Для повышения эффективности ТО и ремонта автомобилей требуется индивидуальная информация о их техническом состоянии до и после обслуживания или ремонта. При этом необходимо, чтобы получение указанной информации было доступным, не требовало бы разборки агрегатов и механизмов и больших затрат труда. Средством получения такой информации является техническая диагностика автомобилей.
Технической диагностикой называется отрасль знаний, изучающая признаки неисправностей автомобиля, методы, средства определения его технического состояния без разборки, а также технологию и организацию использования систем диагностирования в процессах технической эксплуатации подвижного состава. Диагностированием называют процесс определения технического состояния объекта без его разборки, по внешним признакам путем измерения величин, характеризующих его состояние и сопоставления их с нормативами.
По назначению, периодичности, трудоемкости, перечню выполняемых работ и месту в технологическом процессе ТО и ТР периодическое диагностирование, делится на Д-l и Д-2. Д-1 предназначается главным образом для диагностирования механизмов, обеспечивающих безопасность движения автомобиля (тормоза, механизмы управления, углы установки передних колес, приборы освещения), уровень токсичности отработавших газов и его топливную экономичность. Экспрессное Д-1 производится на контрольном пункте при возвращении автомобиля в парк, а Д-1 при ТО-1 или перед ним. Кроме того, для проведения ТО-1 используют информацию, полученную при помощи средств встроенного диагностирования.
Д-2 предназначается для диагностирования автомобиля в целом по тягово-экономическим показателям и выявления неисправностей его основных агрегатов, систем и механизмов. Д-2 проводят перед ТО-2, чтобы подготовить производство к выполнению ремонтных работ и уменьшить простои автомобиля в плановом ТО-2. Д-2 проводят также по заявкам перед ТР. Диагностирование автомобиля в целом проводят для определения уровня показателей его эксплуатационных свойств: мощности, топливной экономичности, безопасности движения и влияния на окружающую среду. Выявив снижение этих показателей по сравнению с установленными нормами, проводят углубленное диагностирование, определяют конкретные неисправности, регулируют механизмы и выполняют заключительный контроль. Диагностирование автомобиля возможно при ходовых испытаниях или использовании; стационарных стендовых средств. В эксплуатационных условиях ходовые испытания применяют ограниченно, главным образом для инспекторской проверки тормозов и линейного расхода топлива. Более эффективным является стационарное диагностирование автомобиля при помощи специальных стендов, позволяющих задавать скоростные и нагрузочные тестовые режимы работы автомобиля. Основными диагностическими параметрами эксплуатационных свойств автомобиля являются: колесная мощность Nk; скорость движения Va, сила тяги Рк, сопротивление движению Pf; путь SP, время tp и ускорение.jр разгона, удельный расход топлива Q на характерных скоростных и нагрузочных режимах, тормозной путь st, тормозные силы Pt, путь S3, время t з и величина замедления jз; боковые силы Р б -действующие в пятне контакта шин с дорогой; токсичность отработавших газов СО, уровень шума А. Организационные формы технологических процессов
|
|
Наибольший эффект от применения новых прогрессивных технологий ТО, Д, ТР достигается, если они внедряются не в виде отдельных процессов, а комплексно, в виде увязанных друг с другом в единую организационную форму ТП. Для каждого предприятия целесообразна определенная организационная форма ТП (ОФТП) ТО, Д, ТР автомобилей, адекватная его специфике и мощности. Под ОФТП понимается распределение работ ТО, Д, ТР по производственным подразделениям в соответствии с их технологическими особенностями и взаимосвязанная последовательность проведения этих работ по автомобилю. Особое место в ОФТП занимает Д, так как от него зависит информационное обеспечение всех других ТП и эффективность системы в целом. В результате разработок НИИАТ, Центравтотсха различных ОФТП были отобраны и рекомендованы некоторые из них как типовые.
В зависимости от списочного количества автомобилей Ас, ед. и среднегодового пробега одного автомобиля Lr, тыс. км, по разработанной номограмме выбирается форма организации ТО и ТР с включением Д.
В основу построения номограммы положен экономический критерий, т.е. кривые линии на поле диаграммы разделяют ставшие типовыми варианты ОФТП, выгодные для различных по мощности АТП.
Согласно номограмме, могут быть рекомендованы четыре основных варианта ОФТП ТО и ТР с включением Д.
Вариант I. АТП особо малой мощности (до 50 авт.). Зона I на номограмме (точка А). Рекомендуемая ОФТП для таких АТП характеризуется следующим образом. Д не выделяется в отдельное техническое воздействие. Контрольно-диагностические операции выполняются совместно с ТО и ТР. При этом крупное диагностическое оборудование (стенды) не применяется. Диагностические операции осуществляются в процессе ТО или ТР с использованием недорогих малогабаритных переносных приборов и измерительного инструмента (компрессометр, телескопическая линейка для проверки схождения передних управляемых колес, щуп, люфтомер и т.п.).
|
Все виды ТО и ТР выполняются на универсальных постах, так как суточные программы невелики (1-5 ослуж. всех видов).
Вариант 2. АТП малой мощности (50-150 авт.). Зона II на номограмме (точка В). ОФТП характеризуется тем, что диагностирования Д-1 и Д-2 выполняются на одном комплексном посту, оснащенном комбинированным стендом для проверки тормозных и тяговых качеств автомобилей. ЕО, ТО-1, ТО-2 и ТР выполняются на универсальных постах Взаимосвязь ТП ТО, Д, ТР.
Вариант 3. АТП средней мощности (150-350 авт.). (Зона III точка С). Для таких предприятий целесообразно иметь отдельные посты Д-1 и Д-2, так как суточные производственные программы довольно значительные. ЕО и ТО-1 могут выполняться на поточных линиях, а ТО-2 на универсальных постах. В зоне ТР может быть введена частичная специализация постов. На рисунке показана общая схема технологических процессов для АТП средней мощности.
При внедрении ОФТП по варианту 3 и отсутствии на предприятии достаточных производственных площадей подварианта заключается в том, что Д-1 совмещается на одной поточной линии (4-постовой или 3-постовой) с ТО-1. Вариант 4 АТП большой мощности (свыше 350 авт.). (Зона IV точка О). Для таких АТП суточные программы по всем видам ТО достаточно большие, поэтому, как правильно, ЕО, ТО-1, ТО-2 выполняются на поточных линиях. В зоне ТР используются специализированные и специальные посты. Диагностирование рекомендуется специализированное и быстродействующее, т.е. тормозной стенд и стенд ходовых качеств на постах Д-1 и стенд тяговых качеств на постах Д-2 должны быть автоматизированными. Быстродействующее диагностическое оборудование необходимо потому, что суточные программы Д-1 и Д-2 очень большие. При обычном оборудовании потребовалось бы несколько постов каждого вида, а это экономически невыгодно (увеличение числа стендов, производственных площадей, ; персонала). Схема ТП ТО, Д, ТР для АТП большой мощности для постов Д этот вариант может быть трансформирован в вариант За. Особенность данного
внешне выглядит так же, как по варианту 3, но все технические воздействия выполняются на специализированных постах.
При отсутствии автоматизированных диагностических средств, с целью сокращения числа постов Д-1 и Д-2 рекомендуется увеличивать число смен работы зон диагностирования до 1,5 или 2; можно также увеличить число диагностов на постах с 2 человек до 3, выделяя «чистого» регулировщика.