Й год обучения (дети 5-6 лет)




Дополнительная образовательная программа

«Путешествие в страну Предпринимательства»

СОДЕРЖАНИЕ

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………………………………...……2

1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………..……....2

1.2. Планируемые результаты освоения программы……………………………………………..3

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ………………………………………………….………………...4

2.1. Учебно-тематический план I-II года обучения………………………….……..………….....4

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ……………………………………………………...…………..7

3.1. Методическое обеспечение………………………………………………………………..…..7

3.2. Материально-техническое обеспечение………………………………………….……..…....8

3.3. Список литературы….……………………………………………….………………….……..8


ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Программа «Путешествие в страну Предпринимательства» разработана для детей старшего дошкольного возраста и рассчитана на два года обучения. Программа направлена на обучение детей азам экономики, финансовой грамотности и предпринимательства, формирование у них экономических представлений.

Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях.

Ребенок с малых лет соприкасается с такими понятиями, как деньги, вещи, труд, стоимость, предпринимательство. Именно поэтому проблема экономического воспитания стала актуальной уже применительно к дошкольному возрасту. В процессе экономического воспитания у детей формируются такие качества личности как трудолюбие, бережливость, деловитость, предпринимательство, равноправные, партнерские отношения в детском коллективе, чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам. Осознаются правила их честного зарабатывания. Решение экономических задач осуществляется в процессе формирования навыков сотрудничества, а также в единстве с трудовым и нравственным воспитанием, что находит выражение в поступках и поведении детей.

Данная программа разработана на основе авторской программы А.Д.Шатовой «Тропинка в экономику». Для детей 5-7 лет. ФГОС.-М.: Вента-Графф с использованием системы работы по экономическому воспитанию дошкольников на основе сказки, игры, игровой, проблемной ситуации, разработанной А.А.Смоленцевой.

Новизна программы заключается в постановке самой проблемы, как предмета специального изучения. Решение проблемы экономического, финансового и предпринимательского воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле формирования здорового интереса к деньгам, совершенствования навыков сотрудничества взрослого и ребенка, ребенка со сверстниками, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результату человеческого труда и человеку.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что формирование экономической культуры приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, формирует представления о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается активный словарь, развиваются навыки сотрудничества ребенка со сверстниками, ребенка с взрослым, приобретаются такие качества, как умения продуктивно работать в малых подгруппах, командах, доводить начатое дело до конца, развивается чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, возникает здоровый интерес к деньгам и понимание их целевого назначения.

Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.

Основным средством формирования экономической культуры и предпринимательской грамотности у детей 5-7 лет является игровая и проектная деятельность.

Целью программы является формирование начал экономической, финансовой культуры и азов предпринимательства в процессе развития навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Ø развивать экономическое сознание и финансовую грамотность, предпринимательские способности;

Ø развивать интеллектуальные и творческие способности детей через овладение действием наглядного моделирования;

Ø познакомить детей с теоретической основой экономических наук, предпринимательской деятельностью (через ознакомление с наиболее доступными экономическими понятиями, знакомство с современными рыночными отношениями, предпринимательской деятельностью);

Ø формировать умения применять экономические знания в конкретных условиях, элементарных экономических расчетах, рациональном использовании доступных материальных ценностей;

Ø способствовать развитию умений соизмерять собственные потребности с материальными возможностями своей семьи;

Ø познакомить воспитанников с профессиями экономического профиля;

Ø формировать навыки общения со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности.

Отличительной особенностью данной программы является игровая составляющая. Игры познавательного характера экономической направленности проводятся с применением компьютерных технологий, используются в совместной деятельности с взрослым, в индивидуальной работе, в досугах, развлечениях, театрализованной, экспериментальной и проектной деятельности, в самостоятельной и игровой деятельности, в работе с родителями.

Основными формами реализации программных задач являются: игра, наблюдение, экспериментирование, беседы, решение проблемных ситуаций, соревнования, экскурсии, викторины, инсценировки сказок и чтение художественной литературы (рассказы с экономическим содержанием, народный фольклор: пословицы, поговорки, сказки).

По данным психологов, именно в старшем дошкольном возрасте происходит скачок в становлении личности, ее базовых оснований, и именно этот период является наиболее благоприятным для экономического воспитания. Поэтому участниками реализации программы являются дети 5-7 лет (воспитанники старшей - подготовительной групп).

Срок реализации программы 2 года. Объем курса 36 учебных часа. Первый год обучения – 18 часов, второй год обучения – 18 часов.

Два раза в год проводится педагогическая диагностика, с целью построения индивидуальных маршрутов развития воспитанников.

Данная программа может быть использована педагогическими работниками ДОУ, Центров дополнительного образования.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

 

Ожидаемые результаты. В ходе реализации задач экономического воспитания предполагается, что дети приобретут:

Ø необходимый минимум экономических, финансовых и предпринимательских знаний (о рациональном использовании времени, о трудовой деятельности, о деньгах);

Ø экономические умения и навыки (умение соизмерять уровень удовлетворения своих потребностей с материальными возможностями, умение организовывать свою работу с наименьшими затратами времени, сил и средств);

Ø представления о содержании деятельности людей некоторых профессий, о производстве, о том, как получают профессию;

Ø экономически значимые качества (бережливость, трудолюбие, аккуратность);

Ø стимулирование социальной активности старших дошкольников в ходе совместной деятельности с взрослым, ребенка со сверстником.

Мониторинг усвоения экономических и предпринимательских знаний осуществляется в начале и в конце учебного года каждой возрастной группы, используются такие формы обследования как блиц-опрос, беседы с детьми, викторины, проекты, анкетирование родителей.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Учебно-тематический план

й год обучения (дети 5-6 лет)

Тема Задачи Содержание Кол-во часов
Раздел 1. «Труд-продукт-товар»
Когда продукт труда превращается в товар Знакомство детей с понятием «товар», с операциями купли-продажи; Знакомство с экономическими категориями: купля-продажа, обмен, торговля, прибыль; Формирование понимания, что каждый товар имеет свою цену; Формирование понимания зависимости между качеством товара и его ценой; Знакомство с экономическими категориями: качество, цена, продажа; Воспитание уважения к результатам труда людей, бережного отношения ко всему, что дается детям для игр и забав; Формирование понимания того, что доброе отношение к окружающим людям вызывает ответную доброту и благодарность. Понятие «товар». Процесс изготовления товара (посуды, бумаги, книг и т.п.); Пословицы и поговорки о труде и результатах труда; Чтение художественной литературы «Федорино горе», «Вкусный хлеб»; Игры «Продукция», «Супермаркет»; игровая ситуация «Желанная покупка»  
Ценность и украшение товара – его качество  
Товар. Продавцы товара  
Товар и бережное отношение к нему  
Раздел 2. «Реклама»
Что такое реклама Дать знания о рекламе как средстве сообщения информации о товарах, продуктах, всего, что нужно людям для их повседневной жизни; о их месте продажи Воспитывать интерес к рекламе, рекламной деятельности Расширить представления о рекламе как информации, содержащей привлекательное сообщение для покупателей экономические категории: реклама, привлекательность Рассматривание рекламных газет, иллюстраций; Чтение рекламных текстов, рассказ воспитателя об особенностях содержания этих текстов (положительная оценка достоинств товара, призыв приобрести товар, адрес, где его можно купить); чтение отрывка из книги Э.Успенского «Бизнес крокодила Гены» о рекламе; Сюжетно-дидактическая игра «Реклама»; игровые ситуации «Рекламное агентство»; чтение и беседа с детьми по сказке Ш.Перро «Кот в сапогах». Рисование рекламных листовок  
Кто делает рекламу?  
Распространители рекламы  
Сказочный рекламный агент  
Если бы у меня было собственное дело  
Играем в рекламу  
Раздел 3. «Деньги»
Деньги и цена Дать понятие о деньгах как о средстве купли-продажи; Знакомство с экономическими категориями: деньги, монеты, купюры, достоинство денег воспитываем интерес к деньгам как к культурно-историческому явлению Рассказ педагога о том, как появились деньги, что такое деньги, о заменителях денег; Рассказ педагога о деньгах, как о культурно-историческом явлении и средстве купли-продажи, демонстрация внешнего вида денег, понятия «купюры», «монеты», покупательная способность денег в зависимости от их достоинства; Сюжетно-ролевые игры: «Покупки», «Идем за покупками»  
Сколько заработал – столько купил  
«Хочу и надо»  
Покупательная сила денежных знаков  
Монетный двор  
Раздел 4. «Мир профессий»
У каждого человека должно быть интересное дело Закрепление понятия «профессия»; Воспитывать уважение к людям разных профессий, пробуждать интерес и желание знать о содержании их деятельности; Воспитание уважения к профессиям близких им людей; Формировать представление о необходимости и важности труда, о том, что любая профессия украшает человека   Рассказ педагога о разнообразии профессий, беседы с детьми о профессиях их родителей, бабушек, дедушек (Все профессии нужны, все профессии важны», «Кем я буду, когда вырасту»); Игры «Назови профессию», «Угадай профессию»; Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Супермаркет», «Поликлиника» и т.д.  
Почему все взрослые работают  
«Профессии»  
Итого  


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: