Можешь ли ты вспомнить, как выглядят первые весенние цветы? А как шумит пролетающий в небе самолёт? Какая на ощупь шерсть у кошки? Как пахнут твои любимые конфеты и какие они на вкус? Наверное, тебе легко удалось вспомнить всё это. Ведь тебе не раз приходилось видеть цветы, слышать звук самолёта, гладить кошку и есть конфеты.
Ну а помогла тебе в этом образная память.
Образная память — это память на образы, которые возникают человека при восприятии окружающего мира.
Образная память связана с нашими органами чувств. С теми органами, с помощью которых мы воспринимаем окружающий мир. На предыдущих занятиях ты узнал, какие органы чувств есть у человека. Постарайся вспомнить их.
Получилось? Правильно! Их пять. В соответствии с нашими органами чувств различают пять видов образной памяти: зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую и осязательную.
Когда мы говорим о зрительной памяти, то речь идет о запоминании того, что мы видим.
Зрительную память, как и другие виды памяти, можно развивать. Для этого, например, можно представить себе, как каждый предмет из таблички оживает. Тогда в следующий раз тебе легче будет их вспомнить.
А что такое слуховая память? С луховая память связана со слуховым анализатором.
Проделай такое упражнение на запоминание слов. Попроси кого-нибудь (своего друга, маму или бабушку) прочесть тебе следующие слова: ручей, кукла, лес, собака, мотоцикл, пирог, цветок, снег, воробей.
А теперь запиши в тетради по психологии те слова из услышанных, которые ты можешь вспомнить. Проверь, сколько слов ты запомнил правильно. За каждое слово ты получаешь 1 балл. Сравни свои результаты с результатами одноклассников.
А теперь давай поговорим об осязательной памяти – это способность запоминать ощущения от прикосновения к разным предметам. В твоей памяти хранится множество информации о том, каковы на ощупь те или иные предметы. Гладкие или шершавые, тёплые или холодные, мягкие или жёсткие и т. д.
Попробуй закрыть глаза и исследовать руками предметы, которые лежат перед тобой на парте или на столе. Попытайся отгадать, до чего ты дотрагиваешься. Получилось? Молодец! Если ты не смог отгадать какой-то предмет, то нарисуй его у себя в тетради по психологии. Потом рядом напиши, какой он на ощупь. Тогда в следующий раз тебе будет легче узнать его.
Различные виды образной памяти развиты у каждого из нас неодинаково. У кого-то преобладает зрительная память. Для того чтобы лучше и легче запомнить материал, ему необходимо увидеть или прочесть «про себя». А у другого человека преобладает слуховая память. Поэтому лучше всего он запоминает то, что услышал, и поэтому материал ему лучше читать вслух. Понаблюдай за собой. Как ты лучше запоминаешь урок: когда слушаешь объяснения учителя или когда читаешь учебник самостоятельно?
Обонятельная память — память запахов. Она связана с работой обонятельного анализатора. В своей жизни ты сталкивался со множеством запахов. Многие из них тебе наверняка запомнились. Дома подбери несколько предметов, имеющих чёткий характерный запах. Закрой глаза и попробуй только с помощью обоняния угадать, какие предметы лежат перед тобой. Возможно, ты не смог отгадать какой-нибудь предмет. Тогда открой глаза, вдохни ещё раз его запах и попробуй почувствовать его. Какие ощущения, мысли и чувства вызывает в тебе этот запах, какое настроение у тебя бывает, когда ты его вдыхаешь? Если это получится, то ты запомнишь запах этого предмета и в следующий раз наверняка не ошибёшься!
Проделай подобный эксперимент со своей вкусовой памятью. Эта память помогает тебе запоминать вкус различных продуктов. Подготовь несколько съедобных предметов, имеющих характерный вкус: сладкие, горькие, кислые и т. д. Закрой глаза и попытайся угадать, что ты сейчас пробуешь. Вспомни ситуацию, когда ты уже пробовал тот или иной продукт. Какое ощущение и настроение у тебя тогда было? Открой глаза и проверь, правильно ли ты угадал. Обсуди результаты своих исследований с одноклассниками.
Другие виды памяти
Помимо образной памяти, сохраняющей образы восприятия, есть и другие виды памяти.
Двигательная (или моторная) память позволяет нам запоминать различные движения. Она помогает вырабатывать навыки и привычки. Если бы не было этого вида памяти, то нам всякий раз приходилось бы заново учиться ходить, держать ложку, писать ручкой. Именно двигательная память позволяет нам делать многие движения, не задумываясь о них.
Подумай, какие двигательные навыки и привычки есть у тебя. Такие, о которых ты даже не задумываешься, сознательно их не контролируешь. Например, когда ты бежишь по лестнице, хлопаешь в ладоши, пишешь в тетради и другие. Они не всегда были такими легкими для выполнения. Для этого требовалось много усилий и тренировок, когда ты был младенцем. И именно двигательная память позволила нам запомнить все эти усилия.
Существует эмоциональная память. Мы помним наши чувства, эмоции, переживания. Попробуй вспомнить какое-нибудь важное событие в твоей жизни. Например, как ты поступал в школу или как ты вошёл впервые в свой класс? Скорее всего, ты сразу же вспомнишь, что ты тогда чувствовал. Вспомнишь, какое настроение у тебя было, что ты переживал в тот момент. Сохранить все эти воспоминания тебе помогает твоя эмоциональная память.
У каждого человека есть ещё логическая, или смысловая память. О ней ты уже знаешь. Именно она начинает работать, когда ты стараешься понять, вдуматься, осмыслить то, что хочешь запомнить. Логическая память позволяет нам запоминать наши мысли, размышления.
***
Итак, в этом разделе говорилось о важной человеческой способности — памяти. Теперь ты знаешь, что память включает в себя:
· запоминание — произвольное и непроизвольное, осмысленное и механическое,
· сохранение информации — кратковременное и долговременное,
· узнавание,
· воспроизведение,
· забывание.
Ты познакомился с различными видами памяти — образной, моторной, эмоциональной, логической.
Тебе известны различные приёмы, которые облегчают человеку процесс запоминания и вспоминания.
Конечно, это ещё далеко не всё, что наука психология знает о человеческой памяти. Это только начало! В дальнейшем ты познакомишься с этим подробнее. Но уже сейчас можешь сам развивать у себя замечательную человеческую способность — память.