Угол Θ между векторами ЭДС холостого хода Е10 (или направлением поперечной оси q) и напряжением сети Uc (рис. 4.2) называется углом нагрузки синхронной машины. Для определения величины этого угла можно использовать углоизмерительную машину, измерительную обмотку или датчик Холла, механический прерывательили датчик углового положения.
Углоизмерительная машина представляет собой работающий в режиме холостого хода синхронный генератор, геометрические размеры которого подобны испытуемой машине. Обе машины соединяются механически так, чтобы их геометрические оси совпадали, для чего в соединительной муфте предусмотрены отверстия соответствующие конфигурации. При вращении в обмотке якоря углоизмерительной машины наводится ЭДС, совпадающая в пространстве с вектором ЭДС холостого хода испытуемой синхронной машины. Таким образом, углоизмерительная машина (УМ) является датчиком поперечной оси синхронной машины. Линейное напряжение сети и соответствующая линейная ЭДС УМ подаются на фазометр, по которому определяются значения угла нагрузки.
|
Датчик Холла наклеивается на зубец магнитопровода якоря в середине пакета и его выходной сигнал пропорционален индукции магнитного поля в месте его установки, т.е. максимальный сигнал совпадает с моментом прохождения продольной оси d, нулевой (минимальный) - оси q.
|
Механический прерыватель представляет собой закрепленный на валу дискили цилиндр с равным числом чередующихся проводящих и непроводящих сегментов (проводящие сегменты электрически соединены между собой). Электрическая связь с неподвижным источником питания осуществляется с помощью скользящего контакта. Каждый сегмент занимает сектор равный 360/2Р, град., тем самым пространственное положение сегментов (и диска) жестко связано с осями симметрии синхронной машины.
Устройство работает следующим образом. Диск через балластный резистор Rб, диод и щетки подключается к сети, параллельно с которой работает синхронная машина. В зависимости от взаимного положения диска (оси q) и вектора напряжения сети Uc изменяется выходное напряжение Uвых равное нулю при Θ = 0о и максимальному значению при Θ = 180° (рис. 4.3, б). Настройка устройства осуществляется в режиме холостого хода синхронного генератора при нулевом токе якоря поворотом щеток относительно диска до получения нулевого показателя вольтметра.
|
|
|
В лабораторииэлектрических машин при исследовании синхронного двигателя для определения угла нагрузки Θ применяется стробоскопическое устройство, питающееся от сети. На валу двигателя прикреплен диск с изображением полюсов и осей d и q. Лампа от импульсного устройства зажигается в то время, когда ротор делает строго один оборот. На неподвижной части производится градуировка в электрических градусах. При холостом ходе ось d совпадает с 0°. При различных режимах работы (двигатель, генератор) ось d на вращавшемся диске будет отставать (двигательный режим) от нулевой отметки или опережать (генераторный режим).