Определите типы связи в сложных предложениях, приведённых ниже, и запишите их номера в соответствующие строки таблицы.




Сложное предложение с разными видами связи

Виды связи в сложном предложении

 

Вид связи Средства связи Словник
Союзная сочинительная(между частями сложносочинённого предложения) Сочинительные союзы
• соединительные и; да (= и); не только..., но и…; ни…, ни…; как..., так и...
• противительные а; но; да (= но); зато; однако
• разделительные или; либо; то…, то…; не то…, не то…
Союзная подчинительная(между частями сложноподчинённого предложения) Подчинительные союзы / союзные слова
• определительные какой, чей, кто, что, где
• изъяснительные что, чтобы, как, будто, как будто
• причины потому что, так как, поскольку, ввиду того что, в связи с тем что, вследствие того что
• цели чтобы, для того чтобы, с тем чтобы
• времени когда, лишь только, пока, едва, прежде чем
• места где, куда, откуда
• условия если, если бы, раз, как скоро
• сравнения как, будто, словно, точно, подобно тому как, чем — тем
• уступки несмотря на то что, хотя, как ни..., пусть
• следствия так что
Бессоюзная(между частями бессоюзного предложения) Интонация

 

Определите, какое из двух сложных предложений в каждой паре предложений имеет бессоюзную связь между частями. Запишите букву, которой обозначено это предложение, в таблицу.

 

Пара предложений                        
Предложение с бессоюзной связью                        

1. А) Вид у него был снисходительно-жалостливый: он жалел окружающих за то, что они погрязли в доверчивых заблуждениях.

Б) И тогда начальник вышел из-за своего стола, посадил Тониду, взяв её за плечи, в большое кресло, сел перед ней, принял осторожно её руки в свои сильные, большие ладони, сложенные вместе.

2. А) Старшие сыновья уходили со своими стадами в приволье, а младший, которому ещё не под силу вырубать и выжигать кишащие зверьём леса, оставался с родителями, и на него щедро лилась родительская любовь.

Б) Этого я не могу сказать, пока не дойду до одной истории, которая сама всё объяснит: скромность украшает человека.

3. А) Её звали ещё в лагере Тонидой Торпедой или Боеголовкой, потому что девчонки послушно следовали за ней, ощущая в своей атаманше какую-то справедливую, хотя иной раз грубоватую властность.

Б) Но дети нашего дома к ней за советами не обращались: в юные годы человек ощущает себя бессмертным и не думает о недугах.

4. А) Взрослые же не давали маме прохода: было известно, что, ухаживая за больным мужем, то есть замоим отцом, мамаовладела всеми медицинскими специальностями.

Б) Все знают, что Егор бездетен, что его жена работает при леспромхозе, живёт на свою зарплату.

5. А) Эти штабеля — целый город, едва ли не больше самого посёлка, со своими безымянными улочками и переулками, тупиками и площадями, чужой человек легко мог заблудиться среди них.

Б) Но если были несправедливы к кому-либо другому, черты её лица и голос становились острыми, словно обнажались для отпора, для битвы.

6. А) Она жила на износ так, будто износа быть не могло: прятала усталость, а поступки не выдавала за подвиги.

Б) Грузовики, должно быть, целый день пробивались из соседних лесопунктов по размытым дорогам, тащили на себе свежие, налитые соком еловые и сосновые кряжи.

7. А) Если кого-нибудь хвалили, Валька тотчас искал причину, которая бы сделала похвалу незаслуженной.

Б) Кто вязал, кто читал, кто раскладывал на ступеньках коллекцию камешков, собранных на пляже.

8. А) На его дощатой стене был нарисован мелом круг, вся стена заляпана слизистыми пятнами.

Б) Парта стояла у окна, и никто раньше Саньки Коншакова не мог уследить, как к деревне подкрадывалась весна, как на пригорках проступали рыжие проталины, как темнел снег в поле и вздувалась в овраге река.

9. А) Задрав голову, он долго щурился на солнце, оглядывался по сторонам, принюхивался, словно не доверял, что всё это — и солнце, и потеплевший ветер, и влажный душистый воздух — подлинное, весеннее.

Б) Рычат лесовозные машины, тащат тяжёлые бревна, в тихом небе дремлет большой кран.

10. А) Правда, в прошлом году после ссоры с подружкой Зиной Колесовой, жившей от неё через три дома, пришло Маше письмо с пометкой «срочное» и с тремя марками на конверте.

Б) Но головы их, как подсолнухи к солнцу, неудержимо поворачивались в сторону Маши, глаза с завистью следили за тем, как девочка читает письмо.

11. А) Он сообщал, что лежит после ранения в госпитале, чувствует себя совсем хорошо и хочется ему о многом побеседовать с ребятами.

Б) Здесь, у хозяйственных построек, сновали и перекликались люди, двигались подводы, на скотном дворе, тоскуя по свежей траве, призывно и трубно мычали коровы, в кузнице необыкновенно отчётливо, как это бывает только ранней весной, звенело железо.

12. А) Маше первой надоело отыскивать переходы и мостики, и она решительно зашагала прямо через лужи и потоки.

Б) Мама была терпелива, когда дело касалось её самой: беззвучно переносила физическую боль, умела скрывать душевную.

Определите вид каждого из четырёх сложных предложений, обозначенных буквами: простое (ПП), сложносочинённое (ССП), сложноподчинённое (СПП), бессоюзное (БСП). Запишите эти буквы в соответствующие ячейки таблицы.

Вид сложного предложения                    
ПП                    
ССП                    
СПП                    
БСП                    

 

1.

А) Девочка бросилась вдогонку, вырвала сумку, сконфуженно перелезла через плетень и оглянулась — Саньки не было.

Б) Он сбросил куртку, закатал рукава гимнастёрки и с замирающим сердцем схватил небольшой молот.

В) Когда Маша заглянула в кузницу, то увидела, что Евсеич в паре с Санькой ковали железо.

Г) Он прокатил, скрылся за домами, но его грубое рычание ещё долго билось о стены домов, о тёмные, маслянисто отсвечивающие окна.

2.

А) Санька ничего не ответил, посмотрел в поле, прислушался, как в овраге за кузницей клокотала вода, и улыбнулся.

Б) Учителя математики звали Василий Васильевич, и фамилия у него тоже Васильев, а потому и прозвище — Вася-в-кубе.

В) Отец грузно зашагал по комнате, влезая пятернёй в растрёпанные волосы, мать глядела перед собой углублёнными глазами.

Г) После смерти первой жены Санькин отец, Егор Коншаков, два года ходил вдовцом, потом посватался к молодой вдове Катерине и однажды привёл её вместе с сыном Никиткой к себе в дом.

3.

А) Вспомнил о пешеходах, и стало тоскливо.

Б) Вдруг на молочно-сером небе, над несущимися табунами волн, засветился розоватый отблеск: где-то за тучами садилось солнце.

В) Маленькая, в два окна, собранная из обгорелых брёвен, изба выглядела невзрачно.

Г) Дюшка Тягунов знал, что такое хорошо, что такое плохо, потому что прожил на свете уже тринадцать лет.

4.

А) В незавершённом здании одна какая-нибудь часть непременно обгоняет другую и при этом нелепо выглядит, выпирает.

Б) Вдруг они увидели огни: недалеко от них шёл, переваливаясь среди волн, небольшой пассажирский пароход из Николаева.

В) Чтобы я не сравнивал её с фотографией, она ещё глубже погрузилась в платок. Г) И тонкая шея круто падает из-под вязаной шапочки, и выбившиеся непослушные волосы курчавятся на висках.

5.

А) Неожиданно Дюшка ощутил: что-то живёт на пустой улице, что-то помимо грачей, берёзки, старого пня.

Б) С возрастом лицо изменило свой цвет и покрылось морщинами.

В) И опрокинутое синее небо обнимает улицу, и разбойное солнце нависает над головой, и постанывает под ногами живая земля.

Г) Дюшка помнит, как сносились низкие бараки, как строились двухэтажные улицы — Советская, Боровая, имени Жан-Поля Марата, названная так потому, что в тот год, когда её начинали строить, был юбилей французского революционера.

6.

А) Он освобождённо вздохнул, поднял голову, повёл недобрым глазом в сторону девчонок.

Б) Через полтора года Стожары были освобождены от немцев и колхозники вернулись обратно.

В) Мальчик был добрый и подарил мне бутылочку нефти, это ему ничего не стоило: его отец плавал старшим механиком на нефтеналивном судне.

Г) Когда поставили новую избу, Катерина отыскала сохранившиеся фотографии Егора и все их мелкими гвоздиками приколотила в переднем углу.

7.

А) Собрал Егор Платоныч урожай с трёх колосков, посоветовался с Андреем Иванычем, и весной посеяли они зёрна в огороде на грядке.

Б) Когда слово не бьёт, то и палка не поможет.

В) Дожидаясь моего ответа, она подошла к старинному зеркалу с паутинными трещинками и стала всматриваться в свою фигуру, в своё лицо.

Г) С особым удовольствием он назначал штрафные удары; одних он наказывал, других поощрял.

8.

А) Но Санька не пошевелился, не оторвал плеча от стены, он только глядел на Дюшку из-под перепутанных волос сонно и холодно.

Б) Крик неистовой любви к жизни, крик исступлённой страсти к продолжению рода, и капель с крыш, и движение вод в земле, и шум взбудораженной крови в ушах — всё сливалось в одну звенящую ноту, распирающую небесный свод.

В) Его положили в общежитии на ту койку, где раньше спал Толя Ступнин, Лёшкин дружок, уехавший в город на курсы.

Г) Вспотевшие игроки разошлись по домам, и Валька, как хозяин, один расхаживал по площадке.

9.

А) Мать не оглянулась в сторону сына, отец лишь стрельнул сердитым глазом.

Б) Она распрямилась и, как бы проверяя, сможет ли выполнить своё обещание, нарочито твёрдой походкой прошла до окна и вернулась к дивану.

В) Дюшка стоял возле крыльца, глядел на грачей, на молодую, крепкую берёзку, окутанную по ветвям сквозным зелёным дымком, на старый пень посреди истоптанного двора.

Г) Слёзы ещё блестели на его глазах, но он уже застенчиво улыбался.

10.

А) Не притронувшись к ложке, Александр встал, прошёл к своему мешку, вынул весь хлеб и, не сказав ни слова, зашагал в деревню.

Б) Когда яму вырытую видят, никто о лопате не вспоминает.

В) Он решил подряд несколько задач, и голова с непривычки отяжелела, казалось, даже немного распухла, но на душе — покойно.

Г) Их трудно увидеть: они почти прозрачны и крайне пугливы.

 

Определите типы связи в сложных предложениях, приведённых ниже, и запишите их номера в соответствующие строки таблицы.

Тип сложного предложения Номера предложений
С бессоюзной связью  
С бессоюзной и сочинительной связью  
С бессоюзной и подчинительной связью  
С бессоюзной, сочинительной и подчинительной связью  

1) Мать и отец даже не заметили вернувшегося с улицы Дюшку, никто не спрашивал его, сделал ли он домашние задания.

2) Мальчикам показалось, что шторм кончается, но они ошиблись: розовая заря быстро погасла среди чёрных туч и наступила ночь, ещё более страшная, чем этот штормовой день.

3) Порой удавалось прилечь на скамейку — тогда между нами и конвейерно- монотонным колёсным стуком исчезало всякое расстояние.

4) Но не мог разглядеть как следует: она старалась пройти незаметно, боясь, что с нею заговорят.

5) Мои разъяснения были не нужны бригадиру: он хотел вовлечь в разговор Лялю, но она женственно, мягко не обращала на него никакого внимания.

6) Природа не расслышала сообщения о войне: лето было умиротворённо- роскошным.

7) Мы с тревожным напряжением слушали фронтовые сводки, нам хотелось поскорее дождаться главной и последней новости, и я часто, ложась спать, слышала это короткое, как вскрик, счастливое слово «победа».

8) Она вслед за ним тоже себя не жалела: часов в семь утра надевала ватник и спецовку, которые полагались на стройке всем, как шинели солдатам.

9) Беспокойней всего было Маше: рядом с Лялей находился отец, за моей спиною вздыхала мама, а её родители были там, где сирена, надрываясь, возвещала об опасности — слепой, безрассудной.

10) Всем известные слова, приевшиеся, как учебная тревога, звучали заклинанием: нам хотелось, чтоб они обрели силу и непременно сбылись.

11) Я обратил на это внимание сразу, с порога: на щеках у Екатерины Ильиничны проступил розовый цвет, как это бывало, когда она волновалась.

12) Родилась девчонка, никому и в голову не пришло, что она уже однажды рождалась.

13) На примере Федькиной страсти я поняла, что истинные чувства действительно понятны без слов: он ни разу не обмолвился о своей слабости.

14) Человеческая память избирательна: один забывает номера телефонов, но мастак по части имён и фамилий, другой же — наоборот.

15) Теперь все сомнения исчезли, новые факты внесли ясность, ясность освобождала от мучительных раздумий, от пустопорожнего и бесплодного умствования, ясность требовала действий, немедленных и решительных.

 

55. Прочитайте предложения. Из пяти высказываний о каждом предложении выберите два неверных. Запишите их номера.

 

1. От реки тянет прохладой, тиной, гнилыми сваями, на брошенных дачах темно, и зацветают в одиночестве давно посаженные пионы, в печальной задумчивости склонившие свои пурпурные головы.

1) В предложении используется бессоюзная и подчинительная связь.

2) Предложение содержит 3 грамматические основы.

3) Сочетание слов «тянет тиной» является грамматической основой.

4) В предложении есть однородные члены.

5) В предложении используется олицетворение. Ответ:

2. На одном из таких прудов я часто встречал хмурого огородника в драном балахоне, он удил рыбу, воткнув в берег пять-шесть удочек, изредка у него брали маленькие, как пятаки, карасики.

1) В предложении используется бессоюзная связь.

2) Предложение содержит 4 грамматические основы.

3) В предложении есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом.

4) Разговорное слово «драном» можно заменить стилистически нейтральным синонимом «рваном».

5) В предложении используется сравнение «как пятаки». Ответ: __________

3. Кудрявые горы зелени сбегали из Ноевского сада до самой воды, в ней радужными узорами, как на цыганской шали, свивались и развивались топкие плёнки нефти.

1) В предложении используется бессоюзная и сочинительная связь.

2) Предложение содержит 2 грамматические основы.

3) Сочетание слов «плёнки свивались и развивались» является грамматической основой.

4) В предложении используется метафора «радужными узорами».

5) В предложении используется сравнение. Ответ: ______

4. К сожалению, написать историю вещей невозможно: вещи не говорят, а люди забывчивы, не любопытны и с обидной небрежностью относятся к вещам — своим верным помощникам.

1) В предложении используется бессоюзная и сочинительная связь.

2) Предложение содержит 3 грамматические основы.

3) Сочетание слов «написать историю невозможно» является грамматической основой.

4) В предложении есть вводное слово.

5) Выражение «верным помощникам» является фразеологизмом. Ответ: ______

5. А на болотах за домами упрямо картавили самые неуёмные лягушачьи певцы, прокрадывались по улице застенчивые сумерки, обжитым теплом светились окна домов, и над Санькиной головой в не помрачневшем ещё небе висели две-три бледные, невызревшие звезды.

1) В предложении используется бессоюзная и сочинительная связь.

2) В предложении 3 грамматические основы.

3) Сочетание слов «упрямо картавили» является грамматической основой.

4) В предложении используется метафора.

5) Разговорное слово «неуёмные» можно заменить стилистически нейтральным словом «неутомимые».

Ответ:

6. Несмотря на слова Лермонтова, что он ничего не ждёт от жизни и ничуть не жалеет о прошлом, было ясно: сказал он об этом вопреки себе, потому что жалеет о прошлом и ждёт от жизни хотя бы обманчивых, но щемящих сердце мгновений.

1) В предложении используется бессоюзная и подчинительная связь.

2) В предложении 4 грамматические основы.

3) Сочетание слов «ждёт мгновений» является грамматической основой.

4) В предложении есть обособленные однородные члены.

5) Выражение «щемящих сердце мгновений» является метафорой. Ответ: ________

7. Давно было пора ехать,(1) на станции воцарялась сонная тишина,(2) жгло солнце,(3)плыли облака,(4) волоча по земле синюю тень,(5) пассажиры дремали,(6) а поезд всё стоял и стоял.

 

1) В предложении есть бессоюзная и сочинительная связь.

2) В предложении 6 грамматических основ.

3) Сочетание слов «волоча тень» является грамматической основой.

4) Цифры 3, 4, 5 обозначают запятые в сложносочинённом предложении.

5) В предложении есть обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

Ответ:

8. Дядя Федя ловко выхватывает из горна искрящийся кусок железа и,(1) словно примериваясь,(2) ударяет по нему молотком так,(3) что огненные брызги летят во все стороны; потом он быстро-быстро околачивает со всех сторон,(4) пока раскалённое железо не вытянется в зуб бороны или ещё во что-нибудь,(5) и бросает в бак с водой.

1) В предложении есть бессоюзная и подчинительная связь.

2) В предложении 4 грамматические основы.

3) Цифры 1, 2 обозначают запятые при однородных членах.

4) Сочетание слов «брызги летят» является грамматической основой.

5) В слове «огненный» правописание суффикса определяется правилом:

«В отымённом прилагательном пишется НН, если оно образовано от слова с основой на -Н».

Ответ:

9. Фёдор Елизарович кажется сердитым, потому что у него лохматая чёрная борода, лоб прорезали глубокие морщины, глаза прячутся под нависшими и тоже лохматыми бровями, и каждый, кто глядит в эти проницательные, всезнающие глаза, понимает: такого на мякине не проведёшь.

1) В предложении есть бессоюзная, сочинительная и подчинительная связь.

2) В предложении 7 грамматических основ.

3) Сочетание слов «лоб прорезали» является грамматической основой.

4) В предложении есть вводное слово «кажется».

5) В предложении используется фразеологизм. Ответ:

10. Но вдруг шедший впереди Генька расставил руки, преграждая нам путь, нагнулся к земле: овечьи и коровьи следы перекрывались отпечатками больших мужских сапог; следы человека пересекали дорогу и исчезали в придорожной траве.

1) В предложении есть бессоюзная и сочинительная связь.

2) В предложении 3 грамматические основы.

3) Сочетание слов «следы перекрывались» является грамматической основой.

4) В предложении есть обособленные однородные определения.

5) В предложении есть слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «близость».

Ответ:

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: