Дополнительная образовательная программа
«Путешествие в страну Предпринимательства»
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………………………………...……2
1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………..……....2
1.2. Планируемые результаты освоения программы……………………………………………..3
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ………………………………………………….………………...4
2.1. Учебно-тематический план I-II года обучения………………………….……..………….....4
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ……………………………………………………...…………..7
3.1. Методическое обеспечение………………………………………………………………..…..7
3.2. Материально-техническое обеспечение………………………………………….……..…....8
3.3. Список литературы….……………………………………………….………………….……..8
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Программа «Путешествие в страну Предпринимательства» разработана для детей старшего дошкольного возраста и рассчитана на два года обучения. Программа направлена на обучение детей азам экономики, финансовой грамотности и предпринимательства, формирование у них экономических представлений.
Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях.
Ребенок с малых лет соприкасается с такими понятиями, как деньги, вещи, труд, стоимость, предпринимательство. Именно поэтому проблема экономического воспитания стала актуальной уже применительно к дошкольному возрасту. В процессе экономического воспитания у детей формируются такие качества личности как трудолюбие, бережливость, деловитость, предпринимательство, равноправные, партнерские отношения в детском коллективе, чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам. Осознаются правила их честного зарабатывания. Решение экономических задач осуществляется в процессе формирования навыков сотрудничества, а также в единстве с трудовым и нравственным воспитанием, что находит выражение в поступках и поведении детей.
Данная программа разработана на основе авторской программы А.Д.Шатовой «Тропинка в экономику». Для детей 5-7 лет. ФГОС.-М.: Вента-Графф с использованием системы работы по экономическому воспитанию дошкольников на основе сказки, игры, игровой, проблемной ситуации, разработанной А.А.Смоленцевой.
Новизна программы заключается в постановке самой проблемы, как предмета специального изучения. Решение проблемы экономического, финансового и предпринимательского воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле формирования здорового интереса к деньгам, совершенствования навыков сотрудничества взрослого и ребенка, ребенка со сверстниками, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результату человеческого труда и человеку.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что формирование экономической культуры приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, формирует представления о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается активный словарь, развиваются навыки сотрудничества ребенка со сверстниками, ребенка с взрослым, приобретаются такие качества, как умения продуктивно работать в малых подгруппах, командах, доводить начатое дело до конца, развивается чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, возникает здоровый интерес к деньгам и понимание их целевого назначения.
Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.
Основным средством формирования экономической культуры и предпринимательской грамотности у детей 5-7 лет является игровая и проектная деятельность.
Целью программы является формирование начал экономической, финансовой культуры и азов предпринимательства в процессе развития навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Ø развивать экономическое сознание и финансовую грамотность, предпринимательские способности;
Ø развивать интеллектуальные и творческие способности детей через овладение действием наглядного моделирования;
Ø познакомить детей с теоретической основой экономических наук, предпринимательской деятельностью (через ознакомление с наиболее доступными экономическими понятиями, знакомство с современными рыночными отношениями, предпринимательской деятельностью);
Ø формировать умения применять экономические знания в конкретных условиях, элементарных экономических расчетах, рациональном использовании доступных материальных ценностей;
Ø способствовать развитию умений соизмерять собственные потребности с материальными возможностями своей семьи;
Ø познакомить воспитанников с профессиями экономического профиля;
Ø формировать навыки общения со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности.
Отличительной особенностью данной программы является игровая составляющая. Игры познавательного характера экономической направленности проводятся с применением компьютерных технологий, используются в совместной деятельности с взрослым, в индивидуальной работе, в досугах, развлечениях, театрализованной, экспериментальной и проектной деятельности, в самостоятельной и игровой деятельности, в работе с родителями.
Основными формами реализации программных задач являются: игра, наблюдение, экспериментирование, беседы, решение проблемных ситуаций, соревнования, экскурсии, викторины, инсценировки сказок и чтение художественной литературы (рассказы с экономическим содержанием, народный фольклор: пословицы, поговорки, сказки).
По данным психологов, именно в старшем дошкольном возрасте происходит скачок в становлении личности, ее базовых оснований, и именно этот период является наиболее благоприятным для экономического воспитания. Поэтому участниками реализации программы являются дети 5-7 лет (воспитанники старшей - подготовительной групп).
Срок реализации программы 2 года. Объем курса 36 учебных часа. Первый год обучения – 18 часов, второй год обучения – 18 часов.
Два раза в год проводится педагогическая диагностика, с целью построения индивидуальных маршрутов развития воспитанников.
Данная программа может быть использована педагогическими работниками ДОУ, Центров дополнительного образования.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Ожидаемые результаты. В ходе реализации задач экономического воспитания предполагается, что дети приобретут:
Ø необходимый минимум экономических, финансовых и предпринимательских знаний (о рациональном использовании времени, о трудовой деятельности, о деньгах);
Ø экономические умения и навыки (умение соизмерять уровень удовлетворения своих потребностей с материальными возможностями, умение организовывать свою работу с наименьшими затратами времени, сил и средств);
Ø представления о содержании деятельности людей некоторых профессий, о производстве, о том, как получают профессию;
Ø экономически значимые качества (бережливость, трудолюбие, аккуратность);
Ø стимулирование социальной активности старших дошкольников в ходе совместной деятельности с взрослым, ребенка со сверстником.
Мониторинг усвоения экономических и предпринимательских знаний осуществляется в начале и в конце учебного года каждой возрастной группы, используются такие формы обследования как блиц-опрос, беседы с детьми, викторины, проекты, анкетирование родителей.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Учебно-тематический план
й год обучения (дети 5-6 лет)
Тема | Задачи | Содержание | Кол-во часов |
Раздел 1. «Труд-продукт-товар» | |||
Когда продукт труда превращается в товар | Знакомство детей с понятием «товар», с операциями купли-продажи; Знакомство с экономическими категориями: купля-продажа, обмен, торговля, прибыль; Формирование понимания, что каждый товар имеет свою цену; Формирование понимания зависимости между качеством товара и его ценой; Знакомство с экономическими категориями: качество, цена, продажа; Воспитание уважения к результатам труда людей, бережного отношения ко всему, что дается детям для игр и забав; Формирование понимания того, что доброе отношение к окружающим людям вызывает ответную доброту и благодарность. | Понятие «товар». Процесс изготовления товара (посуды, бумаги, книг и т.п.); Пословицы и поговорки о труде и результатах труда; Чтение художественной литературы «Федорино горе», «Вкусный хлеб»; Игры «Продукция», «Супермаркет»; игровая ситуация «Желанная покупка» | |
Ценность и украшение товара – его качество | |||
Товар. Продавцы товара | |||
Товар и бережное отношение к нему | |||
Раздел 2. «Реклама» | |||
Что такое реклама | Дать знания о рекламе как средстве сообщения информации о товарах, продуктах, всего, что нужно людям для их повседневной жизни; о их месте продажи Воспитывать интерес к рекламе, рекламной деятельности Расширить представления о рекламе как информации, содержащей привлекательное сообщение для покупателей экономические категории: реклама, привлекательность | Рассматривание рекламных газет, иллюстраций; Чтение рекламных текстов, рассказ воспитателя об особенностях содержания этих текстов (положительная оценка достоинств товара, призыв приобрести товар, адрес, где его можно купить); чтение отрывка из книги Э.Успенского «Бизнес крокодила Гены» о рекламе; Сюжетно-дидактическая игра «Реклама»; игровые ситуации «Рекламное агентство»; чтение и беседа с детьми по сказке Ш.Перро «Кот в сапогах». Рисование рекламных листовок | |
Кто делает рекламу? | |||
Распространители рекламы | |||
Сказочный рекламный агент | |||
Если бы у меня было собственное дело | |||
Играем в рекламу | |||
Раздел 3. «Деньги» | |||
Деньги и цена | Дать понятие о деньгах как о средстве купли-продажи; Знакомство с экономическими категориями: деньги, монеты, купюры, достоинство денег воспитываем интерес к деньгам как к культурно-историческому явлению | Рассказ педагога о том, как появились деньги, что такое деньги, о заменителях денег; Рассказ педагога о деньгах, как о культурно-историческом явлении и средстве купли-продажи, демонстрация внешнего вида денег, понятия «купюры», «монеты», покупательная способность денег в зависимости от их достоинства; Сюжетно-ролевые игры: «Покупки», «Идем за покупками» | |
Сколько заработал – столько купил | |||
«Хочу и надо» | |||
Покупательная сила денежных знаков | |||
Монетный двор | |||
Раздел 4. «Мир профессий» | |||
У каждого человека должно быть интересное дело | Закрепление понятия «профессия»; Воспитывать уважение к людям разных профессий, пробуждать интерес и желание знать о содержании их деятельности; Воспитание уважения к профессиям близких им людей; Формировать представление о необходимости и важности труда, о том, что любая профессия украшает человека | Рассказ педагога о разнообразии профессий, беседы с детьми о профессиях их родителей, бабушек, дедушек (Все профессии нужны, все профессии важны», «Кем я буду, когда вырасту»); Игры «Назови профессию», «Угадай профессию»; Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Супермаркет», «Поликлиника» и т.д. | |
Почему все взрослые работают | |||
«Профессии» | |||
Итого |