Прочитайте текст и выполните задания 22–26.




Задание по тексту

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)К общим правилам эволюции групп организмов относится правило её необратимости. (2)<…> если на каком-то этапе от примитивных амфибий возникли рептилии, то рептилии не могут дать вновь начало амфибиям; вернувшиеся в воду наземные позвоночные (среди рептилий — ихтиозавры, среди млекопитающих — киты) не стали рыбами. (3)Прошедшая история развития для любой группы организмов не проходит бесследно, и приспособление к среде, в которой когда-то обитали предки, осуществляется уже на другой генетической основе.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Прошедшая история развития всегда оставляет след в эволюции любой группы организмов, и приспособление к среде, в которой когда-то обитали предки, осуществляется уже на другой генетической основе — в этом заключается суть общего правила эволюции — правила её необратимости.

2) История развития для любой группы организмов не оставляет своего следа в эволюции, и приспособление к среде, в которой когда-то обитали предки, осуществляется уже по-другому.

3) Правило необратимости — одно из общих правил эволюции групп организмов.

4) Одним из общих правил эволюции является правило её необратимости, что означает, что история развития организмов не проходит бесследно и приспособление к среде, в которой когда-то обитали предки, осуществляется уже на другой генетической основе.

5) Как известно, если на каком-то этапе развития от примитивных амфибий возникли рептилии, то рептилии не могут дать вновь начало амфибиям, а вернувшиеся в воду наземные позвоночные не станут вновь рыбами.

 

2. Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении текста.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СРЕДА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СРЕДА, -ы, ж.

1) Вещество, заполняющее пространство, а также тела, окружающие что-н. Воздушная среда. Питательная среда.

2) Окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества, организмов. Географическая среда. Охрана окружающей среды.

3) Окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий. Социальная среда. Из рабочей среды.

Прочитайте текст и выполните задания 22–26.

(1)Жизнь и смерть Андрея Дмитриевича Сахарова заставляют нас думать о той опасности для человечества, которую представляет собой современная наука. (2)Мы видим, что многие научные открытия способствуют развязыванию войн, укреплению тоталитарных режимов и несут угрозу уничтожения жизни на Земле. (3)Поэтому серьёзный вопрос об ответственности учёного перед обществом не может не тревожить всех людей науки и в гуманитарных, и в других областях знаний. (4)Но, конечно, не случайно этот поворот начался в области физики.

(5)Физики, с одной стороны, были активными участниками тех угрожающих экспериментов, которые сделала наука в нашем веке, и именно здесь сказалась опасность «чистой науки». (6)Когда шли первые дебаты об атомной бомбе, у многих физиков (а мне приходилось со многими видными физиками беседовать) появилась соблазнительная возможность проверить теоретические знания.

(7)Теоретические знания, которые представляются совершенно чистым делом и, бесспорно, достижением человечества, широко могли быть проверены в области, которая казалась удалённой от проверки. (8)И не каждый из физиков обладал силой Эйнштейна, чтобы отказаться от искушения тем, что мои знакомые физики называли «прекрасными опытами». (9)И именно физики же первыми схватились за голову, увидав, что выпустили джинна из бутылки. (10)Они думали подчинить себе военную технику, но оказалось, что военная техника подчинила их себе. (11)Отсюда то чувство вины, которое руководило Андреем Дмитриевичем Сахаровым и другими физиками. (12) Но надо было обладать такой душой и такой культурой, чтобы так это пережить и так искупить, как это сделал Сахаров. (13)Фактически он пожертвовал жизнью, потому что обрёк себя на путь преследований вместо обеспеченного ему пути физика-теоретика, при котором можно было жить и оставаться честным человеком. (14)И никто бы не сказал, что он каким-то образом нарушает этику.

(15)Сахаров — крупный учёный, крупный политик, но прежде всего он человек больной совести, огромной совести, которая входит в традицию культурной деятельности вообще и всегда была лучшей чертой русской культуры. (16)Эта «больная совесть», как говорил Глеб Успенский, боль не за свои преступления. (17)Очень легко сказать: «Не я виноват, не я винил». (18) И действительно, никто не обвинит! (19)На то и больная совесть, чтобы увидать ответственность там, где можно легко от неё отстраниться.

(20)Главное, что я вижу в личности Сахарова, — это не его облик учёного, тоже достаточно значительный, и даже не его, не будет преувеличением сказать, героическую деятельность (ведь умер он как солдат — в бою), главное — это реабилитация совести как основного принципа жизни. (21)И это очень важно потому, что традиционно наука сегодня, опираясь на объективные законы, отделилась от морали.

(22)С того момента, как кончилось средневековье и мы отделились от религиозного обоснования в нашей деятельности и оценках и перешли к представлениям о практических ценностях, мы отнесли этические ценности или же к области лицемерия, или же к области наивности. (23)Моралисты оказались осмеянными, и, чтобы не выглядеть жалкими, им нужно, как Сахарову, как Льву Толстому, заплатить жизнью. (24)Сахаров показал, что люди масштаба Льва Толстого у нас не исчезли. (25)Всё время казалось, что тот век уже кончился и таких людей, на которых оглядывается мир, уже нет. (26)Таких людей всегда бывает очень мало, их не может быть много. (27)Но на них в значительной мере и держится мир. (По Ю.М. Лотману*) * Юрий Михайлович Лотман (1922–1993) — русский литературовед, культуролог и семиотик.

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Андрей Дмитриевич Сахаров — это не только крупный учёный и политик, но и человек «больной совести» — совести как основного принципа жизни.

2) Очевидно, что многие научные открытия сегодня препятствуют развязыванию войн, укреплению тоталитарных режимов и не представляют угрозы для жизни на Земле.

3) На людях, подобных Льву Толстому и Андрею Сахарову, в значительной мере держится мир, однако таких людей очень мало.

4) Современная наука, опирающаяся на объективные законы, неотделима от морали.

5) Собственной жизнью и смертью А.Д. Сахаров доказал всем, что люди масштаба Льва Толстого сегодня не исчезли.

 

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1–4 содержится рассуждение.

2) В предложениях 5–6 представлено описание.

3) В предложении 7 содержится описание.

4) Предложение 11 указывает на следствие того, о чём говорится в предложениях 9–10.

5) В предложениях 24–27 представлено рассуждение.

 

24. Из предложений 22–27 выпишите антонимы (антонимическую пару).

 

25. Среди предложений 15–21 найдите такое(-ие), которое(-ые) связан(-ы)о с предыдущим с помощью сочинительного союза и указательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

26. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Труды многих учёных, чьи научные открытия оказывают не только положительное, но и отрицательное воздействие на жизнь человечества, всегда вызывали и вызывают большой интерес у окружающих. С помощью такого тропа, как (А)_________ («чистое дело» в предложении 7, «больная совесть» в предложении 15), Ю.М. Лотман убедительно доказывает, что теоретические знания, воплощённые в жизнь, часто приводят к последствиям, за которые каждый учёный несёт личную ответственность. Но, по мнению автора, дано это чувство совести, к сожалению, далеко не каждому. Вот почему современная наука и её плоды принесли среди прочего и утрату этических ценностей. Результаты этого автор описывает при помощи такого синтаксического средства выразительности, как (Б)________ в предложении 22. А такие синтаксические средства, как (В)_______ (в предложениях 4, 7), (Г)_______ (предложение 18), передают отношение автора к сложившейся ситуации».

Список терминов:

1) противопоставление

2) фразеологизм

3) анафора

4) вводные слова

5) метонимия

6) гипербола

7) восклицательное предложение

8) ряд однородных членов

9) метафора

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: