Как не приучить ребенка к рукам?
Содержание:
- Как создать привязанность
- Как избежать гиперопеки
Как создать привязанность
Теория привязанности (авторства Боулби) была создана почти сразу после войны, и ее задача состояла в социальной реабилитации детей-сирот. Тогда, пожалуй, впервые психология и педагогика серьезно подошли к тому, что для нормального развития ребенка хотя бы один человек должен быть с ним в стабильно постоянном контакте (не обязательно мама). Тогда же был введен термин "четвертый триместр беременности", который подразумевает первые месяцы жизни малыша. О чем еще говорит нам теория привязанности?
- Малышу очень нужна мама, особенно в первые три месяца. Если он плачет — ласкайте его, берите на руки. Младенцу не надо "разрабатывать легкие", ему нужна близость и безопасность. Это базовые потребности человека, а новорожденному без них и не выжить. Вы не разбалуете его и не приучите к рукам: на следующем этапе развития он захочет ползать, потом — ходить, а после вы сами будете просить: "Посиди у меня на ручках!". Все дети разные: одни спят с рождения в кроватке, другим нужны руки (на это у них есть причины), и главное — дать им эти руки.
- Привязанность формируется постепенно. Обычно ее первые признаки мама начинает замечать в возрасте 6–8 месяцев ребенка. Эта психологическая особенность развития ребенка нормальна. Привязанность имеет для ребенка определенную ценность с точки зрения самосохранения. Прежде всего, она дает ему чувство безопасности при освоении окружающего мира, в столкновении с новым и неизвестным.
Привязанность ярче всего проявляется у младенца в ситуациях, когда он испытывает страх. Ребенок может не обращать внимания на родителей и охотно играть с незнакомым человеком (при условии, что рядом находится кто-то из близких), но стоит только чем-либо напугать или взволновать малыша, как он тут же обернется за поддержкой к матери или отцу.
|
С помощью своего объекта привязанности ребенок оценивает опасность новой ситуации. Например, малыш приближается к незнакомой яркой игрушке, но останавливается и смотрит на мать. Если на ее лице отразится тревога или ее голос будет испуганным — ребенок также проявит настороженность.
- Важный момент: в изобилии предоставляя ребенку общение с мамой, помните, что надо вводить в его жизнь и других людей, с которыми ему предстоит иметь дело. С 9–12 месяцев круг привязанностей уже так хорошо сформирован, что на вновь прибывших ребенок реагирует очень тяжело — как правило, резко отказываясь от общения.
- Когда ребенок начинает ходить, у окружающих возникает иллюзия, что он менее привязан к взрослым. Это не так. Очень важно поддерживать у ребенка ощущение безопасности, находясь рядом с ним, защищая его интересы. Не начинайте играть с ним в "ты уже большой, не ной, сделай сам". Нельзя избаловать человека безопасностью и заботой. Но в отсутствие всего этого взрастить в нем ощущение опасности, страха потери и одиночества — можно.
- Ближе к трем годам ребенок вступает в период "я сам, но вместе с мамой". Ему требуется больше свободы, но при этом остается необходимость иногда сделать "шаг назад" и ощутить, что опора (близкий человек) — в разумной досягаемости.
Мы забыли один важный нюанс: привязанность — это то, что возникает и у взрослых. И порой ребенку уже необходимо увеличить дистанцию, он показывает это всем своим поведением, но мама не может отпустить его от себя... Тут и начинается явление, которое называется гиперопекой.
|
Как избежать гиперопеки
Согласно словарному определению, гиперопека (или гиперпротекция) — это такой стиль воспитания и взаимоотношений в семье, при котором ребенка чрезмерно опекают и контролируют. Ключевое слово — "чрезмерно". Несомненно, детям нужны забота и любовь, поддержка и контроль со стороны родителей. Однако точно так же им необходимо пространство для развития и постижения собственных возможностей. Проблемы начинаются тогда, когда родители игнорируют вторую половину условий роста.
Если ребенок хочет есть или спать, и мы помогаем ему решить эту потребность — это забота. Если мы пытаемся сами убедить его в том, что он хочет есть, спать, гулять, играть — это чрезмерно. Пока ребенок маленький, такая опека не выглядит страшной. Но время идет — и вот мы уже решаем, как ему общаться со сверстниками, кого выбирать в друзья, как он должен думать, что говорить, чувствовать, действовать...
В 1965 году британский психоаналитик и педиатр Дональд Винникотт ввел в оборот термин "достаточно хорошая мать". Он утверждал, что обязанность матери — создать среду, в которой ребенок сможет выработать с течением времени истинное и аутентичное ощущение себя. Эта обязанность может быть выполнена достаточно хорошей, но не совершенной матерью, которая способна удовлетворять потребности ребенка большую часть времени. Из-за регулярных, но не чрезмерных перерывов в материнской заботе ребенок будет обращаться к собственным ресурсам и развивать способность самостоятельно удовлетворять свои потребности.
|
Стараясь оградить ребенка от окружающего мира, мы прежде всего мешаем его развитию. Психологи давно сошлись во мнении: гармонично развиваться и формироваться личность может только через преодоление — не важно, преграда ли это на ковре при ползании или отстаивание своего мнения в споре.
Любой ребенок имеет право на самоопределение, самоощущение, даже если ему нет еще и года. Нам только кажется, что мы знаем все лучше него, поэтому отрываем его от собирания пирамидки и несем кормить или спать. Ничего, что он плачет, — мама лучше знает. Если в пять лет он занят игрой в Лего, а мы решили, что ему пора спать, он должен мгновенно подчиниться, ведь мама снова знает лучше, что ему надо!
Конечно, иногда дети вырываются из-под гиперопеки, и все заканчивается хорошо, как в любимом всеми психологами примере с самым известным гиперопекаемым ребенком в истории — Буддой Шакьямуни. Его родители, по легенде, решили во что бы то ни стало оградить свое чадо от любых страданий.
Принц Гаутама рос во дворце, окруженный заботой и беспрестанным весельем, не ведая ни горя, ни болезней — до тех пор, пока однажды не отважился выйти за пределы дома. Обнаружив, что жизнь простых людей полна страданий, он отправился скитаться по миру в поисках универсального средства, способного принести избавление от страдания всем живым существам. Поиски эти, как известно, увенчались успехом: Будда обрел просветление и стал великим учителем.
Однако в наши дни для простого смертного подобные воспитательные эксперименты заканчиваются совсем иначе. Вырастая, такие люди либо остаются большими детьми, зависимыми от мнения окружающих, мягкими и слабовольными, либо, полностью переняв родительскую модель, начинают так же воспитывать своих детей, при этом вычеркивая из своей жизни родителей как травмирующее воспоминание.