
Магнитный тахометр состоит из постоянного магнита, вращающегося с валом испытуемой машины и чувствительного элемента в виде немагнитного ротора, сочлененного с пружиной и стрелкой, при вращении магнита в роторе наводится ЭДС и протекает ток, пропорциональный частоте вращения. Взаимодействие тока ротора с полем постоянного магнита приводит к появлению пропорционального частоте вращения вращающегося момента, под действием которого закручивается пружина и отклоняется стрелка указателя тахометра.
Магнитоэлектрический тахометр состоит из тахогенератора постоянного тока (таходатчика), линии связи и вольтметра, отградуированного в единицах измерения частоты вращения. Погрешность этого тахометр доходит до 1 - 2 % из-за отклонения его характеристики от линейной вследствие размагничивающего действия реакции якоря. В тех случаях, когда недопустимы коллекторные пульсации напряжения, в качестве таходатчика может применяться униполярный генератор, имеющий чувствительность до 10 мкВ на об/мин, по сравнению с 3 - 100 мВ на об/мин для коллекторных таходатчиков постоянного тока.
|
Тахометр, формирующий напряжение переменного тока, состоит из тахогенератора переменного тока (синхронного и асинхронного), линии связи и измерительного прибора. Следует отметить, что у синхронного тахогенератора переменного тока при изменении частоты вращения изменяется напряжение и частота, что приводит к необходимости корректировать значение индуктивного сопротивления измерительного прибора. Асинхронные тахогенераторы с полым немагнитным ротором обеспечивают постоянство частоты при изменении напряжения, но имеют значительные погрешности и нелинейность выходной характеристики.
В центробежном тахометре реализуется квадратичная зависимость центробежной силы от угловой скорости вращения. В качестве примера такого тахометраназовем, в частности, маятник Уатта. В настоящее время эти тахометры имеют ряд модификаций.
Гидравлический тахометр состоит из диска с радиальными и осевыми каналами, заключенного в герметическую камеру, заполненную жидкостью. При вращении диска давление в камере повышается пропорционально скорости вращения. Величина давления регистрируется манометром.
Пневматический тахометр состоит из центробежного вентилятора, вращающегося в конусе с кольцевой перегородкой, и кольцевой перегородке сделано окно, в котором установлена либо пластина, связанная со стрелкой и спиральной пружиной, либо манометр. Угол наклона пластины пропорционален давлению воздушного потока, т.е. угловой скорости вентилятора.
К недостаткам механических тахометров (центробежные, гидравлические, пневматические) следует отнести нелинейность шкалы, что увеличивает погрешность при их градуировке.
|
Метод сравнения основан на сопоставлении измеряемой частоты вращения с эталонной и позволяет получить более высокую точность измерения, чем метод прямого преобразования. При использовании этого метода применяют фрикционные, стробоскопические и вибрационные тахометры.
Во фрикционных тахометрах сравнение измеряемой и эталонной частоты вращения осуществляется путем изменения передаточного отношения встроенного вариатора. Погрешность фрикционных тахометров определяется в основном стабильностью частоты вращения эталонного двигателя и обычно не превышает 0,5 %.
Стробоскопические тахометры состоят из лампы вспышки, питающейся от регулируемого источника стабилизированной частоты, и измерительного устройства. Эти тахометры позволяют проводить измерения бесконтактным способом, но дистанционное измерение частоты вращения затруднительно. При настройке прибора и определении частоты вращения испытуемой машины следует идти от заведомо более высокой, нежели измеряемая, частоты вращения вниз. Если производить измерения от частоты вращения меньше измеряемой, то возможно ошибка при измерениях, поскольку стробоскопический эффект получается как при истинной nи, так и при кратной частоте вращения: ,где k - целое число.
Частотный метод основан на измерении частоты электрических импульсов, получаемых от таходатчиков. Частотный метод измерения исключает возможность внесения дополнительных погрешностей датчиком и линией передачи (при дистанционном измерении), связанных с изменением температуры, давления, влажности и пр.
|
Одним из достоинств частотных методов является возможность с помощью датчика существенно увеличить частоту импульсов, не допуская при этом дополнительной погрешности. Указанное достоинство особенно важно при измерении низкой частоты вращения, когда прямые методы преобразования дают значительные погрешности.
При использовании частотного метода измерения частоты вращения машины применяют следующие типы таходатчиков: индукционные, индуктивные, емкостные и фотоэлектрические.
Индукционный таходатчик изготовляется двух типов - с активным и пассивным ротором. В первом случае в качестве ротора используется постоянный магнит с числом полюсов, определяемым требуемым количеством импульсов на один оборот вала электрической машины. В качестве такого таходатчика может быть использован синхронный тахогенератор с возбуждением от постоянных магнитов. Во втором случае ротор изготавливается из стали в виде звездочки, а на статоре датчика располагается две оболочки, одна из которых (обмотка возбуждения) подключается к источнику постоянного тока, а другая (генераторная обмотка) - к частотомеру. При вращении ротора магнитный поток из-за изменения магнитной проводимости пульсирует с частотой, пропорциональной произведению скорости ЭМ на число зубцов poтopa.
В генераторной обмотке наводится переменная ЭДС с частотой пульсаций магнитного потока.
Емкостной таходатчик состоит из двух неподвижный обкладок и вращающегося между ними, жестко связанного с валом испытуемой машины датчика, по окружности которого чередуются секторы с различной диэлектрической проницаемостью. При прохождении этих секторов между обкладками конденсатора емкость последнего меняется, что приводит к изменению тока в цепи конденсатора, подключенного через балластный резистор к источнику постоянного тока. Частота пульсации тока пропорциональна произведение частоты вращения испытуемой электрической машины на количество секторов диска. Измерение частоты пульсации осуществляется, как и в предыдущем случае, с помощью частотомера.
Фотоэлектрический таходатчик является бесконтактным. Его принцип действия основан на изменении освещенности рабочей поверхности фотоприемников с частотой, пропорциональной частоте вращения испытуемой ЭМ.
Фотоприемники изготавливаются, как правило, на базе фоторезисторов и фототранзисторов. Источники излучения применяют в основном тепловые и люминесцентные. В настоящее время выпускаются фотоэлектрические тахометры, обладающие высокой точностью и малыми габаритами.