Достопочтеннейший Брат Sacramentum Regis (А.Э. Уэйт)




 

Прежде чем мы перейдем к рассмотрению символики Таро в связи с путями Древа Жизни, желательно будет оговорить, что известные нам соответствия отсутствовали в той копии шифрованных рукописей, на которую мы опираемся в своей работе по уставу Ордена Золотой Зари и которую снял для нас с оригинала наш Достопочтеннейший Брат Арьябхата [преподобный У.А. Эйтон[39]], ныне почивший в Бозе. Этот факт не вызывает удивления, ибо эти соответствия не предназначены для Внешнего ордена и открываются лишь во Вратах Розы-и-Креста[40].

Случилось, однако, так, что Брату F[inem] R[espice, д-ру Р.У. Фелкину[41]] независимым образом попала в руки другая и, надо добавить, весьма неполная копия шифрованных рукописей; ее история в точности не известна, однако, предположительно, она происходит из Храма, который несколько братьев когда-то пытались основать в Уэстон-сьюпер-Мэре, но потерпели неудачу[42]. В этом списке содержатся лишь разрозненные фрагменты, относящиеся к ритуалам начальных степеней, однако в их числе обнаруживаются и те самые соответствия, о которых идет речь. Если они и впрямь скопированы с оригинала, я не понимаю, каким образом столь аккуратный переписчик, как мой покойный собрат, мог пропустить их. Те отрывочные материалы, среди которых они перечислены (описание постов служителей и членов ордена при открытии храма для Церемонии Неофита, заметки о еврейских названия степеней и т.д.), кажутся сомнительными: едва ли они входили в оригинал шифрованных рукописей. Однако интересующие нас соответствия сами по себе не вызывают сомнений: они полностью согласуются с указаниями, которые даются на основе шифрованных рукописей в ритуалах степеней вплоть до 4°=7° Внешнего ордена включительно, а дальнейшая их последовательность в порядке продвижения вверх по Древу совпадает с общепринятым порядком карт Таро. Обнаруживается только одно исключение: «Сила» и «Правосудие» в этой системе соответствий меняются местами, вследствие чего «Силе» отводится 19-й путь, а «Правосудию» — 22-й. Причина тому очевидна, поскольку соответствия зодиакальных знаков при продвижении по Древу вниз начинаются с 15-го пути и следуют в естественном порядке[43]. Таким образом, Лев = «Сила» оказывается соответствием 19-го пути, а Весы = «Правосудие» — 22-го. Необходимо добавить, что соответствия некоторых знаков зодиака, равно как и соответствия карт Таро путям мира Йецира упоминаются в ритуалах, описанных в шифрованных рукописях[44], и из этих упоминаний почти неопровержимо следует, что «Шут» располагается на вершине Древа, ибо ни один из путей, находящихся у подножия, в рукописях с ним не связывается. Может ли в рамках орденской символики при некоторых обстоятельствах использоваться другая система соответствий карт Таро — вопрос иной. С миром Асия ни одна из карт не соотносится, и это только естественно: ведь мир Асия, четвертый мир, в нашей символической системе соотносится с сефирой Малкут, а картам Таро ставятся в соответствие только пути, но не сефирот. Сефирот суть ступени, или достигаемые состояния, а пути суть способы их достижения. Ввиду того, что различным сефирот соответствуют также степени нашего Ордена Розы и Креста, нам надлежит понять, объясняются ли атрибуции тех или иных карт определенным путям нашими методами продвижения от степени к степени или же в самих этих картах сокрыты некие сокровенные смыслы, которыми предопределяются методы продвижения. Но это лишь одна, хотя и всесторонняя, точка зрения, с которой можно подойти к данному предмету. При таком подходе мы рассматриваем путь возвращения души к истокам, как он представлен на схеме Древа Жизни. Однако можно задаться и другим вопросом, а именно: способны ли карты Таро поведать нам нечто о путешествии во внешний мир, о нисхождении души в проявленность? И, наконец, мы надеемся пролить свет на проблему взаимосвязи между картами и каббалистическими мирами, к которым они относятся. По этой и некоторым другим причинам разумно будет начать наше рассуждение с краткого обзора миров и путей.

Восхождение от одного каббалистического мира к другому всегда совершается по вертикальному пути: из мира Асия в мир Йецира ведет 32-й путь, из мира Йецира в мир Брия (то есть, из Ордена Золотой Зари в Орден Розы и Креста[45]) — 25-й путь, а из мира Брия в мир Ацилут — 13-й путь. В нижних трех мирах Соискатель (под каковым надлежит понимать Искателя Жизни Вечной), переходящий в следующий по порядку мир, вступает в самую нижнюю из его сефирот: из Малкут, тождественной миру Асия, он попадает в Йесод, низшую сефиру мира Йецира, а из мира Йецира — в Тиферет, низшую сефиру мира Брия. Но 13-й путь, ведущий из мира Брия в Ацилут, приводит Соискателя — ввиду самого устройства Древа — сразу в Кетер, которую можно назвать первой и наивысшей из Вышних сефирот, если мы вообще вправе подразделять на степени эту Верховную Троицу, по сути своей составляющую Единство.

Следовательно, можно предположить, что на уровне перехода из мира Брия в мир Ацилут происходит некое отступление от обычного способа продвижения по степеням в рамках церемониальной символики нашего Ордена; и хотя с ограниченной точки зрения того, кто пребывает в пределах степени Тиферет, объяснить суть этого отступления — доподлинного или сугубо гипотетического — невозможно, мы все же в состоянии провести некую условную аналогию. Врата Золотой Зари суть Преддверие Храма Малкут, в коем сокрыто Святилище. Сии Храм и Святилище вместе символизируют внешнюю Церковь и буквальный смысл символа веры для любого вероучения любой эпохи. Это та сторона религии, которая относится к миру Асия. Пройдя через эту ступень, посвященный достигает мира Йецира и на первой же из его степеней входит в Святая Святых — сферу творящего начала, которое сформировало внешнюю религию нижней ступени. Однако первые секреты Тайной Доктрины и сокровенный смысл Закона начинают открываться ему лишь на высших ступенях мира Йецира. Далее следуют Врата, ведущие во Второй орден, и эти Врата суть преддверие Храма Тиферет. Они ведут к жизни Христовой, воплощаемой в личности посвященного. Исходя из вышесказанного, резонно будет предположить, что существуют и Врата, ведущие в Третий орден. Подчеркнем при этом, что Врата Золотой Зари, как было указано выше, суть не сефира Малкут, а ее преддверие. Точно так же и Врата Розы и Креста суть не сефира, а преддверие Тиферет.

Здравый смысл подсказывает, что и Врата Третьего ордена также не являются сефирой.

Однако переход от Ордена к Ордену всегда осуществляется, как мы помним, по вертикальному пути, и при восхождении в мир Ацилут это правило не должно быть нарушено. Причина этому — в том, что путем «возврата в горние миры» служит Срединный путь, Путь Равновесия, который в ритуале степени Ревнителя именуется «путем прямым и тесным»[46], «не уклоняющимся ни влево, ни вправо». Дорога по Древу Жизни от сефиры к сефире ведет то влево, то вправо, но всякий раз возвращается в центр, на Путь Умеренности, о котором сказано в книге «Зогар», что Шехина пребывает и у его подножия, и на его вершине. Выражаясь точнее, трансцендентная Шехина соответствует Бине, но мы уже говорили, что среди Вышних сефирот нет различий между Нею и Святым[47]. На алтарном рисунке, относящемся к степени Практика, Кетер, Хокма и Бина помещены внутрь большой окружности, а ее укрывает своими крылами Айма Элохим, то есть Шехина, под сенью коей обитают души праведных.

 

{Иллюстрация: Алтарный рисунок степени Практика ЗЗ — «Сад Эдема до грехопадения»}

 

Если бы мы начертали Древо Сефирот в соответствии с истинным духом Розы и Креста, оно предстало бы нам как Древо, усыпанное Розами Шехины, ибо Шехина есть Роза всех миров. В Малкут она — Роза проявленных вещей; среди Вышних сефирот — Мистическая Роза Небес; в Тиферет — Роза Очищенной Жизни. Точно так же и все остальные сефирот суть лики или состояния этой первообразной Розы — тайны женственности во всех ее формах и степенях. Позднее мы еще вернемся к этому рассуждению.

Между тем надлежит отметить, что для достижения Тиферет соискатель должен вернуться в Йесод, откуда затем поднимется вертикально вверх, в преддверие Второго ордена. По аналогии из этого следует, что отправной точкой для перехода в Третий орден должна стать сефира Тиферет. Но те Врата, через которые соискатель входит в Ацилут, никоим образом не могут быть Вратами Кетер. Ведь если бы он достиг Кетер сразу же по вступлении в Третий орден, то пропустил бы две необходимые ступени — Бину и Хокму. Таким образом, Врата Третьего ордена должны находиться на самом пути, ведущем от Тиферет к Кетер. На некоторых вариантах схемы Древа Жизни отмечена срединная точка этого пути — пути Гимел. Точка эта именуется Даат, или Знанием, и одна из причин (хотя и чисто гипотетическая) того, почему именно Даат может оказаться Вратами Третьего ордена, заключается в том, что Даат — равно как и Врата Первого и Второго орденов — не принадлежит к числу сефирот. Даат — не сефира, а центр, в котором соединяются влияния, исходящие от Хокмы и Бины. Это то, что рождается от них и, в известным смысле символизирует их обе.

Разумеется, наше предположение о том, что Вратами Третьего ордена служит Даат, носит чисто умозрительный характер, и мы отдаем себе отчет, что догадки, которые мы строим всего лишь на уровне Тиферет, могут на поверку оказаться ошибочными. И все же эта гипотеза основывается на хорошо известных вам материалах и, на первый взгляд, сразу же объясняет, почему наша система продвижения по степеням подразумевает число 11, тогда как Древо состоит всего из 10 сефирот. Но, рассмотрев этот аргумент внимательно, мы увидим, что он не столь однозначен. Действительно, складывая числа, которыми обозначается каждая из степеней нашего Ордена, мы всякий раз получаем число 11. Но числа в каждой такой паре связаны знаком равенства, а не сложения, и буквальное значение подобных равенств разъясняется на степени Ревнителя: Малкут является 10-й сефирой в порядке нисхождения от Кетер, но 1-й — в порядке восхождения обратно к Кетер. Тот же принцип соблюдается на протяжении всей последовательности степеней — или, по меньшей мере, вплоть до того великого рубежа, которым пролегает в преддверии Ацилут. Однако в этой нумерации преднамеренно заложен еще и другой, тайный смысл: каждая степень намекает на число 11, но в действительности подразумевает 10 именно по той причине, что Даат стала бы одиннадцатой сефирой, если бы ее можно было причислить к сефирот. Согласно каббалистической традиции, Даат очень близка к сефирот по своим свойствам, но все же не может достичь этого статуса; и эта двойственность находит отражение в вышеописанной нумерации степеней. Кроме того, упомянутая нумерация заключает в себе одну немаловажную идею, которая для большинства членов Второго ордена может оказаться неожиданной. Я имею в виду учение о единстве всей системы сефирот в целом — единстве, благодаря которому то, что внизу, не просто соответствует тому, что наверху, а тождественно ему в самой своей основе.

В данном отношении особого упоминания до сих пор удостаивалась только сефира Малкут, поскольку она лежит вне трех Триад и пребывает в одиночестве в самой нижней точке Древа. Чтобы она не казалась исключенной из системы, специально подчеркивают, что она представляет собою покров Кетер; в ней содержится все, что пребывает над нею, и сама она содержится во всем, что лежит вне ее. В частности, она встраивается в каждую из сефирот Второй Отраженной Триады[48] в церемониях продвижения по степеням Внешнего ордена. Рассматривать этот процесс более подробно я не стану, дабы не отвлекаться от нашего основного вопроса. Схожим образом и во Втором ордене соблюдается глубокая мистическая связь между степенями и сефирот, а совокупностью их служит Тиферет. Но в Высшей Триаде это мистическое единение становится трансцендентным, как и сам мир Ацилут, и все союзы и тождества, относящиеся к более низким мирам, — всего лишь его отражения.

Итак, если 8°=3°, 9°=2° и 10°=1°, то эти три тождества суть прообразы всех остальных формул данного рода, и Закон этот нисходит в дольние миры именно из Высшей Триады. Так что если вступление в мир Ацилут вообще возможно выразить в форме ритуала, то можно не сомневаться, что этот ритуал будет основан на таких монументальных образах единства, по сравнению с которыми символы других церемоний Розы и Креста покажутся лишь бледными тенями.

Может показаться, что я говорю о вещах, выходящих далеко за пределы степени Тиферет, слишком открыто; но хочу вас заверить, что я не нарушил никаких обетов. Я приподнял лишь самый край завесы, дабы символика Древа и ваше положение применительно к ней стали вам хоть немного яснее.

Что я до сих пор скрывал от вашего взора, так это истинную суть различия между тем, что происходит в Тиферет перед открытием пути ко Вратам Третьего ордена, и тем, что происходит в Йесод перед тем, как соискателя проведут между Столпами Врат Розы и Креста. Один из примеров сущностной разницы, или несопоставимости, Второго и Третьего орденов — то обстоятельство, что мир Брия есть Первая Отраженная Триада, но мир Ацилут отражением не является. В мирах Йецира и Брия способ продвижения по степеням определяется естественной последовательностью сефирот, относящихся к этим мирам. Вершина каждого из двух перевернутых треугольников есть низшая из сефирот соответствующей триады: в первом случае — Йесод, во втором — Тиферет. Но Бина и Хокма располагаются на концах первого горизонтального пути. Естественный вход в Бину, низшую из сефирот Высшей триады, — путь, ведущий либо от Гебуры, либо от Тиферет, — не согласуется с иерархическим порядком, ибо перейти из низшего мира в вышележащий можно только по Срединному Пути. Переход в Бину из Хесед — сефиры, предшествующей Бине в порядке номеров, — также невозможен, ибо между ними на Древе нет пути.

Выше в своих рассуждениях о Срединном Пути мы упомянули, что Шехина есть Дух, пребывающий вверху и, в этом смысле, влекущий соискателя к себе, в горние миры; и она же — Дух, пребывающий внизу и, в этом смысле, ведущий его за собою к высотам. Взглянув на распределение карт Таро на Древе Жизни, мы увидим, что в той или иной своей ипостаси Шехина выступает стражем врат (доподлинных или предположительных) к каждому из каббалистических миров, соответствующих трем Орденам нашего Братства. В трансцендентном своем качестве она предстает в облачениях Верховной Жрицы, охраняющей путь Гимел, ибо она олицетворяет достижение цели религии. На коленях у нее — раскрытая Книга Тайной Доктрины, ибо Верховная Жрица есть Божественный Закон, определяющий это достижение. Она облечена в солнце; это означает, что она — Царица Небесная, а с точки зрения астрономической символики — также Луна. Свет ее исходит от Вечного. Она стоит на страже Врат Даат.

При нижних Вратах она предстает как олицетворенная Душа Вселенной. Она — Дева, Жена и Мать; во всех своих состояниях и на всех планах она воплощает в себе великолепие чистоты. Она — Anima Mundi, Божественное Присутствие в Малкут, и она же — Дух, ведущий к постижению этого Присутствия через единение с оным. К ее описанию, которое дается на степени Теоретика, можно было добавить еще немало, но я скажу лишь, что она — не только творение, украшенное совершенством своим истоков, но и собственная своя создательница, или сила, стоящая за проявленностью. Но для нас самое важное — то, что она есть воссоздательница миров. Именно поэтому она выступает как Врата Йециры, или их Стражница.

Ее чистота — вот причина, по которой Гегемон[49], ее наместник в Ордене Золотой Зари, облачен в белые одежды, символ освященной невинности. На 21-й карте она изображается нагой, ибо невинность ее совершенна. Однако тело ее обвито лентой, словно наброшенной невзначай и ниспадающей естественно и свободно. Это означает, что за невинностью скрывается тайна безграничных божественных возможностей — тайна брачного пира, который приводит к совершенству все сущее в природе и скрепляет его святостью Господней. Земная женственность есть образ Шехины, и это — одна из ипостасей Исиды Природной, которая изображена во всей своей безгрешной, еще не падшей красоте на алтарном рисунке степени 3°=8°.

Относительно 21-й карты следует также отметить, что на ней особо подчеркнут (хотя и прикрыт лентой ради скромности) физический центр женского тела. Этому служит сама поза фигуры: данный аркан — единственная из карт Таро, на которой обнаженная женщина изображена в полный рост. Причина тому поясняется в Быт. 2:25: «Erat autem uterque nudus, Adam scilicet et uxor ejus; et non erubescebant» [«И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились»]. Сравните эту позу поза и все, что с нею связано (включая и таинство супружества, подразумеваемое в Книге Бытия), с алтарным рисунком степени 4°=7°, на котором та же самая женщина, которую мы видели на рисунке степени 3°=8°, изображена уже после грехопадения. Здесь она стоит с опущенной головой, а физический центр ее тела полностью скрыт. Таково проявление стыда, о котором сказано: «Cognoviscunt se esse nudos» [«И узнали они, что наги»], — и далее: «Et timui eo quod nudus essem, et abscondi me» [«И убоялся, потому что я наг, и скрылся»][50]. Эта эмблема —противоположность 21-й карты Таро и алтарного рисунка степени Практика. Она хранит Врата жизни земной. За каждого сына и дщерь человеческую, кои входят в эти Врата, она возносит молитву, дабы в сем человеке — пусть хотя бы и в нем одном — падшая сефира Малкут обрела былую славу и образ ее снова встал прямо, с высоко поднятой головой.

 

{Иллюстрация: Алтарный рисунок степени Философа ЗЗ — «Сад Эдема после грехопадения»}

 

Другая форма той же духовной работы предстает перед нами во Вратах Розы и Креста, где говорится, что «лишь в нас самих те сефирот, что пали, могут вновь восстать»[51]; но истолковать сию наитаинственнейшую область, оставаясь в пределах Тиферет, невозможно. Сказать о ней яснее можно будет лишь тогда, когда несовершенное тело распадется в чертогах Гебуры, дабы достичь истинного адептата в Хесед.

И в заключение еще несколько слов о 21-й карте. Большой овал, в который заключена центральная фигура, и изображения в четырех углах карты представляют собою символ той вечной истины, ради явления коей возникла и существует Природа. Это сокрытые во всей Природе и объемлющие всю ее Божественные силы, выражением которых служат Тетраграмматон и полное Имя[52], простирающееся во все концы вселенной. Только постигнув это, Соискатель может вступить на путь возвращения души к ее истокам. Поскольку эти Божественные Силы пребывают и внутри, и вне всего сущего, Исида Природная тождественна Жене из Откровения Иоанна, понимаемой как Церковь Христова. Ибо Природа есть великий Храм, в котором Бог открывается человеку, и в меру того, насколько человек способен постичь его символы, Храм сей становится великим святилищем и местом причащения искупительным таинствам. Древние создатели книги «Зогар» говорили, что все сущее заключено в Малкут; следовательно, Церковь Божия не отделена от Церкви Природной, а человек по избранничеству своему призван, преобразившись внутри себя, зримо явить Божественность на всех планах мироздания и самому сотворить то новое небо и новую землю, пред которыми минует все прежнее[53]. Именно поэтому Исиду Природную, вселенную до грехопадения, показывают Соискателю, когда он вступает во Врата мира Йецира. Возвращаясь к Богу, человек берет с собой и Природу, но Природу не плотскую, а первообразную. И в то же время он вступает в восстановленный и искупленный мир. Дух мира сего, Невеста и Царица Царствия, открывает его Врата; и она же, Дух и Невеста, ждет в самом конце, на вершине Пути, призывая войти в тот мир, где всякий обретает «воду жизни даром»[54].

Итак, мы рассмотрели Шехину в двух ее ипостасях — на пороге Йециры и у сокрытых врат Ацилут. Что касается преддверия мира Брия, Врат Второго ордена, ведущих в сферу Розы и Креста, то здесь Шехина предстает в образе Умеренности — Хранительницы Срединного Пути. Как говорил один великий знаток теургического пути распятия, всегда надлежит довольствоваться тем, что имеешь; но все же данный символ в своем обычном виде и под вышеупомянутым названием кажется слишком далеким от нашей возвышенной цели. Поэтому я предпочту ему другой образ, о котором можно сказать словами великого парадокса: «Ego dixi in excessu meo, Omnis Homo Deus» [«Я сказал в восторге моем: всякий человек Бог»][55], — ибо для того, кто понимает нашу символику правильно, прямой путь пролегает отнюдь не строго посередине между добром и злом. Такое его определение дошло до нас сквозь века, но на более высоких степенях мы должны осмыслить его глубже и понять, что путь, ведущий вверх, сложнее, чем нам казалось. Чем выше мы поднимаемся, тем отчетливее этот путь окрашивается в тона экстатического восторга, не имеющего ничего общего с Умеренностью в обычном ее понимании. Однако все, на что мы способны в пределах Врат Розы и Креста, — это облагородить упомянутый символ, истолковав его как принцип жизни в таинстве и образ возвышения человеческой природы. Далее, об этой ипостаси Шехины не без оснований утверждается, что она — подательница жизни. Так сказано в наших старинных документах, но причины тому проясняются полностью лишь на более высоких степенях. В тех же бумагах она именуется Дочерью Примирителей[56]; и, как Хранительница Врат мира Брия, она действительно ведет к совершенному примирению. Эссенции, элементы или эликсиры, которые она смешивает в своих чашах и которые в Ритуале Врат именуются влияниями Хесед и Гебуры, символизируют союз внутреннего и внешнего состояний, сокровенного и проявленного, мистической жизни и жизни мирской — союз, посредством которого только и возможно достичь совершенной зрелости адептата. Стоя на пороге Тиферет, она своим символическим деянием подает соискателю самый ценный из всех советов, какие могут предложить посвященные более высоких степеней Второго ордена.

На этом наше краткое исследование проявленных карт Шехины на Древе Жизни подходит к концу. Следует, однако, добавить, что каждый из вышеописанных символов заключает в себе совокупность свойств того мира, в который он вводит соискателя и привратником которого он служит. Верховная Жрица в преддверии Даат, олицетворяющая одновременно и путь Нисхождения от сефиры Кетер, и путь возвращения к ней, стоит в той же позе, что и Айма Элохим на алтарном рисунке степени 3°=8°, осеняющая крыльями троицу Высших сефирот. Над нею — то состояние, в котором между Шехиной и Святым нет различий. Ангел Умеренности, стоящий во Вратах Розы и Креста, олицетворяет всю совокупность свойств Тиферет, а Тиферет, в свою очередь (как нам известно из других источников), есть квинтэссенция всего Второго ордена. Точно так же и Божественное Присутствие, символически представленное на 21-й карте, выражает самую суть работы в мире Йецира, в Ордене Золотой Зари: претворение проявленного человека — мужчины и женщины — по образу и подобию Элохим, восстановление человека по его совершенному первообразу.

Братья и Сестры! В своих работах я неоднократно упоминал Божественное Имя Тетраграмматон. В древней каббалистической теософии оно распределяется по Древу несколькими различными способами. Но здесь, впервые за всю историю нашего Священного Ордена, я открою вам истинную тайну нисхождения этого Имени через Четыре Мира.

Йод, Хе и Вав суть Кетер, Хокма и Бина, а Хе конечная пребывает в Даат, в центральной точке пути Гимел. Хе конечная — Дочь Голоса, согласно традиционной символике, рожденная Вечной Матерью от Вечного Отца и взращенная Порожденным Сыном как хранительница Вечного Завета между всем Божественным и всем, что от него происходит. Это триада Высших сефирот; Дочь здесь — Верховная Жрица. Йод, Хе, Вав, Хе суть Хесед, Гебура и Тиферет вкупе с Вратами Розы и Креста. Посредством Хесед был сотворен мир; посредством Гебуры он пресуществляется во Христе; а Тиферет олицетворяет работу сил, ведущих к подобному перерождению. Это Первая Отраженная Триада; в ней вторая Хе, то есть Дочь, — Ангел, которого мы называем Умеренностью и который стоит на страже Врат Адептата. Также Йод, Хе, Вав, Хе суть Вторая Отраженная Триада — Нецах, Ход и Йесод вкупе с Вратами мира Йецира, воздвигнутыми против Врат Малкут. Здесь Дочь (та, чьим символом служит вторая Хе) предстает как Ангел Божественного Присутствия в проявленном мире, изображенный на 21-й карте старинного Таро. В мире Асия, как вам известно, четыре части человеческой природы суть четыре способа произнесения Божественного Имени в человеке; но все эти четыре выражения Имени несовершенны и неполны, и цель нашей работы — возвысить их до истинного образа Слова. По крайней мере, это относится к первым двум орденам Братства Розы и Креста; в Третьем же ордене царит Божественное Безмолвие, из которого исходят отражения Слова.

Итак, в своем путешествии по Четырем Мирам человек входит в мир Асия, как в Сад Венеры — через священное тело женщины; однако ныне сад сей разорен и омрачено в нем сияние Шехины, ибо здесь, согласно глубочайшим прозрениям книги «Зогар», Шехина пребывает в изгнании вместе с Израилем Божьим.

Но когда соискатель, желающий увидеть воочию лик Шехины, не скрытый завесой, и ощутить себя возрожденным (а все мирозданье — возродившимся в нем), вступает во Врата Золотой Зари, тогда перед ним открываются Врата в мир Асия иного рода. Та, что стоит в этих Вратах и будет вести соискателя ввысь по Путям, и есть Шехина, в нашем Священном Ордене предстающая как Гегемон. Она — Хранительница Врат мира Асия.

Здесь можно подвести краткий итог на основе гипотезы, что источник нашего бытия — это центр всего сущего, а центр этот — наивысшая точка, то есть, согласно каббалистической символике, мир Ацилут. В книге «Зогар» говорится, что мы сошли в проявленность по путям, образующим Срединный столп Древа Жизни, Столп Умеренности. Таким образом, в символических категориях нашего Ордена, мы спустились в земной мир через те же врата, через которые поднимается в своем восхождении обратно к источнику. Но с таким же успехом мы можем выразить эту мысль иначе: мы обрели объективное существование благодаря и посредством той, кого мы называем Шехиной. Ибо нет нужды пояснять, что мистические Пути, о которых идет здесь речь, — отнюдь не физические расстояния между какими-либо точками, а Врата — отнюдь не врата в буквальном смысле этого слова.

Мы именуем ее Стражницей Врат, но на деле она сама и есть эти Врата и Пути, ибо она — Мать душ, дарующая им индивидуальное существование силою своей божественной женственности, точно так же как земная женщина рождает детей во плоти.

Айма Элохим осеняет своими крылами Высшие сефирот в мире Ацилут. Следовательно, она олицетворяет совокупность всех свойств этого мира и, как таковая, изображена на карте Таро «Верховная Жрица». В условной форме «Умеренности» она представляет собою квинтэссенцию свойств Тиферет, а Тиферет — квинтэссенцию свойств мира Брия. Как Исида Природная, изображенная на 21-й карте, она обобщает в себе свойства мира Йецира. И, наконец, в мире Асия, мире проявленных вещей, царстве земли и всей полноты земного бытия, она предстает в нашем Храме Внешнего ордена в человеческом образе — как Гегемон, пост которого, с одной точки зрения, непременно должна занимать женщина, но с другой это совершенно необязательно, ибо в истинном и наивысшем понимании не существует мужчины без женщины, а женщины — без мужчины: оба они заключены друг в друге и выражаются друг через друга.

В заключение я хочу сказать несколько слов о некоторых картах Таро, соответствующих другим путям Древа Жизни (за исключением уже рассмотренных путей Столпа Умеренности) и символизирующих способы продвижения от мира к миру в системе нашего Ордена. Все, что можно сказать о символах, относящихся к миру Йецира, сказано в ритуалах Внешнего ордена, Ордена Золотой Зари. Это символы важнейших событий в легенде души — в повести о ее подвигах на пути к высшему достижению. Ангел Страшного суда зовет к новой жизни, обращаясь к наичистейшему средоточию души; а путь Шин — это путь сердечного устремленья ко всем высоким целям бытия. Отражение его огня в Царстве мира сего служит для пресуществления материальной части нашей природы. Путь Реш воспринимает долю света Тиферет, сияющего солнца, и озаряет оным светом мир разума. Луна связана с путем Коф как символ борений мудрости и воли — отражение света Христова, изливающегося на нашу смертную землю. Дух Великой Белой Звезды на пути Цадди — еще одна ипостась Шехины, направляющая воды жизни в великий мир восприятия и оберегающая их течение. Разрушенная Башня на пути Пе символизирует труд соискателя, достигшего степени Философа и царства воли, посвященной единой цели. Это путь Царя над Израилем, путь человека, который добивается законного права царствовать в мире Брия.

Пред Вратами Розы и Креста располагаются символы путей, соответствующих буквам Нун, Самех и Айин. Их значения вам также известны. Все три ведут из мира Йецира вверх, но соискатель проходит лишь одним из них[57], ибо истинный путь на высоты есть Шехина. Эти три символа заключают в себе последний из советов, которые соискатель получает на пороге Адептата, дабы то, что на первый взгляд может показаться всего лишь церемониальным титулом[58], претворилось в истинный и сокровенный дар. Урок, который они преподают, можно вкратце выразить в двух положениях: 1) кто избегнул мук той смерти, кою несет с собою грех, тот не умрет вовеки; 2) для того, кто внутренне очистился от скверны, Сатана становится Козлом Отпущения, жертвой за тех, кто восходит на высоты Путем Примирения — путем освященной жизни, путем искупления. Они обретут покой под сенью крыл Шехины.

Дальнейшие степени и пути, о Братья мои, непостижны для тех, кто обитает в пределах Тиферет. Под покровом тайны они ждут того часа, когда каждый из нас будет призван подняться к ним.


 

Приложение I



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: