Основной (букварный) период – 30 часов (15 недель)




Послебукварный период – 6 часов (3 недели)

Звуки речи (фонетика). Звуки речи. Звуковое строение слов. Единство звукового состава слова и его значения. Гласные и согласные звуки. Различение согласных по твёрдости–мягкости и по звонкости–глухости.

Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги.

Ударные и безударные гласные в слове. Определение места ударения в слове. Смыслоразличительная роль ударения (з а мок—зам о к).

Буквы (графика). Различение звука и буквы: буква как знак звука. Обозначение звуков (в сильной позиции) буквами. Буквенное строение письменного слова. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение).

Роль гласных букв для обозначения мягкости предшествующих согласных в слове. Роль йотированных букв е, ё, ю, я. Обозначение буквами звука [й´] в разных позициях. Употребление букв ь и ъ.

Знакомство с русским алфавитом, с печатным и письменным начертанием букв.

Письмо прописных и строчных букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением графических норм. Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков. Списывание с печатного и письменного шрифта, письмо под диктовку при орфографическом проговаривании.

Понимание функции небуквенных графических средств и использование их на письме (пробел между словами, знак переноса, знак ударения, знаки препинания).

Слово и предложение. Восприятие слова как названия предметов и явлений окружающего мира, как объекта изучения, материала для анализа. Анализ строения слова (звуковой, буквенный, слогоударный). Наблюдение над значением слова (слова, близкие и противоположные по смыслу, многозначные).

Различение слова и предложения. Наблюдение за интонацией предложения и оформлением её на письме. Составление предложений. Перемещение логического ударения (простые случаи).

Орфография. Ознакомление с правилами правописания и применение их на практике:

— обозначение гласных после шипящих (жиши, чаща, чущу);

— раздельное написание слов;

— перенос слов по слогам без стечения согласных;

— большая буква в начале, знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Общее представление о тексте. Понимание содержания текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении. Восстановление деформированного текста повествовательного характера. Устные ответы на вопросы учителя.

Содержание курса «Литературное чтение»

Название раздела Содержание раздела Кол. часов
    1. Виды речевой и читательской деятельности Аудирование (слушание)   Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слу­шание различных текстов). Адекватное понимание содержания звуча­щей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенно­стью авторского стиля.  
2.     Чтение   Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, пра­вильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонацион-ным выделением знаков препинания. Понимание смысло­вых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирова-ния. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение Умение самостоятельно подготовиться к выразитель-ному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя. Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений).  
3.   Работа с разными видами текста Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность по­ведения героев.Практическое освоение умения отличать текст от набора предложе­ний. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформ­лению Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступ-ления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстра­тивно-изобразительных материалов.  
4.     Работа с текстом художественного произведения.     Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного про­изведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», пред­ставления о проявлении любви к Родине Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с исполь-зованием вы­разительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использова-нием специфи­ческой для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произ-ведения с использованием художествен­но-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героев портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Вы­явление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, Оозаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, вы­деление опорных или ключевых слов, озаглав-ливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоя­тельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: ха­рактеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, по­зволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяю-щих составить данное описание на основе текста). Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последователь­ности  
5.   Умение говорить (культура речевого общения)     Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического об­щения: умение понимать вопросы, отвечать на них; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Умение проявлять доброжела-тельность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или лич­ный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе обще­ния. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями. Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмо­циональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании.  
  Библиографическая культура Работа с учебными и научно-популярными текстами, Элементы книги: содержание, титульный лист, иллюстрации. Типы книг: книга-произведение. Периодическая печать., справочные издания. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с содержанием (ответ на вопрос: «Почему автор так назвал свое произведение?»). Определение главной мысли текста. Деление текста на части.  
    Круг детского чтения Произведения устного народного творчества. Произведения классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы. Произведения, хорошо знакомые детям по дошкольному опыту; предназначенные для младшего школьного возраста; книги, изучение которых предполагается в средней школе.Представленность разных видов книг: историческая, при­ключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору). Основные темы детского чтения: произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юморис­тические произведения  
      Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)   Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Историко-литературные понятия: фольклор и авторские ху­дожественные произведения (различение).Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклор­ные формы (колыбельные песни,' потешки, пословицы и пого­ворки, загадки): узнавание, различение, определение основ­ного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка, рассказ, пьеса, стихотворение, - общее пред­ставление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах  
  Творческая деятельность учащихся Интерпретация текста литературного произведения в твор­ческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирова­ние, драматизация; устное словесное рисование.  

Данные содержательные линии в курсе «Литературное чтение» распределены так, что при изучении они включены отдельными частями, которые определены программой и соответствующим учебником.

Тематическое планирование



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: