Согласно ст. 34 Закона о товарных биржах функции по контролю и надзору за деятельностью товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров осуществляет федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков.
Федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков (в настоящее время - Федеральная служба по финансовым рынкам): выдает лицензии на организацию биржевой торговли; осуществляет или контролирует лицензирование биржевых посредников, биржевых брокеров; контролирует соблюдение законодательства о биржах; рассматривает жалобы участников биржевой торговли на злоупотребления и нарушение законодательства в биржевой торговле.
Этот федеральный орган исполнительной власти вправе: отказать бирже в выдаче лицензии на организацию биржевой торговли в случае несоответствия ее учредительных документов и правил биржевой торговли требованиям, установленным п. 2 ст. 12 настоящего Закона, а также отложить выдачу этой лицензии при нарушении Положения о лицензировании товарных бирж; аннулировать выданную бирже лицензию или приостановить ее действие, если биржа нарушает законодательство; направить бирже обязательное для исполнения предписание об отмене или изменении положений учредительных документов, правил биржевой торговли, решений общего собрания членов биржи и других органов управления биржей или прекращении деятельности, которая противоречит законодательству; назначать государственного комиссара на биржу; организовывать по согласованию с органами финансового контроля Российской Федерации аудиторские проверки деятельности бирж и биржевых посредников и др. (ст. 35 Закона о товарных биржах).
|
Для осуществления непосредственного контроля за соблюдением товарной биржей и биржевыми посредниками законодательства предусмотрен институт государственного комиссара на товарной бирже (ст. 37 Закона о товарных биржах). Основная цель деятельности государственного комиссара - содействие развитию конкуренции в биржевой торговле посредством обеспечения соблюдения прав всех участников биржевой торговли и предотвращения любых форм дискриминации какого-либо участника биржевой торговли. Государственный комиссар не вправе принимать самостоятельные решения, обязательные к исполнению. Закон о товарных биржах (ст. 36) устанавливает санкции за нарушение законодательства, регулирующего деятельность товарных бирж. К ним относятся, в частности: приостановка действия лицензии, выданной бирже, на срок до трех месяцев; аннулирование лицензии на организацию биржевой торговли, если биржа продолжает нарушать закон. Данные санкции по своей юридической природе являются административно-правовыми; они применяются Федеральной службой по финансовым рынкам при осуществлении контрольно-надзорных функций.
Применительно к фондовым биржам надо применять разд. V Закона о рынке ценных бумаг. Статья 38 Закона посвящена основам регулирования рынка ценных бумаг. Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется путем:
а) установления обязательных требований к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов;
б) государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;
|
в) лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;
г) создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
д) запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.
Общие положения, полномочия, организация деятельности Федеральной службы по финансовым рынкам содержатся в постановлении Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 317 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам» (в ред. от 14 декабря 2006 г. № 767). В частности, Федеральная служба по финансовым рынкам: разрабатывает и утверждает единые требования к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами; устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, нормы допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу; разрабатывает рекомендации по подготовке регламентов деятельности и функционирования фондовых бирж; назначает инспекторов для контроля за деятельностью фондовых бирж и отзывает их; запрещает или ограничивает на срок до шести месяцев проведение профессиональным участником отдельных операций на рынке ценных бумаг (ст. 42, 44, 44.1 Закона о рынке ценных бумаг).
Заключение
Таким образом, в зависимости от объекта обращения, можно выделить: товарный рынок, рынок финансовых услуг, рынок нематериальных благ, рынок рабочей силы. В целях характеристики хозяйственно-правового понятия «рынок» все его объекты можно объединить понятием товара как продукта деятельности, предназначенного для продажи или обмена.
|
Понимание рынка как сферы обращения предопределяет необходимость задания его внешних параметров. В нормативных правовых актах такие параметры определяются через географические и продуктовые границы.
Под продуктовыми границами рынка понимают группу (набор) взаимозаменяемых товаров. Определение продуктовых границ рынка представляет собой процедуру определения товара (его потребительских свойств), товаров-заменителей и формирования товарной группы (группы товаров, рынки которых расцениваются как один товарный рынок). В основе определения продуктовых границ лежит мнение покупателей о взаимозаменяемости товаров.
Географические (территориальные) границы рынка - это территория, на которой покупатели могут приобрести данный товар и не имеют такой возможности за ее пределами. Географические границы определяются экономическими, технологическими и административными барьерами, ограничивающими возможность у части покупателей приобрести данный товар на рассматриваемой территории. При определении географических границ учитываются многие факторы, в частности:
- возможность перемещения товара между территориями;
- доступность транспортных средств для перемещения покупателя к продавцу;
- отсутствие на данной территории административных ограничений на ввоз или вывоз товаров;
- сопоставимый уровень цен на соответствующие товары внутри границ этого рынка.
По критерию географических границ рынок можно разделить на местный, региональный, межрегиональный, общероссийский.
Структура рынка характеризуется количественными и качественными показателями. Количественными показателями являются:
1) численность продавцов, действующих на данном рынке;
2) доли, занимаемые продавцами на рынке;
3) показатели рыночной концентрации.
К числу качественных показателей относятся:
1) наличие или отсутствие барьеров выхода на рынок для потенциальных конкурентов, степень их преодолимости. При этом потенциальными конкурентами могут считаться хозяйствующие субъекты, которые:
- имеют материально-техническую базу, кадры и технологии для изготовления данного товара, но по разным причинам не реализуют эти возможности;
- изготовляют данный товар, но не продают его на территории данного товарного рынка;
2) открытость рынка для межрегиональной и международной торговли.
Сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризующих структуру рынка, позволяют определить его тип. Так, различают типы рынка в зависимости:
- от концентрации (выделяются высококонцентрированные, умеренно концентрированные и низкоконцентрированные рынки);
- от развитости или неразвитости состояния конкурентной среды.
Итак, определение границ, структуры и тип рынка необходимо для разработки соответствующим государственным органом системы мер, направленных на его регулирование в целях поддержания конкурентной среды, создания условий для удовлетворения спроса и предложения субъектов.
Список литературы
1. Бессарабов Д.В. Правовое положение субъектов рынка ценных бумаг. Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2008.
2. Ершова, И.В. Предпринимательское право: учебник/ Инна Е80 Владимировна Ершова. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - М.: ИД «Юриспруденция», 2008.
3. Предпринимательское право России: учеб. / В.С. Белых, П71 Г.Э. Берсункаев, С.И. Виниченко; отв. ред. В. С. Белых. - М.: Проспект, 2009.
4. Предпринимательское право России; конспект лекций. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2007.
5. Гущин В.В.; Дмитриев Ю.А. Российское предпринимательское право: Учебник. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.