Поэма «Полтава»
А.С. Пушкин занимает особое место в культуре России. Он создал художественные произведения мирового уровня.
Ещё в лицейские годы Пушкин интересовался историей своей Родины.
Особый интерес Пушкин проявил к жизни и деятельности Петра I, который был его любимым героем. Став царем (1696 г.), Петр поставил перед собой задачу: усилить военную мощь России и повысить ее роль на международной арене. В результате Азовских походов (1695-1696 гг.) был занят Азов, Россия вышла на берега Азовского моря (до этих походов она имела выход только в Белое море, которое замерзало на полгода).
Для связей с Западом необходим был выход к Балтийскому морю. Для этого надо было вернуть захваченные Швецией в начале XVII в. земли. В долголетней Северной войне (1700-1721 гг.) Россия добилась победы.
Но с этим не мог смириться шведский король Карл XII, который долгое время одерживал победы над слабыми, неподготовленными войсками противника.
В 1709 году он начал поход с запада. Произошло сражение под Полтавой.
- что такое поэма?
-это большое стихотворное произведение на историческую или
героическую тему.
- Поэма «Полтава» Александром Пушкиным написана в 1828 году.
- Она посвящена Марии Волконской, дочери генерала Раевского, героя войны 1812 года, которая последовала за своим мужем-декабристом в сибирскую ссылку.
- Из чего состоит поэма?
-Поэма состоит из трех песен. В первой песне повествуется о Марии (дочери В. Л. Кочубея), украинском гетмане Мазепе и о событиях Великой Северной войны. Во второй песне рассказывается о казни Кочубея. В третьей - описывается Полтавская баталия.
- В поэме Пушкин обращается к славным страницам истории нашей родины. Смело и широко он рисует Полтавскую битву, от исхода которой зависело существование России как самостоятельного государства.
- Где происходит действие поэмы?
-Действие поэмы происходит на Украине в городе Полтава.
- Начав весной 1828 г. и вскоре бросив работу, Пушкин вернулся к поэме осенью (когда к нему обычно приходило вдохновение) и необыкновенно быстро, по его словам, "в несколько дней", закончил свою вторую по величине (после "Руслана и Людмилы") поэму.
- Пушкин придавал большое значение исторической верности описания и освещения событий в своей поэме, так же как и изображения исторических лиц в ней.
Действующие лица:
· Мазепа — украинский гетман.
· Мария Кочубей — дочь В. Л. Кочубея.
· В. Л. Кочубей — генеральный судья.
· Любовь — жена его.
· Петр Великий — русский царь.
· Карл XII — шведский король.
Перечитайте 3 песню поэмы (187-193)
План 3 песни:
1. Начало боя.
2. Появление Петра.
3. Передышка в бою.
4. Образ Петра и Карла.
5. Битва в разгаре.
6. Победа.
7. Пир Петра.
Начало боя.
- Как рисует Пушкин начало боя?
(описание боя дается с точного указания места и времени, где он произошел)
- Что здесь символизирует фраза «горит восток зарею новой»? (имеет скрытый смысл: образ зари как начало новой жизни, будет война, мы одержим победу и начнется новая, мирная жизнь; победа Востока над Западом).
- «Дым багровый кругами всходит к небесам». Почему дым багровый?
- Почему Пушкин называет шведов «сынами любимой победы»?
(Армия шведов была непобедимой, сильной, хорошо вооруженной)
- Почему поле брани называют роковым? От какого слова?
(Рок – это судьба. Исход битвы решает судьбу народа.)
- Кто такой «бог браней»?
- «Счастье боевое служить уж начинает нам». Как вы понимаете это выражение? Что оно значит? (начинает выигрывать)
(У древних римлян Марс - бог войны.)
- Кому этот Бог покровительствует?
(В данном сражении он покровительствует русским).
- Каким образом поэт достигает живости, динамичности повествования? Что использует? Какие части речи?
(Все изображается в движении, много глаголов, которые подчеркивают быстроту.)
- Давайте найдем эти глаголы.
Рассыпались, катятся, свищут, рвутся, летят, гремит, пылает, падают, тесним.
- Как поэт передает ощущение топота множества ног?
- Какое средство выразительности использует автор? (Для этого Пушкин использует звукопись).
- Что такое звукопись?
(это повтор звуков, в особенности подобранных с расчетом на звукоподражание шороху, свисту и т.п. (""...Чуть слышно, бесшумно шуршат)
- Давайте попробуем в тексте найти такое четверостишие, в котором передается ощущение топота ног.
Волнуясь, конница летит;
Пехота движется за нею
И тяжкой твердостью своею
Ее стремление крепит…
(в словах часто встречается звук т, что и создает ощущение топота)
Появление Петра I.
-Какое впечатление на вас производит Появление Петра?
(впечатление силы, величия, красоты, готовность к бою)
- Как поэт добивается этого эффекта?
(Поэт использует слова, которые уже устарели
«лик, глас»)
- Как они называются? (архаизмы)
- «Божия гроза» почему? (Петр I так же велик и неотвратим, как природное явление, и столько же непредсказуем как ее появление).
- Вдумаемся в эти слова:
Лик его ужасен.
Движенья быстры.
Он прекрасен.
- Ужасен – прекрасен. Это что? (антонимы)
- Для чего поэт использует антонимы при описании Петра Великого? (показать со всех сторон)
- С какой целью Пушкин употребляет короткие предложения для описания Петра? (Для того, чтобы подчеркнуть его решимость, стремительность в действиях).
- А что можно сказать о коне Петра? (такой же как и Петр. Гордится могущим седоком).
Началась передышка в бою.
- С чем сравнивается образ битвы?
(«Как пахарь битва отдыхает». Битва - дело народное, трудное, как труд пахаря.)
-Обратите внимание на образ пушек. С кем они сравниваются? (они сравниваются с дикими голодными зверями, уносящими жизни людей).
Образы Петра и Карла.
- Заполните таблицу (слова характеризующие правителей, описание внешности, речь):
- Как изображается появление Петра I перед своими войнами?
(он «могущ и радостен, как бой», в окружении своих друзей и соратников)
- А теперь посмотрим, как Пушкин представляет нам Карла XII?
- Какой прием использует автор? (антитеза - противопоставление)
- А как вы думаете, каким вообще должен быть настоящий воин? Какие качества ему должны быть присущи? (патриотизм, верность своему делу, отвага, мужество, смелость, хладнокровие, выносливость, стремление к победе над противником, самопожертвование)
- А кто является для воинов примером для подражания? На кого они равняются? (на царя, предводителя).
- Сравнивая Петра и Карла, чьи войска одержат победу и почему?
- С какой целью автор использует такое большое количество знаков препинания в тексте, в котором описывает Карла?(чтобы читатель смог представить Карла, увидеть его безнадежность).
- Как вы понимаете выражение:
«смущенный взор изобразил необычайное волненье.
Казалось, Карла приводил
Желанный бой в недоуменье»?
- Итак, Каким изображен Петр? (Петр уверен в своих силах и в стремлении завоевать победу; внушает эту уверенность своим солдатам).
- А Карл? (Карл слабый, больной человек, который не желает уже ничего и готов отступить без боя. Его уже не интересует исход сражения).
- А для чего автор использует антитезу? (Противопоставление двух полководцев указывает на исход битвы. Карл напуган могуществом Петра. Было 9 часов утра. Шведы начали сражение первыми. Упорный бой длился два часа).
Описание разгара битвы.
- Какими звуками поэт помогает нам услышать гул сражения, звуковой образ боя создает? (клики, срежет, гром, топот, ржанье, стон; сочетание звуков р, ж, т, создает звуковой образ боя, жужжания клинков и штыков)
- Заполните таблицу:
Выбрать глаголы, передающие напряженность, стремительность боя.
(рубятся, прыгают, разят, роют, шипят, колет, рубит, режет.)
Выбрать существительные, описывающие бой
- Какой смысл несет в себе заключительная строка: «И смерть и ад со всех сторон»?
Описание победы.
- Какие чувства передает нам автор? Как он это делает, с помощью чего?
(ряд восклицательных знаков: восторг, радость, победа.)
- Почему автор сравнивает падших с саранчой?
- Какие чувства испытывает Петр?
Описание пира.
- За каких учителей поднимает кубок Петр I?
(Петр поднимает кубок за шведов, которые неоднократно наносили поражения неопытной русской армии, таким образом преподали полезные уроки).
- Каково отношение Петра к проигравшим противникам и о чем оно говорит?
(Угощает вождей чужих и славных пленников ласкает).
Чувствуется великодушие русского царя к шведам, к их поражению, и уважение к достойному противнику.
Подведение итога:
- Каким должен быть настоящий воин? Воины времен Петра таковыми являлись?
- А каким должен быть царь? Кем он должен быть? Когда за ним пойдут воины? (примером)
- А кого из вас присутствуют какие-либо вышеперечисленные качества?
- Вы бы пошли защищать Родину?
- Пушкин воспринимает себя и нас, читателей, в единстве с историей страны: «теснили мы шведов рать за ратью».
- Мы – это Россия, наш каждый шаг – это шаг государства, и вы – ее будущее, в ответе за благо Родины!
Домашнее задание.
Написать отзыв о поэме «Полтава»
Название, автор.
* Тема и основная мысль произведения.
* Где и когда происходят события, изображенные в произведении?
* Какие места в книге произвели на вас наибольшее впечатление?
* Кто из героев особенно понравился и почему?
* Язык произведения (что запомнилось, показалось необыкновенным, оригинальным, интересным).
* Чем обогатила вас книга, какие раздумья вызвала?
* Какую роль сыграли иллюстрации, предисловие, послесловие для лучшего понимания произведения?