(Учитель использует аудиоприложение к учебнику. Мчащиеся слушают, как произведение читает актер. Словарная работа.)
— Объясните значение слова «межа». (Граница земельных участков.)
— Подберите синонимы к словам «грезит», «восторг». (Мечтает; восхищение.)
— Подберите антонимы к словам «прохладный», «восторг». (Жаркий, знойный; огорчение, печаль, скорбь, тоска.)
— Назовите эпитеты. (Синее небо, золотые края, теплый вечер, прохладная ночь, чистое поле, красное зарево...)
(Работа по вопросам и заданиям 2,3 на с. 146 учебника. Выразительное чтение стихотворения. Учащимся дается время на подготовку.)
— Как вы представляете себе золотые края облаков и золотое сияние звезд? Нарисуйте иллюстрацию к стихотворению.
(Если времени нет, то это задание выполняется дома.)
VII. Рефлексия
— Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить?
VIII. Подведение итогов урока
— Помогают ли последние строчки стихотворения понять отношение поэта к природе?
— Вспомните, что удивительного вы замечали в природе.
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворений И.С. Никитина (найти в других сборниках) и выучить одно из них (по желанию).
Материал для учителя
Краткий обзор биографии И.С. Никитина
Иван Саввич Никитин родился 3 октября 1824 г. в Воронеже в зажиточной мещанской семье. Учился в Воронежском духовном училищеи духовной семинарии, но не окончил ее. Разорение ОТЦй и чижелые семейные обстоятельства вынудили Никитина стаи. содержа гелем постоялого двора. В 1859 г. он открыл в Воронеже книжный магазин и при нем дешевую библиотеку, ставшие центром литературной и общественной жизни города.
|
Первые стихи Никитина, проникнутые религиозными моги нами, появились в печати в 1853 г. Затем все более в творчестве пола ощущается стремление к реализму. Никитин описывал горестную судьбу городского труженика и крестьянина-бедняка, тяжкую женскую долю.
Любовью к родине полны стихотворения «Русь», «Встреча зимы». В историю русской прозы Никитин вошел как автор «Дневника семинариста». Выдающийся мастер русского поэтического пейзажа, он с глубокой любовью, проникновенным лиризмом воспроизвел картины родной земли. На слова Никитина, одного из самых ярких крестьянских поэтов, написано более 60 романсов и песен. Умер 28 октября 1861 г. в Воронеже.
_____________________________
Тема: Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»
Цели: расширить знания о творчестве Н.А. Некрасова; обучать правильному чтению стихов; пополнять словарный запас; развивать память, речь.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну), проявление интереса к чтению и изучению творчества Н.А. Некрасова.
|
Оборудование: портрет и выставка книг Н.А. Некрасова, видео- или фотоматериалы, репродукции картин по теме урока, аудио-приложение к учебнику.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Выразительное чтение стихотворений И.С. Никитина.)
III. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока
— Узнайте, откуда эти строчки и кто их автор.
В августе, около Малых Вежей,
С старым Мазаем я бил дупелей. («Дедушка Мазай и зайцы». Н.А. Некрасов.)
Однажды, в студеную зимнюю пору,
Я из лесу вышел, был сильный мороз. («Мужичок с ноготок». Н.А. Некрасов.)
— Да, это стихи Николая Алексеевича Некрасова. Что вы помните о его жизни и творчестве? (Ответы учеников.)
IV. Работа по теме урока