Глава 2. Этапы работы над рефератом.




РЕФЕРАТ ПО ГИГИЕНЕ. НАПИСАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ

Методические рекомендации

 

 

Пермь 2009

 

 

Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых реферативных работ предназначены для студентов медико-профилактического факультета, выполняющих рефераты по актуальным вопросам гигиены.

Составитель: заведующий кафедрой гигиены питания и гигиены детей и подростков, профессор А.Я.Перевалов.

Рецензент: заведующий кафедрой общей гигиены, профессор В.М.Ухабов.

Глава 1. Введение

 

Цель обучения в современных условиях – подготовка специалиста, умеющего инициативно, самостоятельно решать сложные профессиональные и жизненные задачи, владеющего современными достижениями гигиенической науки и практики, умеющего применять полученные знания, навыки, обладать гибкостью мышления, творческим подходом и находчивостью, несущего ответственность за результаты собственной деятельности.

В связи с этим одна из основных задач учебного процесса сегодня - научить студентов работать самостоятельно. Научить учиться - это значит развить способности и потребности к самостоятельному творчеству, повседневной и планомерной работе над учебниками, учебными пособиями, периодической литературой и т.д., активному участию в научной работе. Одной из форм самостоятельного творчества студентов является выполнение курсовых реферативных работ (КРР) по актуальным проблемам гигиены под руководством преподавателя.

Реферат — письменная работа объемом 10-18 печатных страниц, выполняемая студентом в течение длительного срока (от одной недели до месяца).
Реферат (от лат. referrer — докладывать, сообщать) — краткое точное изложение сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий или других первоисточников. Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу.
Реферат отвечает на вопрос — что содержится в данной публикации (публикациях). Однако реферат — не механический пересказ работы, а изложение ее существа. В настоящее время, помимо реферирования прочитанной литературы, от студента требуется аргументированное изложение собственных мыслей по рассматриваемому вопросу. Тему реферата может предложить преподаватель или сам студент, в последнем случае она должна быть согласованна с преподавателем.

Работа над рефератом является формой учебно-исследовательской активности студента и призвана формировать навыки и умения исследователя. Выполнение самостоятельной реферативной работы имеет своей целью:

1) систематизацию, закрепление, расширение теоретических, и практических знаний по специальности и применение этих знаний при решении конкретных научных и практических задач:

2) развитие навыков ведения самостоятельной поисковой работы и овладение методикой работы с правовыми, нормативными документами, научными литературными источниками.

Глава 2. Этапы работы над рефератом.

Работу над рефератом можно условно подразделить на три этапа:

- подготовительный этап, включающий информационный поиск и изучение предмета исследования;

- написание реферата в виде единого текста;

- устное сообщение по теме реферата.

2.1. Подготовительный этап работы.
Подготовительная работа над рефератом начинается с формулировки темы. Тема в концентрированном виде выражает содержание будущего текста, фиксируя как предмет исследования, так и его ожидаемый результат. Для того чтобы работа над рефератом была успешной, необходимо, чтобы тема заключала в себе проблему, скрытый вопрос (даже если наука уже давно дала ответ на этот вопрос, студент, только знакомящийся с соответствующей областью знаний, будет вынужден искать ответ заново, что даст толчок к развитию проблемного, исследовательского мышления).

Составление и согласование плана курсовой работы. Шарль Монтескье в трактате "О духе законов" писал: "Я много раз начинал и оставлял этот труд, тысячу раз бросал на ветер уже исписанные мною листы и каждый день чувство­вал, что мои руки опускаются от бессилия. Исследуя свой предмет без всякого предварительного плана, я не знал ни правил, ни исключений и если находил истину, то для того, что­бы тут же утратить ее; но когда я открыл мои общие начала, то все, чего я искал, предстало передо мною, и на протяже­нии двадцати лет я видел, как труд мой возник, рос, разви­вался и завершился".

Наличие плана работы позволяет уйти от освещения в ней вопросов, не относящихся к теме, обеспечить четкость и пос­ледовательность изложения материала, избежать пробелов и повторений, рационально организовать самостоятельный труд, сэкономить время. Примерные планы курсовых работ содержатся в методи­ческих указаниях по отдельным темам. Выбор темы и состав­ление плана не должны происходить механически. Предвари­тельно необходимо ознакомиться с соответствующим разде­лом учебника, понять содержание темы, определить место и значение данной темы в изучаемом курсе гигиены. План работы согласовывается с научным руководителем. Для более четкого определения круга вопросов, которые необходимо рассмотреть, каждый раздел плана можно развер­нуть на подвопросы. Как правило, оптимальное число про­анализированных вопросов не превышает трех-четырех. Следует при этом помнить, что излишнее перегружение плана нецелесообразно. Первый признак неправильно составленного плана — это повторение одним из вопросов названия всей темы. Каждый отдельный вопрос должен раскрывать только ее часть.

Информационный поиск

Самостоятельный поиск информации по теме реферата представляет достаточно сложную задачу в силу рассеянности информации и невозможности в одном месте собрать статьи, монографии, официальные документы. В какой-то степени эти проблемы решаются использованием информационных ресурсов Интернет. Однако полностью решить проблему поиска научной литературы Интернет не может, кажущая полнота найденной информации обманчива, к тому же встает вопрос о достоверности и аутентичности найденного. Вместе с тем, реальный информационный поиск, ограниченный определенной темой может быть существенно облегчен если использовать определенный алгоритм поиска. Например, в процессе поиска литературы по теме «Гигиенические аспекты питания школьников» алгоритм следующий:

- Разработка рабочей программы поиска. Программа поиска должна конкретизировать поставленную задачу определяя: объект, виды и методы, возможные направления, необходимые ограничения поиска - хронологические, языковые и др. В качестве примера составим программу по сформулированной уже теме «Гигиенические аспекты питания школьников».

1. Объект поиска: определяем основные области по заданной теме: дети школьного возраста, рациональное питании, питание школьников.

2. Виды и методы поиска: библиографический поиск (поиск литературы по теме), поиск в Интернете.

3. Возможные направления (маршруты) поиска.

а). Определяем основные библиотеки города в которые следует обратиться прежде всего (Научная библиотека ГОУ ВПО «ПГМА им. ак. Е.А.Вагнера» Росздрава. г. Пермь, ул. Петропавловская, 26; Пермская государственная краевая универсальная библиотека им. А.М.Горького. г. Пермь, ул. Ленина, 70; Краевая медицинская библиотека. г.Пермь, ул. Шоссе-Космонавтов, 16)

б). Устанавливаем основные учебники, монографии по данной теме.

в). Устанавливаем основные периодические и продолжающие издания. Например: журналы «Гигиена и санитария», «Вопросы питания», «Пермский медицинский журнал», «Педиатрия» и др.

г). Определяем круг основных информационных и справочно-энциклопедических изданий в которых могут быть интересующие нас материалы. Медицинский реферативный журнал (МРЖ), содержит рефераты статей, опубликованных в российских и зарубежных литературных источниках.

д). С помощью поисковых систем Интернета, www.google.ru, www.jandex.ru и других осуществляем информационный поиск сайтов библиотек.

Библиотеки высших медицинских учебных заведений:

1. https://medlib.tomsk.ru/node/3 - библиотека Сибирского государственного университета

2. www.igma.ru/content/view/270/260/ - библиотека Ижевской государственной медицинской академии.

3. www.kgmu.kcn.ru/page.php?parm=division/library/resurs.html - библиотека Казанского медицинского университета.

4. www.gma.nnov.ru/NGMA/Lib/dates.php - Нижегородская государственная медицинская библиотека.

 

Базы нормативных документов:

1. www.minzdravsoc.ru/docs - библиотека на сайте Минздравсоцразвития России.

2. www.rospotrebnadzor.ru – нормативные документы на сайте федеральной службы Роспотребнадзора.

 

Медицинские библиотеки и свободные каталоги:

1. www.spsl.nsc.ru/win/navigatrn.html - «Навигатор по информационно-библиотечным ресурсам Интернет»

2. https://it2med.ru/mir.html - «МИР – Медицинские Интернет-ресурсы»

3. www.scsml.rssi.ru – Центральная научная медицинская библиотека

4. www.webmedinfo.ru/index.php - WEBmedINFO.RU

5. https://medlib.ws/ - Medlib.ws

6. https://ucm.sibtechcenter.ru/ - Свободный каталог периодики и аналитики по медицине.

7. www.kuban.su/medicine/shtm/00.htm - Медицинская библиотека на сайте kuban.su

8. https://revolution.allbest.ru/medicine/ - раздел «Медицина» проекта Allbest.ru (рефераты).

 

2.3. Работа с источниками.
Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения.
В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание ученика на предметные и именные указатели.
Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет.
Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический характер и уловить скрытые вопросы.
Понятно, что умение таким образом работать с текстом приходит далеко не сразу.
Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции — это сравнительное чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции.
Создание конспектов для написания реферата.
Подготовительный этап работы завершается созданием конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Здесь важно вспомнить, что конспекты пишутся на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстрочным расстоянием (эти правила соблюдаются для удобства редактирования). Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные, № страницы).


Глава 3. Структура реферата.

Титульный лист

Заполняется по единой форме см. приложение 1.

 

3.2. Оглавление следует после титульного листа на отдельной странице в нем указаны названия всех разделов реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата. См. приложение 2.

 

3.3. Введение следует после оглавления. Объем введения составляет 1,5-2 страницы. Во введении обосновывается актуальность реферативной работы, определяются цель и задачи, методы исследования.

Обоснование актуальности [1] реферативного исследования — одно из основных требований, предъявляемых к работе студента.

Студент должен кратко обосновать причины выбора именно данной темы, охарактеризовать особенности современного состояния знаний, общественных явлений, которые актуализируют выбор темы.

 

3.4. Цель исследовния – ожидаемый результат работы, который позволит разрешить обозначенную проблему. Сформулировав цель предпринимаемого исследования, необходимо указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью.

Задачи исследования

Задачи исследования реферативной работы определяются поставленной целью и представляют собой конкретные последовательные этапы (пути) решения проблемы исследования по достижению основной цели.

 

Методы исследования

Метод исследования — это способ получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах жизнедеятельности.

Метод — это совокупность приемов. Другими словами, прием — это часть метода.

Например, при исследовании литературных источников и написании реферата можно использовать следующие методы:

а) изучение и анализ научной литературы;

б) изучение, обобщение отечественной и зарубежной практики;

в) моделирование, сравнение, анализ, синтез, интервьюирование и т.д.

 

 

3.7. Собственные исследования (Основная содержательная часть реферата.)

После оформления Введения следует написание текста собственных исследований. Изложение материала в основной части работы должно быть последовательным и логичным. Все главы (если они есть) должны быть связаны между собой. Следует обращать особое внимание на логические переходы от одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа — от вопроса к вопросу.

Изложение материала по заданной теме должно быть конкретным и прежде всего опираться на результаты отечественной и зарубежной литературы, при этом важно не просто описание, а критический анализ имеющихся данных. При изложении в реферате спорных (противоречивых) решений необходимо приводить мнения различных ученых и практиков. Если в работе критически рассматривается точка зрения кого-то из них, его мысль следует излагать без сокращений, т.е. приводить цитаты. Обязательным, при наличии различных подходов к решению изучаемой проблемы, является сравнение рекомендаций, содержащихся в действующих инструктивных материалах и работах различных авторов. Только после этого следует обосновывать свое мнение по спорному вопросу или соглашаться с одной из уже имеющихся точек зрения, выдвигая в каждом из случаев соответствующие аргументы.

Безусловно, представляет определенный интерес сравнительное исследование зарубежного опыта по решению аналогичных проблем.

Следует обратить особое внимание на цитирование. Рекомендуется использовать один из двух основных способов ссылок:

1). Библиографический указатель в конце работы (список литературы) оформляется как нумерованный список источников по алфавиту фамилий авторов. После приведенной в тексте цитаты в квадратных скобках указывается номер цитируемого источника в данном списке и через точку с запятой — номер страницы. Например: [14; 236].

2). Список литературы составляется по тому же алфавитному принципу, но не нумеруется. Он включает также названия сборников, желательно с указанием, под чьей редакцией вышло издание. После цитаты в тексте в круглых скобках указывается фамилия автора, год издания цитируемой работы и номер страницы. Например: (Леонтьев, 1975, с. 235). В случае, когда в списке приводятся работы разных авторов с одинаковыми фамилиями, приводится фамилия с инициалами: (Фрейд 3., 1921, с. 18). Если в одном году вышло несколько работ одного автора, то они помечаются строчными буквами: 2001а, 20016, в порядке их алфавитного следования в списке.

В курсовой работе можно выбрать любой из двух вариантов, но один и тот же на протяжении всего текста.

Отдельные положения работы могут быть иллюстрированы цифровыми данными из справочников, монографий и других литературных источников, при необходимости оформленными в справочные или аналитические таблицы. При составлении аналитических таблиц используемые исходные данные выносятся в приложение, а в тексте приводятся расчеты отдельных показателей.

Таблица должна занимать не более одной страницы. Если аналитическая таблица по размеру превышает одну страницу, ее следует включить в приложение. В отдельных случаях можно заимствовать некоторые таблицы из литературных источников. Ссылаться на таблицу нужно в том месте текста, где формулируется положение, подтверждаемое или иллюстрируемое ею. В тексте, анализирующем или комментирующем таблицу, не следует пересказывать ее содержание, а уместно формулировать основной вывод, к которому подводят табличные данные, или вводить дополнительные показатели, более отчетливо характеризующие то или иное явление или его отдельные стороны.

Большое значение имеет правильная трактовка понятий (дефиниций), их точность и научная обоснованность. Термины, употребляемые в реферате должны быть обоснованными (например, понятия из законов РФ, определения из ГОСТ, СаНПиН). Например, такой нормативный документ как МР 2.3.1.2432-08 «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации» содержит главу «Термины и определения», где даны определения пищевых веществ. Например:

Белки – высокомолекулярные азотсодержащие биополимеры, состоящие из L-аминокислот. Выполняют пластическую, энергетическую, каталитическую, гормональную, регуляторную, защитную, транспортную, энергетическую и другие функции.

Величина основного обмена (ВОО) – минимальное количество энергии, необходимое для осуществления жизненно важных процессов, то есть затраты энергии на выполнение всех физиологических, биохимических процессов, на функционирование органов и систем организма в состоянии температурного комфорта (200С), полного физического и психического покоя натощак.

Витаминоподобные вещества – вещества, животного и растительного происхождения с доказанной ролью в обмене веществ и энергии, сходные по своему физиологическому действию с витаминами.

Витамины – группа эссенциальных микронутриентов, участвующих в регуляции и ферментативном обеспечении большинства метаболических процессов.

Жиры (липиды) – сложные эфиры глицерина и высших жирных карбоновых кислот, являются важнейшими источниками энергии. До 95% всех липидов- простые нейтральные липиды (глицериды).

Макронутриенты – пищевые вещества (белки, жиры и углеводы), необходимые человеку в количествах, измеряемых граммами, обеспечивают пластические, энергетические и иные потребности организма.

Микронутриенты – пищевые вещества (витамины, минеральные вещества и микроэлементы), которые содержатся в пище в очень малых количествах – миллиграммах или микрограммах. Они не являются источниками энергии, но участвуют в усвоении пищи, регуляции функций, осуществлении процессов роста, адаптации и развития организма.

Минорные и биологически активные вещества пищи с установленным физиологическим действием – природные вещества пищи установленной химической структуры, присутствуют в ней в миллиграммах и микрограммах, играют важную и доказанную роль в адаптационных реакциях организма, поддержании здоровья, но не являются эссенциальными пищевыми веществами.


Для написания реферата используется научный стиль речи.
В научном стиле легко ощутимый интеллектуальный фон речи создают следующие конструкции:

Предметом дальнейшего рассмотрения является…
Остановимся прежде на анализе последней.
Эта деятельность может быть определена как…
С другой стороны, следует подчеркнуть, что…
Это утверждение одновременно предполагает и то, что…
При этом … должно (может) рассматриваться как …
Рассматриваемая форма…
Ясно, что…
Из вышеприведенного анализа… со всей очевидностью следует…
Довод не снимает его вопроса, а только переводит его решение…
Логика рассуждения приводит к следующему…
Как хорошо известно…
Следует отметить…
Таким образом, можно с достаточной определенностью сказать, что …


Многообразные способы организации сложного предложения унифицировались в научной речи до некоторого количества наиболее убедительных. Лишними оказываются главные предложения, основное значение которых формируется глагольным словом, требующим изъяснения. Опускаются малоинформативные части сложного предложения, в сложном предложении упрощаются союзы. Например:

 

 

Не следует писать Следует писать
Мы видим, таким образом, что в целом ряде случаев… Таким образом, в ряде случаев…
Имеющиеся данные показывают, что… По имеющимся данным
Представляет собой Представляет
Для того чтобы Чтобы
Сближаются между собой Сближаются
Из таблицы 1 ясно, что… Согласно таблице 1.


Конструкции, связывающие все композиционные части схемы-модели реферата.
а) Переход от перечисления к анализу основных вопросов статьи.
В этой (данной, предлагаемой, настоящей, рассматриваемой, реферируемой, названной...) статье (работе...) автор (ученый, исследователь...; зарубежный, известный, выдающийся, знаменитый...) ставит (поднимает, выдвигает, рассматривает...) ряд (несколько...) важных (следующих, определенных, основных, существенных, главных, интересных, волнующих, спорных...) вопросов (проблем...)
б) Переход от перечисления к анализу некоторых вопросов.
Варианты переходных конструкций:

  • Одним из самых существенных (важных, актуальных...) вопросов, по нашему мнению (на наш взгляд, как нам кажется, как нам представляется, с нашей точки зрения), является вопрос о...
  • Среди перечисленных вопросов наиболее интересным, с нашей точки зрения, является вопрос о...
  • Мы хотим (хотелось бы, можно, следует, целесообразно) остановиться на...

в) Переход от анализа отдельных вопросов к общему выводу

  • В заключение можно сказать, что...
  • На основании анализа содержания статьи можно сделать следующие выводы...
  • Таким образом, можно сказать, что...
  • Итак, мы видим, что...

При реферировании научной статьи обычно используется модель:

автор + глагол настоящего времени несовершенного вида.
Группы глаголов, употребляемые при реферировании.
а). Глаголы, употребляемые для перечисления основных вопросов в любой статье:

- Автор рассматривает, анализирует, раскрывает, разбирает, излагает (что); останавливается (на чем), говорит (о чем).
- Группа слов, используемых для перечисления тем (вопросов, проблем): во-первых, во-вторых, в-третьих, в-четвертых, в-пятых, далее, затем, после этого, кроме того, наконец, в заключение, в последней части работы и т.д.
б). Глаголы, используемые для обозначения исследовательского или экспериментального материала в статье:
- Автор исследует, разрабатывает, доказывает, выясняет, утверждает... что.
- Автор определяет, дает определение, характеризует, формулирует, классифицирует, констатирует, перечисляет признаки, черты, свойства...
в). Глаголы, используемые для перечисления вопросов, попутно рассматриваемых автором:
- (Кроме того) автор касается (чего); затрагивает, замечает (что); упоминает (о чем).
г). Глаголы, используемые преимущественно в информационных статьях при характеристике авторами события, положения и т.п.:
- Автор описывает, рисует, освещает что; показывает картины жизни кого, чего; изображает положение где; сообщает последние новости, о последних новостях.
д). Глаголы, фиксирующие аргументацию автора (цифры, примеры, цитаты, высказывания, иллюстрации, всевозможные данные, результаты эксперимента и т.д.):
- Автор приводит что (примеры, таблицы); ссылается, опирается... на что; базируется на чем; аргументирует, иллюстрирует, подтверждает, доказывает... что чем; сравнивает, сопоставляет, соотносит... что с чем; противопоставляет... что чему.
ж). Глаголы, передающие мысли, особо выделяемые автором:
Автор выделяет, отмечает, подчеркивает, указывает... на что, (специально) останавливается... на чем; (неоднократно, несколько раз, еще раз) возвращается... к чему.
- Автор обращает внимание... на что; уделяет внимание чему сосредоточивает, концентрирует, заостряет, акцентирует... внимание...на чем.
з). Глаголы, используемые для обобщений, выводов, подведения итогов:
- Автор делает вывод, приходит к выводу, подводит итоги, подытоживает, обобщает, суммирует... что. Можно сделать вывод...
и). Глаголы, употребляющиеся при реферировании статей полемического, критического характера:
- передающие позитивное отношение автора:
Одобрять, защищать, отстаивать... что, кого; соглашаться с чем, с кем; стоять на стороне... чего, кого; разделять (чье) ч пение; доказывать... что, кому; убеждать... в чем, кого.
- передающие негативное отношение автора:
Полемизировать, спорить с кем (по какому вопросу, поводу),отвергать, опровергать; не соглашаться...с кем, с чем; подвергать... что чему (критике, сомнению, пересмотру), критиковать, сомневаться, пересматривать; отрицать; обвинять... кого в чем (в научной недобросовестности, в искажении фактов), обличать, разоблачать, бичевать.

Наиболее часто встречающиеся ошибки при написании реферата:

- бездумное скачивание популярного материала из Интернет, без ссылок;

- казенный стиль (штампы), неудобный для восприятия;

- отсутствие собственных оценок, мыслей, предположений.

- отсутствие ссылок на исследования ученых и практиков и другие цитируемые источники.

- отсутствие аргументированных выводов, обоснованности предложений.

- несоответствие содержания и формы, т.е. несовпадение основного текста и выводов как по главам, так и в целом по работе.

- дословное переписывание книг, статей, заимствования рефератов из интернет и т.д.

См. приложение 5.

 

Заключение (или выводы и предложения)

Написание заключения преследует цель подытожить изложен­ный материал, сопоставить их с имеющимися литературными данными и подойти к основным выводам и практическим рекомендациям.

В основу заключения берутся главные моменты исследования с привлечением некоторых цифровых данных с соответствующими комментариями. Начинают этот раздел с указания на то, что насто­ящая работа была посвящена изучению такого-то вопроса, что это представлялось необходимым в связи с запросами или науки или практики. Далее представляют материалы собственных исследований в сжатой и ла­коничной форме. В отдельных случаях можно использовать такой прием как. сопоставление полученных данных с известными из ли­тературы сведениями, изложение в заключительной части работы основных положений, полученных в результате исследований, логи­чески подводят автора к основным выводам.

В основу выводов могут быть положены следующие принципы:

- выводы должны содержать наиболее важные сведения, отвечаю­щие задачам исследования;

- отражать основные закономерности, выявленные в ходе работы.

При написании выводов следует помнить, что они являются на­учным положением, твердо установленным в результате исследова­ний, которое не нуждается в доказательствах, поскольку они были приведены ранее. Не следует - выводы загромождать цифрами т. к. они могут затруднять восприятие выявленных закономерностей и создавать впечатление, что это не вывод, а представление частно­го вопроса. При формировании выводов автору необходимо обращать внимание на то, чтобы они в своей совокупности подводили читаю­щего к сформулированной в работе цели.

Список использованной литературы

Библиографическое описание можно условно разделить на две части: правовые, нормативные акты и научная, методическая литература.

Правовые, нормативные акты располагаются в соответствии с их юридической силой:

• международные законодательные акты — по хронологии;

• Конституция РФ;

• кодексы — по алфавиту;

• законы РФ — по хронологии;

• указы Президента РФ — по хронологии;

• акты Правительства РФ — по хронологии;

• акты министерств и ведомств в последовательности — приказы,
постановления, положения, санитарные нормы и правила, методические указания, методические рекомендации — по хронологии.

В списке использованной литературы должно быть указано полное название акта, дата его принятия, номер, а также официальный источник опубликования. Например:

Список использованной литературы (библиография) составляется в строго приоритетном порядке, начиная с индивидуальных и коллективных монографий, научных статей и т.д. При этом придерживаются строгого в алфавитного поряд­ка, сначала приводят работы отечественных авторов, затем-иност­ранных. Алфавитный порядок выдерживают не только в отношении первой буквы фамилии автора, но и последующих. Работы отечест­венных авторов, опубликованные на иностранных языках, помешают в алфавит иностранной литературы, а рс5оты иностранных авторов, выполненные на русском языке, помещают в алфавит работ отечест­венных авторов. Ссылки на несколько работ одного автора (неза­висимо от того один он, или с соавторами) приводятся в порядке возрастания годов публикации. Следует помнить, что на каждый ис­точник списка литературы долина быть ссылка в тексте.

Библиографическое описание источников дается в строгом со­ответствии с ГОСТом 7.1-03 "Библиографическое описание доку­мента". Сокращение отдельных слов и словосочетаний приводятся в соответствии с ГОСТами 7.12.-93. "Сокращения рус­ских слов и словосочетаний в библиографическом описании произ­ведений печати". Ниже приведены примеры библиографического описания различных видов произведений печати.

Законы, нормативные документы, государственные стандарты и сборники документов:

Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии" //Собрание законодательства Российской Федерации, 1999. -№14,ст.165О.

СанПиН 2.4.5.2409-08. Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Утв. Постановлением главного государственного врача РФ от 23.07.2008 № 45. М.,2008.

Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления: ГОСТ 7.1.84 — Введ. 01.01.86. — М, 1984. — 75 с. — (Система стандартов по информ.т библ. и изд. делу).

Монография, имеющая одного автора:

Кощеев А.К. Дикорастущие съедобные растения в нашем питании/ А.К.Кощеев - М., Пищевая промышленность-М.,1981.-255 с.

Монография, имеющая от двух до четырех авторов:

Тайны солнечной пищи/ Перевалов А.Я., Добросердова И.И., Коровка Л.С., Новоселов В.Г. –Пермь, 1993-324 стр.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: