Началась передышка в бою.




Поэма «Полтава»

 

А.С. Пушкин занимает особое место в культуре России. Он создал художественные произведения мирового уровня.
Ещё в лицейские годы Пушкин интересовался историей своей Родины.

Особый интерес Пушкин проявил к жизни и деятельности Петра I, который был его любимым героем. Став царем (1696 г.), Петр поставил перед собой задачу: усилить военную мощь России и повысить ее роль на международной арене. В результате Азов­ских походов (1695-1696 гг.) был занят Азов, Россия вышла на берега Азовского моря (до этих походов она имела выход только в Белое море, которое замерзало на полгода).

Для связей с Западом необходим был выход к Балтийскому морю. Для этого надо было вернуть захваченные Швецией в начале XVII в. земли. В долголетней Северной войне (1700-1721 гг.) Россия добилась победы.

Но с этим не мог смириться шведский король Карл XII, кото­рый долгое время одерживал победы над слабыми, неподготовлен­ными войсками противника.

В 1709 году он начал поход с запада. Произошло сражение под Полтавой.
- что такое поэма?

-это большое стихотворное произведение на историческую или

героическую тему.

- Поэма «Полтава» Александром Пушкиным написана в 1828 году.
- Она посвящена Марии Волконской, дочери генерала Раевского, героя войны 1812 года, которая последовала за своим мужем-декабристом в сибирскую ссылку.
- Из чего состоит поэма?

-Поэма состоит из трех песен. В первой песне повествуется о Марии (дочери В. Л. Кочубея), украинском гетмане Мазепе и о событиях Великой Северной войны. Во второй песне рассказывается о казни Кочубея. В третьей - описывается Полтавская баталия.

- В поэме Пушкин обращается к славным страницам истории нашей родины. Смело и широко он рисует Полтавскую битву, от исхода которой зависело существование России как самостоятельного государства.

- Где происходит действие поэмы?

-Действие поэмы происходит на Украине в городе Полтава.

- Начав весной 1828 г. и вскоре бросив работу, Пушкин вернулся к поэме осенью (когда к нему обычно приходило вдохновение) и необыкновенно быстро, по его словам, "в несколько дней", закончил свою вторую по величине (после "Руслана и Людмилы") поэму.

- Пушкин придавал большое значение исторической верности описания и освещения событий в своей поэме, так же как и изображения исторических лиц в ней.

 

Действующие лица:

· Мазепа — украинский гетман.

· Мария Кочубей — дочь В. Л. Кочубея.

· В. Л. Кочубей — генеральный судья.

· Любовь — жена его.

· Петр Великий — русский царь.

· Карл XII — шведский король.

Перечитайте 3 песню поэмы (187-193)

 

 

План 3 песни:

1. Начало боя.

2. Появление Петра.

3. Передышка в бою.

4. Образ Петра и Карла.

5. Битва в разгаре.

6. Победа.

7. Пир Петра.

 

Начало боя.

- Как рисует Пушкин начало боя?

(описание боя дается с точного указания места и времени, где он произошел)

- Что здесь символизирует фраза «горит восток зарею новой»? (имеет скрытый смысл: образ зари как начало новой жизни, будет война, мы одержим победу и начнется новая, мирная жизнь; победа Востока над Западом).

- «Дым багровый кругами всходит к небесам». Почему дым багровый?

- Почему Пушкин называет шведов «сынами любимой победы»?

(Армия шведов была непобедимой, сильной, хорошо вооруженной)

- Почему поле брани называют роковым? От какого слова?

(Рок – это судьба. Исход битвы решает судьбу народа.)

- Кто такой «бог браней»?

- «Счастье боевое служить уж начинает нам». Как вы понимаете это выражение? Что оно значит? (начинает выигрывать)

(У древних римлян Марс - бог войны.)

- Кому этот Бог покровительствует?

(В данном сражении он покровительствует русским).

- Каким образом поэт достигает живости, динамичности повествования? Что использует? Какие части речи?

(Все изображается в движении, много глаголов, которые подчеркивают быстроту.)

- Давайте найдем эти глаголы.

Рассыпались, катятся, свищут, рвутся, летят, гремит, пылает, падают, тесним.

- Как поэт передает ощущение топота множества ног?

- Какое средство выразительности использует автор? (Для этого Пушкин использует звукопись).

- Что такое звукопись?

(это повтор звуков, в особенности подобранных с расчетом на звукоподражание шороху, свисту и т.п. (""...Чуть слышно, бесшумно шуршат)

- Давайте попробуем в тексте найти такое четверостишие, в котором передается ощущение топота ног.

 

Волнуясь, конница летит;

Пехота движется за нею

И тяжкой твердостью своею

Ее стремление крепит…

(в словах часто встречается звук т, что и создает ощущение топота)

Появление Петра I.

-Какое впечатление на вас производит Появление Петра?

(впечатление силы, величия, красоты, готовность к бою)

- Как поэт добивается этого эффекта?

(Поэт использует слова, которые уже устарели

«лик, глас»)

- Как они называются? (архаизмы)

- «Божия гроза» почему? (Петр I так же велик и неотвратим, как природное явление, и столько же непредсказуем как ее появление).

- Вдумаемся в эти слова:

Лик его ужасен.

Движенья быстры.

Он прекрасен.

- Ужасен – прекрасен. Это что? (антонимы)

- Для чего поэт использует антонимы при описании Петра Великого? (показать со всех сторон)

- С какой целью Пушкин употребляет короткие предложения для описания Петра? (Для того, чтобы подчеркнуть его решимость, стремительность в действиях).

- А что можно сказать о коне Петра? (такой же как и Петр. Гордится могущим седоком).

Началась передышка в бою.

- С чем сравнивается образ битвы?

(«Как пахарь битва отдыхает». Битва - дело народное, трудное, как труд пахаря.)

-Обратите внимание на образ пушек. С кем они сравниваются? (они сравниваются с дикими голодными зверями, уносящими жизни людей).

Образы Петра и Карла.

- Заполните таблицу (слова характеризующие правителей, описание внешности, речь):

- Как изображается появление Петра I перед своими войнами?

(он «могущ и радостен, как бой», в окружении своих друзей и соратников)

- А теперь посмотрим, как Пушкин представляет нам Карла XII?

- Какой прием использует автор? (антитеза - противопоставление)

- А как вы думаете, каким вообще должен быть настоящий воин? Какие качества ему должны быть присущи? (патриотизм, верность своему делу, отвага, мужество, смелость, хладнокровие, выносливость, стремление к победе над противником, самопожертвование)

- А кто является для воинов примером для подражания? На кого они равняются? (на царя, предводителя).

- Сравнивая Петра и Карла, чьи войска одержат победу и почему?

- С какой целью автор использует такое большое количество знаков препинания в тексте, в котором описывает Карла?(чтобы читатель смог представить Карла, увидеть его безнадежность).

- Как вы понимаете выражение:

«смущенный взор изобразил необычайное волненье.

Казалось, Карла приводил

Желанный бой в недоуменье»?

 

- Итак, Каким изображен Петр? (Петр уверен в своих силах и в стремлении завоевать победу; внушает эту уверенность своим солдатам).

 

- А Карл? (Карл слабый, больной человек, который не желает уже ничего и готов отступить без боя. Его уже не интересует исход сражения).

- А для чего автор использует антитезу? (Противопоставление двух полководцев указывает на исход битвы. Карл напуган могуществом Петра. Было 9 часов утра. Шведы начали сражение первыми. Упорный бой длился два часа).

Описание разгара битвы.

- Какими звуками поэт помогает нам услышать гул сражения, звуковой образ боя создает? (клики, срежет, гром, топот, ржанье, стон; сочетание звуков р, ж, т, создает звуковой образ боя, жужжания клинков и штыков)

- Заполните таблицу:

Выбрать глаголы, передающие напряженность, стремительность боя.

(рубятся, прыгают, разят, роют, шипят, колет, рубит, режет.)

 

Выбрать существительные, описывающие бой

- Какой смысл несет в себе заключительная строка: «И смерть и ад со всех сторон»?

 

Описание победы.

- Какие чувства передает нам автор? Как он это делает, с помощью чего?

(ряд восклицательных знаков: восторг, радость, победа.)

- Почему автор сравнивает падших с саранчой?

- Какие чувства испытывает Петр?

Описание пира.

- За каких учителей поднимает кубок Петр I?

(Петр поднимает кубок за шведов, которые неоднократно наносили поражения неопытной русской армии, таким образом преподали полезные уроки).

- Каково отношение Петра к проигравшим противникам и о чем оно говорит?

(Угощает вождей чужих и славных пленников ласкает).

Чувствуется великодушие русского царя к шведам, к их поражению, и уважение к достойному противнику.

 

Подведение итога:

- Каким должен быть настоящий воин? Воины времен Петра таковыми являлись?

- А каким должен быть царь? Кем он должен быть? Когда за ним пойдут воины? (примером)

- А кого из вас присутствуют какие-либо вышеперечисленные качества?

- Вы бы пошли защищать Родину?

- Пушкин воспринимает себя и нас, читателей, в единстве с историей страны: «теснили мы шведов рать за ратью».

- Мы – это Россия, наш каждый шаг – это шаг государства, и вы – ее будущее, в ответе за благо Родины!

Домашнее задание.

Написать отзыв о поэме «Полтава»

 

 

Название, автор.
* Тема и основная мысль произведения.
* Где и когда происходят события, изображенные в произведении?
* Какие места в книге произвели на вас наибольшее впечатление?
* Кто из героев особенно понравился и почему?
* Язык произведения (что запомнилось, показалось необыкновенным, оригинальным, интересным).
* Чем обогатила вас книга, какие раздумья вызвала?
* Какую роль сыграли иллюстрации, предисловие, послесловие для лучшего понимания произведения?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: