В условиях рыночной экономики управление финансовыми результатами занимает центральное место в деловой жизни хозяйствующих субъектов. Финансовое состояние характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования, целесообразным их размещением и эффективным использованием. Назначение управления финансовыми результатами - своевременно выявлять и устранять недостатки в развитии организации, находить резервы для улучшения финансового состояния организации и обеспечения финансовой устойчивости ее деятельности.
Каждое предприятие стремится к повышению финансовых результатов своей деятельности, так как значительная часть прибыли расходуется на дальнейшее производство, совершенствование его технологий, выплаты заработной платы рабочим, и относительно небольшая часть выступает в качестве чистой прибыли предприятия. Именно поэтому вопрос о повышении финансовых результатов деятельности имеет важную роль в производственной политике предприятия. На размеры прибыли влияют внешние и внутренние факторы.
Существует несколько способов повышения финансовых результатов деятельности предприятия. Рассмотрим самые применяемые в России способы:
1 способ – повышение качества производимой продукции. Данный способ может быть достигнут при помощи внедрения новых технологий производства, использования новых видов сырья и материалов, автоматизации производственного процесса, преобразованию управленческой стратегии производством.
2 способ – увеличение объёмов выпускаемой продукции. Реализация этого способа возможна при помощи улучшения технологий производственного процесса, а так же привлечения дополнительных инвестиций в производство.
|
3 способ – использование новых видов сырья и материалов. Реализация данного способа подразумевает непосредственное внедрение в производство новых видов сырья и материалов, полученных предприятием от поставщиков.
4 способ – автоматизация производственного процесса. Достигается за счёт замены ручного труда рабочих машинным трудом; участие человека при использовании данного способа сводится к минимуму (рабочий только обеспечивает условия для нормальной работы машины).
5 способ – расширение рынков сбыта. Это поиск новых потребителей на производимую продукцию путём использования рекламы и поиска новых поставщиков.
6 способ – рациональное использование ресурсов. В данном способе подразумевается экономия используемого сырья и материалов при производстве продукции.
На основе проведенного анализа предлагаются следующие мероприятия по улучшению финансовых результатов деятельности ОАО "Транснефть", которые возможно применить как в краткосрочном и среднесрочном, так и в долгосрочном периодах:
1. увеличение объемов транспортировки нефти и нефтепродуктов (заключение договоров по транспортировке нефти с контрагентами, эффективное взаимодействие с ними)
2. повышение тарифов на транспортировку нефтепродуктов (увеличить уровень тарифов на услуги ОАО «АК «Транснефть» по перекачке нефтепродуктов по магистральным трубопроводам как предельное соотношение к стоимости транспортировки нефтепродуктов по альтернативному маршруту железнодорожным транспортом в размере не выше 0,7).
|
3. снижение операционных расходов за счет снижения себестоимости товарной нефти
4. снижение объемов потребляемой электроэнергии в рамках реализации программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности ОАО «АК «Транснефть»
6. сдача в аренду и вывод неиспользуемых основных средств;
7. рационализация производственных процессов;
8. совершенствование организации труда;
9. сокращение нерациональных затрат
Одним из наиболее эффективных направлений является снижение объемов потребления электроэнергии. Компания имеет реальную возможность экономить большое количество денежных средств при грамотной политике в сфере энергосбережения. Так, политика энергосбережения проводится с разной степенью успешности практически во многих АО системы «Транснефть».
ООО «Транснефтьэнерго» создало информационно-аналитическую систему (ИАС) «Энергоменеджер», однако данная разработка используется далеко не во всех обществах Системы. Данная программа аккумулирует всю информацию, связанную с энергоэффективностью и энергоснабжением. Одна из составляющих ИАС – единая база энергоэффективных мероприятий, собранных по всей системе АК «Транснефть». В ней учтено все, что делалось в этом направлении дочерними обществами и принесло реальный эффект. Таким образом, использование данной инновации облегчило бы работу в сфере энергоэффективности, т.к у сотрудников была бы возможность перенять опыт эффективной работы в данном направлении у своих коллег из других дочерних обществ.
|
Кроме того, данный программный продукт способствует оптимизации труда. «Энергоменеджер» получает в автоматическом режиме данные из системы, формирующей натуральные, стоимостные показатели, и в автоматическом режиме показывает дочерним обществам, сколько они потребили электроэнергии и какие средства на нее затратили. Система выстроена на аналитической платформе, которая позволяет в любом срезе получить данные, исключив любую ручную операцию. Сейчас же во многих дочерних обществах специалисты проделывают всю эту работу в ручную.
В связи с этим, следует внедрить и активно применять данный программный продукт во всех обществах системы АК»Транснефть».
Еще одним эффективным решением данной в области могло бы стать создание специального фонда, из которого выделяются средства на проведение мероприятий в сфере энергоэффективности. Предполагается, что фонд будет окупать себя сам. Так, часть сэкономленных благодаря мероприятиям по энергосбережению средств будет отправляться в фонд и будет инвестирована в энергоэффективные мероприятия. Известно, что бюджет программы технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта жестко регламентирован, перераспределить заложенные в нем средства весьма сложно. И даже если энергетик нашел более энергоэффективное оборудование, чем установлено у него на предприятии, в рамках бюджета программы ТПР и КР он вряд ли сможет его заменить. Это слишком сложная процедура. Вот тут на помощь и придет целевой фонд. Энергетик сможет подать свои предложения на рассмотрение в «Транснефтьэнерго», и если речь идет о действительно энергоэффективных мероприятиях, которые дадут реальный результат, он получит на них средства.
Кроме всего вышеперечисленного, в рамках программы энергосбережения возможно принятие следующих мер:
1) замена прожекторов освещения на территориях ЛПДС на светильники типа ДРИС;
2) разделение освещения на дежурное и рабочее;
3) отключение ряда работающих трансформаторов с целью уменьшения потерь холостого хода
Данные мероприятия позволят значительно снизить затраты на энергоснабжение, что, несомненно, окажет положительный результат на финансовые результаты компании.
Направлением сокращения нерациональных затрат является снижение затрат на ликвидацию аварий, что приводит к сокращению времени простоев нефтепроводов и уменьшению потерь нефти при авариях. Мероприятия, направленные на сокращение убытков от происходящих аварий, можно разделить на три группы:
а) Меры по предупреждению аварий;
б) Меры по локализации аварий;
в) Меры, направленные на обнаружение утечки и места ее возникновения.
Таким образом, изложенные выше мероприятия могут оказать реальный положительный эффект на результаты деятельности компании в целом.
3.2 Определение плановой величины прибыли и рентабельности
Исчисление оптимального размера прибыли становится важнейшим элементом планирования на современном этапе хозяйствования. От того, насколько достоверно определена плановая прибыль, зависит успешность финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Расчёт плановой прибыли должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное и полное финансирование прироста собственных оборотных средств, инвестиций, а также своевременные расчеты с бюджетом, поставщиками и подрядчиками. Следовательно, правильное планирование прибыли на предприятиях имеет ключевое значение не только для руководства компании, но и для экономики в целом.
Прибыль планируется раздельно по товарной продукции, прочей продукции и услугам нетоварного характера. Планируется также сальдо операционных и внереализационных доходов и расходов.
Представленные ниже плановые показатели (табл.3.1) рассчитаны на основании внутренней документации компании, плана развития, отчета о прибылях и убытках и пояснения к годовому отчету.
Таблица 3.1
Планируемая величина показателей АО «Транснефть»
Показатель | Отчетный период | Планируемый период (без учета предложенных мероприятий) | Абсолютные отклонения | Относительные отклонения, % |
Объем транспортировки нефти, млн тонн | 477,5 | 481,1 | 3,6 | 1,007 |
Объем транспортировки нефтепродуктов, млн тонн, | 31,0 | 31,2 | 0,2 | 1,006 |
Выручка | 1,018 | |||
Себестоимость продаж | 1,004 | |||
Валовая прибыль | 1,10 | |||
Прибыль до налогообложения | 1,1 | |||
Чистая прибыль | 1,05 | |||
Коэффициент рентабельности оборотных активов (RCA) | 4,7 | 5,48 | 0,78 | 1,16 |
Коэффициент рентабельности продаж (ROS) | 15,58 | 14,7 | -0,88 | 0,94 |
Коэффициент бухгалтерской рентабельности от обычной деятельности | 3,01 | 2,17 | -0,84 | 0,72 |
Коэффициент чистой рентабельности | 1,6 | 1,65 | 0,05 | 1,03 |
Коэффициент рентабельности продукции | 1,62 | 1,93 | 0,31 | 1,19 |
Планируется рост выручки от оказания услуг по транспортировке нефтепродуктов в результате увеличения объемов и тарифов на услуги по транспортировке, кроме того возможно увеличение выручки от оказания услуг по транспортировке нефти за счет роста курса доллара.
