Общие положения
Типовая дополнительная профессиональная программа (программа повышения квалификации) «Общие требования промышленной безопасности» (далее – ДПП) разработана в соответствии с нормами Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; № 23, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4217, 4257, 4263; 2015, № 1, ст. 42, 53; № 18, ст. 2625; № 27, ст. 3951, 3989; № 29, ст. 4339, 4364; № 51, ст. 7241; 2016, № 1, ст. 8, 9; № 1, ст. 24, 72, 78; № 10, ст. 1320; № 23, ст. 3289, 3290; № 27, ст. 4160, 4219, 4223, 4238, 4239, 4246, 4292; 2017, № 18, ст. 2670; № 31, ст. 4765; № 50, ст. 7563; 2018, № 1, ст. 57; № 9, ст. 1282; № 11, ст. 1591; № 27, ст. 3945, 3953; № 31, ст. 4860), с учетом требований приказа Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (зарегистрирован Минюстом России 20 августа 2013 г., регистрационный № 29444), с изменением внесенным приказом Минобрнауки России от 15 ноября 2013 г. № 1244 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499» (зарегистрирован Минюстом России 14 января 2014 г., регистрационный номер № 31014) и федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность» (уровень бакалавриата), утвержденного приказом Минобрнауки России от 21 марта 2016 г. № 246 (зарегистрирован Минюстом России 20 апреля 2016 г., регистрационный № 41872).
|
Повышение квалификации, осуществляемое в соответствии с ДПП (далее – обучение), может проводиться по выбору образовательной организации в соответствии с учебным планом в очной, очно-заочной, заочной формах обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Разделы, включенные в учебный план ДПП, используются для последующей разработки календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочных материалов, учебно-методического обеспечения ДПП, иных видов учебной деятельности обучающихся и форм аттестации. ДПП разрабатываются образовательной организацией (организацией, осуществляющей образовательную деятельность) самостоятельно, с учетом актуальных положений законодательства об образовании и законодательства о промышленной безопасности.
Примерный срок освоения ДПП составляет не менее 72 академических часов.
Обучающимися по ДПП могут быть работники в области промышленной безопасности или иные лица (далее – слушатели).
2. Цель и планируемые результаты обучения
Целью обучения слушателей по ДПП является совершенствование компетенций, необходимых для профессиональной деятельности работника в области промышленной безопасности.
Результатами обучения слушателей по ДПП является повышение уровня их профессиональных компетенций за счет актуализации знаний и умений в области промышленной безопасности в Российской Федерации.
В ходе освоения ДПП слушателем совершенствуются следующие профессиональные компетенции:
|
1) проектно-конструкторская деятельность:
- способность оценивать риск и определять меры по обеспечению безопасности разрабатываемой техники (ПК-3);
2) сервисно-эксплуатационная деятельность:
- способность принимать участие в установке (монтаже), эксплуатации средств защиты (ПК-6);
3) организационно-управленческая деятельность:
- способность использовать знание организационных основ безопасности различных производственных процессов в чрезвычайных ситуациях (ПК-10);
- способность применять действующие нормативные правовые акты для решения задач обеспечения безопасности объектов защиты (ПК-12)
4) экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская деятельность:
- готовность осуществлять проверки безопасного состояния объектов различного назначения, участвовать в экспертизах их безопасности, регламентированных действующим законодательством Российской Федерации (ПК-18).
Карта компетенции раскрывает компонентный состав компетенции, технологии ее формирования и оценки:
1) Дисциплинарная карта компетенции ПК-3.
ПК-3 способность оценивать риск и определять меры по обеспечению безопасности разрабатываемой техники | |
Технологии формирования: | Средства и технологии оценки: |
Лекции, практическая, самостоятельная работа | Итоговая аттестация |
2) Дисциплинарная карта компетенции ПК-6
ПК-6 способность принимать участие в установке (монтаже), эксплуатации средств защиты | |
Технологии формирования: | Средства и технологии оценки: |
Лекции, практическая, самостоятельная работа | Итоговая аттестация |
|
3) Дисциплинарная карта компетенции ПК-10
ПК-10 способность использовать знание организационных основ безопасности различных производственных процессов в чрезвычайных ситуациях | |
Технологии формирования: | Средства и технологии оценки: |
Лекции, практическая, самостоятельная работа | Итоговая аттестация |
4) Дисциплинарная карта компетенции ПК-12
ПК-12 способность применять действующие нормативные правовые акты для решения задач обеспечения безопасности объектов защиты | |
Технологии формирования: | Средства и технологии оценки: |
Лекции, практическая, самостоятельная работа | Итоговая аттестация |
5) Дисциплинарная карта компетенции ПК-18
ПК-18 готовность осуществлять проверки безопасного состояния объектов различного назначения, участвовать в экспертизах их безопасности, регламентированных действующим законодательством Российской Федерации | |
Технологии формирования: | Средства и технологии оценки: |
Лекции, практическая, самостоятельная работа | Итоговая аттестация |
В результате освоения ДПП слушатель:
должен знать:
- нормативно-правовую базу в области промышленной безопасности;
- общие требования промышленной безопасности в отношении опасных производственных объектов;
- основы эксплуатации технических устройств и технологических процессов производств в соответствии с требованиями промышленной безопасности;
- основные аспекты лицензирования, декларирования и экспертизы опасных производственных объектов;
- основные функции и полномочия органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;
- методы снижения риска аварийности на опасных производственных объектах;
должен уметь:
- пользоваться нормативно-правовой документацией, регламентирующей деятельность промышленных предприятий;
- обеспечивать техническую безопасность и устойчивость технических средств и технологических процессов;
- использовать знание организационных основ безопасности различных производственных процессов в чрезвычайных ситуациях;
- оценивать последствия воздействия опасных и вредных производственных факторов на человека и применять меры защиты от них.
должен владеть:
- навыками использования в работе нормативной-технической документации по обработке данных;
- методами результативного планирования и безопасной организации работ;
- навыками оценки организационных ситуаций, позволяющих понимать производственную ситуацию в организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты;
3. Учебный план
Учебный план ДПП определяет перечень, последовательность, общую трудоемкость дисциплин и формы контроля знаний.
Образовательная деятельность слушателей предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ:
- лекции;
- практические, самостоятельные работы;
- итоговая аттестация (в форме, определяемой образовательной организацией или организацией, осуществляющей образовательную деятельность самостоятельно).
4. Примерный учебный план программы повышения квалификации «Общие требования промышленной безопасности»
№ п/п | Наименование учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) | Общее Количество часов | Форма контроля | |
1. | Нормативные акты регламентирующие требования промышленной безопасности | |||
2. | Организационные основы промышленной безопасности на предприятии | |||
3. | Определение мер по обеспечению безопасности опасных производственных объектов | |||
4. | Итоговая аттестация | |||
Всего часов |
Матрица соотнесения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) учебного плана ДПП и формируемых в них профессиональных компетенций
№ п/п | Наименование учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) | Всего, часов | Профессиональные компетенции | ||||
ПК-3 | ПК-6 | ПК-10 | ПК-12 | ПК-18 | |||
1. | Нормативные акты регламентирующие требования промышленной безопасности | - | - | - | + | + | |
2. | Организационные основы промышленной безопасности на предприятии | - | + | + | - | + | |
3. | Определение мер по обеспечению безопасности опасных производственных объектов | + | + | + | - | + | |
4. | Итоговая аттестация | + | + | + | + | + |
Календарный учебный график
Календарный учебный график представляет собой график учебного процесса, устанавливающий последовательность и продолжительность обучения и итоговой аттестации по учебным неделям и (или) дням.
Календарный учебный график является неотъемлемой частью ДПП и разрабатывается с учетом выбранной формы обучения (очной, очно-заочной, заочной с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий).