К окончанию обучения по курсу «Литературное чтение» в 1-ом классе обучающиеся должны знать:
- наизусть 1-2 стихотворения;
- произведения изученных поэтов и писателей.
Учащиеся должны уметь:
- работать художественными текстами, доступными для восприятия младшими школьниками; находить заглавие; называть автора произведения; различать рассказ, стихотворение; отвечать на вопросы; выразительно читать произведения; работать с иллюстрациями; анализировать тон, настроение произведения;
- читать целыми словами с элементами слогового чтения;
- понимать содержание прочитанного, расценивать мотивы поведения героев, высказывать оценочные суждения о прочитанных произведениях;
-пересказывать текст своими словами и опорой на картинку, высказывать свои впечатления о прочитанном;
- различать фольклорные жанры, жанры литературы;
- читать стихотворное произведение наизусть;
- приводить примеры художественных произведений по изученному материалу;
- определять тему произведения;
- читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;
- делить текст на части, составлять план.
ТАБЛИЦА ПРЕДМЕТНЫХ ТРЕБОВАНИЙ к умениям учащихся по литературному чтению (программный минимум)
Линии развития учащихся средствами предмета «Литературное чтение» | ||
- овладение функциональной грамотностью; - овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текста; - овладение умениями и навыками различных видов устной и письменной речи | - определение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение | — приобщение к литературе как к| искусству слова; - приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях |
1-й класс | ||
• осмысленно, правильно читать целыми словами; | • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений | • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений |
• отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; | ||
• подробно пересказывать текст; | • различать рассказы и стихотворения | |
• составлять устный рассказ по картинке; | ||
• заучивать наизусть небольшие стихотворения |
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ (виды речевой деятельности) (является сквозным, упражнения даются в ходе изучения других разделов).
Сведения о речи. Речь как способ общения. Речь устная и письменная. Диалог. Общее представление о тексте как связной (монологической) речи. Словесные и несловесные средства устного общения (язык слов, интонация, мимика, жесты).
Слушание. Восприятие звучащей речи. Понимание сути вопросов и объяснения учителя.
Говорение. Ответы на вопросы учителя. Элементарное умение вступать в диалог с одноклассниками и поддерживать его. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения: приветствие, прощание, обращение с вопросом.
Устные рассказы детей по материалам собственных игр, наблюдений, по рисункам. Разыгрывание диалогов и сюжетных сценок.
Чтение. Овладение плавным слоговым чтением. Понимание прочитанного текста при его прослушивании и самостоятельном чтении. Нахождение информации, содержащейся в тексте в явном виде. Озаглавливание текстов с ярко выраженной темой.
|
Письмо. Овладение печатным и рукописным шрифтами. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Списывание с прописей, доски, учебника русского языка. Письмо под диктовку.
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
Подготовительный (добуквенный) период - 10 часов (5 недель)
Речь. Предложение. Слово. Речь — способ общения людей. Формы речи: устная и письменная. Несловесные средства устного общения (интонация, мимика, жесты, позы).
Выделение из потока речи высказываний в объёме предложений. Предложение и слово. Смысловое единство слов в предложении. Моделирование предложения. Знаки препинания.
Слова — названия предметов, явлений окружающего мира. Различение понятий: предмет и слово как название предмета.
Слогоделение. Ударение. Ударный слог.
Звуки и буквы. Звуки речи. Звуковое строение слов. Установление числа и последовательности звуков в слове. Осознание смыслоразличительной функции звуков. Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак — рак). Гласные и согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки (лук — люк). Моделирование звукового состава слов с помощью схем.
Развитие речи. Развитие фонематического и интонационного слуха. Упражнения по отработке чёткости произнесения слов. Составление предложений по рисункам, предложенным ситуациям. Составление рассказов по серии сюжетных картинок.
Графика. Знакомство с гигиеническими требованиями при письме (посадка за столом, положение тетради и ручки). Соблюдение гигиенических навыков письма.
Знакомство с разлиновкой прописи. Развитие глазомера и мелких мышц пальцев (бордюры, штриховка и др.) 2(2. Курсивом в тексте программы выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки учащихся.)