В связи с нестабильностью курса валюты планируется увеличение расходов связанных с отрицательными курсовыми разницами по расчетам в иностранной валюте.
Планируемое увеличение себестоимости связано с ростом расходов по обслуживанию магистральных нефтепроводов
Так же, в отчетном периоде планируется значительное повышение затрат на заработную плату сотрудников (порядка 25%) и на отчисления на социальные нужды (связано с индексацией з/п, а так же с увеличением численности персонала в связи с формированием нового проектного структурного подразделения).
Предложенные выше направления улучшения финансовых результатов окажут положительное влияние. Так благодаря реализации энергетической политики компания имеет реальную возможность экономии более 2 млд. руб. В процентном соотношении удельное потребление электроэнергии достаточно снизить для достижения такого эффекта всего на 8,2% в нефтепроводной системе и на 5,2% – в нефтепродуктопроводной.
Кроме того, по оценкам специалистов, при принятии эффективных меры по снижению количества аварий по причине несвоевременности проведения профилактических мероприятий по крайней мере на 1,5% есть возможность сохранить внутри компании как минимум 714,1 млн. рублей.
Данные о планируемых показателях прибыли и рентабельности с учетом применения предложенных мероприятий и без него приведены в таблице 3.2.
Планируемая величина показателей АО «Транснефть» с учетом предложенных мероприятий
Таблица 3.2
Показатель | Отчет | Проект | Абсолютные изменения | Относительные изменения | ||||||||
Без учета мероприятий | С учетом предложенных мероприятий | Без мероприятий/отчет | С учетом мер/без мер | С учетом мер/отчет | Без мер/отчет | С меропр/без мер | С учетом мер/отчет | |||||
Объем транспортировки нефти, млн тонн | 477,5 | 481,1 | 487,8 | 3,6 | 6,73 | 10,3 | 1,01 | 1,02 | 1,02 | |||
Объем транспортировки нефтепродуктов, млн тонн, | 31,0 | 31,2 | 31,6 | 0,2 | 0,4 | 0,6 | 1,0 | 1,01 | 1,01 | |||
Выручка, тыс руб | 731789585,4 | 14443094,4 | 27075583,4 | 1,01 | 1,02 | 1,03 | ||||||
Себестоимость продаж, тыс.руб | 605316596,9 | -6114309,1 | -3513538,1 | 1.0 | 0,99 | 0,99 | ||||||
Валовая прибыль,тыс.руб. | 109768437,8 | 4296183,8 | 13884570,8 | 1,1 | 1,04 | 1,14 | ||||||
Прибыль до налогообложения, тыс.руб | 16904339,4 | 1326733,4 | 2742879,4 | 1,1 | 1,09 | 1,19 | ||||||
Чистая прибыль, тыс.руб | 12074528,2 | 251067,2 | 814089,2 | 1,05 | 1,02 | 1,07 | ||||||
Коэффициент рентабельности оборотных активов (RCA) | 4,7 | 5,48 | 5,60 | 0,78 | 0,12 | 0,9 | 1,16 | 1,02 | 1,19 | |||
Коэффициент рентабельности продаж (ROS) | 15,58 | 14,7 | 15,00 | -0,88 | 0,30 | -0,5 | 0,94 | 1,02 | 0,96 | |||
Коэффициент бухгалтерской рентабельности от обычной деятельности | 3,01 | 2,17 | 2,31 | -0,84 | 0,14 | -0,7 | 0,72 | 1,06 | 0,77 | |||
Коэффициент чистой рентабельности | 1,6 | 1,65 | 1,66 | 0,05 | 0,01 | 0,06 | 1,03 | 1,01 | 1,04 | |||
Коэффициент рентабельности продукции | 1,62 | 1,93 | 1,99 | 0,31 | 0,061 | 0,17 | 1,19 | 1,03 | 1,23 | |||
Таким образом, предложенные мероприятия способны положительно повлиять на результаты деятельности компании. Так при реализации данных мероприятий предполагается, что валовая прибыль возрастет на 4296183,8 тыс. рублей и достигнет 109768437,8 тыс. рублей; чистая прибыль увеличится в абсолютном выражении на 251067,2 тыс.рублей и составит 12074528,2 тыс.рублей. Что касается показателей рентабельности, то они так же возрастут. Так, возможно увеличение коэффициента рентабельности продукции на 1,03%; коэффициента чистой рентабельности на 1,01%;коэффициента бухгалтерской рентабельности от обычной деятельности на 1,06%, коэффициента рентабельности продаж и коэффициента рентабельности оборотных активов на 1,02%. Все эти изменения говорят об обоснованности предложенных мер.
Заключение
В данной курсовой работе изложены теоретические и практические вопросы, касающиеся прибыли и рентабельности предприятия и их планирования.
Следует сказать, что планирование прибыли и рентабельности в условиях рыночной экономики приобретает все большее значение. Оно важно как для внутренних пользователей, принимающих на основе его грамотные управленческие решения, так и для внешних – кредиторов, инвесторов.
Рентабельность - это отношение прибыли к различным экономическим показателям, дающим общее представление о предприятии и масштабах его деятельности. Выделяются три основные группы этих показателей: объем продаж, активы (имущество предприятия) и авансированный в предприятие капитал. Таким образом, рентабельность характеризует эффективность деятельности предприятия с различных позиций, что удобно для разных категорий пользователей результатов экономического анализа. Анализ рентабельности позволяет оценить в относительных показателях способность предприятия приносить доход. Кроме того, как и при анализе прибыли, выявляют факторы, влияющие на рентабельность предприятия, степень ее стабильности и резервы роста.
Рентабельность и прибыль тесно связаны между собой. Рост рентабельности объективно свидетельствует об увеличении получаемой прибыли. Другими словами, при росте прибыли создаются условия для увеличения рентабельности.
В результате проведенного анализа показателей прибыльности и рентабельности деятельности АО «Транснефть» можно сказать о том, что управление производственной и финансовой деятельностью организации осуществляется достаточно эффективно.
На основании имеющихся показателей финансовой деятельности компании и доступной документации были спланированы показатели прибыли и рентабельности.
Список использованной литературы
1.Бляхман Л.С. Экономика фирмы: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004г.
2.Волков В.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 280 с.
3.Герчикова И. Н. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. - М-: консальт - банкир, 2005г
4.Ковалев А.И., Привалов В. П. Анализ финансового состояния предприятия. - М.: Центр экономической информации, 2005г.
5.Савицкая М. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М: Новое знание, 2004. – 640 с.
6.Савицкая Г.В. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 288 с. (Высшее образование).
7.Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие 2-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2001г
8.Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. –М.: ИНФРА–М, 2002
9. Финансовый менеджмент: Учеб. для вузов / Под ред. А.М. Ковалевой. - М.: Колос, 2002. - 176 с.
10.Экономика предприятия: Учебник / Под. ред. проф. О.И. Волкова. - М.: ИНФРА - М, 2005. - 416 с
11.Экономика предприятия: Учебник для вузов. 4-е изд./ Под ред. Акад. В. М. Семенова / Серия «Учебник для вузов». – СПб.: Питер, 2005. – 384 с
12. https://studme.org/15970122/ekonomika/pribyl_rentabelnost
13. https://bibliofond.ru/
14.https://uchebnik.biz/book/292-finansy/24-56-pribyl-i-rentabelnost-predpriyatiya.html
15. https://uchebnik-online.com/124/660.html
16.https://www.rfu.ru/ekonomika_i_ekonomicheskaya_teoriya/analiz_pribyli_i_rentabelnosti_4.php
17.https://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/rentabelnost-predpriyatiya.html
18. https://www.justeconomic.ru/jusecs-817-1.html
19. https://ekonom-an.ru/
20. https://uchebilka.ru/ekonomika
21. https://www.crossfinances.ru/crofins-211-1.html