Глава вторая. Ительмены и камчадалы - один и тот же народ.




Ливерий Федорович Спешнев. «По древней шахме ительменов». 25.04.2005 г.

Введение.

Ительмены - один из древнейших народов Камчатки. Они прошли большой и сложный исторический путь, который продолжается уже, согласно сведениям палеонтологии, более двух миллионов лет и равняется пути всех других народов мира. Эколог О. А. Мурашко по этому поводу говорит так: "Коренные народы прожили на Земле столько же времени, сколько и представители Восточной и Европейской цивилизации"(4). История этого самобытного народа богата, интересна и весьма трагична. Основная часть жизненного пути ительменов проходила в далекой "седой" древности, в суровых естественных условиях, в постоянной борьбе с грозными и могучими силами стихии природы. Это борьба была борьбой за выживание и в то же время - за становление человека, как индивида, как личности. Благодаря их мужеству, настойчивости и другим их интеллектуальным способностям они в конечном итоге выстояли и победили.

Ительмены стали единым народом, с единым национальным языком, с единой национальной культурой, они сформировали свое национальное самосознание, которое, к сожалению, к XX столетию почти утрачено и в жизни проявляется очень слабо.

Ительмены, как и другие народы мира, прошли через все основные исторические эпохи и периоды - это палеолит, мезолит и весь поздний неолит. Однако медный и бронзовый века они миновали, так как в 1697 г. Камчатка была завоевана русскими казаками под командованием В.Атласова и присоединена к России. Поэтому после неолита ительмены оказались сразу в железном веке. При этом они попали не только в железный век, но и прямо в царство Петра Первого.

В дальнейшем мы убедимся, что эта историческая случайность (т.е. присоединение Камчатки к России) ительменов не осчастливила. Наоборот, с этого периода их жизнь круто изменяется и начинается постепенный переворот всего их жизненного уклада. Сначала казаки-атласовцы переименовали на свой лад многие местные географические названия и почти все ительменские поселения. А потом постепенно заменили и их исконное имя - ительмены на чуждое и незнакомое им слово - "камчадалы".

В это же время начинается процесс ассимиляции, в которой значительная часть ительменов утрачивает свой родной язык и другие духовные ценности и взамен этому воспринимает все духовные ценности русских, а потом переходят полностью на русский образ жизни.

Переименование некоторой части ительменов в "камчадалы" привело к тому, что они, привыкнув к новому имени, стали потом безропотно называть себя "камчадалами". Более того, некоторые из так называемых "камчадалов", за последние годы пытаются даже доказывать и утверждать, что "камчадалы" существуют и принадлежат как будто к какой-то к особой этнической группе.

Переименование ительменского народа в "камчадалы" несет в себе силу разрушительного характера, что для ительменского сообщества является не только серьезным тормозом в их развитии, но и может привести их к непредсказуемым и очень опасным последствиям.

Этой проблеме - проблеме ительменов-камчадалов посвящается моя работа. Называется она - "По древней шахме ительменов". В ней *читатель узнает, как появилась эта проблема, как она развивалась, к чему она привела, и какие последствия могут быть в конечном итоге.

Настоящая работа состоит из пяти глав и как обычно есть предисловие и заключение.

Первая глава посвящается критике и опровержению некоторых утверждений о происхождении так называемых "камчадалов", а так же анализируется процесс ассимиляции и смешанных браков и их роль в жизни ительменского народа. В этой же главе рассматривается вопрос - может ли возникнуть новый народ в новых исторических условиях.

Во второй главе я доказываю на основании исторических фактов, что ительмены и "камчадалы" - один и тот же народ, настоящее имя которому - ительмены. Вместе с этим делаю вывод и о том, что "камчадалы" как "особая этническая группа" в природе не существует.

В третьей главе говорится об истоках и причинах раскола ительменского народа, о ходе и развитии этого негативного явления и о тех силах, которые привели ительменов к национальной трагедии.

В четвертой - анализируется попытки разрешения этой проблемы на государственном уровне и их последствия.

И в пятой главе излагается мои личные мнения и предложения о путях вывода ительменского народа из тяжелейшего кризисного состояния, как возродить его и придать им новые силы для дальнейшего развития.

В завершающей главе, как обычно, заключение.

Основу данной работы составляют ранее написанные мной статьи: - "Сколько можно глумиться над камчадалами?" (Вести № 63, от 11.04.1995 г.);- "Ительмены и камчадалы - кто они?" Подзаголовок - "Один и тот же народ…" (Абориген Камчатки, сокращено АК № 3, от 10.09.1998 г.) - "Как разделили ительменов на два народа" (АК № 6, от 09.08.1998 г.)- "Не обрекать на жизнь изгоев", подзаголовок - "Ассимиляция, смешанные браки и их последствия" (АК №10, от 17.09.2001 г.). Все эти статьи значительно переработаны и дополнены новыми историческими фактами.

И последние - пояснение к слову "шахма". Наши предки ительмены называли этим словом старый след от нарты, проложенный когда-то неизвестным каюром - охотником в период его переезда из одного места в другое. "Шахма" сохраняется довольно долго, хотя в низинах ее переметает снегом, но на буграх она остается открытой и хорошо заметной. Опытные охотники, попадая на эту "шахму" могли ее как бы "читать" и определять, чем занимался тот каюр-охотник на том или ином участие этой "шахмы".

Точно так же каждый народ оставляет свои исторические следы на всех этапах своей жизни, по которым мы изучаем историю того или иного народа. Богатую "шахму" оставили для нас и наши предки - ительмены. По этой "шахме" мы можем узнать много интересного о их жизни в далеком прошлом.

"Шахма" древних ительменов не придумана, она существует реально в живой природе. Ее "страницы" сохранились там, где были древние поселения. В середине ХХ века они были обнаружены и изучены нашими советскими археологами. Кроме этого "шахма" ительменов сохранилась и в научных трудах многих ученых разных периодов.

Сохранившаяся "шахма" поможет нам разобраться и понять, что случилось с нашим народом. А самое главное мы узнаем, где ложь и где настоящая правда. А теперь давайте вместе совершим небольшую экскурсию по древней "шахме" наших предков - ительменов.

 

Глава первая. Мифы о происхождении "камчадалов": Ассимиляция, смешанные браки и их последствия.

В конце ХХ-го столетия ряд активистов стали усиленно насаждать и внедрять в сознание ительменов - "камчадалов" идею о том, что они, т.е. "камчадалы" вовсе не ительмены, а как будто отдельный и совершенно самостоятельный народ и относится он якобы к "особой этнической группе". А наиболее яростные сторонники и приверженцы этих идей, чтобы их как-то обосновать, стали выдвигать независимо друг от друга различные "версии".

Так по одной из этих "версий" "камчадалы" произошли как будто в результате ассимиляции, по другой - от смешанных браков, а по третьей "камчадалы" существовали как будто всегда. Вот какой разброс мнений, но они почему-то не опровергают "версии" своих оппонентов и даже не критикуют их. Однако следует заметить, что многие ительмены - "камчадалы" добросовестно верят этим "версиям" и поддерживают их.

А так ли это на самом деле? Поэтому с этой проблемой надо разобраться основательно и во всех ее подробностях. Необходимо выяснить, что такое ассимиляция и что происходит в этот период. А так же следует уточнить, какие изменения претерпевает человек и общество в целом в период ассимиляции и при смешанных браках.

Настоящий анализ поможет нам преодолеть существующий национальный кризис в ительменском сообществе.

Итак, что такое ассимиляция и способствует ли он возникновению новых народов?

1. Согласно словарю иностранных слов 1988 г. - слово "ассимиляция" означает "слияние одного народа (или его части) с другим народом путем усвоения его языка, обычаев и т.п. и утраты своего языка, культуры и национального самосознания".

В лингвистическом энциклопедическом словаре 1990 г. объясняется это так - "ассимиляция" слово латинское и в переводе на русский язык означает "уподобление".

Разъяснения, как видите, вполне понятные и достаточно четкие. Каких-либо скрытых подтекстов в них нет, как и нет намеков на то, что в результате ассимиляции возникает новый народ.

Ясно сказано и о том, что в процессе ассимиляции только один из двух народов усваивает язык, культуру и другие духовные ценности другого народа, при этом свои родные ценности утрачивает и в конечном итоге он становится наподобие второго народа. Однако в физиологическом смысле и по другим природным данным сам человек остается прежним и неизменным, т. е. остается тем, кем создала его природа.

Исходя из вышеприведенных разъяснений, надо полагать, что и в нашем случае, т. е. появления русских на Камчатке, часть ительменского народа так же слилась с русским народом путем освоения русского языка, обычаев и т.п., а потом они полностью перешли на русский образ жизни, утратив все свои родные духовные ценности, в том числе и национальное самосознание. Это сознавать и больно, и горько, но что поделаешь, ведь это уже произошло… И вот с тех пор часть ительменов стали жить наподобие русских.

Однако это ни в коем случае не означает, что бывшие ительмены стали новым особым народом. Это исключено. Они так и остались ительменами, но утратили все свои родные духовные ценности.

Таким образом, мы ознакомились с тем, как наука объясняет: что такое ассимиляция и какие изменения происходят в среде народов, охваченного процессом ассимиляции.

А теперь давайте проанализируем с этих позиций вышеупомянутые "версии", выдвинутые сторонниками таких понятий и взглядов.

Сначала рассмотрим цитату из статьи "Камчадалы: прошлое, настоящее, будущее" - (1990 г.). Автор С.И. Вахрин - Председатель ученого совета Камчатского областного краеведческого музеяв 1980-е годы.. В данной статье он утверждает, что "Камчадалы - особая этническая группа коренных жителей Камчатки, образовавшиеся в условиях более чем двухсотлетней изоляции народов Камчатки в результате ассимиляции коренного (аборигенного) населения Камчатки и русских старожилов из числа казаков и крестьян переселенцев". Согласно этого тезиса - ассимилируются как коренные жители Камчатки, так и русские старожилы. Это означает, что коренные жители Камчатки усваивают духовные ценности русских, а русские наоборот воспринимают духовные ценности ительменов, при этом как те, так и другие утрачивают все свои родные духовные ценности. Ведь в этом суть и закономерность процесса ассимиляции. Таким образом, из сказанного следует, что ительмены и русские всего лишь заменились местами: ительмены стали наподобие русских, а русские уподобились ительменов.

А где же "особая этническая группа" и где "новый народ"? На практике этого не случилось, т.е. "новый народ" не появился, и возникнуть в новых условиях он не может.

Конечный итог, как видите, отрицательный. Однако Сергей Иванович продолжает стоять на своем. Более того, он прилагает усилия к тому, чтобы протолкнуть свою "версию" в жизнь, но теперь уже через государственные органы.

Так 21.06.1991 года он пишет письмо Председателю комитета по проблемам коренных жителей Камчатки и межнациональных отношений на тему "К вопросу о статусе "камчадалов". Но в этом письме вышеупомянутая формулировка уже несколько изменена и звучит она так: "Камчадалы - этническая группа аборигенов Камчатки и ассимилированная в ней, в результате более чем двухсотлетней внешней изоляции Камчатки, группа русских старожилов из числа казаков землепроходцев и крестьян переселенцев, переселившихся на полуостров в первой половине ХVIII века". Сергей Иванович явно противоречит сам себе, так как в этом случае "камчадалы" представлены уже в ранге существующих "камчадалов" и ассимиляция их не затрагивает, а в предыдущей цитате он утверждал, что "камчадалы" произошли в результате ассимиляции. Но по этому поводу Сергей Иванович никаких разъяснений не дает. А где настоящая правда? Догадывайтесь сами.

Кроме этого совершено непонятно почему он "пристегнул" к существующим "камчадалам" группу русских старожилов. Так сформулирована его цитата, которую привожу еще раз, но в сокращенном виде: "Камчадалы - этническая -… группа… и ассимилированная в ней, …, группа русских старожилов…"

А теперь вдумайтесь, если "камчадалы" и до появления русских на Камчатке были "камчадалами", тогда при чем тут ассимиляция русских и двухсотлетняя изоляция? Ответа нет, и нигде не найдете.

Добавить к этому можно только то, что все утверждения С. Вахрина по проблемам "происхождения камчадалов" голословны, противоречивы и очень запутаны. Вместе с этим они вызывают самые настоящие сомнения и много вопросов. Вот некоторые из них.

Допустим, если "камчадалы" новый народ, тогда почему у них нет своего языка? А язык, как известно, развивается вместе с народом. По определению виднейших ученых языковедов А.А. Шахматова и С.И. Ожегова история народа тесно взаимосвязана с историей языка. В языке отражается вся жизнь и мудрость народа. Уже это опровергает существование так называемых "камчадалов". Такого народа в природе нет и не может быть.

Большое сомнение вызывает и следующий вопрос: как может и может ли в среде уже существующих двух народов, говорящих на разных языках, у каждого своя культура, традиции и т.д. при этом если он "новый", по счету третий народ, тогда он должен по национальным признакам в корне отличаться от первых народов.

Но как это может получиться, если он живет под воздействием тех языков и тех двух культур, которые уже есть, как можно изобрести в этих условиях третий язык, новую культуру и т.д. Очень сомнительно.

И еще один вопрос: достаточно ли двухсот лет для возникновения нового человека и, тем более, целого народа? Думается очень и очень недостаточно. Двести лет это всего лишь миг в истории человечества. А народ не Буратино.… Это живые существа, люди, которым надо было не только возникнуть, но и пройти все стадии своего развития, организоваться в единое национальное сообщество, изобрести свой неповторимый язык, создать свою уникальную культуру и прочие духовные ценности. Разве можно все это создать и наработать в течение двухсотлетнего периода? Безусловно, нет, в такие рамки уложится просто невозможно.

В истории человечества этот процесс, начиная от появления человека и до образования национального сообщества, занял более двух миллионов лет. Поэтому и ассимиляция, и "двухсотлетняя изоляция" не могут служить обоснованием теории возникновения нового человека и тем более целого народа. Это исключено. В новых исторических условиях новый народ возникнуть не может. Наоборот, в период ассимиляции один из двух народов исчезает, т.к. он сливается с другим народом и начинает жить по образу этого народа, утратив свои родные духовные ценности, в том числе и национальные самосознание. О чем наглядно свидетельствуют жизнь современных "камчадалов". Так что "идеи" С.Вахрина абсолютно надуманы и не выдерживают никакой критики.

Следующая версия о происхождении "камчадалов" принадлежит П.П. Косыгину - бывшему Президенту ассоциации камчадалов Камчатки.

Отвечая на запрос Л.П. Прокопьева, председателя Госкомитета по делам национальностей РСФСР (23.10.1991 г.) Пантелей Петрович пишет следующее: "Доказано научными и этнографическими данными, что камчадалы, как самостоятельный народ, образовался от смешанных браков коренных жителей (аборигенов) и русских старожилов (казаков и крестьян-переселенцев ХVII-XVIII в.в.). Однако он почему-то не указал, кто автор этих доказательств и не раскрыл процесс, как происходит "образование" нового человека и народа в смешанных браках. Поэтому искать истину по этой проблеме нам придется самим.

Сначала напомню, что смешанные браки - это, когда муж и жена разных национальностей. Значит, каждый из них представляет собой частичку своего народа. Это взаимосвязь отдельного человека с его народом, в национальном смысле, думаю, никто опровергать не станет.

Если эта взаимосвязь существует, когда ассимиляция распространяется и на каждую семью смешанных браков.

Выше мы уже познакомились, как происходит процесс ассимиляции на уровне всего народа (или его части). А здесь давайте проанализируем, как происходит этот процесс на уровне отдельной семьи при смешанных браках.

Процессу ассимиляции подвергаются в основном дети и значительная часть молодых людей. А взрослые и тем более пожилые люди в этом процессе участвуют гораздо реже.

При смешанных браках процесс ассимиляции начинается с ребенка и влияет на него с первых дней появления его на свет. Сначала он улавливает особенности своих родителей, их тепло (физическое и душевное), а потом когда он начинает понимать значение слов, тогда он уже воспринимает и впитывает в себя и другие духовные ценности, но пока только от своих родителей.

А по мере взросления ребенок начинает общаться и с ровесниками за пределами своей семьи. В этот период ребенок начинает ассимилироваться в сторону одного из родителей, что связанно с тем какое общество (в национальном смысле) окружает эту семью.

Допустим, если один из родителей русский, второй - ительмен, а окружающие их общество в основном состоит из ительменов, тогда и ребенок будет усваивать духовные ценности родителя-ительмена и ительменского общества в целом. А если в данном населенном пункте будут преобладать русские, тогда и ребенок будет ассимилироваться в сторону русского родителя и окружающего их русского общества.

Таким образом, ребенок от смешанного брака становится наподобие одного из родителей из своих родителей и того национального сообщества, которое окружает эту семью в данном населенном пункте.

Но и в этом случае, как мы убедились, новый человек "особой национальности", который отличался бы от своих родителей, не возникает, и возникнуть не может, так как ребенок растет и развивается под воздействием своих родителей и окружающего их национального сообщества. В этом я убежден и абсолютно уверен.

А как Пантелей Петрович умудрился путем смешения браков "вывести новый народ" непонятно - это удивительно и очень загадочно. Как может появиться у родителей: ительменки и русского ребенок совершено другой национальности - это полнейшая нелепость и бессмысленность. Такого быть не может. Ведь каждый народ отличается от другого народа, прежде всего языком, своей особой культурой и другим, только им присуще национальным признакам. А ребенку вообще не под силу создавать какие-то новые национальные ценности.

Идея П. Косыгина опровергается и мировым опытом. В каждом государстве есть много смешанных браков, но появление новых народов не наблюдается. Наоборот количество наций на Земле постепенно сокращается, и в основном исчезают малые народы.

Так что "версия" П.П. Косыгина о происхождении "камчадалов" от смешанных браков настоящую истину не отражает и не соответствует действительности.

Особую позицию по этой проблеме занимает Н.Н. Орехова - бывший президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Соболевского района Камчатской области. Ее "понятия" по существу с версиями С.Вахрина и П. Косыгина не совпадают. Если первые двое пытаются утверждать, что "камчадалы" произошли…, то Нина Николаевна провозглашает просто, что "Есть такая национальность - камчадалы". Под таким заголовком напечатана ее статья в газете АК от 01.04.1998 года. Но это утверждение ни чем необоснованно и историческими фактами не подтверждено. О чем она чистосердечно признается в этой же статье: "Дайте нам время на законных и исторических фактах доказать - кто мы все-таки: камчадалы или ительмены?"

Заканчивается уже 2005 год, но каких-либо доказательств еще нет и, будут ли они когда-нибудь неизвестно? А утверждения подобного рода периодически появляются.

Так, например, в письме Управлению по делам национальностей Камчатской области (22.12.1999 г.) она еще раз подтверждает, что "… такая национальность, как камчадалы, была, есть и существует…". А в статье "Юбилей, который есть" говорится уже и о том, что "…и до 1740 года на месте г. Петропавловска-Камчатского находились ительменские и камчадальские поселения" ("Рыбак Камчатки" № 36, 07.09.2000 г.)

Однако, где значится и откуда извлечен настоящий факт она не сообщает. Поэтому можно предполагать, что этот факт надуманный, так как он противоречит сведениям историка И.И. Огрызко. В научный работе, которого говорится совершенно другое: "…по реке Суаачу (Аваче) и Авачинской губе, - пишет он, - было 12 ительменских поселений…" (5). Как видите говорится только об ительменских поселениях, а камчадальские поселения в его работе вообще не упоминаются.

Других более обоснованных доводов в защиту существования "камчадалов" у Нины Николаевны нет, а те которые мы рассмотрели, можно сказать, весьма примитивны, легковесны и голословны. Дать им более лояльную оценку невозможно.

Таким образом, рассмотрев доводы (версии) С.Вахрина - П.Косыгина "о происхождении камчадалов" и Н. Ореховой, что "камчадлы существовали всегда" можно сделать вывод о том, что все выше представленные доводы "версии" являются не более чем мифическими "мыльными пузырями", наполненные искаженными домыслами и понятиями. В них ни логики фактов, ни научной истины, ни правды, и не соответствует исторической действительности. Закономерность такого вывода подтверждается тем, что, во-первых, все "версии" всех авторов исторически не обоснованы и достоверными фактами не подтверждены. Следовательно, они существу не объективны. Во-вторых, все утверждения наших местных авторов прямо противоположны утверждениям таких ученых как С.П. Крашенинникова, Г.В, Стеллера, Е.П. Орловой, Н.Н. Дикова и других. Однако они их не опровергают и даже не критикуют. В-третьих, доводы С.Вахрина, П.Косыгина и Н. Ореховой явно несовместимы между собой и противоречат друг другу, при этом никто из них эти разногласия не замечает, и относятся к ним терпимо, т.е. они друг друга так же не критикуют и не опровергают. Кроме этого ни один из названных авторов не отстаивает и не защищает провозглашенные им доводы. И нигде не доказывает, что именно его "версия" самая правильная и реально отражает жизнь "камчадалов". Таких доказательств в документах не зафиксировано. Видимо следует отметить и то, что С.Вахрин, П. Косыгин и Н. Орехова вольно или невольно, но в результате необдуманных действий встали на ложный и очень опасный путь и тем самым они стали активными сторонниками раскола ительменского народа.

Такого печального исхода мы допустить не можем и не имеем права. Следовательно, перед ительменским сообществом стоит задача исторической важности, суть которой сохранить свой народ и обеспечить ему достойную жизнь наравне с другими народами мира.

 

Глава вторая. Ительмены и камчадалы - один и тот же народ.

В этой главе я хочу довести до сведения наших ительменов и так называемых "камчадалов" настоящую истину и правду о том, кто мы есть на самом деле - ительмены или "камчадалы". Эта тема для нас является очень важной и самой насущной темой. Ведь от ее разрешения зависит вся дальнейшая судьба всего ительменского сообщества. Речь идет о том, если мы и дальше будем относится к этой проблеме безразлично и безучастно, тогда может встать перед нашим народом серьезный и очень неприятный вопрос: быть ительменскому народу или не быть? Но мы такого трагического исхода допустить не имеем права. Выход из такого критического положения только один - поднять национальное самосознание нашего народа, для чего мы должны обратиться к своей истории, т.е. изучить ее и проникнуться той действительностью, которая была накануне и после присоединения Камчатки к России. Но все успехи и результаты нашей работы будут зависеть от нас, от нашего желания, от нашей воли, настойчивости и активности.

Лично я убежден в том, что ительмены и "камчадалы" - один и тот же народ. И это не голословное утверждение, оно основано исключительно на исторических фактах, зафиксированных в научных трудах многих ученных, которые мы и рассмотрим в настоящей главе.

Первым исследователем Камчатки был, как известно, С.П. Крашенинников. На камчатку он прибыл ровно через 40 лет после вторжения в ее пределы казаков В.Атласова и посвятил изучению этого сказочного края 4 года (1737-1741г.г.)

На основе собранных материалов в период пребывания на Камчатке С.П. Крашенинников написал научную работу: "Описание земли Камчатки", значительная часть которого посвящена ее коренным жителям. Все основные сведения записаны непосредственно из уст самих жителей. Поэтому в этой научной работе можно найти много живых и весьма интересных исторических фактов.

В одном из таких фактов говорится: "Природных тамошних жителей считается три народа: камчадалы, коряки и курилы".(3)

Зафиксировано четко, при этом он называет их подчеркнуто уважительно - природными тамошними жителями".

Подобный исторический факт значится и в научном труде Г.В. Стеллера "Из Камчатки в Америку", исследовавшего Камчатку (1742-1744 г.г.) сразу после С. Крашенинникова.

"На Камчатке и на Курильских островах, - пишет он, - говорят на трех языках: ительменском, курильском (айну) и корякском. Ительменский язык в свою очередь распадается на несколько наречий". (13)

Здесь, как видим, говорится о языках, но и на этой основе мы можем утверждать, что на Камчатке в том время жили, в количественном смысле три народа, а по имени, согласно указанных языков, они должны быть соответственно - ительменами, курилами (айну) и коряками. Такое определение названия народа по языку вполне закономерно, так как название языка обычно соответствует имени того или иного народа. Например, японцы говорят на японском языке, испанцы - на испанском, китайцы - на китайском, русские - на русском, якуты - на якутском и т.д.

Согласно приведенных фактов совершенно очевидно, что по данному вопросу оба ученых одного мнения и оба единогласно утверждают, что Камчатку и Курильские острова заселяли на начало XVIII века только три народа. При этом два народа они называют одинаково: коряками и курилами (айну), и третий народ С. Крашенинников называет камчадалами, а Г. Стеллер - ительменами. Это разногласие в названии третьего народа прослеживается через все их произведения. Для подтверждения этой мысли приведу по несколько выписок из их произведений. Сначала из книги Г.Стеллера (13):

1. "В архивах Камчатки, к сожалению, не сохранилось никаких сведений о занятии страны, о восстаниях и битвах с ительменами";

2. "Оружие ительменов состоящего из небольших луков…";

3. "… в целях самозащиты, ительмены отдавали себя во власть старейшинам…";

4. Имя народа значится и в названиях глав: "Селения ительменов", "Одежда ительменов", "Работа и занятия ительменов" "О свадьбах ительменов", "О воспитании детей у ительменов" и т.д.

А теперь несколько примеров из книги С.Крашенинникова (3):

1. Озеро около устья реки Камчатки "от россиян Нерпичьим, а от камчадалов Колко-Кро называется";

2. Река Гыг на западном побережье Камчатки "прозвана от казаков Воровскою, для того, что камчадалы, которые при этой реке имеют жилища, весьма часто бунтовали и местью побивали ясашных сборщиков";

3. О знаменитой пихтовой роще записано так: "Оной лес у камчадалов как заповедной хранится…", так как "сей лес вырос над телами камчадалов", которые якобы были в походе и в этом месте погибли от голода.

Как видите, разногласие между С. Крашенинниковым и Г.Стеллером в названии третьего народа существует. О причинах этого разногласия поговорим в следующей главе. А здесь отметим лишь то, что С.П. Крашенинников нигде и никогда не утверждал, что имя "камчадалы" настоящее имя третьего народа. Таких сведений в его научном труде нет.

Дальше нам следует выяснить, какие территории занимали ительмены и "камчадалы" на начало XVIII столетия?

Исторически сложилось так, что все народы мира заселяли и обживали только свободные территории, не занятые другим народом, на которых в дальнейшем образовывались соответствующие национальные сообщества (государства).

Видимо нам следует искать ответ, на поставленный вопрос исходя их этой сложившийся практики, если камчадалы и ительмены занимают разные территории, тогда можно полагать что эти народы разной национальности, а если они живут на одной территории, тогда версия о том, что эти народы разные становится сомнительной.

Но не будем гадать и фантазировать. Обратимся еще раз к нашим уже известным ученым.

Так в работе Г.Стеллера говорится о том, что территория ительменов находится в границах - на севере от Тигиля (западное побережье) и реки Уки (восточное побережье) на юг до мыса Лопатки, т.е. "обитатели Лопатки" живут в южной оконечности полуострова "вплоть до Тигиля" и реки Уки на севере. (13)

Соответствующую запись мы находим и в работе С.Крашенинникова. "Камчадалы", - пишет он, - живут в южной части Камчатского мыса от устья реки Уки до Курильской Лопатки и на первом Курильском острову, называемом Шоумшчу (Шумшу)". (3) А потом, когда он делит камчадалов на северный и южный народы, следует как бы уточнение этих границ.

Так, к северным камчадалам он относит жителей живущих на западном побережье от реки Хайрюзовой до Тигиля, а на восточном - от реки Налычево до реки Уки. И в центральной части Камчатки - жителей живущих по реке Камчатка с вершины до устья.

Южные камчадалы живут по восточному берегу от реки Налычево на юг до мыса Лопатки, а по западному берегу "от Лопатки на север до реки Хайрюзовой". И еще у С. Крашенинникова есть обобщающее заключение: "И так, - пишет он, - камчадалы с южной стороны имеют в соседстве курилов, а с северной - коряков". (3)

Сравнивая эти факты между собой вполне очевидно, что С. П. Крашенинников и Г.В. Стеллер и в этом вопросе одного и того же мнения. Они однозначно указывают одну и ту же территорию и одни и те же границы. Следовательно, ительмены и камчадалы живут на одной и той же территории.

А если это так и если учесть мировую практику, тогда может быть действительно ительмены и камчадалы - один и тот же народ. К этой мысли нас подталкивает и то, что на этой территории живут не четыре народа, а только три и говорят они не на четырех языках, а на трех.

Однако не будем торопиться, пусть это остается пока нашим предположением.

Следующий вопрос самый интересный и самый важный. Этому вопросу фактически посвящена моя настоящая работа. Здесь мы убедимся непосредственно в том, кто мы есть на самом деле - ительмены или камчадалы? Ответ, разумеется, будет не в пользу камчадалов. В основе ответа лежат самые достоверные факты, которые сохранили для нас С.П. Крашенинников и Г.В Стеллер.

С.П. Крашенинников по этому поводу пишет в своей работе так: "Камчадалов по разности языка, можно разделить на два народа: на северный и южный". (3). Но обратим внимание на то, что он делит народ не по национальности, а чисто географически - "на северный и южный". А дальше он дает уточнение и в то же время ответ на наш вопрос: "Камчадалы, - пишет он, - как северные, так и южные называют себя ительмень".

Подобный факт имеется и в научной работе Г.Стеллера: "Обитатели Лопатки (южная оконечность полуострова) вплоть до Тигиля, называют себя ительменами"(13).

Таким образом оба ученых и в этом вопросе солидарны и дают нам все основания утверждать, что ительмены и камчадалы это один и тот же народ. Если сведем все упомянутые факты воедино, то получим наиболее полный и логически верный ответ, в котором утверждается что: 1) на Камчатке было на начало XVIII века природных жителей - три народа, и говорят они на трех разных языках; 2) ительмены и так называемые камчадалы живут на одной и той же территории и в пределах одних и тех же границ, т. е. они занимают территорию южнее коряк вплоть до мыса Лопатки; 3) и это главное: те коренные жители, которые живут между коряками и курилами (айну) на самом деле - ительмены, так как они сами себя называют ительменами.

Отсюда следует: камчадалы и ительмены - это один и тот же народ. А настоящее историческое имя этого народа - ительмены.

Это ответ на наш вопрос: кто мы есть на самом деле?

Что касается камчадалов, если их рассматривать с точки зрения, что они "особый народ" или какая-то "особая этническая группа", то в этом смысле в научных трудах С.П. Крашенинникова и Г.В. Стеллера каких-либо официальных подтверждений нет.

Вместе с этим следует отметить, что приоритет установлений факта, камчадалы на самом деле ительмены, принадлежит С.П. Крашенинникову.

Над этой проблемой работали и наши советские ученые. Они значительно дополнили ее новыми историческими фактами и тем самым дали нам возможность глубже вникнуть в ее суть и понять ее более полно.

Самой первой из советских ученых обратилась к этой проблеме этнограф Е.П. Орлова. Она изучила ительменов (по ее сведениям) "…в течении 36 лет" (6). И по результатам этих исследований она написала замечательную книгу, которая называется по имени нашего самобытного народа "Ительмены". А непосредственно в тексте этой книги она называет ительменов иногда и камчадалами. Но это нисколько не противоречит утверждениям С.П. Крашенинникова и Г. Стеллера, а также ее собственным взглядам и понятиям. Наоборот, она как бы подчеркивает, что слова "ительмены" и "камчадалы", хотя и разные, но относятся они к одному и тому же народу. Об этом свидетельствует то, что эти слова ("ительмены" и "камчадалы") используются фактически одновременно, вместе, в одних и тех же предложениях.

Вот несколько цитат из ее книги (6): "Настоящая монография, - пишет она, - есть результат моей долговечной работы о древних обитателях полуострова Камчатки - камчадалах или ительменах".

Далее. Одна из глав этой книги называется: "Антропологические и психические особенности камчадалов-ительменов".

В этой же главе есть запись о том, что "Впервые с описанием физического типа ительменов мы встречаемся в "скасках" Владимира Атласова: "А…камчадальцы - возрастом не велики,…"

Вся эти факты говорят только об одном, а именно о том, что словосочетание "камчадалы и ительмены" относятся к одному и тому же народу.

Для большей убедительности приведу еще один факт: "…Древнее самоназвание камчадалов "ительмены", - отмечает Е.Орлова, - к ХХ веку было забыто совсем, но этот термин застал еще на Камчатке С.П. Крашенинников".(6)

В этой цитате мы видим то же словосочетание двух слов, но здесь Е.Орлова уточняет что имя "ительмены" - это древнее самоназвание камчадалов, имя "камчадалы" возникло значительно позже, а потому оно не древнее имя и не является исторически родным именем.

Е.Орлова провела серьезные исследования и по вопросу расселения ительменов на территории Камчатки - "…ительмены, - пишет она, - занимали почти весь полуостров Камчатки от реки Голыгиной на юге, где они граничили с курилами и до рек Уки и Тигиля на севере". Это сообщение полностью совпадает с описанием границ в работах С.Крашенинникова (3) и Г.Стеллера.(13)

Таким образом научная работа (6) Елизаветы Порфирьевны полностью соответствует своему названию. В ней ярко и понятно отражены все волнующие нас вопросы, а так же есть ответ - разъяснение на вопрос: Кто такие камчадалы? "…К камчадалам относятся и русские старожилы, и русские, 10-15 лет прожившие на Камчатке и обрусевшие ительмены". (6). Это самое спр



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: