V[olo] N[oscere] [59]
Вместо того, чтобы прикрываться ссылками на откровение или традицию, давайте попробуем (впервые за всю историю вопроса) опереться на простой здравый смысл.
Отбросив все, что мы когда-либо слышали по этому поводу, попытаемся распределить Старшие арканы Таро между стихиями, планетами и знаками «с чистого листа», основываясь лишь том, что нам известно об астрологических символах и их соответствиях.
По общему мнению, двадцать два Старших аркана соответствуют двадцати двум буквам древнееврейского алфавита, а последние — трем стихиям (три материнские буквы), семи планетам (семь двойных букв) и двенадцати знакам [зодиака] (двенадцать простых букв).
Отлично. Начнем со знаков [зодиака].
Овен. — Обитель Марса, знак экзальтации Солнца. На какой из карт мы встречаем фигуру воина и царя? Единственное, что приходит мне на ум, — «Император». Хорошо же; предварительно остановимся на этом варианте. (В колоде Райдера[-Уэйта] его трон украшают бараньи рога.)
Телец. — Обитель Венеры, знак экзальтации Луны. Сюда подойдет сразу несколько карт; не забудем еще и о том, что Телец — это Бык-Керуб и Апис-Осирис, искупитель. Так что отложим на время окончательный вердикт!
Близнецы. — Обитель Меркурия. Это либо «Влюбленные», либо «Солнце». Мы предпочитаем первый вариант, потому что на карте «Влюбленных» изображен Купидон с маленьким луком и стрелой[60].
Рак. — Обитель Луны. Это, конечно, может быть «Луна», где изображен скарабей, выбирающийся из-под воды. Но все же в Раке экзальтирует Юпитер, и это не дает нам сделать окончательный вывод. Что ж, отложим.
Лев. — На сей раз ни малейших сомнений! Это карта «Сила». На ней мы видим льва — в самом буквальном смысле слова.
|
Дева. — Обитель Меркурия. Как можно назвать девственную натуру, преданную поискам знания? «Отшельником». Так и запишем.
Весы. — Они изображены на карте «Правосудие». Других вариантов нет.
Скорпион. — Обитель Марса в его пагубных проявлениях, дом смерти. Самой подходящей картой кажется именно «Смерть». Но все же не будем торопиться с выводами.
Стрелец. — Обитель Юпитера. Этот знак, по-видимому, тоже предъявляет права на «Влюбленных». Ну что ж, поживем — увидим.
Козерог. — Обитель Сатурна. Здесь никаких сомнений нет. Это «Дьявол», Козел на шабаше ведьм, Сатурн и Сатана. Остановимся на этом соответствии.
Водолей. — И снова никаких сомнений. Вот он, Водолей, — на карте «Звезда», в образе девы с двумя кувшинами.
Рыбы. — Снова Юпитер и экзальтация Венеры. Подобрать соответствие непросто; но единственная карта, на которой рыбам хватит воды, чтобы плавать вволю, — это «Луна».
Рассмотрим теперь планеты.
Сатурн. — Это может быть и «Дьявол», и «Иерофант», и даже «Дурак». Но все эти варианты не вполне удовлетворительны.
Юпитер. — Владыка Удачи. Вероятно, это «Колесо Фортуны», но «Император» и «Иерофант» тоже годятся.
Марс. — Владыка Войны. И снова самой подходящей картой кажется «Император»; иначе не остается ничего, кроме «Сокрушенной Башни» — карты, на которой полным ходом и в буквальном смысле слова идет война.
Солнце. — Бьюсь об заклад, это и есть «Солнце»!
Венера. — Владычица Красоты. Кто она, эта улыбчивая и сладострастная королева в сияющей короне и со скипетром в руках? Кто же еще, как не «Императрица»! (В колоде Райдера[-Уэйта] на ее щите даже нарисован знак Венеры, [знак Венеры со стр. 41].)
|
Меркурий. — Владыка Знания и Искусства, прежде всего — магического. «Фокусник» сидит на нем как влитой.
Луна. — Единственная альтернатива «Луне» — «Верховная Жрица», эта целомудренная и одинокая Царица Ночи, увенчанная лунным серпом и посвящающая мужчин в тайну святости.
А что насчет стихий?
Воздух. — Неплохой символ для «Дурака», суетного и пустого, послушного каждому ветерку и неспособному на сосредоточение.
Вода. — И снова проблема. Но в некоторых старинных колодах «Повешенный» назван «Утопленником», а роль столбов виселицы исполняют дно морское и киль Ноева ковчега!
Огонь. — На сей раз все просто. «Страшный суд» — это гибель мира в огне; к тому же, люди на этой карте восстают из могил с поднятыми руками, образующими контур ש (Шин), буквы огня.
Замечательно. Теперь давайте составим таблицу из четырех столбцов, выписав в нее несомненные, предположительные и сомнительные соответствия.
Знак, планета или стихия | Несомненно | Предположительно | Сомнительно |
Овен | «Император» | ||
Телец | |||
Близнецы | («Влюбленные») («Солнце») | ||
Рак | «Луна» | ||
Лев | «Сила» | ||
Дева | «Отшельник» | ||
Весы | «Правосудие» | ||
Скорпион | «Смерть» | ||
Козерог | «Дьявол» | ||
Водолей | «Звезда» | ||
Рыбы | «Луна» | ||
Сатурн | «Дьявол», «Иерофант» или «Дурак» | ||
Юпитер | «Колесо Фортуны» или «Иерофант» | ||
Марс | «Сокрушенная Башня» | ||
Солнце | «Солнце» | ||
Венера | «Императрица» | ||
Меркурий | «Фокусник» | ||
Луна | «Верховная Жрица» | ||
Воздух | «Дурак» | ||
Вода | «Повешенный» | ||
Огонь | «Страшный суд» |
|
Не впечатляет? Пожалуй, нет; но наберемся терпения. Перестроим таблицу в порядке Старших арканов, повысив в статусе до несомненных те предположительные соответствия, альтернативы которых обнаруживаются в столбце соответствий несомненных. Посмотрим, что получится.
Старший аркан | Несомненно | Предположительно | Сомнительно |
«Дурак» | Воздух | ||
«Фокусник» | Меркурий | ||
«Верховная Жрица» | Луна | ||
«Императрица» | Венера | ||
«Император» | Овен | ||
«Иерофант» | Юпитер | ||
«Влюбленные» | |||
«Колесница» | |||
«Правосудие» | Весы | ||
«Отшельник» | Дева | ||
«Колесо Фортуны» | Юпитер | ||
«Сила» | Лев | ||
«Повешенный» | Вода | ||
«Смерть» | Скорпион | ||
«Умеренность» | |||
«Дьявол» | Козерог | ||
«Сокрушенная Башня» | Марс | ||
«Звезда» | Водолей | ||
«Луна» | Рыбы | ||
«Страшный суд» | Огонь | ||
«Вселенная» |
Создается впечатление, что Старшие арканы с зодиакальными соответствиями могут следовать естественному порядку знаков зодиака! Что ж, обратимся за помощью к «Сефер Йецира», разделив по ее совету буквы на три группы — 3 [материнских], 7 [двойных] и 12 [простых] — и придав нашим гипотезам более определенный статус. В первых трех столбцах далее представлены материнские, двойные и простые буквы соответственно.
Название буквы | Старший аркан | |||
א | Алеф | «Дурак» | ||
ב | Бет | «Фокусник» | ||
ג | Гимел | «Верховная Жрица» | ||
ד | Далет | «Императрица» | ||
ה | Хе | «Император» | ||
ו | Вав | — — — «Иерофант» | ||
ז | Зайин | «Влюбленные» | ||
ח | Хет | — — — «Колесница» | ||
ט | Тет | «Сила» | ||
י | Йод | «Отшельник» | ||
כ | Каф | «Колесо Фортуны» | ||
ל | Ламед | «Правосудие» | ||
מ | Мем | «Повешенный» | ||
נ | Нун | «Смерть» | ||
ס | Самех | — — — «Умеренность» | ||
ע | Айин | «Дьявол» | ||
פ | Пе | «Сокрушенная Башня» | ||
צ | Цадди | «Звезда» | ||
ק | Коф | «Луна» | ||
ר | Реш | «Солнце» | ||
ש | Шин | «Страшный суд» | ||
ת | Тав | — — — «Мир» |
Смотрите-ка! Порядок карт соответствует порядку букв! А подразделение карт на стихийные, планетные и зодиакальные в точности совпадает с указанным в «Сефер Йецира» подразделением букв на материнские, двойные и простые! Единственное исключение — тот факт, что «Силу» и «Правосудие» ради соблюдения этой системы приходится поменять местами. Но эти символы, несомненно, во многом родственны между собой; путаница проистекает из того, что карту XI — Исиду с Божественным Львом-Хором — принимали за Венеру, владычицу Весов, усмиряющую огонь Вулкана. (С этим согласен и автор «Ключа к Таро», см. стр. 94.)
Но как быть с пробелами? Посмотрим. Разве ו (Вав), буква Сына (в הוהי, Йод-Хе-Вав-Хе, то есть «Яхве»), такое уж неудачное соответствие для «Иерофанта»? Разве Бык — не самый подходящий символ для Осириса-посвятителя?
И чем плоха как соответствие Рака перламутровая раковина «Колесницы», заключающая в себе венценосного царя?
И разве «Умеренность» — Ангел, переливающий воду из одного сосуда в другой, — не самая подходящая эмблема Лучника, который сам же и есть собственная Стрела, раскалывающая Радугу? Ведь то равновесие, которое символизируют перья Стрелы, — тоже своего рода «Умеренность», разве нет?
Более того, на поздней алхимической версии этой карты изображается Стрела.
И, наконец, для Сатурна остается «Вселенная» — что ни говори, а для века сего это не так уж плохо!
Так мы получаем совершенно простую, удовлетворительную и ясную систему соответствий, опубликованную в прошлом году в «Книге 777». Некоторые школы адептов долгое время ее хранили в тайне, и только недавно, по прямому приказанию Учителя, она была явлена миру. Нехватка времени не позволяет мне погрузиться в более подробные рассуждения об этой системе, но проверить ее эффективность совсем не сложно.
Стоит лишь ознакомиться с нею, как принимаешь ее сразу и навсегда. Сравните ее с привычными соответствиями, которые приводит Папюс! Противоречия кажутся абсурдными. Истина же самоочевидна и не нуждается в доказательствах; чем больше исследователь будет размышлять об этой системе, тем более ясной и совершенной она будет представать его взору. Те немногочисленные лакуны, справиться с которыми не смог здравый смысл, без труда заполняет интуиция; и Таро из Великой Загадки воистину превращается в Ответ на все Загадки. Benedictus sit Deus Dominus noster qui nobis dedit Signum! [«Да будет благословен Господь Бог наш, давший нам Знак!»].
Приложение II
Сводная таблица (из «Книги 777»)
1. Номера Старших арканов Таро | 2. Названия Старших арканов Таро | 3. Тайные титулы Старших арканов Таро | 4. Еврейские буквы | 5. Соответствия по «Сефер Йецира» |
«Дурак» | Дух Эфира | א, Алеф | Воздух | |
«Фокусник» | Маг Силы | ב, Бет | Меркурий | |
«Верховная Жрица» | Жрица Серебряной Звезды | ג, Гимел | Луна | |
«Императрица» | Дочь Могучих | ד, Далет | Венера | |
«Император» | Сын Утра, Вождь среди Могучих | ה, Хе | Овен | |
«Иерофант» | Маг Вечности | ו, Вав | Телец | |
«Влюбленные» | Дети Голоса; Оракулы Могучих Богов | ז, Зайин | Близнецы | |
«Колесница» | Дитя Силы Вод; Повелитель Триумфа Света | ח, Хет | Рак | |
«Сила» | Дочь Пылающего Меча | ט, Тет | Лев | |
«Отшельник» | Пророк Вечности; Маг Голоса Силы | י, Йод | Дева | |
«Колесо Фортуны» | Владыка Сил Жизни | כ, Каф | Юпитер | |
«Правосудие» | Дочь Владык Истины; Держательница Весов | ל, Ламед | Весы | |
«Повешенный» | Дух Могучих Вод | מ, Мем | Вода | |
«Смерть» | Дитя Великих Сил Преображения; Владыка Врат Смерти | נ, Нун | Скорпион | |
«Умеренность» | Дочь Примирителей; Подательница Жизни | ס, Самех | Стрелец | |
«Дьявол» | Владыка Врат Материи; Дитя Сил Времени | ע, Айин | Козерог | |
«Сокрушенная Башня» | Владыка Воинств, подвластных Могучим | פ, Пе | Марс | |
«Звезда» | Дочь Тверди; Живущая меж Водами | צ, Цадди | Водолей | |
«Луна» | Владыка Прилива и Отлива; Дитя Сыновей, порожденных Могучими | ק, Коф | Рыбы | |
«Солнце» | Владыка Мирового Огня | ר, Реш | Солнце | |
«Ангел» или «Страшный суд» | Дух Первозданного Огня | ש, Шин | Огонь (и Дух) | |
«Вселенная» | Великий в Ночи Времени | ת, Тав | (Земля и) Сатурн |
Библиография
Blackden, Marcus Worsley (trans. and ed.). Ritual and the Mystery of the Judgement of the Soul, from an ancient Egyptian papyrus. Introduction by Blackden. Colour plate of “The Psychostasia, or Weighing of the Conscience”. Text printed in black and red ink. London: S.R.I.A., no date [1914], 36 pp. — ii. Without introduction or colour plate. Edmonds, WA: Holmes Publishing Group, 1988, 28 pp.
Carroll, Lewis [Charles Dodgson]. Alice’s Adventures in Wonderland. With 42 illustrations by John Tenniel. London: Macmillan, 1866, xi, 192 pp.
Carroll, Lewis [Charles Dodgson]. Through the Looking-glass, and What Alice Found There. With 50 illustrations by John Tenniel. London: Macmillan, 1872, xi, 224 pp.
Case, Paul Foster. The Tarot: A Key to the Wisdom of the Ages. New York: Macoy Publishing Co., 1947, 215 pp.
Crowley, Aleister and S.L. Mathers. 777: Vel prolegomena symbolica et systemam sceptico-mysticae viae explicande fundamentum hieroglyphicum sanstissimorum scientiae summae. With a loose diagram of the Tree of Life and errata on the reverse. London: Walter Scott Publishing Co., 1909, ix, 54 pp. — ii. Re-titled and expanded. — The Qabalah of Aleister Crowley, Including Gematria, Liber 777 and Sepher Sephiroth. Introduction by Israel Regardie. New York: Samuel Weiser, Inc., 1973. xiv, [2] + 50 + xxviii, 156 + vi, 69 pp. — Re-titled — 777 and Other Qabalistic Writings of Aleister Crowley, Including Gematria and Sepher Sephiroth. Edited and with an Introduction by Israel Regardie. York Beach, ME: Samuel Weiser, Inc., 1977. xiv, [2] + 50 + xxviii, 156 + iv, [10] + 69 pp.
Eliot, T.S. The Waste Land. New York: Boni and Liveright, 1922. 64 pp.
Gilbert, R.A. A.E. Waite: A Bibliography. Introduction by Geoffrey Watkins. Northamptonshire: Aquarian Press, 1983. 192 pp.
Gilbert, R.A. A.E. Waite: Magician of Many Parts. Northamptonshire: Crucible, 1987. 208 pp.
Gilbert, R.A. (ed. and intro.) The Hermetic Papers of A.E. Waite: The Unknown Writings of a Modern Mystic. Northamptonshire: Aquarian Press, 1987. 256 pp.
Guenon, Rene. Le Roi du Monde. Paris, 1925. — ii. Paris: Ch. Bosse, 1927. 136 pp. — iii. Paris: Gallimard, 1958. 98 pp.; 1978. 98 pp. — Translated as The Lord of the World. Ellingstring: The Coombe Springs Press, 1983. 70 pp.
Jones, George Cecil [Volo Noscere]. “The Truth About the Tarot Trumps”, was originally printed in The Occult Review, Vol. XI, No. 5. London: William Rider and Son, Ltd., May 1910. pp. 258—263.
Joyce, James. Finnegans Wake. New York: The Viking Press, 1939. iii, 628 pp.
Küntz, Darcy (ed.). The Enochian Experiments of the Golden Dawn: The Enochian Alphabet Clairvoyantly Examined. Edmonds, WA: Holmes Publishing Group, 1996. 35 pp.
Mead, George Robert Snow. Orpheus. London: Theosophical Publishing Society, 1896. 30 pp.
Nutt, Alfred Trübner. The Legends of the Holy Grail. London: David Nutt, 1902. 80 pp..
Nutt, Alfred Trübner (notes). The Mabinogion: Mediaeval Welsh Romances. Translated by Lady Charlotte Guest. London: David Nutt, 1902. xiii, 363 pp.
Nutt, Alfred Trübner. Studies on the Legends of the Holy Grail: With Especial Reference to the Hypothesis of its Celtic Origin. London: David Nutt, 1888. xv, 281 pp.
O’Neill, John. The Night of the Gods: An Inquiry Into Cosmic and Cosmogonic Mythology and Symbolism. Volume I: London: Harrison and Sons, and Bernard Quaritch, 1893. 582 pp. Volume II: London: David Nutt, 1897. xii + 494 pp. Brampton ON: Ballantrae Reprint, 1992.
Papus [Gérard Encausse]. The Tarot of the Bohemians: an Absolute Key to Occult Sciences. Preface by A.E. Waite. William Rider and Son, Ltd., 1910. 384 pp.
Parisious, Roger. Figures in a Dance: W.B. Yeats and The Waite-Rider Tarot. A lecture presented at the conference, The Golden Dawn: Its Place in Cultural History, to mark the 100th anniversary of the conception of the Hermetic Order of the Golden Dawn, held in London, 25—25 April 1987. — ii. Golden Dawn Conference Tape No. 1. Recorder audio cassette of the lecture: 90 minutes. Edinburgh: Hermetic Research Trust, 1987.
Smith, Pamela Coleman. Where There is Nothing. London: Privately printed, 1902. — ii. Re-titled — The Unicorn From the Stars. London: Privately printed, 1907.
[Waite, Arthur Edward.] Grand Orient. The Book of Destiny and The Art of Reading Therein. London: William Rider and Son, Ltd., 1912. xiv, 277 pp. — ii. Re-titled — The Complete Manual of Occult Divination: The Book of Destiny, Volume 2. New York: University Books, Inc., 1972. xiv, 277 pp.
Waite, Arthur Edward. The Hidden Church of the Holy Grail: Its Legends and Symbolism. Considered in their Affinity with Certain Mysteries of Initiation and other Traces of a Secret Tradition in Christian Times. London: Rebman, Ltd., 1909. xx, 714 pp. — ii. Des Plaines, IL: The Yogi Publication Society, 1975. xx, 714 pp.
Waite, Arthur Edward. The Key to the Tarot. Being Fragments of a Secret Tradition under the Veil of Divination. London: William Rider and Son, Ltd., 1910. xii, 194 pp. — ii. Introduction by Margaret A. Massiani. London: Rider, 1972. xxii, 170 pp.
[Waite, Arthur Edward.] Grand Orient Sapiens dominabitur astris. A Manual of Cartomancy: Fortune-Telling and Occult Divination, Including the Oracle of Human Destiny, Cagliostro’s Mystic Alphabet of the Magi, and The Golden Wheel of Fortune. London: George Redway, 1889. viii, 114 + [6] pp.; London: George Redway, 1891; London: George Redway, 1897. — ii. Re-titled — A Manual of Cartomancy: Fortune-Telling and Occult Divination, Including the Oracle of Human Destiny, Cagliostro’s Mystic Alphabet of the Magi, The Golden Wheel of Fortune, The Art of Invoking Spirits in the Crystal, The Various Methods of Divination. London: William Rider and Son, Ltd., 1909. viii, 249 pp. — iii. Fifth edition, Including Two Additional Sections. London: William Rider and Son, Ltd., 1912. x, 278 pp. — iv. Re-titled — The Complete Manual of Occult Divination: A Manual of Cartomancy and Occult Divination, Volume I. Introduction by Leslie Shepard. New York: University Books, Inc., 1972. xii, 249 pp.
Waite, Arthur Edward. The Pictorial Key to the Tarot: Being Fragments of a Secret Tradition Under the Veil of Divination. With 78 Tarot card plates. London: William Rider and Son, Ltd., 1911. xii, 340 pp. — ii. Introduction by Gertrude Moakley. New York: University Books, Inc., 1960. xiv, 344 + [15] pp.
Waite, Arthur Edward. Shadows of Life and Thought: A Retrospective Review in the Form of Memoirs. London: Selwyn and Blount, 1938. 288 pp.
[Waite, Arthur Edward.] G.H. Frater Sacramentum Regis. “The Tarot and the Rosy Cross” was bound in a book titled Studies and Rituals of the Rosy Cross. London: unpublished Independent and Rectified Rite typescript, no date [1910]. — ii. In The Hermetic Papers of A.E. Waite: The Unknown Writings of a Modern Mystic. Northamptonshire: Aquarian Press, 1987. 256 pp.
Waite, Arthur Edward. “The Tarot: A Wheel of Fortune”, was originally printed in The Occult Review, Vol. X, No. 12. London: William Rider and Son, Ltd., December 1909. pp. 307—317.
Waite, Arthur Edward. The Waite—Rider Tarot Deck. Drawn and coloured by Pamela Coleman Smith. London: William Rider and Son, Ltd., 1910. [1] + 78 Tarot cards. — Also issued with The Key to the Tarot in a box set. London: William Rider and Son, Ltd., 1910. [1] + 78 Tarot cards. — iii. The Tarot deck was reissued on a better quality card. London: William Rider and Son, Ltd., 1910. [1] + 78 Tarot cards.
Williams, Charles. Arthurian Poets: Taliessin Through Logres; The Region of the Summer Stars and Unpublished Arthurian Poems. Edited and introduction by David Dodds. Woodbridge: Boydell and Brewer, 1991. xii, 307 pp.
Williams, Charles with Clive Staples Lewis. Arthurian Torso, Containing the Posthumous Fragments of The Figure of Arthur and contains a Commentary on the Arthurian poems of Charles Williams by Lewis. London: Oxford University Press, 1948, 199 pp.
Williams, Charles. The Greater Trumps. London: Victor Gollanz, 1932. 287 pp. — ii. New York: Pellegrini and Cudahy, 1950. — iii. London. Faber and Faber, Ltd., 1954. 230 pp.; Grand Rapids, MI: William B. Eerdmans, 1976, 230 pp.
Williams, Charles. The Region of the Summer Stars. London: Oxford University Press, 1950. 61 pp.
Williams, Charles. Taliessin Through Logres. London: Oxford University Press, 1938. 96 pp.
Williams, Charles. Taliessin Through Logres; and The Region of the Summer Stars. London: Geoffrey Cumberlege; Oxford University Press, 1954. 96, viii, 61 pp.
Williams, Charles with Clive Staples Lewis. Taliessin Through Logres; and The Region of the Summer Stars, and Arthurian Torso. Introduction by Mary McDermott Shielder. Grand Rapids, MI: William B. Eerdmans, 1976, 384 pp.
Williams, the Revd. Robert (trans. and ed.). The Welsh Quest, i.e. Seint Greal, being the Adventures of King Arthur’s Knights of the Round Table, in the Quest of the Holy Greal, and on other occasions. Volume I: Selections from the Hengwrt MSS. London, 1876. Volume II: Gests of Charlemagne. London, 1892.
Yeats, W.B. A Vision. London: Privately printed, 1925. — ii. Reissued with corrections. Macmillan and Co., Ltd., 1962. viii, 305 pp.
[1] Р.А. Гилберт — один из ведущих исследователей истории Герметического ордена Золотой Зари, автор книг «Золотая Заря: сумерки магов» (1983), «Антология Золотой Зари: путеводитель по истории, структуре и деятельности Герметического ордена Золотой Зари» (1986), «Альбом Золотой Зари: взлет и падение магического ордена» (1997) и др. — Здесь и далее примечания переводчика, если не указано иное.
[2] Источник девиза — Книга Товита, 12:7: «Тайну цареву прилично хранить, а о делах Божиих объявлять похвально».
[3] «Великий Восток» (фр.) и «Мудрый правит звездами» (лат.).
[4] Здесь и далее в квадратных скобках […] — дополнения и уточнения автора.
[5] Источник девиза — Откр. 22:17: «Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром».
[6] י (Йод) = Огонь, ה (Хе) = Вода, ו (Вав) = Воздух, ה (Хе конечная) = Земля; ש (Шин) — Дух как начало, оформляющее и связывающее между собой четыре стихии.
[7] На воротнике Шута (аркан 0).
[8] На воротнике фигуры, олицетворяющей Умеренность (аркан XIV).
[9] Нижняя правая розетка на кафтане Шута, повернутая на 90 градусов (аркан 0).
[10] Помост под ногами Иерофанта (аркан V).
[11] Воротник Королевы Жезлов.
[12] Обрамление в левой части карты.
[13] Перевязь фигуры на карте.
[14] Blackden, Marcus Worsley. Ritual of the Mystery of the Judgment of the Soul: from a Ancient Egyptian Papyrus. Edmonds, WA: Aquarian Press (distributed by Holmes Pub. Group), 1988. Марк Уорсли Блэкден (1864—1934) — британский оккультист, художник и египтолог-любитель, близкий друг Уэйта, состоявший в ордене Золотой Зари под девизом «Ma Wahanu Thesi». — Примеч. перев.
[15] Ошибка автора или натяжка в интерпретации, основанная на созвучии англ. «mate» («товарищ, напарник, партнер, спутник, попутчик») и фр. «le mat» (букв. «тюфяк»), старинного французского названия карты «Шут», восходящего к итал. «matto» («дурак, сумасшедший»). У Уэйта это французское слово действительно написано с ошибкой (как «mate»), однако трактуется правильно (как «глупец», «неразумный человек»).
[16] Беатрис Флоренс Фарр (1860—1917) — английская актриса, оккультистка и писательница, состоявшая в Герметическом ордене Золотой Зари под девизом «Sapientia Sapienti Dono Data» (лат. «Мудрость есть дар врученный мудрецам»). Название «Сфера» носила основанная ею внутриорденская группа, занимавшаяся оккультными экспериментами более сложного характера, нежели те, над которыми работала основная масса членов ордена.
[17] Розетка на кафтане Шута (аркан 0).
[18] В вымышленной колоде Таро, о которой идет речь в романе Уильямса, — «редчайшей» и «одной из самых ранних колод» — использован необычный порядок Старших арканов: I — «Жонглер», II — «Императрица», III — «Верховная Жрица» («Папесса»), IV — «Иерофант» («Папа»), V — «Император» («Правитель»), VI — «Колесница», VII — «Влюбленные», VIII — «Отшельник», IX — «Умеренность», X — «Сила», XI — «Правосудие», XII — «Колесо Фортуны», XIII — «Повешенный», XIV — «Смерть», XV — «Дьявол», «XVI» — «Рушащаяся Башня», XVII — «Звезда», XVIII — «Луна», XIX — «Солнце», XX — «Страшный суд», XXI — «Вселенная», 0 — «Шут».
[19] Статья Уэйта «Таро: Колесо Фортуны» впервые была опубликована в журнале «Оккалт Ревью» в декабре 1909 года (Waite, A.E. “The Tarot: A Wheel of Fortune”. // The Occult Review, Vol. X, No. 12. London: William Rider & Son, Ltd., December 1909, pp. 307—317). Работу над ней Уэйт завершил непосредственно перед тем, как вышли в свет его книга «Ключ к Таро» и полная колода Таро. — Примеч. Д. Кюнца.
[20] Эта книга, написанная самим Уэйтом, была опубликована под псевдонимом «Grand Orient». — Примеч. Д. Кюнца
Grand Orient. A Manual of Cartomancy: Fortune-Telling and Occult Divination. 4th edition. Cr[own] 8 vo, pp. 256. Price 2s. 6d. net. W[illiam] Rider & Son, Ltd. [1909.] — Примеч. А. Уэйта.
[21] Этот важный раздел «Учебника» озаглавлен «Книга Тайного Слова и Высшего Пути к Судьбе» (стр. 125—144). — Примеч. А. Уэйта.
[22] Papus [Gérard Encausse]. The Tarot of the Bohemians: an Absolute Key to Occult Sciences. With preface by A.E. Waite. Crown 8 vo, 384 pp. Price 6s. net. W[illiam] Rider & Son, Ltd. [1910.] Этими же издателями [Уильямом Райдером и сыном] выпущены:
* «Полная колода Таро (78 карт)», отрисованная и раскрашенная художницей Памелой Колман Смит [под руководством Уэйта].
* «Ключ к Таро»: Waite, A.E. The Key to the Tarot. [Being Fragments of a Secret Tradition under the Veil of Divination.] Royal 32 mo, about 160 pp. — Примеч. А. Уэйта.
«Ключ к Таро» увидел свет в декабре 1909 года и продавался по 2 шиллинга; объем книги составлял 194 страницы. Колода была выпущена в 1910 году и продавалась отдельно по 5 шиллингов, а в комплекте с «Ключом к Таро» — по 7. В апреле 1910 года карты были переизданы в лучшем качестве и продавались уже по 6 шиллингов. — Примеч. Д. Кюнца.
[23] Роже Паризиу в своей лекции «Фигуры Танца: У.Б. Йейтс и Таро Райдера-Уэйта» предполагает, что этим человеком был не кто иной, как У.Б. Йейтс. — Примеч. Д. Кюнца.
[24] Пс. 44:5.
[25] «Книга Тайного Слова и Высшего Пути к Судьбе» представляет собой один разделов «Учебника по картомантии», опубликованного А.Э. Уэйтом под псевдонимом «Grand Orient» в 1909 году (Grand Orient. A Manual of Cartomancy. London: William Rider & Son, Ltd., 1909, pp. 125—144). — Примеч. Д. Кюнца.
[26] Цены на полные колоды Таро можно уточнить у издателей настоящего «Учебника». — Примеч. А. Уэйта.
[27] Ср.: «Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?» (I Кор. 1:20).
[28] Ср.: «…слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия. <…> Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» (I Кор. 1:18, 21).
[29] В шифрованных рукописях Золотой Зари «Силе» приписывается номер VIII, а «Правосудию» — номер XI. См.: Complete Golden Dawn Cipher Manuscript. Edmonds, WA: Holmes Publishing Group, 1996, pp. 116—117. — Примеч. Д. Кюнца.
В рус. пер. см.: Эллик Хоув. Маги Золотой Зари. М.: 2008, стр. 558.
[30] «Ловкость, сноровка; сметливость, находчивость» (фр.).
[31] «Будь для меня башнею крепкой» (лат.), парафраз из католической литании святых.
[32] Приготовляющая благодать (gratia praeparans) — в христианском богословии: благодать, направляющая человека к покаянию и внушающая ему мысль о необходимости божественной помощи для спасения.
[33] Действующая благодать (gratia operans) — в христианском богословии: благодать, пробуждающая веру и любовь Христу, ведущая к общению с Ним, к усвоению Его заслуг и через это — к прощению грехов и обретению силы к добру.
[34] Ср. девиз самого Уэйта в ордене Золотой Зари — «Sacramentum Regis» (см. примеч. & на стр. &).
[35] Содействующая благодать (gratia cooperans) — в христианском богословии: благодать, руководящая возрожденным человеком, который полностью воспринял действующую благодать и способен делать свободный выбор в пользу добра.
[36] Откр. 22:7, 12.
[37] См. примеч. & на стр. &.
[38] Настоящее эссе Достопочтеннейшего Брата Sacramentum Regis (А.Э. Уэйта) входило в неопубликованную подборку материалов под названием «Исследования и ритуалы Ордена Розы и Креста» (Studies and Rituals of Rosy Cross. London: unpublished Independent and Rectified typescript, no date [1910]). — Примеч. Д. Кюнца.
[39] Эйтон, Уильям Александр (1816—1909) — английский оккультист, алхимик, священник англиканской церкви. Масон, член Теософского общества и Английского общества розенкрейцеров. Один из первых членов Герметического ордена Золотой Зари, в котором состоял с июля 1888 года под девизом «Occident Rarius» (лат. «Тот, кто поднялся силою добродетели, редко падает»). После распада изначального ордена, в 1903 году, Эйтон вошел в состав руководства «независимого и исправленного» ордена Золотой Зари, реорганизованного А.Э. Уэйтом.
[40] Т.е., на подстепени Владыки Путей ко Вратам, ведущим в Усыпальницу Адепта, — промежуточной ступени между Внешним и Внутренним орденами.
[41] Фелкин, Роберт Уильям (1853—1926) — английский врач, путешественник и антрополог, оккультист, член Теософского общества и Герметического ордена Золотой Зари (с 1886 года). После раскола Золотой Зари некоторое время сотрудничал с Уэйтом, но затем, вместе с группой последователей, отделился от его фракции и основал собственный храм ордена, переименованного в Орден Утренней Зари.
[42] Имеется в виду отделение Герметического ордена Золотой Зари в Уэстон-сьюпер-Мэре (Сомерсет, Англия) — храм Осириса №4, номинально просуществовавший с 5 декабря 1888 года по 1895 год, но остававшийся крайне малочисленным и, судя по документам, прекративший свою деятельность еще в 1890 году.
[43] 15-й путь — Овен (1-й знак зодиака) и «Император» (аркан IV), 16-й путь — Телец (2-й знак зодиака) и «Иерофант» (аркан V), 17-й путь — Близнецы (3-й знак зодиака) и «Влюбленные» (аркан VI) и так далее.
[44] Полный перечень соответствий для всех путей см. в таблице на стр. &. В ритуалах Золотой Зари и в шифрованных рукописях, послуживших основой для их разработки, непосредственно упоминаются соответствия карт Таро (а также стихий, планет или знаков зодиака) путям от 32-го («Мир») до 23-го («Повешенный») включительно. Уэйт принимает за верхнюю границу мира Йецира (или нижнюю границу мира Брия) уровень сефиры Тиферет, отождествляя мир Ацилут с Высшей триадой. Большинство последователей системы Золотой Зари используют другой принцип разделения Древа на четыре мира: миру Ацилут они ставят в соответствие сефиру Кетер, миру Брия — Хокму и Бину, а миру Йецира — следующие 6 сефирот (до Йесод включительно).
[45] Орден Золотой Зари — здесь: название Внешнего ордена, охватывающего сефирот с 10-й по 7-ю включительно (степени с 0°=0° по 4°=7°). Орден Розы и Креста — здесь: название Внутреннего ордена, охватывающего сефирот с 6-й по 4-ю включительно (степени с 5°=6° по 7°=4°). При этом Внешний орден Уэйт отождествляет с мирами Асия и Йецира, Внутренний — с миром Брия, а Третий орден (сефирот с 8-й по 1-ю, степени c 8°=3° по 10°=1°) — с миром Ацилут.
[46] Ср.: «…тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7:14).
[47] Т.е., между Биной и Кетер.
[48] Т.е., триады сефирот, состоящей из Йесод, Ход и Нецах (степени 2°=9°, 3°=8° и 4°=7°).
[49] Гегемон (др.-греч. Hegemon — «вожатый, проводник, наставник») — в ордене Золотой Зари: один из трех верховных служителей в церемониях Внешнего ордена, сопровождающий соискателя в Храме. Он олицетворяет примирение между светом и тьмой; его божественный образ — Thma-Ae-St (Маат, древнеегипетская богиня истины и правосудия).
[50] Быт.3:7, 10.
[51] Цитата из «Ритуала Врат Розы и Креста», разработанного Уэйтом на основе материалов Золотой Зари.
[52] Т.е., Йод-Хе-Вав-Хе (Имя Бога из четырех букв, символами которых служат святые животные, или керубим, изображенные в углах карты) и Шем ха-Мефореш (72-буквенное Имя Бога, символически представленное в виде 72 малых окружностей, из которых состоит большой овал).
[53] Аллюзия на Откр. 21:1: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали».
[54] Ср.: «Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» (Откр. 22:17).
[55] Парафраз Пс. 115:2: «Я сказал в опрометчивости моей: всякий человек ложь».
[56] «Дочь Примирителей, Подательница Жизни» — магическое название аркана Таро «Умеренность», принятое в традиции Золотой Зари.
[57] Т.е. путем Самех («Умеренности»).
[58] Соискатель, прошедший Ритуал Врат в ордене Золотой Зари, получает титул «Владыка Врат путей, ведущих в Усыпальницу Адепта».
[59] Статья V.N. «Правда о Старших арканах Таро» была впервые опубликована в журнале «Оккалт Ревью» в мае 1910 года (V.N. “The Truth About the Tarot Trumps”. // The Occult Review, vol. XI, No. 5. London: William Rider & Son, Ltd., May 1910, pp. 258—263). По всей вероятности, она написана Джоном Сесилом Джонсом в соавторстве с Алистером Кроули. Они были близкими друзьями и в свое время оба состояли в Герметическом ордене Золотой Зари. — Примеч. Д. Кюнца.
«Volo Noscere» (лат. «Я желаю знать») — магический девиз Джона Сесила Джонса (?—1870) в ордене Золотой Зари.
[60] Ср. с толкованием образа Купидона на этой карте, которое Алистер Кроули приводит в «Книге Тота»: «Крылатая фигура вызывает некоторые затруднения. Традиционное толкование гласит, что это Купидон, но, на первый взгляд, непонятно, какое отношение Купидон имеет к Близнецам. <…> возникает вопрос, кто же такой Купидон. Римские божества, как правило, представляют собой более материальные ипостаси греческих; в данном случае соответствующий греческий бог — Эрот. Эрот — сын Афродиты, отцом же его различные легенды называют Ареса, Зевса или Гермеса — то есть Марса, Юпитера или Меркурия. Тот факт, что он фигурирует на этой карте, заставляет предположить, что настоящий его отец — Гермес {поскольку Ату VI соответствует знаку Близнецов, управитель которого — Меркурий}. В пользу этой версии говорит и то, что его не так-то просто отличить от ребенка-Меркурия: оба они шаловливы, безответственны и проказливы».