Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.), примерной программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., М. В. Бойкиной (Сборник рабочих программ. «Школа России» под науч. ред. А.А.Плешакова, М.: Просвещение, 2011. – 283с.).
На обучение предмета «Литературное чтение» отводится 66 часов (2 часа в неделю), из которых 46 часов предусмотрено на обучение чтению в период обучения грамоте и 20 часов на уроки литературного чтения.
Используется учебно-методический комплект:
Горецкий, В. Г., Кирюшкин, В. А. Русская азбука: учебник. – М.: Просвещение, 2011.
Горецкий, В. Г., Кирюшкин, В. А. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2011.
Жиренко, О. Е., Обухова, Л. А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо. – М.: Вако, 2011.
Климанова, Л. Ф. Родная речь. 1 класс: учебник. – М.: Просвещение, 2011.
Климанова, Л. Ф. Уроки литературного чтения. – М.: Просвещение, 2011.
С.П.Гетто. Поурочные разработки по литературному чтению. 1 класс. – М.: «Экзамен», 2011.
Краткая характеристика курса
Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, формирована в нём душевная и духовная потребность в нём как средство познания мира и самопонимания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
|
- формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитию интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
- введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-эстетических ценностей, воспитание личности со свободным и независимым мышлением, формирование эстетического вкуса;
- развитие устной и письменной речи(в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой, развитие творческих способностей детей;
- приобщение детей к литературе как к искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, - через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
Изучение литературного чтения в 1-м классе начинается с вводным интегрированным курсом «Обучение к грамоте», затем в конце учебного года начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка.
На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения.
1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
|
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств - на выбор учителя).
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения.
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2.3накомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности I писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение
видения художника с читательским представлением.
4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).