Рождение нейролннгвистического программирования (НЛП)-Группы Мета Модели (Meta Model Groups) 12 глава




Р. Бэндлер и Дж. Гриндер такой вид ошибочной коммуникации называют чтением мыслей. Это явление возникает всегда, когда одному человеку кажется, что он знает о чём думает или что чувствует партнёр, даже когда он не может указать явную коммуникацию со стороны партнёра (сравните там же стр. 130).

Сравните отдельные решения в работе "Изменяйтесь вместе с семьями" часть 2, стр.73.

Конгруэнтность и неконгруэнтность

Самые тяжелые последствия вызывает нарушение отношений, называемое неконгруэнтной коммуникацией. Бэндлер, Гриндер и Сатир так описывают это явление:

"Как на этапе формирования так и во время цикла калибровки, передающий ведет себя неконгруэнтно: послания передаваемые его позицией и движениями тела, тон его голоса, цвет и оттенок кожи, темп речи, слова и т.д., не соответствуют друг другу. [...] Вот пример: Джордж вертел головой по сторонам, дыша поверхностно и нерегулярно, он перенес вес тела на правую ногу, левую слегка выдвинул вперед, его голос жесткий и резкий, его левая рука легко выступает вперед с торчащим указательным пальцем, правую он держит ладонью вверх: "О, мама, как здорово что ты зашла к нам" Коммуникация тела Джорджа не соответсовует его словам. Если бы мы спросили его об этом, то вероятнее всего оказалось бы, что он осознает лишь слова, сказанные им, но не противоречивые коммуникации, передаваемые по другим каналам"256.

Уже группа Бейтсона утверждала, что причины большей части проблематичных интеракций нужно искать в неконгруэнтной коммуникации. В экстремальных случаях это может, как мы уже говорили в контексте дискуссии о гипотезе двойной связки, привести к шизофрении.

Теоретически, неконгруэнтность в коммуникационной теории Бейтсона, была определена как несоответствие между вербальным и невербальным посланием. При этом, как мы уже говорили, вербальную часть определяли как уровень содержания, а невербальную как уровень отношений. Поскольку Бейтсон, для упорядочивания своей теории использовал теорию логических типов Рассела и Уайт-хеда, он пришел к выводу, что невербальные средства выражения отражают реальную природу намерений и чувств данного человека.

Бэндлер, Гриндер и Сатир подвергли критике факт того, что Бейтсон не представил ясно свою точку зрения. Согласно им, явление неконгрузнтности можно объяснить иначе. Вступая в коммуникацию, человек высылает целый ряд взаимо-противоположных равноценных пара-коммуникаций. Каждое из этих посланий одинаково важно. Ссылаясь, на вышеназванный пример, авторы пишут:

Там же, стр. 77-78.

Грегори Бейтсон в контексте двойных посланий, действительно применял выражения типа: неоткровенность, обман и т.д.

"Джордж не врёт, не пытается обмануть ни себя, ни свою тещу, однако неожиданное появление ее на крыльце, вызывает у него несколько реакций. Некая часть Джорджа реагирует, стараясь сохранить вежливость по отношению к тёще, другая его часть, как видно, ошеломлена, расстроена и раздражена. Каждая из высылаемых им коммуникаций, отражает некую его часть. Отрицание или игнорирование какого-либо типа коммуникации или какой-либо части Джорджа, передающей их, будет отрицанием или игнорированием его важных составных элементов, которые можно использовать как мощные источники ресурсов, полезные для развития и изменений. Кроме того, как следует из нашего опыта, отрицание или игнорирование части личности невозможно, она будет бороться за себя, пока не будет принята, изменена и интегрирована в остальную часть личности. В традиционной психиатрии примером такой тяжелой борьбы, которую ведет вытесненная или проигнорированная часть, будет конверсия симптома. Части Джорджа, передающие противоположные коммуникации, мы считаем неконгруэнтными, еще не интегрированными им, моделями мира.

В семьях, с которыми работала Вирджиния Сатир, основной проблемой, почти всегда, была неконгруэнтная коммуникация. Множество конфликтов возникало из-за того, что их участники были не в состоянии ясно выразить свои чувства и намерения. Связанное с этим отсутствие борьбы с конкретными проблемами, почти всегда приводит к трагическим сплетениям, в конечном итоге отражающимся на всех членах семьи. Сатир пишет:

Р. Бэндлер, Дж. Гриндер, В. Сатир, цитируемая работа стр. 78. Теоретическая дискуссия о неконгруэнтной коммуникации находится в Grinder, J., Bandler, R. Kommunika-tion und Veranderung. Die Struktur der Magie II, стр. 36-51. Кроме того, необходимо вспомнить, что Бэндлер и Гриндер - наряду с выше описанными явлениями называемыми симультантной неконгруэнтностью - описывают ещё другую форму неконгруэнтной коммуникации, так называемую, последовательную неконгруэнтность. Подхватывая идею Бейтсона, они пишут в Reframing: Neuro-Linguistic Programming and the Transformation of Meaning: "Если спросить алкоголика в трезвом состоянии о его переживаниях под действием алкоголя, он демонстрирует полную или частичную амнезию. То же самое, если спросить пьяного про его переживания когда он трезв. Обычно им трудно ответить на эти вопросы. Одно из явных указаний, позволяющих считать, находится ли человек в состоянии диссоциации это то, что основанием его действий будет одна модель мира без доступа к опыту и резервам, какие он может иметь, когда им будет управлять другая модель мира. Он - множественная личность, в том смысле, что контактирует с миром двумя совершенно отличными способами, которые в его переживаниях никогда не сосуществуют. [...] Наибольшие проблемы людей связаны с неконгруэнтностью, а точнее с тем, что часто называют конфликтом. Налицо явное отсутствие согласия (неконгруэнтность) между частью заставляющей что-то сделать и частью желающей это завершить. Обычно неконгруэнтность является симультанной, человек в этом случае выражает своим поведением обе части. [...] В случае с алкоголизмом или наркоманией, проявляется другой тип диссоциации, неконгруэнтность выражается последовательно (последовательно во времени). "Трезвая" часть и "пьяная" часть так от себя отдалены, что не проявляются одновременно в ощущениях одного человека. Появляются последовательно, сначала одна а потом другая" (Bandler, R., Grinder, J. (1985). Reframing. Ein okologischer Ansatz in der Psychotherapie (NLP), стр. 211-212).

"Все семьи, с какими я познакомилась и в каких проявлялись нарушения, вели двусмысленную коммуникацию. Двусмысленная коммуникация возникает если личность имеет следующие черты: 1. Обладает низким чувством собственной ценности [...] и считает себя плохой, поскольку так сама чувствует. 2. Боится ранить чужие чувства. 3. Боится что они отплатят. 4. Боится разрушения отношений. 5. Не желает навязываться. 6. Не признает значение другой личности или взаимных отношений.

Практически во всех подобных случаях, такая личность не осознает того, что выражается двусмысленно. Таким обра-. зом, слушающий находится в конфронтации с двумя коммунистами, а на результат коммуникации сильно влияет его коммуникация. Вообще, существуют следующие возможности восприятия: слушатель регистрирует слова, а остальное игнорирует; выбирает невербальную часть и игнорирует слова; игнорирует все высказывание и меняет тему; засыпает, выходит их комнаты или говорит о двусмысленной природе коммуникации"259.

В этом контексте, Сатир разработала типологию неконгруэнтных форм коммуникации, в зависимости от позиций, занимаемых данным человеком. Она определяет их так "виновник", "обвинитель", "рационалист", "отвлекающий внимание"260.

"Виновник" пытается предотвратить раздражение партнера, высказывая слова согласия и извинения. Он говорит тихим плачущим голосом, а его поведение исполнено такта и мягкости. Позиция тела напоминает вечную жертву. В результате отсутствия чувства собственной ценности и беспомощности, он пытается быть нужным другим, редко требуя что-либо для себя. Так он хочет избежать страха быть покинутым и ненужным. Этим он вызывает у окружающих резкие реакции: от чувства вины, сочувствия, желания поддержки, до злости и недооценки.

"Обвинителя" характеризует требовательная и диктаторская позиция. Его тело кажется раздутым. Он ищет ошибки окружающих и легко их обвиняет. Свои обвинения повторяет жестким и громким голосом, не слушая ответов и не воспринимая реакций. Однако причина такой позиции видимой доминации - чувство одиночества и сознание отсутствия успеха. В реальности, обвинителю кажется, что никто его не слушает, не понимает и что с ним поступают несправедливо. В результате низкой самооценки, он считает себя человеком малозначимым и боится, что окружающие заметят его слабости.

Satir, V. Selbstwert und Kommunikation, стр. 83-84.

Представление категорий Сатир, опирается на дополненном описании этой концепции, содержащейся в: J. Kriz, стр. 281-283. При этом необходимо помнить, что не надо путать типы Сатир с типологией характеров. Типы Сатир описывают лишь определенные формы неконгруэнтной коммуникации, которые могут изменяться в зависимости от контекста.

Поэтому он действует согласно принципа - лучшая защита это нападение. Таким образом, он вызывает у людей страх, желание отдалиться, чувство вины, злость, холодность или стремление оправдаться.

"Рационалист" производит впечатление весьма рассудительного. Тело его напряжено и неподвижно. На все он находит бесконечные объяснения и ответы, которые высказывает монотонным голосом. Каждая точка зрения рационально обоснована. Кажется, эмоции не играют для него никакой роли. Значительные слова должны доказывать, что в реальности никакой угрозы не существует. Содержание переживаний часто заменяется абстракциями. В реальности такой человек очень чувствителен к обидам, боясь потерять контроль и попасть под влияние. Поэтому он пытается вернуть стабильность, избегая эмоционального возбуждения. Окружающие при этом ощущают скуку, чувствуя себя мелкими и глупыми, уступчивыми и недостойными его внимания. Часто другой человек реагирует злостью, из-за его видимой бесчувственности.

"Отвлекающий внимание", на первый взгляд кажется полным жизни, выразительным и интересным. Он постоянно в движении, защищается, без остановки уклоняясь, меняет взгляды, избегая конкретных высказываний. Часто он перескакивает с темы на тему, и, кажется, находится всюду в одно и то же время, но нигде по настоящему. Он пытается избегать опасностей, игнорируя их так долго, как это возможно. Цель такого поведения - отвлечь внимание окружающих от своих слабостей. Из-за внутреннего отсутствия ориентации, такой человек часто ощущает одиночество и ощущает собственное бесцельное существование. С одной стороны, он очень тоскует по контактам с людьми, с другой стороны, боится интимных отношений. У партнеров он пробуждает вначале восхищение и интерес, со временем переходящие в раздражение, усталость, отсутствие интереса и отчуждение. Многие быстро разрывают контакт с таким человеком.

Сатир противопоставила этим четырем общим позициям неверной коммуникации паттерн к которому она стремилась в своей работе с людьми и в своей личной жизни. Она назвала его конгруэнтной или скорее плавной формой реакции. Вот описание этой модели:

"В форме этой реакции все части послания имеют одну цель - голос произносит слова, соответствующие выражению лица, положению тела и тону голоса. Отношения простые, свободные и откровенные. Чувству собственной ценности практически ничего не угрожает. Из такого способа поведения не рождается необходимость обвинения, отступления на рационалистические позиции или пребывания в постоянном движении. [...]

Другим аспектом конгруэнтного поведения является то, что оно, представляет правду о человеке в определенный момент. Противопоставлением этого будет, к примеру, реакция

обвинения, когда кому-то кажется, что он беспомощен но действует со злобой, или когда ощущает боль, но демонстрирует свою храбрость. Третьим аспектом конгруэнтности будет то, что человек реагирует целостно, а не частично. Тело, мысли, ощущения и чувства раскрываются, в противоположность, например, элементам позиции рационалиста, у которого двигаются лишь губы и то незначительно. Человек, реагирующий конгруэнтно излучает нечто интегрированным, плавным, живым, открытым образом, что-то, сквозь что протекают, как я это называю, соки жизни. Ему доверяешь, зная, что можно от него ожидать, чувствуя себя хорошо в его присутствии. Его позиция тела гармонична и в движении это свободное целое. Только такая форма реакции на другого человека, дает возможность испытать полноту жизни и не ведет к ощущению, что вы мертвы"261.

Цели и основные принципы терапевтической работы Сатир

Целью терапии Вирджинии Сатир было создание условий, в которых клиенты без проблем, могли бы себя реализовать. Во время работы с семьями, особое внимание она уделяла достижению равновесия между индивидуальными нуждами и поведением семейной системы.

Следующим важным вопросом для Сатир, было укрепление и расширение навыков всех людей, заинтересованных в решении проблем. Согласно ей, трудности это интегральная часть жизни людей и они являются шансом к дальнейшему росту. Поэтому целью ее работы, было улучшение стратегии преодоления проблем. Поскольку эти стратегии непосредственно связаны с семейными отношениями (паттернами коммуникации), почти всегда в центре ее внимания было создание конгруэнтной коммуникации.

Сатир пыталась достичь цели терапевтического процесса, опираясь на ряд вступительных гипотез. Она считала, например, что концентрация на настоящем и прошлом, с точки зрения решения проблем, намного важнее обсуждения событий прошлого. Знание прошлого служило ей лишь для распознавания существенных моментов динамики семьи и природы семейных проблем. Когда эти вопросы были выяснены, она направляла внимание участников терапии на вопросы, о том какую позитивную цель они хотят достичь. Она при этом понимала, что слова типа гармония, любовь, общность и т.п., могут пониматься по-разному. Поэтому она, огромное внимание уделяла ясному описанию этих целей, чтобы иметь возможность работать с ними конкретно262.

Satir, V. Selbs:wert und Kommunikation, стр. 95 и далее.

Аналогично методу Сатир, при определении целей терапии в рамках НЛП учитываются различные критерии, которые должны помочь в правильном определении целей: 1)Цель должна быть сформулирована позитивно. Другими словами: цели вроде "Я хо-

Еще одной особенной чертой в общении Сатир с клиентами, было ее сильное убеждение в том, что поведением каждого управляют позитивные намерения. Она считала, что каждый дает то, что в нем лучшее. Такая точка зрения давала ей, независимо от того, каким плохим могло быть специфическое поведение клиента, возможность искать основные мотивы и процессы без вербальной (или невербальной) оценки и обвинения. Таким образом, она пробуждала надежду и создавала прочные основы доверия. С помощью этого, она впоследствии поддерживала клиента при создании новых, более полезных возможностей поведения.263

Вирджиния Сатир уделяла огромное внимание также и тому, чтобы члены семьи активно реализовали, новообретенные возможности выбора. Она знала, что только разговор об альтернативе не будет убедительным. Люди меняются лишь, когда переживают конкретный позитивный опыт, находившийся ранее вне сферы их представлений. Поэтому Сатир настойчиво старалась детально разучить с клиентами новые паттерны интеракций. Эту частичную цель она считала достигнутой лишь когда новое поведение практиковалось конгруэнтно с семейной системой264.

тел бы ощущать меньший стресс" не считаются верно сформулированными, так как они не предусматривают ответ на вопрос, что должно заменить этот стресс. 2)Цели должны быть так сформулированы, чтобы их реализация зависела лишь от одного человека, которого они касаются. Это даёт уверенность в том, что клиент не будет беспомощным и не попадёт в ситуацию, где будет зависеть от изменения других людей или внешних условий. 3) Цели должны быть сформулированы точно. Клиент должен уметь определить, что конкретно он заметит и ощутит, когда достигнет цели (сенсорная регистрация). 4) Определение целей должно учитывать резервы, которыми располагает клиент (навыки, контакты, финансовые возможности...) и какие могут быть использованы для достижения цели. Если не хватает необходимых мотиваций, необходимо объяснить, каким образом можно их создать. 5) Цели должны быть соответственного масштаба. Слишком большие цели могут тормозить клиента в совершении первых шагов. Маленькие цели могут оказаться слишком тривиальными, чтобы возникла мотивация. 6) Цели должны быть "экологичными", то есть они не должны вызывать нежелательных побочных эффектов. 7) Стратегия достижения целей должна содержать петлю обратной связи. Она заставит заинтересованного человека гибко реагировать на неожиданные события и реалистично оценить последствия своих действий.

0 Р. Бэндлер и Дж. Гриндер также начали поступать таким образом: "Чтобы понять почему некоторые люди причиняют [...] себе боль и пробуждают в себе страх, важным оказалось утверждение, что они не злые, ненормальные или больные. В действительности они каждый раз проводят лучший выбор из возможностей, какие перед собой видят, то есть лучший возможный выбор в их конкретной модели. Другими словами, человеческое поведение, неважно каким бы странным оно не казалось в начале, имеет смысл, если рассмотреть его в контексте возможного выбора в данной модели. Трудность не в том, что люди делают неверный выбор, а в том, что они не обладают многосторонним образом мира" (Bandler, R., Grinder, J.Metasprache und Psychotherapie. Strukturder Magie I, стр. 34-35).

В процессе работы над изменением в рамках НЛП, также проверяется, после завершения работы каждого процесса, конгруэнтна ли поставленная в начале цель с поведением и ощущениями человека. Этот шаг служит измерению успеха. Поскольку, однако исходят их принципа, что для введения намеренного изменения достаточно один раз полностью испытать желаемое состояние, считается что можно отказаться от интервью follow up. Необходимо однако отметить, что можно быть уверенным в стабильности изменения, лишь тогда, когда оно продемонстрирует себя в широко понимаемом полном существовании клиента, в его реальной жизни. Поскольку однако, в общем-то

Зачастую необходимо было пробудить в клиенте понимание его партнеров (отца, матери, детей, сотрудников...). Сатир требовала от заинтересованных лиц, чтобы они совершенно сознательно старались почувствовать ситуацию этого другого человека. При этом она приводила индейскую пословицу, согласно которой человека можно оценить лишь когда пройдёшь милю в его мокасинах. Кроме того, она часто давала возможность понаблюдать за определенной ситуацией изнутри. С точки зрения нейтрального наблюдателя, можно зачастую более объективно оценивать события. Это увеличивает взаимопонимание и тем самым желание к сотрудничеству265.

Однако ключ к успешной Терапии Целой Семьи лежит в личности терапевта, несмотря на все техники и принципы. Согласно Сатир, терапевт должен чувствовать благодарность к модели роста. В лучшем случае, он благодаря ей является человеком, который также учится, растет и развивается. Поэтому его встречи с клиентом должны проходить на том же уровне. Сатир отрицала предубеждения о том, что терапевт играет роль эксперта.

С ее точки зрения, работа терапевта подобна работе акушера. Задача терапевта поддержать клиентов в неизбежной боли, при рождении новых возможностей. Терапевт должен уметь отказаться от оценки поведения клиента. Основой для стабильных отношений, опирающихся на доверии, будет принятие, допускающее существование многих возможных причин проблем и осознание своей ограниченности.

В конце концов, каждый, применяющий методы Сатир, должен уметь использовать собственную личность как инструмент терапии. Ведь в итоге, она служит моделью для клиента. Сатир так сформулировала свое терапевтическое кредо:

"Дело достойное уважения — использовать себя в роли терапевтического инструмента. Чтобы справиться с таким заданием, мы должны постоянно углублять в себе человечность и свою зрелость. Мы вступаем в контакт с человеческой жизнью. Я считаю, что профессии терапевта нельзя обучиться также просто, как, например, профессии сантех-

никто не может учесть всех факторов и последствий, очень полезной кажется повторная проверка результатов работы НЛП, после соответствующего периода и ввода необходимых коррекций.

265Основополагающая идея этой методики оказалась также в принципах работы над изменением в НЛП. В них речь идёт, о так называемых позициях восприятия. Роберт Дилтс определяет эти позиции так: "В НЛП есть три принципиальные позиции, с которых можно наблюдать определённое переживание. Первая позиция, когда мы нечто замечаем, видим собственными глазами с перспективы "я". Вторая состоит в том, что мы видим так, как если бы видели это с позиции другого человека, участвующего в событии. Третья позиция это отступление и наблюдение отношений между собой и другими людьми с перспективы наблюдателя" (Р. Б. Дилтс, цитируемая работа, стр. 226). В принципе число возможных позиций восприятия неограниченно. Другими словами, можно например воспринимать себя с четвертой позиции, то есть взгляд изнутри, так как смотрят на событие между мной и другим человеком с позиции третьего и т.д.

ника. Сантехник полагается на свою технику. Терапевту приходится делать больше. Канализационную трубу не обязательно любить, чтобы ее починить. Общность существует вне всяческих методов, философий или семейно-терапевтических школ. Что бы мы ни делали, во время нашей работы с людьми, у нас только одно средство: мы сами. Когда я обучаю, моей целью является глубина терапевта -бытие человеком. Мы люди, которые коммуницируют с людьми. Мы должны понимать самих себя и любить самих себя, чтобы видеть, слушать, касаться, замечать и понимать окружающих".

И далее:

"Согласно моему опыту, глубокое уважение к человеческой душе венчает нашу работу с человеком. Двадцать лет назад я старательно избегала всяческих ссылок на душу, так как это понятие относится к сфере религии и в научной психотерапии для него нет места. Теперь я думаю скорее, что психотерапия не возникла бы, если бы религия работала как нужно. Духовность, сегодня представляется мне совсем по иному. Она заставляет нас уважать себя как людей, также как мы уважаем наше тело, наши чувства, мир растений и животных вокруг нас. Все чаще при этом, мне приходит в голову понятие вскармливания. Оно не означает зависимость или избалованность, здесь дело скорее в свободе любить и уважать себя по настоящему. Я верю, что верно вскормленное "я" никогда не сможет неверно использовать ни себя, ни других. Кроме того, я убеждена, что душа человека это манифестация силы жизни или энергии, которая постоянно регенерирует. Мы стоим на пороге перехода в полностью новый духовный мир. Я считаю, люди не должны жировать на собственной ценности и собственном уважении. Они должны понять, что основа их выживания это способность понять, что лишь они сами принимают решения, как им реагировать и действовать. Они должны быть глубоко убеждены в том, что жизнь это процесс и он всегда может быть подвергнут изменению"267.

В. Сатир, М. Болдвин, цит. работа, стр. 181-182. Там же, стр. 183.

Глава 6

МИЛТОН ЭРИКСОН - МАГ КОММУНИКАЦИИ

После представления биографии и описании личности Милтона Эриксона, будут представлены некоторые из его наиболее революционных концепций из области психотерапии. В этом контексте мы рассмотрим, наряду с атеоретической и прагматической позицией Эриксона, его основные взгляды о применении сопротивления, бессознательного, срединного принципа, а так же отрицание любой терапии, основанной на сознательном понимании. Главу завершает обзор основных требований, которые Эрик-сон предъявлял практикующим терапевтам.

Милтон Эриксон считается наиболее инновационным и талантливым психотерапевтом двадцатого века. С момента его смерти в 1980 году, его наследие обретает все большее значение. Об этом свидетельствует также возрастающее число публикаций о нём. Огромный интерес к идеям Эриксона в профессиональных кругах отражается также в конгрессах, посвященных его взглядам268.

Эриксона считают новатором клинического гипноза. Корни этой формы лечения уходят в доисторические традиции шаманов и оздоровителей. Из-за этого наука называла ее шарлатанством269.

Первый конгресс с названием "Первый Интернациональный Конгресс по Эриксонов-скому подходу к Гипнозу и Психотерапии " прошёл с 4 по 8 декабря 1980 года в Фениксе, штат Аризона. На Второй Интернациональный Конгресс Эриксоновской Психотерапии, проходивший с 30 ноября по 4 декабря 1983 года в Феникс прибыло свыше 2000 участников из 19 государств. Третий конгресс, прошёл с 3 по 7 декабря 1986 года и собрал около 1800 участников и проходил также в Фениксе. Все отчёты о работе конгрессов вышли в форме книги Zeig, J.К. (редакция). (1982). Ericksonian Approaches to Hypnosis and Psychotherapy. New York: Brunner, Mazel Publishers. Первый немецкоязычный конгресс гипноза и гипнотерапии по Милтону Эриксону прошёл 17-20 октября в 1984 году в Монако, в нём участвовало свыше 400 человек. Наиважнейшие рефераты этого конгресса издал Буркхард Питер Peter, Burkhard (издание) (1985). Hypnose und Hypno-therapie nach Milton H. Erickson. Grundlagen und Anwendungsfelder. Munchen: Verlag J. Pfeiffer. Рефераты о работе Эриксона играют важную роль также и на других больших конгрессах. Примером может быть симпозиум Эволюция Психотерапии, основанный Джеффри Зейгом, директором Фонда Милтона Эриксона в Фениксе. Первый симпозиум, в котором участвовало около 7000 участников, прошёл в 1985 году. Пресса назвала его Вудстоком Психотерапии. Второй конгресс этого цикла прошёл в 1990 году в Анахайме. Здесь также главные основатели различных школ терапии встретились с более чем 7000 участников. Третий конгресс этого типа проходил в Гамбурге с 27 по 31 июля 1994 года.

Короткий обзор восхитительной истории гипноза можно найти в статье Jovanovic, U. J. (1990). Historische Entwicklung der Hypnose. In: D. Revenstorf (редакция). Klinische Hyp-nose (стр. 7-23). Berlin Heidelberg New York London Paris Tokyo HongKong Barcelona: Spronger Verlag, стр. 723). Наиболее обширным источником о гипнозе (с исчерпывающим списком литературы о специфических аспектах темы) является книга: Jovanowic, U. J. (1988). Methodik und Theorie der Hypnose. Stuttgart New York: Gustav Fischer Verlag.

Благодаря деятельности Эриксона этот метод оценили в новое время. Он также заново ввел в салоны гипнотерапевтическую работу Наряду с многими необычными техниками интервенции, он также представил принципиально новые идеи об основных принципах психотерапии.

Значение Эриксона для НЛП огромно. Его революционные идеи о коммуникации, ведущей к изменениям, стали одними из основных поворотных пунктов в истории этой молодой дисциплины. Многие методы программирования не возникли бы в своей современной форме без Эриксона. Также важные принципы НЛП о терапевтических процессах и роли терапевта, были откорректированы авторами при изучении его работ. Кроме того, Эриксон, как мы уже говорили, сильно повлиял на терапевтические стратегии краткосрочной психотерапии, разработанные в Mental Research Institute (MRI) в Пало Альто.

Вероятно, в жизни других известных терапевтов пути судьбы и стиль терапии не были так сильно сплетены, как в случае Милтона Эриксона. Это достаточный повод, чтобы начать описание его деятельности с представления его жизни и личности. Далее мы рассмотрим взгляды Эриксона, произведшие наибольшее влияние на некоторые принципиально важные позиции НЛП. Однако, мы уделим меньше внимания детальным проблемам теории и практики клинического гипноза, а больше принципиальным идеям Эриксона о коммуникации, ведущей к переменам.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ЛИЧНОСТИ МИЛТОНА ЭРИКСОНА

Биография

Альберт Эриксон, отец Милтона родился в Чикаго. Его родители прибыли в Америку из Норвегии. Ранняя смерть его отца, деда Милтона, заставила Альберта начать работать, чтобы прокормить семью. Уже будучи ребенком, он работал на малооплачиваемых временных работах. Его самой большой мечтой было иметь собственную ферму. В 15 лет, он покинул дом, чтобы попытать счастья в столице штата Висконсин. Фермер, взявший его на работу, неожиданно умер через три месяца. Альберт Эриксон взял на себя управление фермой и через семь лет женился на дочери умершего

Больше всего данных о жизни Эриксона взято из его собственных высказываний, записанных во время беседы с Джеем Хейли в 1957 году (Haley, J. (red.). (1985ac). Conversations with Milton H. Erickson, M. D. (t. 1). Changing Individuals; (t. 2). Changing Couples; (t. 3). Changing Children and Families. New York London: Triangle Press, distributed by W. W. Norton & Co.). Остальные данные из книги, если не дана другая ссылка: Дж. Зейг, "Встречи с Эриксоном. Необыкновенный человек, необыкновенная терапия" Zeig. J. К. (1985с). Experiencing Erickson. An Introduction to the Man and His Work. New York: Brun-ner, Mazel Publishers].

работодателя, Кларе Минор. Когда они познакомились, Клара еще ходила в школу.

После свадьбы Альберт Эриксон дополнительно работал в больнице для психически больных в Джуно, штат Висконсин. Потом он решил попробовать себя в роли искателя золота и отправился с семьей на запад. Длительное время ему приходилось довольствоваться временными заработками при лагере искателей Аурум в Неваде, пока он не наткнулся на жилу серебра и олова, которые начал добывать вместе с партнером. Там 5 декабря 1901 года родился Милтон Хайленд Эриксон271. Когда несколько лет спустя шахта обанкротилась, Альберт Эриксон был на грани финансового краха. Поэтому он решил вернуться в Висконсин с женой и пополнившейся семьей272. Там за оставшиеся деньги, он купил небольшую ферму. Милтон Эриксон ходил в начальную школу в Лоуэлле (Висконсин). Из-за легастении, ему вначале было тяжело. После окончания начальной школы, он стал ходить в Хай Скул в Вишфильде. В школу он ходил пешком. Дорога туда и назад занимала более 4 с половиной часов. В школе его звали Дикшенери (словарь), поскольку он часто, долгими часами, читал словарь, не понимая, что слова находятся в алфавитном порядке. Поэтому ему приходилось читать словарь так долго, пока ему не встречалось нужное слово. Из-за подобных странностей в поведении, в детстве его считали умственно отсталым. Это тем более странно, если учесть с какой виртуозностью, в более поздние годы, он объединял точность языка и просто невероятную способность чувственного восприятия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: