Рождение нейролннгвистического программирования (НЛП)-Группы Мета Модели (Meta Model Groups) 16 глава




Требования, которые Эриксон предъявлял терапевтам

Эриксон считал, что ответственность за успех терапии, большей частью, лежит на терапевте. Это имеет свои последствия, если речь идет об обучении — согласно ему недостаточно изучения терапевтами систем убеждений и техник отдельных терапевтических школ. Он предостерегал перед тем, чтобы отмечать лишь те явления, которые вы ожидаете увидеть, применять инструменты, которые дают результаты, отбрасывая все остальные. Это было одно из его главных посланий. Он считал, что чувство ответственности, которое он ожидал видеть у представителей профессий, помогающих в исцелении, требовало постоянной проверки своей успешности, а при необходимости нужно улучшать свою квалификацию. Одновременно он предостерегал студентов от копирования его или других известных личностей. Для него, прежде всего, была важна эластичность и внутренняя свобода, позволяющие делать то, что в каждом индивидуальном случае кажется необходимым.

Эриксон ожидал от терапевта, сознающего лежащую на нем ответственность, фундаментального знания психопатологии. Он

Сравните там же, стр. 232-235.

также рекомендовал выработать, широко понимаемую терпимость к людям, а также к их общественным и культурным обусловленостям.

Необходимым он считал также, умение выработать собственные способности наблюдения. Он был великолепным наблюдателем и на основе позиции тела и движений данного человека, мог сделать выводы о его мыслях и привычках. Автономные реакции тела, его позицию, он воспринимал как отдельный язык, который как и любой другой, необходимо учить и практиковаться в нём. Джеффри Зейг описывает ситуации, в каких Эриксону удалось произвести на людей сильное впечатление своими способностями замечать:

"Одна студентка пришла к Эриксону. Ее попросили записать информацию, о которой просят обычно всех новых пациентов и студентов: дату, имя, адрес, номер телефона, гражданское состояние, количество детей (имена и возраст), профессию, образование (научные степени и название института), а также провела ли она годы формирования личности в деревне или в городе.

Когда она писала, Эриксон прервал ее и сказал: "Вы из Европы". Она подтвердила это, но замечание Эриксона не произвело на нее большого впечатления. Есть существенная разница в способе письма людей, которые учились в Европе и теми, кто ходил в школу в Соединенных Штатах. Потом Эриксон добавил: "Вы с Юга Европы, из Греции или Италии". Она подумала, что этим он тоже не открыл Америку - её внешность говорила о происхождении. Но Эриксон, переключаясь на высокие обороты, сказал: "В детстве вы были полным ребенком". Пациентка почувствовала себя побежденной -так как сейчас она была очень худой. Она спросила Эриксона откуда ему это известно. Он ответил, что ее поза характерна для полных людей"333.

Эриксон постоянно убеждал своих студентов работать для обострения органов чувств на малейшие реакции своих клиентов. Необыкновенными историями он пытался привить им самостоятельное экспериментирование. Время от времени, он например рассказывал, как проверял определённые гипотезы, например допуская, что женщина носит вкладыши, увеличивающие груди, он говорил что у нее на плече сидит комар. Потом наблюдая, какие движения она делает при рефлексной попытке убить комара. Если женщина не делала движение с большим размахом над грудями, Эриксон приходил к выводу, что она действительно носит вкладыши. Возможно он позже использовал эту информацию для того чтобы вызвать некий неожиданный эффект.

Zeig. J. К. (1985). Erfahrungen mit Milton H. Erickson: Eigentherapie, Supervision und Fallgeschichten. In: B. Peter (red.) Hypnose und Hypnotherapie nach Milton H. Erickson (стр. 125).

Сравните Haley, J. (ред.). (1985ac). Conversations with Milton H. Erickson, M. D. (том 1), стр. 5.

Еще одним упражнением, которое он также рекомендовал, было наблюдение за водителями, находящимися еще на некотором расстоянии от перекрестка. Он утверждал, что на основе их движений можно предсказать, повернут они налево или направо, или же поедут прямо. Также перемены в расширении зрачков, цвета кожи, пульса (который можно наблюдать на шее) и небольшие изменения в напряжении мышц лица или тела, могут дать терапевту ценные указания. То же касается жестов, сопутствующих речи человека341.

Несмотря на широко распространенный миф, возникший в течении распространения взглядов Эриксона, он не считал что терапевту достаточно положиться на спонтанную креативность собственного бессознательного. Хотя он и полагался на свои бессознательные способности, однако этому предшествовало многолетнее и очень интенсивное обучение, во время которого он тренировал свое бессознательное342. Как считал Эриксон, бессознательные процессы опираются на опыте и обучении. Не важно идет ли речь о навыках типа умения писать, чтения или вождения машины, или же об ограничивающем образце поведения - всё, по его мнению, когда-то было выучено. Как иначе смогли бы мы бессознательно это использовать?

Эриксон не любил ленивых терапевтов, не совершенствующих свои навыки. Он сам долгие годы записывал суггестии для клиентов. Потом так долго работал над ними, пока не достигал того же эффекта более элегантным образом. Он упражнялся в поведении, играя роли перед зеркалом. Старательно планировал терапевтические стратегии, проводил эксперименты, касающиеся важных детальных вопросов и тренировал собственное умение замечать минимальные указания. Эти усилия были основой его позднейшего знания.

Джеффри Зейг утверждал, подобно другим, что коммуникационные навыки Эриксона были феноменальны. Когда во время семинаров он рассказывал истории, разглядывая пол, то краем зрения, незаметно наблюдал за реакцией присутствующих. Если кто-то реагировал в определенный момент, двигая например стопой, Эриксон поворачивался к этому человеку, чтобы мягко дать ему понять, что то что он сейчас скажет, имеет для него особое значение343. Зейг пишет:

"Эриксон потому имел так подстроенные интервенции, что замечал мельчайшие указания. Обычно мы игнорируем определенные аспекты нашего чувственного опыта, например чаще всего, мы отбрасываем лишнюю информацию. Систе-

Сравните Дж Зейг, "Встречи с Эриксоном. Необыкновенный человек, необыкновенная терапия", стр. 80; а также С. Лзнктон, К. Лэнктон, цитируемая работа, стр. 22.

Сравните Д. Хаммонд, цитируемая работа, стр. 11-12.

Дж Зейг, "Встречи с Эриксоном. Необыкновенный человек, необыкновенная терапия", стр. 74.

му ощущении человека можно описать как детектор помех, который определяет, что в данной ситуации фальшиво. Эриксон развил в себе внимание к минимальным раздражителям и сильным сторонам человека, демонстрирующим, что в нем правильно. Легче вызвать перемены, основываясь на том, что пациент способен делать правильно, нежели анализируя, что он делает и делал неверно. Дело не в том, что в указаниях Эриксона было нечто необычайно точное, не было у него также и нового знания о личности человека. Наоборот, его метод основывался на применении очевидных вещей.

Многие терапевты так углубились в свои динамические теории, что их не замечают. Эриксон же наоборот. Выхватывал очевидное и представлял это пациентам так, что те могли на это реагировать"344.

Эриксон постоянно подчеркивал, как важно, чтобы терапевты сознательно контролировали применение телодвижений, тембр голоса и т.д.345Большинство его коллег упражняла лишь свой слух. Тем не менее, также их невербальные сигналы воздействовали на клиентов. Поэтому, Эриксон старался целенаправленно тренировать свои коммуникационные способности. Если он изменял положение тела или звучание своего голоса или подчеркивал определенные слова особыми движениями, то знал, что вызовет потенциальный эффект у собеседника. Он был готов привести дальнейшее лечение в зависимость от его реакций.

Эриксон был художником на этом поле. Всю жизнь он совершенствовал искусство терапевтической коммуникации. Он был первым терапевтом, чьи сеансы можно было изучать слово по слову, жест за жестом. Каждый элемент его терапии становился чрезвычайно успешным инструментом. До Эриксона не было терапевта, который мог бы продемонстрировать, что можно целенаправленно использовать все коммуникационные каналы, для проведения определенных изменений у клиента346.

Даже современники исследовательского проекта Бейтсона, были с этой точки зрения сторонниками традиционного мышления. Как пишет Джей Хейли, во вступлении к первому тому Conversations with Milton H. Erickson, M.D. (Беседы с Милтоном Эриксоном), совместно с Уиклендом, они пытались в свое время развить теорию, объясняющую, факт того, что симптомы в системе семьи обладают функциональным характером. Они однако огласили теорию о стабильности, объясняющую, почему изменения не наступают. Не-

°цч Zeig, J. К. (1985). Erfahrungen mit Milton H. Erickson: Eigentherapie, Supervision und Fallgeschichten. In: B. peter (гред.) Hypnose und Hypnotherapie nach Milton H. Erickson, стр. 126.

Сравните Haley, J. (1988). Milton H. Ericksons Beitrag zur Psychotherapie, стр. 25.

Сравните Дж. Зейг, "Встречи с Эриксоном. Необыкновенный чеповек, необыкновенная терапия", стр. 25.

смотря на то, что метод Эриксона обладал также системным характером, он отрицал эти теории, считая, что они излишне усложняют терапевтический процесс. В круг его интересов не входили теоретические объяснения причин поддержания патологического status quo. Его занимала проблема, каким образом с помощью собственного поведения можно вызвать эффективные перемены.

Решая эту проблему действием, основанным в концентрации внимания на микроанализе собственного терапевтического поведения, Эриксон выработал прототипы того, что Бэндлер и Гриндер разработали в рамках НЛП - модели обучения и запоминания коммуникационного поведения, вызывающего изменения. Это перемещение интересов познания из теории, через человека (и его психическую динамику) на микроанализ успешной коммуникации, представляет подлинную революцию мышления в терапии.

347Сравните Haley, J. (ред.). (1985ас). Conversations with Milton H. Erickson, M. D. (том 1).

Глава 7

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПЕРВЫХ МОДЕЛЕЙ

НЛП

Предметом последней главы будут первые модели НЛП. На фоне прежних рассуждений, мы вначале представим несколько основных идей создателей программирования. Дальше опишем развитие Мета Модели и Модели Милтона. Кроме того, мы займемся концепцией репрезентативных систем и, тесно связанного с ними, открытия так называемых специфических чувственных маркеров (предикатов) и, так называемых, ключей доступа. Наконец, мы рассмотрим исследования измененных состояний сознания и расшифровку субъективных переживаний с помощью Четверичной Модели (4-Тире1). Главу завершает примерное описание некоторых терапевтически возможных применений стратегической модели НЛП.

Началом просмотра работ Бейтсона, Перлза, Сатир и Эрик-сона был вопрос о исторических и духовных обусловленностях, повлиявших на возникновение первых моделей НЛП.

Благодаря этому, можно было заметить, как современный системный спор превращался и постепенно освобождался от глубоко психологических мыслительных паттернов. Прежде всего Грегори Бейтсон оказался создателем принципиально новой теории в области клинической психологии. С другой стороны, мы показали, как некоторые необычайно талантливые практики сбрасывали, становившийся все более тесным, корсет психоаналитических техник лечения. Они создавали новый практично-теоретический стиль работы, сильно повлиявший на многие современные психотерапевтические школы.

Возникшая в результате этого развития дискуссия в большой степени помогла в возникновении НЛП. Поэтому вначале мы должны в общем набросать ее влияние на концепции создателей НЛП.

Теоретическая перспектива

В предыдущих рассуждениях мы показали, что теоретические корни НЛП уходят в кибернетическую теорию коммуникации Грегори Бейтсона и работу группы Пало Альто.

Существенной характерной чертой этой школы, была попытка дополнить интрапсихические концепции психических нарушений их интерперсональными (коммуникативными) аспектами348.

Долгие годы, в терапии доминировали мыслительные фигуры Фрейда. Согласно им, поведение и переживания, отличающиеся от общепринятых норм, принципиально можно было интерпретировать как выражение интрапсихической динамики, исходящей из бессознательного конфликта, неосознанных желаний человека.

Бейтсон отрицал такую точку зрения. По его мнению, человеческие переживания и поведение были результатом конкретных социальных процессов обмена. Кроме того, его позиция состояла в том, что теория Фрейда (которую он часто иронически называл пси-хо-теологией) опирается на недопустимом овеществлении конкретных процессов, которые можно принципиально описать в форме, взаимосвязаны/ петель обратной информации.

Бэндлер и Гриндер подхватили эту идею. Таким образом, например депрессию можно описать, с точки зрения НЛП, как петлю между внутренним диалогом и чувством. Согласно (этому описанию, в человеке с такой проблемой, проходит внутренний процесс следующего типа: "Почему все так безнадежно?" - восприятие негативных чувств, "Я просто больше так не могу" - восприятие возрастающих негативных чувств, "Что мне теперь делать?" - и т.д. Негативный внутренний диалог и негативные чувства взаимно укрепляются, поскольку не вводится никакой элемент, способный надолго прервать этот процесс. Если этот человек интроверт, то можно говорить о интраорганической петле обратной информации, которая удерживает это состояние.

На процесс депрессии могут влиять также интерперсональные круги информации. Так происходит, когда другие люди приближаются к человеку с депрессией. Вацлавик, Уикленд и Фиш описывают в книге Change (Изменение) явление, иллюстрирующее, как такие интраорганизмические процессы могут сплестись негативным образом с коммуникационными обратными петлями:

"Какое отношение к меланхолику, может казаться его родственникам и друзьям наиболее нормальным чем привлечение его к жизни? Весь опыт указывает однако на то, что это не только ему не поможет, но еще более углубит его депрессию. Также казалось бы, близким людям необходимо удвоить усилия и продемонстрировать ему хорошие, радостные стороны жизни. Вера в торжество разума и здравого смысла дает возможность им заметить (а пациенту не дает возможность сказать об этом), что их помощь в реальности ограни-

Необходимо вспомнить, что собственно в полном смысле это касается лишь Вирджинии Сатир. Большинство членов MRI склонялось к полному исключению интрапсихи-ческих методов, что нашло выражение в тенденции некоторых системно теоретических принципов, состоящих в полном отрицании значения интрапсихических процессов. Это касается в особенности таких школ, которые приняли чисто стратегическую точку зрения.

чивается требованиями к нему, с целью проявления определенных чувств (радости, оптимизма и т.д.), которых он не ощущает, запрещая в то же время проявлять те (грусть, пессимизм и т.д.), которые он не должен ощущать. То что для человека с меланхолией в начале было возможно временным явлением, обычной грустью и отсутствием смелости, теперь объединяется с недооценкой и неблагодарностью по отношению к тем, кто готов так много для него сделать и кто так глубоко разочарован. Это вызывает тогда его депрессию, а не изначальное ощущение грусти"349.

Такой, ориентированный на процесс взгляд, впервые теоретически создал возможность рождения краткосрочной терапии, приводящей к переменам. Под впечатлением, зачастую гениальных интервенций Эриксона, группа Вацлавика, с половины шестидесятых годов, пыталась найти принципы перемен с системно-теоретической перспективы. Анализировались отношения между стабильностью и терапевтическим изменением, на фоне двух логически-математических теорий: групповой теории Галоиса и логического учения о типах Уайтхеда и Рассела. Причины длительности невротических симптомов и проблем в браке, начали видеть в неудачных попытках их излечения.

Согласно Эриксону, пациенты были заинтересованы прежде всего, в длительном улучшении их будущей жизни (а не объяснением невозможности изменить прошлое), была создана концепция краткосрочной терапии, направленной на решение проблем. Она включала 4 фазы:

• ясное и конкретное определение проблемы,

• анализ неуспешных попыток решения,

• ясное определение цели лечения (решения),

• определение и реализация плана осуществления решения.

В центре большинства стратегических интервенций, стояли обычно парадоксальные перемещения поведения и их интерпретация. Они должны были прервать проблемный паттерн поведения. Вацлавик и его коллеги, так проиллюстрировали свой метод, основанный на работе Эриксона:

"[.?] рассмотрим пример человека, страдающего от фобии, которому страх упасть в обморок или задохнуться мешает переступить порог ярко освещенных и полных людей универмагов. Возможно вначале, при входе в магазин, он не испытывает ничего страшного кроме мимолётного ухудшения самочувствия, случайного понижения уровня сахара в крови

П. Вацлавик, Дж. Уикленд, Р. Фиш, цитируемая работа, стр. 54. 350Там же, стр. 19-96.

или приступа головокружения. Когда, несколько дней спустя, он снова хочет пойти в универмаг, воспоминания первого приступа могут быть ещё свежими у него в памяти и могут склонить его взять себя в руки, вооружившись против возвращения паники, что неожиданно её и вызывает. Понятно, что в таком положении, человек чувствует себя мячиком, которым играют собственные внутренние силы, проявляющие такую огромную спонтанность, что единственно возможным решением кажется полное избегание определенных ситуаций, возможно с помощью транквилизаторов. Однако избегание не будет решением, а лишь дополнительно провоцирует возникновение ситуации, которой не должно было быть. Само избегание также является проблемой. Таким образом, человек попадает в ловушку парадокса. В таких случаях, решение будет в введении противопарадокса, то есть например в рекомендации данному человеку пойти в универмаг и сознательно упасть в обморок, независимо от того охватит ли в этот момент его страх или нет. Поскольку, чтобы это сделать, человек должен быть кем-то вроде йога, далее можно порекомендовать войти, так далеко в магазин, как ему захочется, но он должен обязательно задержаться на метр от точки, в который его мог бы победить страх"351.

В рамках НЛП выбрали другую технику. Согласно программистам, эффективную терапию можно описать как процесс, где нежелаемое актуальное состояние (проблематичное поведение) переформируется в желаемое состояние, которое "должно быть" (цель терапии). В противоположность абстрактно-стратегической ориентации группы Пало Альто, здесь на первый план выступают терапевтические интеракции, а не анализ. Терапевтическое изменение, понимается как модификация поведения, исходящяя непосредственно из коммуникации клиента с терапевтом352.

Там же, стр. 110-111. В пояснении, касающемся этого фрагмента, авторы пишут: "Необходимо здесь напомнить, что пациенты чаще всего не только принимают весьма абсурдные и невероятные рекомендации поведения, но также нередко смеются над ними, как если бы в этот момент осознали всю амбивалентность комической и одновременно глубоко серьёзной природы парадокса".

Чтобы не спутать этот термин с бихевиористским понятием поведения, мы приводим его определение с точки зрения НЛП. Дилтс и его коллеги пишут: "Мы - организмы участвующие в жизни вселенной. [...] Мы ориентируемся в ней на основе закодированных значений, принимаемых и ощущаемых нашими чувственными системами репрезентации: зрением, слухом, обонянием, ощущением вкуса и осязанием. Информация о внешнем мире (как и о внутреннем состоянии) принимается внутренней системой, посредством нервных каналов, далее она организовывается, объединяется по группам и посылается дальше. Нервная система имеет своё завершение в мозге, являющемся нашим центральным биокомпьютером. Информация обрабатывается внутренними стратегиями обработки, которым каждый человек обучился. Результат мы называем поведением. В рамках НЛП, мы определяем поведение как все чувственные репрезентации, которые ощущаются внешне и\или внутренне а также наблюдаемы и выражаются субъектом и\или неким наблюдателем. [...] Наша нервная система программирует, как поведение макро так и поведение микро. Макро поведение лучше заметно, например управление автомобилем, речь, борьба, болезнь или поездка на

У основ этой концепции, лежал простой и ясный ход мысли. Принято, что поведение и чувства клиента, после успешной терапии, ясно отличаются от исходного состояния. Почему же, рассуждали программисты, нельзя в принципе стремиться к этой перемене непосредственным путем, при помощи целенаправленной реорганизации внутренних процессов клиента? Необходимым условием для этого была однако возможность, соответствующего описания внутренних процессов и процессов коммуникации. Теоретическая концепция терапевтического процесса включает в такой перспективе три компонента:

• ориентированное на процесс описание исходного состояния,

• ориентированное на процесс описание желаемого состояния,

• ориентированное на процесс описание таких интеракций между терапевтом и клиентом, которые приведут изменение исходного в желаемое состояние.

Однако было еще не ясно, как должно выглядеть соответствующее описание внутренних и коммуникационных процессов. Лишь изучение работ Перлза, Сатир и Эриксона принесло первые указания.

Практическая перспектива

Когда Бэндлер и Гриндер начинали свой проект моделирования, существовало уже множество инновационных терапевтических техник. Им обучали в рамках учебных семинаров. Особенно Перлз, Сатир и Эриксон, великолепно демонстрировали, возможность коммуникации, вызывающей перемены. По прежнему однако не было ясно, каким конкретно образом они приходили к своим успехам. Было ясно, что не каждый, кто применял их методы получал те же результаты. Решающим для терапевтического эффекта, казался тип коммуникации, подобранный для каждого случая терапевтических стратегий33.

велосипеде. Под понятием микро, мы понимаем менее заметные но не менее важные явления, как например пульс, темп речи, изменение цвета кожи, расширение зрачков и события типа внутреннего видения или внутреннего диалога" (Р. Дилтс, цитируемая работа, стр. 23-24). В сноске авторы отмечают: "Выражение «участвующие организмы» указывает на важное отличие между НЛП и традиционным бихевиоризмом. В традиционных отраслях науки, высоко ценятся общие высказывания, где избегают отношений к наблюдателю (объективное описание). В НЛП обобщение или паттерн должны содержать в себе позицию пользователя - наблюдателя" (Там же, стр. 44).

Р. Уирс так описывает первые решения создателей НЛП: "Сегодня существует [...] множество разнообразнейших школ и отдельных методик психотерапии. [...] Большинство терапевтических методик позволяет достичь подобных результатов. Однако в отдельных случаях, наверняка нельзя быть уверенным в успехе, и уж точно не в том масштабе, какой обещает теория и метод, лежащие у основ применяемых приёмов Терапевты работают согласно одним и тем же методам, даже когда делают всё верно.

Поэтому было решено проанализировать терапевтические сессии Перлза, Сатир и Эриксона, с теоретически-коммуникационной точки зрения. Терапевтическая ситуация была сконструирована согласно понятию Бейтсона, как тип обратной связи. Терапевта и клиента стали считать элементами процесса обратной информации, в течении которого оба принимают, обрабатывают и участвуют в коммуникации, как вербально так и невербально.

Практическое описание терапевтического процесса с этой точки зрения приняли таким:

• модели, касающиеся вербальной коммуникации,

• модели, касающиеся невербальной коммуникации,

• модели, касающиеся восприятия и обработки информации.

Чтобы дополнить описание корней НЛП, я опишу возникновение представлений моделей НЛП. На их основе создано огромное количество техник коммуникации и методов проведения изменений, которые сегодня преподаются на курсах программирования. Эти модели являются матрицами, дающими возможность раскодировать субъективные переживания, "модели мира" и личного совершенствования во многих отраслях. Они соответствуют коду, который Бэндлер и Гриндер разработали, в рамках своего проекта моделирования. Таким образом, эти концепции можно принять за сущность НЛП.

Возникновение Мета Модели

Первую идею, которую Бэндлер и Гриндер сформулировали в рамках своей исследовательской работы, была модель, разработанная на базе лингвистики, касающаяся языковых интеракций между терапевтом и клиентом, вызывающих изменения. Во время анализа видеофильмов и аудиозаписей они заметили, что Перлз Сатир постоянно задают вопросы одного и того же типа. Такие вопросы вызывали глубокую наблюдаемую реакцию у клиентов. Они не только давали ясную картину данной проблемы, но также заметно продвигали вперед процесс изменений.

согласно "учебнику", в очень разнообразной степени достигая своих психотерапевтических целей. Вероятно именно таким течением мысли руководствовались Бэндлер и Гриндер. Успех терапии не зависит, в такой степени от избранного метода, а скорее от терапевта, который применяет этот метод. Если это правда, то успешные терапевты владеют навыками коммуникации и способом поведения, которые не выразительно демонстрируются в каждой, сознательно выбранной модели терапии, потому во время обучения этому методу им также не обучают. Начальная цель Бэндлера и Гриндера состояла в систематическом изучении и сравнении этих бессознательных или лишь частично осознаваемых навыков и способов поведения психотерапевтов различных школ, с точки зрения их общих правил и паттернов, чтобы таким образом определить факторы, свойственные успешной терапии" (Р. Уирс, цитируемая работа, стр. 78).

Первой целью Бэндлера и Гриндера было раскрытие тайны этих вопросов. Они желали создать модель, дающую возможность научиться задавать их. Они приступили к работе так: вначале на основе лингвистического анализа, разработали формальные структуры отдельных образцов вопросов и выходящие из них указания для дальнейшего лечения. Потом знакомили участников группы Мета Модели с некоторыми основными принципами общей семантики Коржибского и генеративно-трансформационной грамматики. Они обучали членов группы в распознании формальных черт языка клиента и реагировании на них специально сформулированными для этой цели вопросами. Воздействие этих техник постановки вопросов, исследовалось спустя много месяцев в обоих группах. Бэндлер и Гриндер применяли результаты работ групп, как обратную информацию, дополняющую их представления и, если это было необходимо, для их модификации. На первом плане, вначале стояли вопросы "как? кто? и что?", которые задавались уже в рамках геш-тальт-терапии. Одной из наиважнейших целей во время этого изучения, было обсуждение вопроса "почему?". Уже Фриц Перлз отбросил эту форму вопроса, поскольку ответы в небольшой степени раскрывали, каким образом клиенту удается удержать внутренний процесс, ведущий к проблеме354.

На следующем этапе работа группы Мета Модели обрела характер исследовательского проекта. Возникли новые образцы вопросов. Задача, все еще состояла в создании точного и целостного представления языковой модели мира клиента. Под этим понятием скрывается основной теоретико-исследовательский принцип НЛП. Бэндлер и Гриндер признали, что человеческие переживания и поведение, не учитывая простых физиологических рефлексов, практически никогда не определяются самостоятельно "миром". Это скорее результат модели субъективно созданного мира представлений, через фильтр которых человек ощущает реальность и на нее воздействует. Если удастся, допускали они, совершить полное языковое (и тем самым сознательное) описание этого мира представлений, станет ясно, где именно появляются ограничения, вызывающие боль и конфликты. Бэндлер и Гриндер так писали об этом:

"Если люди приходят к нам на терапию, мы обычно видим, что они чувствуют боль, что ощущают себя парализованными, не видя в своей жизни возможностей выбора и свободы действий. Мы пришли к выводу, что это не ограничения мира и дело не в том, что он не даёт возможностей, а в том, что люди замыкаются, не видят выбора и возможностей, стоящими перед ними, поскольку их нет в их моделях мира"355.

Сравните Т. МакКлендон, цитируемая работа, стр. 40.

Bandler, R., Grinder, J. (1981a). Metasprache und Psychotherapie. Struktur der Magie I, стр. 34.

В конце исследований возникла точная, опирающаяся на основы лингвистики, языковая модель терапевтических отношений. Она позволяет открыть ограничения моделей мира клиента и задавать вопросы приводящие к переменам3.

Как мы уже говорили результаты этих исследований были опубликованы в 1975 году в книге "Структура магии" как "язык Мета Модели". Название Мета Модель исходит из простой причины, здесь имеется в виду модель формирования моделей человеком. Это модель способов создания людьми их субъективных миров и удержание, находящихся в них ограничений35.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: