Долгосрочный информационно - творческий проект «Дети и дорога»
Автор проекта: Кожевникова В.Г., воспитатель МБДОУ №6 «Рябинка».
Целевая группа: проект предназначен для детей от 4 до 5 лет.
Проект:
- по характеру контактов – открытый;
- по количеству участников – групповой
В работе над проектом участвуют:
- дети от 4 до 5 лет;
- воспитатель;
- родители (законные представители) воспитанников.
Актуальность проекта: Ежегодно на дорогах нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, гибнут в ДТП около 2000 детей, более 20000 получают травмы. Именно поэтому профилактика дорожно-транспортного травматизма остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.
Все исследователи отмечают, что работа по изучению правил безопасного поведения должна проводиться в тесном контакте с родителями, но не всегда родители знают, как и какие знания необходимо дать детям и не уделяют этому время.
Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
Дети дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров.
Проблема: отсутствие практических навыков безопасного поведения детей на дороге.
Цель: Формирование практических навыков безопасного поведения на дорогах у детей пятого года жизни через использование разных видов деятельности.
Задачи:
1.Познакомить детей с разными видами транспорта (водный, воздушный, наземный).
2.Обобщать и расширять знания детей о правилах дорожного движения.
3.Уточнить и расширить представления детей об основных видах транспорта (автомобиль, поезд, электричка, автобус, трамвай, троллейбус).
4.Расширять знания детей о профессии водитель, пилот, машинист, тракторист.
5.Развивать у детей чувства контроля и самоконтроля. Воспитывать привычку соблюдать правила дорожного движения
6.Формировать у детей осознанное отношение к соблюдению правил дорожного движения.
7.Развивать память, речь, логическое мышление, внимание, самооценку,
8. Укрепить связи между детским садом и семьёй в вопросах формирования у детей правил поведения на дороге.
Масштаб: группа детей от 4 до 5 лет (24 воспитанника)
Длительность: октябрь 2014г – май 2015г.
План действий
Подготовительный этап: срок с 1.10.2014г.- 12.10.2014г.
Мероприятия | ответственные |
Подборка литературы по данной теме | Воспитатель |
Составление плана работы | |
Изготовление дидактических игр по данной теме | |
Приобретение наглядного материала (плакатов, иллюстраций, картин, фотографий) | |
Подготовка материала для работы с родителями |
Основной этап: срок с 13.10.14г.- 31.03.15г.
Выполнение плана работы по проекту
Мероприятия | Ответственные |
Беседы с детьми о правилах дорожного движения | Воспитатель Родитель |
Пополнение развивающей среды группы по формированию у детей навыков правил дорожного движения | Воспитатель Родитель |
Чтение художественной литературы по теме проекта. | Воспитатель |
Ситуативные разговоры с детьми, игровые ситуации по соблюдению правил дорожного движения. | Воспитатель Родитель |
Разучивание стихов, потешек, песен о правилах дорожного движения. | Воспитатель Родитель |
Оформление книжного уголка «Дорога и мы». | Воспитатель Родитель |
Рассматривание сюжетных картин по соблюдению правил дорожного движения. | Воспитатель |
Сюжетно ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры по теме проекта. | Воспитатель |
Заключительный этап: 1.04.2015г. – 29.05.2015г.
Мероприятия | Срок исполнения |
Выставка рисунков и поделок по теме «Дорога и мы». | 1.04.15г.- 30.04.15г. |
Организация выставки книг Моя самая первая энциклопедия «Автомобили»; энциклопедия «История транспорта». | 12.05.2015г. |
Фотовыставка «Как мы учим правила движения». | 19.05.2015г. |
План взаимодействия с родителями:
- Памятка для родителей «Азбука дорожной безопасности».
- Оформить родительский уголок по теме.
- Консультация для родителей «Родителям о правилах дорожного движения».
- Рекомендации для родителей «Школа безопасности».
- Памятка родителям «Ребёнок переходит улицу».
План работы по проекту
Содержание работы | Срок исполнения |
Знакомство с устройством проезжей части, опасные участки на пешеходной части улицы, Загадывание загадок по теме проекта. | Октябрь вторая неделя |
Беседа: «Что обозначают сигналы светофора», познакомить с различными видами светофоров (светофоры с кнопками, которые включают сами пешеходы, устанавливают в тех местах, где движение транспорта очень оживлённое, и пешеходов, переходящих улицу, бывает мало, светофор со звуковым сигналом для людей с нарушением зрения.) | Октябрь третья неделя |
Конструирование «Машина». Дидактическиеигры: «На воде, в воздухе, на земле» «Сложи картинку»; «Угадай вид транспорта»; «Как избежать неприятностей» «Кто, чем управляет», «Найди такой же знак». | Октябрь четвёртая неделя |
Рассматривание иллюстраций: «Виды транспорта», «Профессиональный транспорт», «Дорожные знаки» «Улица города», «Дорожные знаки». | Ноябрь первая неделя |
Памятка для родителей «Азбука дорожной безопасности». | Ноябрь вторая неделя |
Чтение художественной литературы «Светофор» (Житков Е.) «Школа пешехода» Кривич «Автомобиль» (Носов Н.) «Светофор» Кожевников В. «Пассажир» (Дорохов А) «Дядя Степа – милиционер. Моя улица. Велосипедист»; (Михалков С.) | Ежедневно |
Сюжетно-ролевая игра «Поезд». | Ноябрь третья неделя |
Художественно-эстетическое творчество - раскрашивание «Разные виды транспорта». | Ноябрь четвёртая неделя |
Загадывание загадок, чтение стихов о транспорте, дорожных знаках. Показать детям, что знаки различают не только изображением, но и размером, формой, цветом. | Декабрь первая неделя |
Беседа: «Поведение в транспорте, на дороге». | Ежедневно |
Аппликация «Светофор». | Декабрь вторая неделя |
Сюжетно-ролевые игры:«Водители и пешеходы», «Волшебный светофор» «Автобус», «Транспорт», «Мы шоферы» | Еженедельно |
Работа по картинкам (картотека). Рассказ о видах транспорта (воздушный, сухопутный, морской). | Декабрь третья неделя |
Обсуждение различных опасных ситуаций, которые могут возникнуть при играх во дворе дома. | Декабрь четвёртая неделя |
Чтение стихов «Светофор» (М. Пляцковский). | Январь вторая неделя |
Беседа по картине «Правильно переходим дорогу», «Мой друг светофор». Задачи: расширять представления детей о видах транспорта, его назначении. Учить делать простейшие обобщения. Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения, их значения. | Январь третья неделя |
Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Угадай по описанию», «Разрезные картинки», «Назови ласково», «Летает, не летает», «Сравни», «Какой, какая», «Кто, чем управляет». | Январь четвёртая неделя |
Беседа «Разный транспорт». | Февраль первая неделя |
Подвижная игра «Трамвай». Цель: учить детей следовать правилам игры. Задачи: развивать способность ориентироваться в пространстве, быстроту реакции на звуковой сигнал | Февраль вторая неделя |
Беседа: «Какие дорожные знаки вы знаете? Для кого предназначены дорожные знаки?», «Что обозначают сигналы светофора», «Зачем нужны дорожные знаки». | Февраль третья неделя |
Лепка«Транспорт»; «Моя улица». | Февраль четвёртая неделя |
Игры: «Азбука пешехода», «Виды перекрёстков», «Внимание! Дорога», «Домино» (дорожные знаки), «Дорожные знаки». | Март первая неделя |
Чтение рассказов: «Рассказ о маленьком автомобильчике» Л. Берг, «Светик – трехцветик» Т. Александрова. Чтение стихотворений: «Жил на свете самосвал» А. Барто, «Ветер по морю гуляет» А. Пушкин, «Папин праздник самый главный» С. Маршак. | Март вторая неделя |
Рассматривание иллюстраций «Катание на велосипеде (самокате, роликах) в черте города» Н.Н.Авдеева, Р.Б.Стеркина; «Опасные участки на пешеходной части улицы» Н.Н.Авдеева, Р.Б.Стеркина. | Март третья неделя |
Обсуждение «Светофор и его сигналы». | Март четвёртая неделя |
Рисование «Придумай свой дорожный знак». Выставка рисунков и поделок по теме «Дорога и мы». | Апрель первая неделя |
Беседа «Кто работает на транспорте». | Апрель вторая неделя |
Ситуация: «Будь осторожен на дороге». Задачи: Формировать элементарные правила поведения на дорогах. | Апрель третья неделя |
Настольный театр «Кораблик». Задача: учить детей слушать сказку в инсценированном варианте. | Апрель четвёртая неделя |
Аппликация: «Машина», «Светофор». Задача: приобщать детей к искусству аппликации. Формировать интерес к этому виду деятельности. Организация выставки книг Моя самая первая энциклопедия «Автомобили»; энциклопедия «История транспорта». | Май вторая неделя |
Дидактическая игра: «Гараж для автомобиля», «Светофор», «Трактор и машина», «Пешеходный переход». Задачи: Побуждать детей к конструированию, развивать умение использовать свои постройки в игре, продолжать учить различать предметы по размеру. Фотовыставка «Как мы учим правила движения». | Май третья неделя |
Игровые упражнения: «Азбука пешехода», «Внимание! Дорога», «Учись быть пешеходом» «Красный, жёлтый, зелёный». | Май четвёртая неделя |
Интеграция образовательных областей
№ | Образовательные области | Содержание |
Социально-коммуникативное развитие | Беседа " Кто работает на транспорте", «Какие дорожные знаки вы знаете? Для кого предназначены дорожные знаки?», «Что обозначают сигналы светофора», «Зачем нужны дорожные знаки». Обсуждение «Светофор и сигналы». Рассматривание сюжетных картин и семейных фотографий. Рассматривание иллюстраций «Катание на велосипеде (самокате, роликах) в черте города» Н.Н.Авдеева, Р.Б.Стеркина; «Опасные участки на пешеходной части улицы» Н.Н.Авдеева, Р.Б.Стеркина. Беседа «Разный транспорт». Беседа по картине «Правильно переходим дорогу», «Мой друг светофор». | |
Познавательное развитие | Игры: «Азбука пешехода», «Виды перекрёстков», «Внимание! Дорога», «Домино» (дорожные знаки), «Дорожные знаки». Дидактическая игра: «Гараж для автомобиля», «Светофор», «Трактор и машина», «Пешеходный переход». Настольный театр «Кораблик». Задача: учить детей слушать сказку в инсценированном варианте. Работа по картинкам (картотека). Рассказ о видах транспорта (воздушный, сухопутный, морской). | |
Речевое развитие | Рассматривание сюжетных картин, иллюстраций, фотографий, игры ситуации, Дидактические игры, упражнения. Чтение рассказов, стихотворений. | |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование, аппликация и лепка по данной теме. Лепка«Транспорт»; «Моя улица». Аппликация: «Машина», «Светофор». Рисование «Придумай свой дорожный знак». | |
Физическое развитие | Сюжетные комплексы общие развивающие упражнения. | |
Развитие игровой деятельности | Дидактические игры: «На воде, в воздухе, на земле» «Сложи картинку»; «Угадай вид транспорта»; «Как избежать неприятностей» «Кто, чем управляет», «Найди такой же знак». Дидактическая игра: «Гараж для автомобиля», «Светофор», «Трактор и машина», «Пешеходный переход». |
Ожидаемые результаты
Дети должны:
- Знать виды транспорта;
- Применять правила дорожного движения на дороге, тротуаре;
- Закрепить представления о проезжей части, о переходе, дорожных знаках;
- Иметь знания о правилах для пешеходов и пассажиров и культуре поведения в транспорте;
- Закрепить знания о видах транспорта;
- Иметь навыки дисциплины, осторожности, предвидения опасности на дороге не переходящие в чувство боязни и страха.
Список литературы:
1.Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2004.
2.Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
3.Добрякова В.А., Борисова Н.В., Панина Т.А., Уклонская С.А. Три сигнала светофора. Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. Книга для воспитателеля детского сада. – М.: Просвещение, 1989.
4.Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
5.Киселёва Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2006.
6.Коган М.С. Правила дорожные знать каждому положено. Познавательные игры с дошколятами и школьниками. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2007.
7.Разинина И.Ф., методист МОУ ДОД «Центр детского творчества «Юность» г.Тамбова Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении.
8.Рыбкина Н.В., зав. кафедрой социально-культурной деятельности Института искусств ТГУ им. Г.Р.Державина, к.п.н.,доцент. Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении.
9.Степененкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1979.
10.Хромцева Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
9.Хромцева Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице. Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2007.