Экономика Пермского княжества




Экономика Пермского княжества базировалась на добыче мехов и пушнины. Мех – один из главных объектов торговли в Средние века, неудивительно, что земли Прикамья привлекали свое внимание более сильных соседей. Что самое главное – в Великопермском княжестве было много искусных охотников, которые могли добывать пушнину. Дань новгородцам (до начала 70-х годов XV века) и Москве выплачивалась в основном мехом. Пермское княжество поставляло мех и своему южному соседу – Казанскому ханству, в котором обменивало пушнину на различные бытовые предметы и скот.

Второй стратегический ресурс, которым обладало Пермское княжество – соль. Добыча соли в Прикамье началась еще в I тысячилетии, однако объемы добычи были крайне малы. В средние века соль ценилась очень высоко из-за сложности ее добычи. Соль могли позволить себе только состоятельные слои населения. Однако объемы добычи соли на Каме были невелики и по своей значимости уступали пушнине. Золотой век соли начнется только в конце XVI века.

Несмотря на то, что Пермское княжество стояло вдали от основных торговых, ее выгодное географическое положение не могло не привлекать Московское государство. Через Пермь Великую шел кратчайший торговый путь в Сибирь, что имело большое значение для развития торговли на восток. Также торговые пути соединяли Пермь Великую с Хлыновым и Вычегодцким краем. Важное географическое положение позволяло княжеству контролировать основные торговые пути, проходящие через Урал и быть одним из ключевых игроков уральской торговли.

Деньга Ивана III, ходившая на территории Пермского княжества

Культура Пермского княжества

Культура Пермского княжества формировалась на основе развивающейся на территории Прикамья до XV века родановской культуры. Ее уникальность и самобытность позволяет говорить о Пермском княжестве как об особенном территориальном образовании, оказавшее большое влияние на дальнейшее развитие культуры региона в целом. Пермяки, населявшие территорию Перми Великой, относились к финно-угорским народам, которые имели свои обычаи и мировоззрение. Основная часть населения была язычниками, которые верили в различных богов и духов. Из язычества народа сформировалось одно из главных культурных явлений древних пермяков– пермский зверинный стиль.

Звериный стиль был характерен для многих племен, населявших территорию Восточной Европы, Причерноморья, Кавказа, Урала и Сибири. Пермский звериный стиль отличает высокое качество исполнения и детальная проработка сюжетов. К моменту образования Пермского княжества изготовление изделий звериного стиля уже сошло на нет, однако мировоззрение пермяков существенно отличалось от мировоззрения русских, населявших Прикамье. Важной задачей для дальнейшего вхождения княжества в состав Московского государства становится христианизация Пермских земель. Первое крещение пермяков происходит епископом Питиримом в 1455 году. Однако Питирим не смог крестить все население княжества, и был убит во время набега хана Асыки.

Завершает крещение епископ Иона, который в 1462 году окончательно крестил население Пермского княжества и в этом же году основал Иоано-Богословский монастырь в городе Чердынь. Основание монастыря является одной из ключевых дат в переходе населения княжества в русло русского вектора развития. С этого времени Чердынь становится не только столицей княжества, но и самым восточным центром православия, который более ста лет был оплотом христианства на Урале. Несмотря на крещение Прикамья, в княжестве сохранялись уклад и обряды языческих племен. В дальнейшем это выльется в еще один прикамский культурный феномен – деревянную скульптуру.

В XV веке сформировался главный культурный памятник древних пермяков – сказ о Кудым Оше. Явления и события, которые описываются в этом произведении, можно отнести к XIV – первой половине XV века. Поездка Кудым Оша к вогулам и женитьба на мансийской принцессе Костэ являются ключевыми событиями сказа, свидетельствующими о тесной связи пермяков с вогулами до образования Пермского княжества. Повторяя сюжетные линии сказов других народом, сказание о Кудым Оше имеет характерный особенности, которые присущи предкам пермяков и знакомит нас с укладом из жизни в до княжеский период.

Строгановы и смута

Пермские именитые люди сыграли заметную роль в событиях четырехсотлетней давности

Год основания Нового Усолья -1606-й. именно тогда Никита Строганов принял решение о переносе сюда имения из орла-городка. Это был не самый простой период нашей истории – Россия переживала Смутное время. И Строгановы сыграют немалую роль в истории государства Российского. Они, как бы сегодня сказали, станут одними из главных финансистов ополчения, в результате которого Москва будет освобождена от польско-литовских интервентов.

Как известно, так называемое Смутное время начинается в России после смерти первого русского царя и предпоследнего представителя династии Рюриковичей Ивана Грозного. В течение нескольких десятилетий власть в Московском государстве переходит из рук в руки: от Бориса Годунова к Лжедмитрию I, затем к Василию Шуйскому. Вся эта чехарда, как мы помним, заканчивается с возведением на трон Михаила Романова в 1613 году. По мнению некоторых ученых, Смутное время – это период полноценной средневековой гражданской войны, причины которой вполне понятны – разорение центральных земель Опричниной и Ливонской войной и неразбериха в социальном устройстве при Иване IV. Но самое главное, в этот период Россия переживает смену исторических эпох.

На изломе эпохи

Кандидат исторических наук Виктор Шмыров отмечает:

– Это вообще-то конец российского классического феодализма. Перед Россией начинают брезжить явления нового порядка, наступает так называемое новое время, начинают формироваться первые ростки буржуазных отношений. И появляется новое сословие – по сути, простолюдинов, своими трудами и активностью сколотивших капитал и претендующих уже не просто на экономическое, но и на политическое влияние в государстве. Ярчайшими представителями этого сословия в конце XVI – начале XVII века были Строгановы. Богатство и размах их деятельности к началу Смуты поражал воображение даже видавших виды иностранцев.

Из сообщения английского посла Флетчера, побывавшего в Москве в 1588 году, о вотчине Строгановых: «Три брата из купцов торговали вместе одним капиталом, которого у них, как полагали, было до 300 тыс. рублей наличными, кроме земель, скота и другого товара. …В продолжение целого года у них работали 10 тыс. человек… кроме, по меньшей мере, 5 тыс. душ крестьян, живших в деревнях и обрабатывавших их землю. У них были свои лекари, хирурги, аптекари и всякие ремесленники из голландцев и других иноземцев. Говорят, что царю платили они ежегодно 23 тыс. рублей, содержали несколько гарнизонов на Сибирской границе, близкой к ним. Царь был доволен их податью…»

О происхождении Строгановых известно немного. По одной из легенд, выдуманной, скорее всего, самими Строгановыми, их род берет свое начало от татарского мурзы Золотой Орды. Однако, вероятнее всего, родом известная фамилия происходит от простых новгородских людей. Интересный факт – уже в 1445 году предок Строгановых Кузьма солидным взносом поучаствовал в выкупе князя Василия Темного из казанского плена. Этот первый опыт финансирования княжеской власти позже приобретет невиданный размах.

Именитые люди

Палаты Строгановых в Усолье построены, конечно, намного позже Смутного времени, однако повадки и особенности хозяев можно видеть и здесь. Из комнаты, что была своеобразным сейфом, украсть деньги было достаточно сложно. Возможно, что из такого же сейфа финансировалось и ополчение.

Одному только правительству Василия Шуйского Строгановы дали взаймы, по разным оценкам, до 200 тысяч рублей. Позднее Строгановы указали, что в период Смуты и первые годы после нее ссудили государству до 850 тысяч рублей – деньги по тем временам огромные. Для сравнения, оклад рабочего солеварен, позволявший ему вполне безбедно жить, содержать семью и хозяйство, не превышал в то время трех с половиной рублей. В год!

– Господствовал натуральный обмен, если говорить о бытовом уровне, – рассказывает Григорий Головчанский, кандидат исторических наук. – Деньги стоили так дорого, что в повседневной жизни не использовались. Деньги обращались в основном в среде служилых людей. И, как бы сегодня сказали, не были привязаны к объявленному курсу, когда на рубль можно купить то-то и то-то. Они были привязаны к тому металлу, из которого были выполнены. Серебра у нас в стране было мало. И вот стоимость монеты исчислялась стоимостью серебра в ней. Там мог быть вензель любого князя, из любой страны. В каком виде Строгановы давали ссуды, сказать сложно. Они могли это делать «рухлядью», солью, как угодно. Хотя, конечно, не исключаются и монеты.

Соответствует ли действительности указанная Строгановыми сумма в 850 тысяч – сказать сложно. Впервые эта цифра появилась спустя почти 100 лет с момента Смуты, когда купцы в челобитной, выторговывая себе очередные привилегии, указали ее в качестве своей заслуги. Хотя, по мнению историков, она вполне возможна.

– Такие документы даются по челобитным, – продолжает Виктор Шмыров. – Они обратились с просьбой, изложили свои заслуги, но, безусловно, эта сумма была пересчитана и проверена. Известно, что они давали много денег первому ополчению. Это деньги на найм войска. Что такое ополчение? Это не мужики с косами, это служилые и охочие люди, которые требовали содержания – жалования, провианта и оружия. Все это требовало расходов.

– В то же время они содержали целый полк стрельцов на южных границах России, – говорит краевед Сергей Кульбиков. – Это было немаловажно, так как границы были достаточно тревожными. А полк – это несколько сот человек. По-моему, они тратили в год на его содержание около 10 тысяч рублей.

Еще один любопытный факт. Ссужая казне деньги, Строгановы, как правило, отказывались брать государственный залог, который правители платили драгоценными камнями, посудой, мехами и прочими ценными предметами. Хотя, безусловно, действовали купцы отнюдь не бескорыстно. Пожалованные им земли и привилегии с лихвой окупили все вложения. Чего стоит только уникальный титул «именитые люди», которого не было на тот момент ни у кого в России.

– Очень четко просматривается, какие преференции Строгановы получали за каждые свои денежные вливания, – отмечает Григорий Головчанский. – 1609 год – Строгановы получают подтверждение всех льгот, которые имели. Они получили льготы, право неподсудности, хозяйственной деятельности. Кстати, титул именитых людей они получили не по Судебнику. В 1610 году им было даровано право именоваться «с вичем» (то есть с отчеством. – Ред.), и они фигурируют в документах как именитые люди.

Урал – ополчению

Именно Строгановы, по мнению историков, внесли весьма значительный вклад в формирование ополчения и преодоление Смуты.

– Если брать классических историков, то они говорят, что Урал не внес значительного вклада в ополчение и все события Смутного времени, – продолжает наш собеседник. – Есть обильная переписка – когда центр просит денег и войска, а пермяки игнорируют это. И когда тот же Шуйский обращается за помощью, то он обращается скорее к Строгановым, которые находятся в Сольвычегодске, а не на Урале. Более того, Строгановы часто жалуются на уральских воевод, которые не так активно готовы помогать центру, в отличие от Строгановых. Они ведь не только деньгами помогали, но и оказывали помощь в формировании воинских групп. Но тоже в основном в районе Сольвычегодска.

Урал конца XVI – начала XVII века – это окраинная территория. Низкая концентрация населения, большие расстояния, отсутствие сколько-нибудь крупных военных ресурсов. В этот период Строгановы только начинают обустраивать данные им в Перми Великой земли, ведут активное строительство.

Никольская церковь – все, что осталось от построенного Строгановыми Пыскорского монастыря. В отличие от Усолья – экономического центра, Пыскорский монастырь был духовно-просветительским центром имения. Здесь принял постриг Аника Строганов – основатель династии, а также Трифон Вятский. Возможно, сюда в начале XVII века приходили и письма от патриарха Гермогена с призывами о формировании нового ополчения и освобождении Москвы.

– Воззвание патриарха Гермогена, которое было распространено в августе 1611 года, – рассказывает кандидат исторических наук Андрей Мельничук, – что удивительно, было получено в Нижнем Новгороде, оттуда пошло в Казань, а оттуда к нам на Урал. Есть данные, что пермские люди участвовали в ополчении. Но тут интересно – есть противоречивые данные, что они не доехали, повернули. Но помощь все же была, это мы четко фиксируем.

Из отписки Московскому Патриарху Гермогену из Перми о сборе ратных людей для освобождения Москвы от поляков, 13 марта 1611 года: «…а с Перми Великой, с Чердыни, собрав ратных людей пятьдесят человек с луками и с пищалями, и со всею службою, и дав им наемные деньги на пять месяцев, и написав имена под сею отпискою, отпустили их из Чердыни под Московское государство в сход к боярам и к воеводам, и к ратным людям, которые ныне стоят под Москвою за православную христианскую веру, на богоотступников, и на польских, и на литовских людей…»

– Есть несколько эпизодов, описывающих попытку набора людей здесь, на Урале, – комментирует Григорий Головчанский. – Группы были небольшие, не более 50 человек. Причем из них не все доезжали. Из-за внутренних конфликтов в процессе движения, злоупотребления спиртными напитками эти группы разваливались, рассеивались.

Строгановы и здесь оказывали посильную помощь. Рассказывает Виктор Шмыров:

– Несколько раз собирали даточных людей в 1609-1610 годах. С ними были проблемы. Если верить документам, которых немного, чердынцы нужное количество людей не поставили. Строгановские приказчики ловили этих людей и писали: мол, то, что чердынцы писали, что отправили отряд, – это неправда, они не отправили. Соликамцы отправили 20 человек. Из Кайгорода отправили 12 человек вместо 20.

События Смутного времени и нестабильность в Центральной России подстегнули развитие Урала. Многие дельцы и заводчики того времени, потеряв возможность, как говорится, «прикладывать» капитал в центральных районах, все чаще смотрели на Урал.

– Здесь царила тишь, гладь да божья благодать, – отмечает Андрей Мельничук. – Хотя здесь четко работали воеводские центры, в первую очередь Чердынь и имения Строгановых.

– Они на самом деле были удивительные люди, – продолжает Виктор Шмыров. – Они были ранними предпринимателями без феодального крестьянства. У них не было крепостных, люди у Строгановых были лично свободны. Строгановы обладали большим кругозором, смотрели далеко вперед и далеко вокруг.

Трудно переоценить вклад Строгановых в прекращение гражданской войны на Руси. Их колоссальная финансовая помощь позволила сохранить свободу, продолжить формирование государственности и стала в значительной степени условием формирования самой русской нации.

https://zz-project.ru/letopis-goroda-permi

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: