Глава четвертая. О попытках разрешения проблемы ительменов - камчадалов на государственном уровне и их последствия.




Впервые эта проблема проявила себя на государственном уровне в 1925 году. Тогда в Камчатской Губернии проводилось национальное районирование Камчатки. Видимо по этому создается в государственной структуре специальное Туземное Управление и вводится "Положение об управлении туземными племенами". В процессе этой работы возникли ряд вопросов, которые касались так называемых "камчадалов" - Кто они такие? К какому народу они относятся? Распространяется ли на них вышеназванное "Положение"? и т.д. Поэтому Туземный национальный отдел обратился в камчатский Губревком за разъяснением по вопросам данной проблемы. Ниже приводится полный текст этого документы (от 05.03.1925 г., № 826)

"Существовавшее до настоящего времени в Камчатской Губернии административное управление не вызывало строгой необходимости разделения населения на русских и туземцев. С введением же в настоящее время специального Туземного Управления, явилась необходимость выделить и туземные народности. Большинство отдельных народностей, населяющих Камчатскую губернию самобытность свою не утратили, и таким образом, отнесение их к туземным народностям, затруднений не встречает. Несколько другое положение занимает народность "камчадалы". Основные признаки, по которым можно было бы отличить эту народность от русских, камчадалы утратили, оставаясь в то же время аборигенами края. Возникает вопрос, должно ли распространяться положение об управлении туземными племенами также и на камчадалов. Туземный н/отдел, основываясь на ниже приведенных соображениях, полагает, что деление в административном отношении на камчадал и русских не целесообразно, и распространение положения об управлении туземными племенами на камчадалов никакой цели не достигает.

Необходимыми и основными признаками для отличия одной народности от другой, как нам известно, служат: язык, быт и экономика. По этим же признакам камчадала отделить от русских невозможно, так как разницы ни в языке, ни в быте, ни в экономике между теми и другими не существует. Нецелесообразно такое разделение еще и потому, что оно не вызывается никакой необходимостью снизу. Интересы камчадал и русских тождественны и ни в чем не сталкиваются. Стремление к разделению ни со стороны чисто русского населения, ни со стороны камчадал не наблюдаются. Если бы такое разделение было на практике проведено, то оно явилось бы искусственным и несомненно привело к отрицательным явлениям. Деление населения на русских и камчадал, произведенное сверху может нести в среду населения антагонизм. Если не имеется для этого явления причин естественных, то нужно заключить, что в жизни они создаются искусственно. Сами камчадалы в большинстве случаях называют себя русскими и весьма неохотно камчадалами. Вообще же никакое разделение, никакое отнесение камчадал к туземцам, не смогут вернуть этой народности самобытность, вернуть их к состоянию прежних ительмен и всякие попытки в этом направлении можно расценивать как не попытки сохранить самобытность этой народности, а лишь как тормоз к развитию и окончательному естественному обрусению камчадал. Принимая во внимание вышеизложенное туземный н/отдел ходатайствует об окончательном объединении во всех отношениях камчадал с русскими под одним общим названием "русских", не производя в дальнейшем между теми и другими в административном отношении разделения".

Зав. Туземным н/отделом – Слободчиков. Секретарь – Охапкин.

В настоящем документе отображена, как в зеркале вся та противоречивая ситуация, которая сложилась в среде ительменов - камчадалов и русских к 1925 году. К этому времени ассимиляция ительменов в ряде регионов Камчатки фактически завершилась и они стали жить по образу русских. Но в то же время они не русские, хотя говорят по-русски и не ительмены, хотя по крови они ительмены. В большинстве случаев они называют себя русскими и неохотно камчадалами "оставаясь в то же время аборигенами края". Ситуация, как видите сложная и противоречивая. Все это присутствует и в самом документе.

Так, например, по документу видно, что работники н/отдела вполне осознавали и понимали, что камчадалы на самом деле ительмены, но, тем не менее, они предложили объединить камчадалов с русскими, обосновав это тем, что камчадалы утратили свои основные национальные признаки и не смогут вернуться "к состоянию прежних ительмен". Недостаток этого документа и в том, что он ограничен, т.е. всю глубину этой проблемы он не охватывает, и преподносится несколько односторонне. Чтобы разрешить эту проблему они предлагают всего лишь объединить "камчадал" с русскими. Других вариантов нет. Но если более внимательно отнестись к этой проблеме, то мы увидим, что логичнее было бы объединить камчадал с ительменами, т.е. с их сородичами. Такое объединение напрашивается только потому, что ительмены и камчадалы по своему происхождению одного корня и одной и той же крови. Кроме этого такое объединение позволило бы сохранить и национальное единство всего ительменского сообщества. А потому этот вариант был бы лучшим вариантом и исторически оправданным.

Следует отметить, что и Губревком не придал этой проблеме должного и более серьезного внимания и рассмотрел ее фактически с позиции Туземного н/отдела. В постановлении говорится, что "…Вводимое положение об управлении туземными племенами на камчадал Петропавловского уезда и алеут Командорских островов не распространяется ввиду того, что эти народности утратили основные особенности по быту и экономике, мало отличаются о русских" (Протокол № 39, оп.№1, ед.хр.3). Через два года, 27 июля 1927 года, ОКР Бюро ВКП (б) рассматривает вопрос "О выполнении мероприятий комитета Севера по национальному районированию Камчатки", в Постановлении которого есть пункт и по проблеме "камчадалов" следующего содержания: "Констатировать, что та часть населения полуострова Камчатки, которая именует себя камчадалами, говорит по-русски и живет оседло, нее относятся к числу мелких туземных народностей северных окраин".

Так решалась проблема камчадалов на первом этапе, но на самом деле она так и осталась не разрешенной. В связи, с чем тихое недовольство в среде камчадалов-ительменов продолжало существовать и постепенно развиваться, в результате чего через 60 лет госчиновники были вынуждены вновь вернуться к этой проблеме.

26 апреля 1991 года Камчатский областной совет народных депутатов принимает решение по вопросу "О мерах по социальной защите малочисленных народов в период перехода к рыночным отношениям", где в п. 3 сказано: "Признать наличие в Камчатской области этнической группы - камчадалы и распространить на них все льготы, предусмотренные законодательством Камчатского областного Совета". Интересно, то их объединяли с русскими, а теперь они, как деньги, оказались в наличии.

Но "не долго нежил нас обман", 19 апреля 1994 года Камчатская областная прокуратура признает п.3 этого решения незаконным и передает Камчатскому арбитражному суду, где излагается просьба о том, чтобы п.3 вышеназванного решения признать недействительным, как противоречащий закону.

Арбитражный суд, рассмотрев данное представление прокуратуры 03.06.1994 года и принял следующее определение: "Производство по делу № 427 приостановить до разрешения вопроса, составляющего предмет иска, компетентными республиканскими органами".

К сожалению, на этот запрос арбитражного суда ответа нет, но есть другой документ - сообщение Министерства РФ по делам национальностей и региональной политике, адресованной Э.А. Мандятовой председателю Союза АНС Камчатки. В этом документе говорится, что "Институтом этнологии и антропологии РАН составлен уточненный список малочисленных народов РФ, в который включены и не учтенные при переписи народы. Полный список приведен в ст. 1 проекта "Основы законодательства РФ о правовом статусе малочисленных (аборигенных) народов России". Рабочая экспертная группа, занимавшаяся подготовкой этого законопроекта, единодушно пришла к заключению не включать в список народов этнографические группы, в том числе и ассимилировавшиеся". Таким образом, и вторая попытка разрешить национальную проблему оказалась так же неудачной, она зависла, и камчадалы вновь оказались между "небом и земле".

В последние годы ХХ столетия национальная проблема дает о себе знать дает, о себе знать еще сильнее и более настойчиво. Видимо поэтому Правительство РФ вынуждено было обратить внимание на эту проблему и приступить к ее разрешению, но теперь уже на уровне Правительства РФ.

24 марта 2000 года Правительство РФ принимает постановление № 255 "О едином перечне коренных малочисленных народов РФ". В этот перечень включены и так называемые "камчадалы". Следовательно, они признаны теперь самостоятельным народом и на государственном уровне.

Получилось как в сказке: чиновник махнул волшебной палочкой (в 1925 г.) и из двух народов получился один, махнул другой раз (в 1991 г.) и народ оказался в "наличии", а после третьего взмаха (в 2000 г.) камчадалы оказались "между небом и землей". Вроде они есть, и в то же время их как будто нет.

Если взглянуть на эти потуги властей чисто с человеческих приземленных позиций, то мы увидим, то же самое и убедимся в том, что результаты по разрешению национальной проблемы камчадалов-ительменов в конечном итоге не более чем нулевые, а их последствия очень и очень не радужные.

Главная проблема - национальный раскол ительменского народа, возникший около 300 лет назад - продолжает существовать и разрушительно воздействует на все стороны их жизни. Положение ительменов в настоящее время весьма критическое. Фактически они уже стоят на последнем рубеже своей жизни. Подтверждение этому то, что в настоящее время на земле всего 45 знатоков ительменского языка (АК № 6, 27.06.2002 г.). Кроме этого ительмены подвержены и влиянию всевластной ассимиляции, в результате которой они продолжают переходить на русский образ жизни и окончательно сливаются с русским народом.

Положение ительменского народа, как видите, очень сложное и даже опасное. Ведь с исчезновением последнего знатока ительменского народа исчезает и сам народ. Это общеизвестная истина и она должна нас насторожить и пробудить в нас само защитные силы, с помощью которой мы могли бы вырваться из "всевластной тины" и встать на путь становления, возрождения и дальнейшего развития всего ительменского сообщества.

В чем же причины того, что органы государственной власти до сих пор не могут разрешить национальную проблему ительменов-"камчадалов"? На мой взгляд, причины следующие:

1) По документам видно, что госчиновники, как в начале, так и в конце ХХ века не удосужились вникнуть в суть национальной проблемы "камчадалов" - ительменов, в ее глубины исторические истоки. Решали эту проблему, можно сказать, спонтанно и чисто техническим путем: то "объединяли", то признавали в наличии, а потом "включили в перечень…", кроме этого сам подход к разрешению этой проблемы был далеко не научным. Хотя большинство руководителей госорганов имели высшее образование, достаточно было и литературы по национальным вопросам, в т.ч. и по проблеме ительменов-камчадалов. Но, к сожалению, они этими возможностями не воспользовались. Серьезная ошибка чиновников проявилась и в том, что они никогда не учитывали мнение самого народа (подчеркиваю - народа, а не отдельных лиц-активистов) и не привлекали народ к разрешению их национальной проблемы. Поэтому они всегда оставались в стороне от этих важных дел и даже не знали - кто решает, о чем и почему принято именно такое решение, а не другое? В ряде случаев принятые решения до народа не доводились.

2) Одной из существенных причин является то, что сами ительмены - "камчадалы" почти полностью утратили такие национальные качества, как самосохранение и самозащита, что подтверждается всей историей самих ительменов. Если в первые годы после появления казаков на Камчатке они, отстаивая свою честь и независимость мужественно и храбро сражались, как могли - сопротивлялись, бунтовали и даже поднимали восстание против казаков-атласовцев, то в последние два столетия они замкнулись в себе и фактически смирились с тем, что случилось с ними. А после того, когда ительмены-камчадалы утратили свое национальное самосознание, они стали еще более покорными и послушными до безразличия.

Доказательством этому может быть ранее упоминавшийся факт, в котором говорится о том, что когда доктор Тюшов спрашивал - почему вас называют камчадалами - они отвечали: так называет нас начальство, потому и мы так называем себя. Какие-либо комментарии к этому факту не требуются.

Все эти ошибки необходимо в дальнейшем учесть. А национальные проблемы следует решать только на научной основе, с учетом мнения самого народа.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: