Источники правового регулирования биржевой деятельности




 

Действующее биржевое законодательство не отличается единством и последовательностью. Одна из основных причин такого положения - отсутствие единого законодательного акта кодифицированного или консолидированного типа. В юридической литературе уже было высказано мнение о целесообразности принятия единого российского закона о биржевой деятельности. Действительно, в названном законе необходимо установить общие требования к деятельности бирж независимо от их вида. Полагаем, разработка Биржевого кодекса вполне вписывается в современный процесс кодификации российского законодательства.

Биржевое законодательство представляет собой раздел предпринимательского законодательства, а потому содержит общие признаки последнего. Отличительная черта биржевого законодательства - его комплексный характер. Биржевое законодательство содержит нормы гражданского, административного, финансового, налогового права и др.

В настоящее время развитие биржевого законодательства идет по пути издания законов, посвященных отдельным видам биржевой деятельности. В этом направлении первым был принят Закон о товарных биржах, в текст которого неоднократно вносились изменения и дополнения. Однако и сейчас в Законе можно встретить нормы, противоречащие Гражданскому кодексу. Так, п. 6 ст. 14 Закона допускает возможность передачи или продажи свидетельств (титулов) собственности на долю уставного капитала биржи. Не согласуется с Гражданским кодексом (ст. 607) правило Закона (п. 7 ст. 14), согласно которому члены биржи вправе сдавать в аренду свое право на участие в биржевой торговле одному юридическому или физическому лицу.

Правовому регулированию деятельности фондовых бирж посвящен Закон о рынке ценных бумаг (гл. 3). Закон о валютном регулировании (ст. 1, п. 8 ст. 12, п. 4, 5 ст. 22) и Закон о Центральном банке (ст. 4, 97) устанавливают правовые основы деятельности валютных бирж.

Перечисленные законодательные акты формируют три относительно самостоятельных системы правового регулирования отношений, возникающих в сферах деятельности соответственно товарных, фондовых и валютных бирж. При этом наблюдаются принципиально различные подходы в регламентации процедуры создания, деятельности бирж, существенно отличаются требования, предъявляемые к участникам биржевой торговли, их правовому статусу, не совпадают многочисленные квалифицирующие признаки и понятийный аппарат, используемые законодателем, и пр. Такой подход вряд ли можно назвать оправданным.

В сфере биржевой деятельности заметную роль играют подзаконные нормативные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные, местные и локальные акты).

Например, относительно товарных бирж - постановление Правительства от 24 февраля 1994 г. № 152 «Об утверждении Положения о порядке лицензирования деятельности товарных бирж на территории Российской Федерации, Положения о государственном комиссаре на товарной бирже» (в ред. от 21 марта 2005 г. № 148). Важным подзаконным нормативным документом, регламентирующим деятельность фондовых бирж, является приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 15 декабря 2004 г. № 04-1245 / пз-н «Об утверждении Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг». Положение о порядке и условиях проведения торгов иностранной валютой за российские рубли на единой торговой сессии межбанковских валютных бирж, утвержденное Центральным банком РФ 16 июня 1999 г. № 77-П (в ред. от 30 марта 2004 г. 1413-У), - один из основных подзаконных нормативных актов, регулирующих отношения в сфере деятельности валютных бирж.

В системе биржевого законодательства особое место принадлежит актам локального регулирования, которые в зависимости от характера содержащихся в них предписаний подразделяются на нормативные и индивидуальные. Если локальные нормативные акты содержат общеобязательные нормы, то индивидуальные издаются в целях регулирования поведения конкретного индивида. Например, положение о премировании работников биржи – это нормативный правовой акт, а к индивидуальным правовым актом следует отнести приказ руководителя биржи о премировании конкретных работников. Возникающие внутрибиржевые отношения неоднородны. Это прежде всего отношения, складывающиеся по поводу правового статуса самой биржи, ее структурных подразделений (отделов, секций и др.). Обособленную группу образуют отношения принадлежности имущества структурного подразделения биржи. Имущество, закрепленное за внутренними структурными подразделениями, находится у них во внутрихозяйственном управлении.

Внутрибиржевые управленческие отношения складываются между биржей в целом и ее структурными звеньями. В данной области осуществляются, например, внутрибиржевое планирование и прогнозирование.

Центральное место в системе внутрибиржевых отношений занимает организация биржевой торговли. Она (организация) регулируется также актами локального действия (например, правилами биржевой торговли).

Еще одну группу образуют отношения, которые связаны с рассмотрением внутрибиржевых споров между участниками биржевых сделок. Соответствующие локальные (корпоративные) правовые акты регламентируют порядок (процедуру) рассмотрения таких споров, полномочия биржевой арбитражной комиссии (третейского суда) и т. д.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: