Онегин
Это столичный аристократ, получивший типичное для аристократической молодежи того времени образование и воспитание, которое было оторвано от национальной и народной почвы.
Онегин ведет типичную для молодежи жизнь: балы, прогулки по Невскому проспекту, посещение театра и т.п. Но Онегин выделяется из общей массы своим умом, благородством, что привело его к разочарованию жизнью, к недовольству политической и социальной обстановкой, сложившейся после Отечественной войны 1812 года. Все это сближает его с передовыми людьми своего времени, декабристами.
Испытывая недовольство своего существования, Онегин пытается изменить образ жизни: заняться трудом, чтением, крестьянскими реформами. Но все это быстро надоедает герою, так как «труд упорный ему был тошен». Спасти от «душевной пустоты» не смогли Онегина даже любовь и дружба: любовь Татьяны он отверг, друга убил на дуэли.
А.С. Пушкин ставил задачу: создать портрет героя времени. По меткому выражению В.Г. Белинского, Онегин – «скучающий эгоист». Он начинает длинную плеяду «лишних людей» XIX века, страдающих, ищущих, но все-таки очень далеких от народа.
Татьяна
Натура Татьяны поражает читателя своеобразием, самобытностью. Неудовлетворенность окружающей средой вызывает у нее чувство тоски. Так же, как и Онегин, Татьяна видела и понимала всю пошлость и пустоту не только помещичьего, но и московского и петербургского дворянского общества. Она мечтательна, романтична, привлекают ее искренность, безыскусность. Эта героиня очень близка народу, но беда в том, что она воспитывалась на французских сентиментальных романах.
Единство с природой, культурой, народом выделяют образ Татьяны из всех остальных образов романа, который строится не только на противопоставлении образов Татьяны и Онегина, но и Татьяны и петербургского и московского общества. Образ Татьяны несет в себе мысль автора о том, что без соединения своей судьбы с судьбой народа, его культурой, родной землей не может существовать возвышенная и цельная натура, в которой непосредственность сочетается с изяществом и благородством.
|
Драма Татьяны в том, что ей встретился человек, который был эгоистом, который не мог внести в ее жизнь того, о чем она мечтала. В сцене последнего свидания с Онегиным еще полнее раскрываются ее душевные качества: нравственная безупречность, правдивость, верность долгу, решительность. А. Пушкин показал Татьяну не только как «русскою душою», но и как идеал женщины.
Судьба этих героев трагична. Жизнь изломала характер Онегина, превратила его в «умную ненужность». Образ Татьяны проходит большую эволюцию, при этом характер героини не изменился, хотя жизнь принесла ей много страданий и она не нашла того, к чему стремилась своей возвышенной душою.
Образ автора
Рядом с героями выступает автор не только как рассказчик, но и как действующее лицо. Он друг Онегина, нежно любит Татьяну. Рассказывая о своих друзьях, знакомых, автор принимает живое участие в их судьбе, откликается на их переживания, говорит о них то с любовью, то иронически, а иногда строго осуждает их поведение (Онегина за дуэль).
В лирических отступлениях автор выступает уже как один их основных героев романа: рассказывает о своих лицейских годах, о ссылке, о жизни в деревне, делится с читателем своими мыслями по общественно-бытовым вопросам, размышляет о литературе, театре, рисует пейзажи. С ним в роман входит громадный мир России.
|
Художественные особенности романа. Своеобразие жанра.
Создав роман в стихах «Евгений Онегин», А. Пушкин первым в России да и на Западе дал высокий образец подлинно реалистического произведения. В.Г. Белинский назвал этот роман «энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».
Художественные особенности романа как реалистического произведения следующие:
1. Введение широкого исторического, общественного, бытового и культурного фона России начала XIX века.
2. Наряду с повествовательной, в романе есть и лирическая часть, обширная по размерам и разнообразная по содержанию. В романе 27 лирических отступлений, 50 небольших лирических вставок.
3. Чтобы сочетать повествовательную и лирическую части в единое целое, А. Пушкин формой повествования избрал непринужденную беседу с читателем.
Художественно реалистично показаны А.С. Пушкиным все общественные причины неблагополучия личной жизни героев романа, все обстоятельства, создавшие характеры действующих лиц и определившие их судьбу. Главный враг дворянского класса – бесцельная и бездельная жизнь, обеспеченная трудом крепостных крестьян.
Рассматривая в романе литературные течения, А. Пушкин иронически относится к сентиментализму и романтизму за односторонность в изображении действительности. Поэт стремится к реалистическому изображению жизни. А когда он рисует дворянство, читатель видит в этом изображении признаки критического реализма.
|
А. Пушкин создает свою оригинальную онегинскую строфу. Она состоит из 14-ти стихов, которые делятся на три четверостишья (катрена) и одно двустишье (дистих).
1.а________________________ рифма перекрестная
б________________________
а________________________
б________________________
2.в________________________ рифма парная
в________________________
г________________________
г________________________
3.д________________________ рифма опоясывающая
е________________________
е________________________
д________________________
ж________________________ рифма парная
ж________________________
Такими строфами, за исключением песни девушек и писем Татьяны и Онегина, написан весь роман.
Почти каждая строфа представляет собой отдельную маленькую главу. Она начинается с освещения какой-либо новой темы, развивает ее, завершают строфу авторские замечания, либо лирические вставки, звучащие, как афоризмы.
Онегинская строфа отличается необыкновенной гибкостью, живостью, легкостью. Речь поэта льется плавно, непринуждённо.
Роман в стихах написан четырехстопным ямбом: -v/ -v/ -v/ -v/ -
(«-» – безударный слог, «v» – ударный слог)
Композиция
Роман имеет зеркальное построение. В нем два главных героя, поэтому произведение можно разделить на две части.
часть | Онегин | Татьяна |
Деревня. Онегин до перелома. (6 глав). | Деревня. Уездная барышня. (6 глав). | |
Петербург. Рост и перерождение (7-8 главы). | Петербург. Татьяна-княгиня. (7-8 главы). |
В построении читатель видит схему двойного движения отношений между героями.
1 часть | 2 часть |
Он и она встретились. | Они встретились. |
Она полюбила его с первого взгляда. | Он полюбил ее с первого взгляда. |
Она написала ему письмо. | Он написал ей письмо. |
Ответа нет. Она страдает. | Ответа нет. Он страдает. |
Они встретились. Одни. Она трепещет и молчит. Он произносит речь. | Они встретились. Одни. Он трепещет и молчит. Она произносит речь. |
Зеркальное отражение и в письмах. Тогда счастье было невозможно, потому что они не были равны. Только теперь он вырос и его душевный мир открывается тем же ценностям, что наполняли мир Татьяны. Но теперь это счастье невозможно, так как она замужем. Роман завершается горестным прозрением героя.
Ю. Тынянов писал: «Свобода романа подчеркнута его концом. Роман как начат, так и окончен внезапно». Открытый финал дает читателю повод для размышления над судьбами героев.
Язык романа
В повествовательной части своего романа А. Пушкин применяет различные стилистические средства языка в зависимости от того, каких героев и какие события он изображает. Речь не только самих героев, но и поэта, рассказывающего о них, становится средством характеристики.
В 1 главе, знакомя читателя с Евгением Онегиным, А. Пушкин использует стиль светской речи. Здесь читатель находит свободное использование иноязычных слов (французских, английских, латинских), упоминание имен греческих и римских поэтов, употребление книжных выражений. С тонкой насмешкой говорит автор о воспитании и образовании Онегина.
Характеризуя Ленского, А. Пушкин использует особенности языка романтической поэзии: «Но пел… и нечто, и туманну даль, и романтические розы».
О своей любимой героине поэт отзывается с особой теплотой. Очень часто он употребляет эпитет «милая», прибегает к уменьшительно-ласкательным словам: «пальчик», «головка», «голосок», применяет народные формы слова: «к плечу головушкой склонилась».
В главах, изображающих деревенскую жизнь, А. Пушкин широко вводит в свои стихи народно-бытовую речь.