Цели: расширить знакомство с классической поэзией; увлечь чтением стихов о Родине, о ее людях, о природе; формировать и развивать навыки выразительного чтения, речь, мышление.
Планируемые результаты: предметные: умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составляя краткую аннотацию; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ прочитанного текста, выделение в нем основной мысли, К — ответы на вопросы на основе поэтического текста, обсуждение в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения; личностные: проявление бережного отношения к природе, к родному краю.
Оборудование: выставка книг по теме урока, портреты писателей.
Предварительная подготовка: учащиеся получают задание найти стихи русских поэтов-классиков XIX — начала XX в. (это может быть любое издание из серии «Школьная библиотека»), узнать, каких поэтов принято называть родными и почему, прочитать как можно больше стихов разных поэтов, отметить те, которые особенно понравились, выучить любое из них, узнать о жизни любимого поэта.
Ход урока
I. Организационный момент
- Рассмотрите выставку книг. (Выставка книг сделана учениками.) - Чьи стихи вы прочитали? Какие особенно запомнились?- Какое стихотворение вы выучили наизусть?
|
II. Работа по теме урока
(Учитель без вступительного слова читает наизусть.)
Там, где терем тот стоит,
Я люблю всегда ходить
Ночью тихой, ночью ясной,
В благовонный май прекрасный!
Чем же терем этот мил?
Чем меня он так пленил?
Он не пышный, он не новый,
Он бревенчатый — дубовый!
Ах, в том тереме простом
Есть с раскрашенным окном
Разубранная светлица!
В ней живет душа-девица.
Как-то встретился я с ней —
Не свожу с тех пор очей;
Красна ж девица не знает,
По ком грудь моя вздыхает.
Разрывайся, грудь моя!
Буду суженым не я —
Тот богатый, я из хаты —
Целый мир мои палаты!
Вещун-сердце говорит:
«Жить тебе, детинке, жить
Не с женою молодою —
С чужой-дальней стороною...»
Это стихотворение Алексей Васильевич Кольцов написал 16 ноября 1829 г., и называется оно «Терем». (Учитель показывает сборник его стихов.)
Первая публикация стихотворения Кольцова была осуществлена в 1831 г. Она сопровождалась следующим письмом Николая Станкевича к издателю: «Вот стихотворение самородного поэта Г. Кольцова. Он воронежский мещанин, и ему не более двадцати лет от роду; нигде не учился и, занятый торговыми делами по поручению отца, пишет часто дорогой, ночью, сидя верхом на лошади. Познакомьте читателей "Литературной газеты" с его талантом».
Так А.В. Кольцов вошел в большую литературу. (Главное на уроке - не разговоры о стихах, а их декламация. Отвечающий (по желанию) называет только заглавие произведения и автора, перу которого оно принадлежит. Показывает сборник его стихов, портрет (если есть). В нескольких предложениях говорит об авторе (если узнал что-то интересное из его жизни).
|
Класс слушает выступление одноклассника и дополняет. Работу можно вести по темам:
• у кого из родных поэтов есть стихи о Родине, о Москве... • о природе (такие стихи есть у каждого из отечественных поэтов) и т. п.) — Закончим урок декламацией стихотворения М.Ю. Лермонтова.
Два великана
Вшапке золота литого
Старый русский великан
Поджидал к себе другого
Из далеких чуждых стран.
За горами, за долами
Уж гремел об нем рассказ,
И помериться главами
Захотелось им хоть раз.
И пришел с грозой военной
Трехнедельный удалец
И рукою дерзновенной
Хвать за вражеский венец.
Но улыбкой роковою
Русский витязь отвечал:
Посмотрел — тряхнул главою...
Ахнул дерзкий и упал!
Но упал он в дальнем море
На неведомый гранит,
Там, где буря на просторе
Над пучиною шумит.
В сказочно-аллегорической форме Лермонтов изображает поражение Бонапарта, «трехнедельного удальца», в столкновении с «русским великаном» — Россией.
В последних четырех строках говорится о ссылке Наполеона на остров Св. Елены, где он и умер в 1821 г. (Точно так же заканчивать урок можно чтением стихов любого поэта, который близок и дорог детям и учителю.)
III. Подведение итогов урока
— Что нового вы открыли для себя на уроке?
Домашнее задание
Продолжить знакомство с творчеством родных поэтов, читать о них.
__________________