1. Хорошо помню одну нашу игру, (1)которая называлась «делать Боборыкина». Мы слышали, (2)как взрослые в гостиной, (3)споря о современной литературе, (4)довольно часто произносили это смешное слово «Боборыкин».
Мы с Сашей понятия не имели, что это фамилия известного в то время писателя Боборыкина. Слово «Боборыкин» в силу своей фонетики имело для нас значение звука опрокинутой гнутой венской качалки, стоявшей в нашей гостиной рядом с фикусом.
На этой качалке любил сидеть, (5)покачиваясь, (6)папа и читать книгу или газету. Для взрослых качалка была частью обстановки. Для нас же с Сашей качалка с её жёлтым плетёным сиденьем и такой же спинкой, с её выгнутыми ручками, с её полозьями, на которых она так легко покачивалась, была в одно и то же время и качелями, (7)и частью какой-то упругой деревянной машины, (8)и лодкой, и даже беседкой, (9)если её перевернуть вверх полозьями.
Мы любили опрокидывать качалку потёртыми полозьями кверху, стукаясь об пол своими упругими буковыми ручками, она несколько раз подпрыгивала, издавая звуки «бо-бо-бо», вследствие чего мы и назвали нашу игру с качалкой «боборыкин».
1) № 1 и 2 – запятые перед придаточным определительным.
2) № 3 – 4 – обособление определения, выраженного причастным оборотом.
3) № 5 и 6 – обособление обстоятельства, выраженного одиночным деепричастием.
4) № 7 и 8 – знаки препинания при однородных членах.
5) № 9 – запятая при вводном предложении.
2. Осенний день заканчивался, тени ложились косыми полосами на землю, (1)и ветер сбивал холодные капли с голых ветвей. Санька всё не возвращался, (2)и мама начала волноваться. Она то и дело поглядывала в окно и сердито косилась на меня: это ведь я отправил братишку в соседний дом за романом «Таинственный остров», (3)который мне пообещал на вечер Юрка Ковалёв. Я не выдержал её укоризненного взгляда и стал торопливо одеваться, (4)мысленно ругая про себя непутёвого братишку. Было ясно, (5)что Санька вероломно воспользовался моей просьбой, (6)чтобы вырваться на улицу, и сейчас где-то бегает с друзьями, а потом, (7)когда вернётся, (8)похлопает глазками и скажет, что он хотел делать уроки, но старший брат выгнал его на улицу, и он послушно попёрся за дурацкой книжкой. Попросил бродягу на свою голову об одолжении, и вот теперь нужно идти рыскать по всем дворам, проще было самому сбегать к Ковалёву.
1) № 1 и 2 – запятые в сложном предложении.
2) № 3 – запятая перед придаточным определительным.
3) № 4 – обособление обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом.
4) 5 и 6 – запятые перед придаточными изъяснительными.
5) 7 и 8 – запятые между однородными сказуемыми.
3. Проблемы у нас начались сразу: никак не хотел грузиться компьютер, его почему-то нужно было наклонить в сторону и потрясти, (1) чтобы он начал работать. Как только мы переставали трясти, (2) он тут же обиженно смолкал, монитор гас, и нужно было весь процесс с тряской, (3)покачиванием, (4)наклонами начинать заново. Всё это было бы смешно, потому что очень походило на какой-то магический обряд, (5)исполняемый дикарями, (6)но нам было не до смеха. Надо было срочно сделать доклад по физике, нам нужны были схемы углового движения, а вместо этого приходилось баюкать этот дурацкий компьютер, как капризную лялечку. Генка в сердцах хотел было уже даже стукнуть его, (7)но Лёшка с каким-то суеверным страхом его остановил, (8)опасаясь жестокой мести от неведомого, (9)но могущественного компьютерного бога. Это удивительным образом помогло: компьютер вдруг заработал, к семи часам вечера мы уже состряпали доклад.
1) № 1 и 2 – запятые отделяют придаточное от главного.
2) № 3 и 4 – запятые между однородными членами.
3) № 5 и 6 –обособление деепричастного оборота.
4) № 7 и 9 – запятая между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. 5) № 8 – обособление обстоятельства.
4. Бумага — только одно из пристанищ человеческой мысли и рождённых мыслью художественных произведений, (1)притч и сказок в том числе. Они, эти притчи и сказки, похожи на перелётных птиц: мысль, душа человеческая — их родина, место гнездовья, (2) где они рождаются и выводят птенцов; книга — тёплые страны, (3)куда они улетают, (4)набравшись сил.
Буквы собираются в слова, (5)в строки, (6)в мысли, (7)они не остаются в холодной высоте, (8)а спускаются к людям, (9)ведь они созданы людьми и существуют для людей.
1) № 5, 6 – запятые между однородными членами предложения.
2) № 2 – обособление определения.
3) № 3 – запятая между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
4) № 4 – запятая при деепричастном обороте.
5) № 7 и 8 – запятые между частями сложносочиненного предложения.
5. Витек Чубыльников сидел за второй партой в среднем ряду и тоскливо глядел на круглые часы, (1)висевшие над доской. Две недели назад они остановились. Учительница истории Лидия Александровна сказала: «Ребята, (2) вы так часто смотрите на эти часы, что они не выдержали энергетической нагрузки». Витек Чубыльников на уроках истории теперь занимался тем, (3) что с пронзительной силой смотрел на замершие стрелки, стараясь усилием воли запустить остановившееся сердце времени. Безусловно, (4) он бы давно заставил своим взглядом эти часы не только пойти, (5)но и помчаться, (6) однако мешала учительница, (7) которая нет-нет да и бросит подозрительный взгляд на Чубыльникова: куда он так упорно смотрит. Витьке приходилось опускать взгляд ниже на карту, делая вид, что его очень интересует, как в 15 веке прирастало новыми землями Московское княжество.
1) № 1 – обособление обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом.
2) № 2 и 4 – запятая при обращении.
3) № 3 и 7– запятые отделяют придаточное от главного.
4) № 6 – запятая между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
5) № 5 – между однородными членами предложения.