Глава пятая. Главная задача ительменов - возродить свой народ.




В период создания на Камчатке национальных общин и ассоциаций на первое место выдвигалась задача - сохранить и возродить коренные народы Камчатки. Эта идея на то время была самой насущной и самой справедливой. Она всколыхнула тогда все малые народы Камчатки, в том числе и ительменов, так как провозглашенная идея полностью соответствовала их желаниям и потребностям.

Прошло с тех пор почти 15 лет, однако каких-либо результатов о деятельности общин по возрождению ительменского народа пока нет. Но если судить по материалам статей, опубликованных в газете "Абориген Камчатки" то вполне очевидно, что работа по данной проблеме находится фактически в зачаточном состоянии. А идея возрождения народа уходит от нас все дальше и дальше. Это самый серьезный недостаток в деятельности наших общин и ассоциаций. Причины этих недостатков и упущений в том, что:

1. Наше ительменское сообщество, по сравнению с другими малыми народами Камчатки, находится на уровне разобщенных общин, существовавших до присоединения Камчатки к России. У нас до сих пор нет единого объединяющего и координирующего органа как у коряк, алеутов и эвенов. Поэтому каждая ительменская община живет и действует сама по себе, в меру своих понятий и способностей. Это неверный и очень вредный путь. Решить эту проблему мы сможем, если создадим единый руководящий и координирующий орган, который мог бы руководить и направлять деятельность ительменских общин на территории всей Камчатки. С создания такого органа начнется и возрождение ительменского сообщества.

2. У нас нет единой национальной программы, по возрождению нашего народа. Без такой программы мы долго будем блуждать и терпеть неудачи, если не случится худшего. Поэтому необходимо, во-первых, тщательно проанализировать и пересмотреть свои позиции и понятия по этой проблеме, во-вторых, не затягивая разработать конкретный план мероприятий по возрождению ительменского народа и, в-третьих, заняться незамедлительно решением первоочередных задач, которые непосредственно на ход становления и развития нашего народа.

3. В газете "Абориген Камчатки" печатаются много интересных статей с деловыми предложениями, но нигде не видел каких-либо откликов по тем или иным статьям. Так, например, В. Ковейник написала интересную и очень нужную статью: "Эти люди знают страну заповедную" (АК № 2 за 1999 г.), но она так и осталась душевной болью ее автора, а правления городских и районных ассоциаций скромно отмолчались. Тревожный сигнал подал Аркадий Киле в статье "Сохранится ли ительменский язык?" (АК № 5 за 2002 г.). Всколыхнуть и поднять всех ительменов в защиту своего родного языка должна была и статья Ольги Заевой: "На Земле всего 45 знатоков ительменского языка" (АК № 6 за 2002 г.). Однако обе эти статьи так и остались без внимания и незамеченными.

Публиковал статьи и я (названия их указаны в предисловии этой работы), в которых я также пытался вызвать интерес ительменов-камчадалов к нашей национальной проблеме, но, увы, и мои статьи так же остались "пустым выстрелом".

Такое отношение к статьям - это очень нехороший признак и стиль в деятельности наших общин и ассоциаций. Так не должно быть, необходимо навести соответствующий порядок и в этом вопросе, т.е. своевременно реагировать на особо важные и насущные статьи и принимать соответствующие меры. Только после устранения вышеназванных причин, тормозящих наше движение, мы сможем вывести свой народ из этой тяжелейший ситуации.

Но, как и с чего начать возрождение нашего уникального ительменского народа?

Видимо, прежде всего, следует внимательно разобраться в этой проблеме, изучить и понять суть процесса возрождения. Это необходимо и нужно только для того чтобы все наши действия были достаточно обоснованными и понятными для всех рядовых членов нашего сообщества. В этом случае мы добьемся нужных результатов.

Процесс возрождения - это сложный и весьма многогранный процесс. Здесь стихийность и хаотичность не допустимы. Поэтому вся программа по возрождению народа должна быть глубоко осознанной, хорошо продуманной и целенаправленной.

Само слово возрождение согласно словарю С.И. Ожегова, означает возобновление или восстановление кого-чего-нибудь после периода упадка и разрушения. Ительменский народ оказался именно в состоянии разрушения. Разрушены его исторически сложившийся жизненный уклад и в глубочайшем упадке находятся все важнейшие духовные ценности.

Следовательно, суть возрождения народа состоит в том, чтобы остановить дальнейшее разрушение ительменского сообщества, остановить его вымирание как народа и обеспечить повсеместное становление и дальнейшее всестороннее развитие всего ительменского народа.

Кроме этого необходимо определить и основные направления возрождения народа, с помощью которых мы могли бы придать народу новые силы, желание и стремление к тому, чтобы спасти свой народ.

Такими направлениями могут быть: 1. главное направление - сохранить родной ительменский язык; 2. восстановить и поднять национальное самосознание на новую более высокую ступень; и 3. восстановить национальное единство всего ительменского народа, проживающего на Камчатке.

Эти три направления должны стать основой и фундаментом для всего ительменского народа, на все будущие времена.

Почему на первый план выдвигается - сохранение ительменского языка?

Это связано с тем, ительменский язык в жизни народа занимает самое важное место и является самым главным духовным инструментом и связующим звеном во всех сферах жизнедеятельности народа, но он, к сожалению, находится, как нам уже известно, под угрозой исчезновения, и вместе с ним исчезает народ.

Следовательно, надо принять все самые необходимые меры и сделать все возможное, чтобы сохранить наш ительменский язык.

Нам надо всегда помнить, что язык - это наше национальное достояние и наша гордость. С помощью языка мы общаемся между собой и устанавливаем различные взаимоотношения между членами всего ительменского сообщества.

За сохранение языка надо бороться и потому, что в языке отражается мудрость народа, духовный мир человека и человечества, его история (15).

С помощью языка мы раскрываем многие тайны древнейшей истории человечества, изучаем жизнь наших древних предков, он служит и подъему национального самосознания (15).

Все это говорит о том, что история народа тесно связана с историей языка (14).

О связи языка и народа говорит и то, что язык развивается вместе с обществом, изменяется под влиянием общества и сам воздействует на общество (16). И можно сказать язык облагораживает историю народа. В 1967 г. в журнале "Русская речь" было опубликовано обращение "К читателю", в которой говорилось: "Не любить родную речь нельзя, знать и чувствовать ее необходимо. В ней душа народа, мысли народа, прошлое, настоящее и будущее народа" (16).

Мы также должны и обязаны любить, знать и чувствовать свою родную ительменскую речь, а потому всем следует настроиться на то, чтобы изучать свой родной язык настойчиво и упорно и вместе с этим активно бороться за его сохранение.

Далее. Важным и существенным фактором в жизни народа является состояние национальное самосознание. От самосознания зависит очень многое, в том числе способность к самосохранению и самозащите, отстаивать честь и достоинство своего народа, проявлять национальную гордость и любовь к своему народу.

От уровня национального самосознания зависит стойкость и мужество, активность и инициатива народа в целом и каждого индивида в частности.

Поэтому восстановление и развитие национального самосознания ительменского народа является также приоритетным и важнейшим направлением в деле возрождения древнейшего народа Камчатки.

И третье направление нашей триединой задачи - это восстановить единство и целостность ительменского народа. Не преодолев национальный раскол возрождение народа затянется на многие года и даже может не состояться.

Следовательно, этой проблеме необходимо уделять так же постоянное и самое серьезное внимание, особенно в первый период его возрождения.

Таким образом все три направления по возрождению ительменского народа тесно взаимосвязаны и в комплексе они составляют неразрывные единое целое. Поэтому решать их следует фактически одновременно. Однако приоритет при этом остается за направлением сохранения языка. Причины такого акцента читателям уже известны. В противном случае все отпадает само собой. Останется память о нашем народе только в научных трудах ученых. Но я думаю, мы до этого не дойдем. У нас есть силы и возможности и уверен: мы выстоим и победим.

Успех разрешения нашей национальной проблемы будет полностью зависеть и от того, какие формы и методы будут использованы в период процесса возрождения народа. Они многообразны, но вполне доступны и не требуют больших финансовых затрат. Главное использовать их надо умело и в полной мере.

1. Самое сильное и самое действенное средство, с помощью, которой можем повлиять на умы людей и на повышение их активности - это просветительская и воспитательная работа среди ительменского населения. Эта форма работы общедоступна и ее можно проводить в виде бесед, лекций, тематических вечеров, а также через печать, радио и телевидение.

Все эти воспитательные мероприятия должны служить, прежде всего, становлению и развитию национального самосознания, а также сплочению и укреплению национального единства ительменского народа.

Таким образом, просветительская и воспитательная работа должна быть основой и главным стержнем всей деятельности ительменских общин. Этот самый верный и самый эффективный путь к возрождению нашего народа.

2. Несколько иным путем придется решать проблему сохранения ительменского языка. Для ее разрешения существует только один путь - это путь настойчивого и кропотливого изучения своего родного языка. Для этого необходимо создать (организовать) соответствующие училища, школы, классы, а при необходимости и кружки. Таких учебных заведений должно быть столько сколько будет желающих изучать свой родной язык. Разумеется, все эти учебные структуры должны быть обеспечены хорошими преподавателями и достаточным количеством учебной литературы.

Сохранение ительменского языка - это одно из важнейших условий существования самого ительменского народа, поэтому этой проблеме необходимо относится так же внимательно, требовательно и уважительно. Вместе с этим надо развивать у слушателей стремление и тягу к изучению своего родного языка.

3. Воспитательный потенциал заложен и в деятельности ительменских ансамблей. Они содействуют распространению культурно-исторических знаний, восстановлению этнических традиций, обрядов, обычаев и других духовных ценностей. Поэтому этот вид искусства следует всемерно поддерживать и развивать. Ее значение в деле возрождения нашего народа неоценимо.

Ускорить становление и развитие ительменского народа можно и тем, если организуем строительство небольших поселков (острогов) древнего типа, где бы витал дух той далекой "седой" старины. Жилища и другие объекты этих поселений должны соответствовать эпохе тех времен (палеолита и неолита) и отражать те условия, в которых жили наши предки. Дополнением и украшением таких поселений должны быть нарты, баты, запоры для лова рыбы и другие характерные предметы быта, которыми пользовались ительмены каменного века. Подобные сооружения могли бы стать базой для проведения различных мероприятий и встреч.

Кроме этого настало время подумать и о создании памятников и художественных фильмов на исторические темы о жизни ительменов в глубине веков и в период присоединения Камчатки к России. Все это положительно скажется на возрождении народа, украсит нашу жизнь и несомненно будет способствовать развитию туризма на Камчатке.

Жизнь ительменов не мыслима без природы. Поэтому бережное отношение к природе, к ее биологическим ресурсам и забота о ее сохранности должно быть составной частью всей программы возрождения ительменского народа.

Для возрождения народа у нас есть вполне реальная возможность и все необходимые условия.

Во-первых, сохранился ительменский язык, а это главное и он представляет собой хорошую основу для реализации нашей программы. Кроме этого сохранились культура, обычаи, традиции и другие духовные и материальные ценности наших предков. На эту основу можно надежно опереться, и смело начать движение к заветной цели. Однако следует иметь ввиду что эта основа очень не устойчива так как носителей этих духовных ценностей осталось крайне мало. Поэтому затягивать или откладывать решение этой проблемы мы не имеем права, от этого зависит судьба всего ительменского народа.

Во-вторых, в настоящее время в обществе ительменов есть много специалистов с высшим и средним образованием. Многие из них стали уже заметными лидерами, которые обладают инициативой, деловитостью, хорошими организаторскими способностями, целеустремленностью и настойчивостью. Следовательно, просветительская и воспитательная работа им вполне по плечу и могут успешно справиться с поставленной задачей.

В-третьих, у нас есть солидная база для пополнения рядов ительменского народа. Основную ее часть составляют ительмены, которые по своей сути фактически ительмены, но в результате ассимиляции они утратили ительменский язык и стали жить по образу русских. Это главный наш резерв, особенно их дети, внуки и другие их потомки, которые вполне могут вернуться на стезю своих предков.

И вторая часть - это в какой-то мере ительмены, но они по происхождению от смешанных браков. Отторгать их не следует, так как многие из них где-то в глубине души тяготеют к ительменам и подсознательно чувствуют это еще не утерянное родство.

В среде тех и других ительменов необходимо вести постоянную разъяснительную работу и прилагать все усилия к тому, чтобы вернуть, хотя бы какую-то их часть в семью ительменского народа. Но делать это надо только на основе добровольности, их личного желания и согласия.

Таковы основные формы, методы и возможности, с помощью которых мы можем остановить вымирание нашего народа, а затем возродить его и придать ему новые силы для дальнейшего развития и процветания.

Если сохраним свой родной ительменский язык, восстановим национальное единство народа и поднимем на более высокий уровень национальное самосознание всех ительменов и когда появятся у них такие качества как чувство любви и уважения к своему народу, чувство гордости и ответственности за свой народ, когда они смогут самостоятельно отстаивать честь и достоинство своего народа, тогда это будет означать что мы выполнили свою историческую миссию - возродили себя и свой народ, которые называют себя ласковым и сказочно-красивым именем - ительмены.

 

Заключение.

Наш небольшой экскурс по древней "шахме" ительменов завершился. В период экскурсии нам удалось заглянуть в глубину веков "седой старины" - в эпоху неолита и даже в палеолит.

В результате этого путешествия мы установили настоящую истину и историческую правду, нашли ответ на главный вопрос: кто мы есть на самом деле? Все исторические факты достоверны и все они подтверждают однозначно что:

1. Ительмены и камчадалы на самом деле один и тот же народ, то есть они по своему происхождению одного корня и одной и той же крови. Они едины и по языку, и по культуре, и по обрядам, и по другим духовным ценностям. И на конец, они занимают одну и ту же территорию, в пределах одних и тех же границ.

2. Историческое имя этого народа - ительмены. Так называют они себя испокон веков.

3. Ительмены - это древнейший народ Камчатки, их костры горели на Камчатке около 15000 лет назад (2). Следовательно, ительмены - это коренной народ камчатки в прямом смысле этого слова.

4.Камчадалы, как особая этническая группа в природе не существует. А название "камчадалы" по сведениям ученых присвоено туземцам русскими казаками.

5. Казаки В. Атласова положили начало переименованию части ительменов в "камчадалы". А затем это переименование и процесс ассимиляции привели ительменов к национальному расколу.

Национальный раскол ительменского народа официально завершен и узаконен на государственном уровне Постановлением Правительства РФ № 255 от 24 марта 2000 г.

6. В связи с этим положение ительменского народа еще больше усугубилось. Процесс расслоения народа продолжается и в наши дни. Если не преодолеем это негативное явление - мы будем обречены на самое худшее.

7.Нам надо выйти из состояния покоя и безразличия. Надо срочно браться за дело и вызволить свой народ из кризисного тупика.

8. Судьба и будущее ительменского народа полностью зависит от нас самих и только от нас. Никто другие - ни госчиновники, ни ученые - за нас наши проблемы решать не будут. Поэтому надеяться на кого-то и ждать "небесной манны" мы не можем.

9. Бороться за жизнь своего народа, возвысить его честь и национальное достоинство - наша обязанность. Мы сами должны строить свою жизнь, а так же распоряжаться и управлять ею. Это наши права и обязанности. Они даны нам самой матушкой природой, а мы ее дети. Следовательно наши права и обязанности, являются для нас самыми обоснованными и самыми законными.

В 1862 году В.И. Даль написал замечательную статью - "напутное слово", в которой, как в зеркале, отражается сложившаяся обстановка в среде так называемых "камчадалов".

"Во всяком научном и общественном деле, - пишет он, - во всем, что касается всех и требует общих убеждений и усилий, порою проявляются ложь, ложное, кривое направление, которое не только временно держится, но и берет верх, пригнетая истину, …. Это длится иногда довольно долго; но вглядываясь в направление пути и осматриваясь кругом, общество видит, наконец, что его ведут вовсе не туда, куда оно надеялось попасть; начинается ропот, сперва в полголоса, потом вслух, наконец, подымается общий голос негодования, и … общее стремление берет иное направление, и с жаром подвигается на новой стезе".

В.И. Даль - русский писатель, лексикограф, автор - "Толкового словаря живого великорусского языка".

Именно в такой ситуации оказались "камчадалы". Они, поверив лжи и оторвавшись от своих корней, сородичей ительменов пошли по губительному кривому направлению, "пригнетая истину".

Но наступит время и разум восторжествует. "Камчадалы" пойму, что их "ведут вовсе не туда", а по какому-то кривому и ложному пути. Вследствие чего сначала "начнется ропот", а потом "подымится общий голос негодования". И, в конце концов, они, на основании "общих убеждений и усилий", выберут новое, более правильное направление и вместе со всеми ительменами пойдут по "новой стезе". Таким образом, судьба и будущее ительменского народа, в смысле - быть им или не быть полностью зависит от самих ительменов-камчадалов, от их воли, активности и деловитости. И эта истина бесспорна.

Успех будет обеспечен, если мы в этом будем уверены и глубоко убеждены. Возродить свой народ, преодолеть национальный раскол и поднять его национальное самосознание - это наша историческая задача.

Потомки Вас не забудут и вечно будут благодарны вам за ваше доброе бескорыстное дело, за ваше мужество и настойчивость в достижении этой великой гуманной и благородной цели.

Удачи вам и больших успехов в деле возрождения своего самобытного ительменского народа.

 

ЛИТЕРАТУРА.

1. Браславец К.М. "Диалектологический очерк Камчатки". Ученные записки. Том XIV. Южно-Сахалинск. Изд.1968 г.

2. Диков Н.Н. "Древние костры Камчатки и Чукотки" Магадан. Кн.изд.1969 г.

3. Крашенинников С.П. "Описание земли Камчатки" М-Л,изд.Главсевморпути, 1949г.

4. Мурашко О.А. "Коренные народы на пороге третьего тысячелетия". Журнал "Мир коренных народов-Живая Арктика", №1, 1999 г.

5. Огрызко Е.П. "Очерки истории сближения коренного и русского населения Камчатки (конец XVII-начало ХХ в.в.)". Ленинград, изд-во Г.Г.У. 1973 г.

6. Орлова Е.П. "Ительмены". Историко-этнографический очерк. Санкт-Петербург "Наука" 1999 г.

7. Полевой Б.П. "Новое об открытии Камчатки". (в двух частях). Петропавловск-Камчатский. Изд-во "Камчатский печатный двор", 1977 г.

8. Пономаренко А.К. "Стоянка. Большой камень". Краеведческие записки, 1986 г., выпуск 6-ой.

9. Пономаренко А.К. "Археологические памятники долины реки "Тигиль". Краеведческие записки 1991 г., выпуск 7-ой.

10. Пономаренко А.К. "Новые археологические памятники южной Камчатки". Краеведческие записки 1993 г., выпуск 8-ой.

11. Пономаренко А.К. "Археологические памятники долин рек западной Камчатки-Утхолок, Ковран, Тихой, Хайрюзово, Саичик" Краеведческие записки 1996 г., выпуск 10-ой.

12. Сергеев В.Д. "Страницы истории Камчатки". Петропавловск-Камчатский. Дальневосточное книжное издательство, 1992 г.

13. Стеллер Г.В. "Из Камчатки в Америку. Быт и нравы камчадалов в XVII веке". Изд-во "П.П. Сойкин". Ленинград,1927 г.

14. Козлов В.П. "Колумбы российских наук". Изд-во "Наука", 1985 г.

15. Макаров В.И. "А.А. Шахматов" Москва "Просвешение", 1981 г.

16. Скворцов Л.И. "С.И. Ожегов" Москва "Просвещение", 1982 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: