Необходимость разработки должностных инструкций




Предисловие

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая обосновывает равное отношение ко всем обучающимся, но при создании специальных условий для тех, кто имеет особые образовательные потребности. К таким условиям относится обеспечение индивидуализированной поддержки инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – лица с ОВЗ), которое сформулировано как одно из непреложных условий инклюзивного образования в основополагающих международных и российских нормативных документах. Так, Конвенция о правах инвалидов, принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи 13 декабря 2006 года, гласит о необходимости разумного приспособления, учитывающего индивидуальные потребности инвалидов; получения внутри системы образования требуемой поддержки для облегчения их эффективного обучения; принятия эффективных мер по организации поддержки в обстановке, максимально способствующей освоению ими знаний и социальному развитию. Этот принцип относится ко всем уровням образования, в том числе и профессиональному. В статье 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» указано, что «профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ». Аналогичные требования содержатся в статье 19 Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», где инвалидам создаются необходимые условия для получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых есть специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Органы государственной власти и организации, осуществляющие образовательную деятельность, оказывают психолого-педагогическую поддержку при получении инвалидами образования». Такую комплексную поддержку оказывает междисциплинарная команда сопровождения, в которую могут быть включены следующие специалисты: тьютор, педагог-психолог (психолог, специальный психолог), тифлопедагог, сурдопедагог, сурдопереводчик, социальный педагог (социальный работник), специалист по специальным техническим и программным средствам. Деятельность каждого из них имеет общую направленность и основана на единых принципах, но отличается своими целями, задачами, направлениями и методами деятельности и взаимодействий. Все эти специалисты являются сотрудниками специального структурного подразделения, ответственного за реализацию адаптированных образовательных программ профессионального обучения. Рекомендации по его созданию содержатся в письме Министерства образования и науки РФ от 18 марта 2014 года №06-281: «В профессиональной образовательной организации рекомендуется создание отдельного структурного подразделения, основной целью деятельности которого является создание специальных условий для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья». Можно выделить следующие общие принципы деятельности такой междисциплинарной команды сопровождения:

принцип адекватности содержания и форм сопровождения целевым установкам и условиям профессионально-образовательной деятельности инвалидов и лиц с ОВЗ;

принцип непрерывности и комплексности процесса сопровождения обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ в рамках инклюзивного образовательного процесса;

принцип опоры на собственную целенаправленную активность инвалидов и лиц с ОВЗ в профессионально-образовательной сфере; на научение их самостоятельно преодолевать трудности, на повышение их ответственности за становление полноценными субъектами собственной профессиональной и социальной жизни;

принцип индивидуализированности и направленности сопровождения на дифференцированный подход к обучающимся инвалидам и обучающимся с ОВЗ в соответствии с видом нарушений их здоровья, учета индивидуальных особенностей и характеристик реабилитационного потенциала обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ;

принцип направленности на всестороннюю социальную реабилитацию инвалидов и лиц с ОВЗ, осуществления сопровождения обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ во взаимосвязи с их профессиональной, психологической, социальной, медицинской и технической реабилитацией;

принцип скоординированности действий специалистов сопровождения, административного и преподавательского состава профессиональной образовательной организации и осуществления межведомственного взаимодействия с другими организациями, принимающими участие в сопровождении обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ;

принцип опоры на инклюзивный (смешанный) коллектив обучающихся в профессиональной образовательной организации, включающий и инвалидов, и лиц с ОВЗ, и остальных обучающихся, создание единой психологически комфортной образовательной среды;

принцип защиты прав и интересов инвалидов и лиц с ОВЗ, учета мнения их родителей (законных представителей), помощи семье.

Только в результате сложного процесса взаимодействия сопровождающих специалистов и сопровождаемого реализуется инклюзивное обучение и достигается прогресс в развитии обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ. Одним из инструментов организации такого процесса взаимодействия является должностная инструкция специалиста структурного подразделения по инклюзии. При переходе на инклюзивное образование обучающихся с ОВЗ появилась необходимость пересмотра имеющихся и ввода в действие новых должностных инструкций, определяющих обязанности работников образовательного учреждения, участвующих в организации инклюзивного образования:

- руководителя Центра инклюзивного профессионального образования;

- специалиста по специальным техническим и программным средствам обучения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ;

- тьютора;

- методиста-координатора по инклюзивному образованию;

- педагога-психолога;

- социального педагога;

- преподавателя;

- мастера производственного обучения;

- тифлопедагога, сурдопедагога, сурдопереводчика;

- заместителя директора по учебно-воспитательной работе;

- заместителя директора по воспитательной работе;

- педагога дополнительного образования и других.

Должностная инструкция конкретизирует задачи, направления и характеристику деятельности специалистов комплексного сопровождения инклюзивного обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ в профессиональной образовательной организации.

Должностная инструкция - непременный атрибут разумной рациональной организации труда, которую характеризуют: эффективность административных действий, достигаемая за счет специализации квалифицированного управленческого аппарата и формального разделения обязанностей; иерархическая система контроля и подчинения должностных лиц; обезличенные отношения, основанные на зафиксированных законах и правилах, определяющих принятие решений.

Именно разумная рациональная организация труда сотрудников специального подразделения поможет в реализации инклюзивного обучения и достижении прогресса в развитии обучающихся лиц с инвалидностью и ОВЗ.

 

Необходимость разработки должностных инструкций

 

Настоящие методические рекомендации разработаны в целях регламентации профессиональной деятельности сотрудников Центра инклюзивного образования профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку инклюзивного профессионального образования в регионе. «Фактом и реалией нашей жизни» и «проблемой практиков» назвала инклюзию Светлана Алехина, проректор Московского государственного психолого-педагогического университета по инклюзивному образованию. И одним из условий успешного решения проблемы в практике деятельности образовательного учреждения в области развития инклюзии, является качественное управление всем процессом включения «особого» ребенка и его семьи в инклюзивную образовательную среду. Для успешного введения в практику инклюзивного образования, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач сотрудник центра должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности, культурно-нравственным потенциалом и эмоционально-личностной готовностью работать в условиях инклюзии. И должностная инструкция является основным нормативным документом, регламентирующим содержание и результаты деятельности. В ней содержатся требования, предъявляемые к сотрудникам Центра инклюзивного образования.

Но рекомендуемое количество сотрудников Центра инклюзивного образования содержать трудно. Для комплектования полноценного штата сотрудников центра нужны дополнительные финансовые средства. В виду этого в каждом регионе и каждом учреждении с учетом конкретных условий вырабатывается собственная модель, которая обеспечивается финансовыми, административными, организационными и прочими возможностями образовательной организации. Поэтому кто-то ограничивается на первых порах введением лишь двух штатных единиц – руководителя Центра и методиста, а также вносит изменения в должностные инструкции социального педагога, психолога и заместителя директора колледжа по воспитательной работе. Возможны разные варианты комплектования центра сотрудниками. Но у каждого должна быть должностная инструкция.

Цели разработки должностной инструкции:

- создание организационно-правовой основы деятельности сотрудника Центра;

- обеспечение регламентации текущей деятельности сотрудника Центра;

- оптимальное распределение должностных обязанностей между сотрудниками Центра и исключение их дублирования при выполнении определенных видов работ;

- повышение ответственности сотрудника за результаты его деятельности;

- обеспечение объективности при проведении аттестации, поощрении сотрудника, а также при применении к нему дисциплинарных взысканий.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: