Характеристика динамико-статичных и статичных социально-психологических явлений в среде осужденных




К динамико-статичным социально-психологическим явлениям относятся групповые мнения и настроения, которые характеризуются подвижностью и устойчивостью.

Групповое мнение осужденных имеет следующие признаки:

1) публичность высказываний, сообщений;

2) их пространственность;

3) подвижность суждений;

4) высказывания по значимым вопросам;

5) сложность и острота формирования единого мнения.

Оно детерминировано социальными факторами: условиями материальной и духовной жизни людей, взаимоотношениями в различных видах жизнедеятельности осужденных (быт, труд, отдых, режим). Групповое мнение регулирует поведение лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы.

Структура групповых мнений в среде осужденных отражает принципы «правильного поведения». Групповые мнения составляют заповеди осужденных: «не делай ничего такого, что может вредить всем, так как от этого страдает каждый», «не кради у ближнего», «не подглядывай за другими», «не доноси на других», «не обращайся к администрации за помощью при разрешении конфликтов» и т.д. Осужденный, о котором распространили ложный слух, согласно правилам должен постоять за себя, доказать, что это не так (избить или даже убить обидчика). Если же он не может этого сделать, то все, что говорится, – правда [11].

Следующая группа мнений регулирует:

а) взаимоотношения тюремных «авторитетов» с администрацией учреждения и правоохранительными органами: не трудись, клевещи на сотрудников органов, исполняющих уголовные наказания;

б) взаимоотношения «авторитетов» с другими категориями осужденных: поддерживай справедливые отношения между осужденными, наблюдай, чтобы каждый подчинялся правилам-заповедям, и сам обеспечивай это.

Все это составляет основу покорности большинства осужденных тюремным «авторитетам», так как осужденные, заслуживающие покровительства со стороны «авторитетов» соблюдением «заповедей», на деле являются той рабочей силой, за счет которой и живет тюремная элита.

Существуют разные формы проявления группового мнения осужденных: 1) осуждение, неодобрение, несогласие, протест; 2) совет, пожелание, одобрение, жалоба.

Необходимо ответить, что групповое мнение может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на личность осужденного. Одни осужденные оценивают поступки других лиц исходя из норм права, морали и нравственности, другие – из норм и правил тюремного закона.

В зависимости от содержания групповое мнение осужденных может быть положительным и направленным на поддержание режима отбывания наказания или отрицательным, которое приводит к нарушениям режима. Последнее выражается в неодобрении деятельности администрации и поддержке норм, правил, обычаев и традиций, вытекающих из тюремной субкультуры, и как бы поощряет осужденных к антиобщественному поведению. Групповое мнение осужденных может формироваться как стихийно, так и преднамеренно. Отрицательное групповое мнение осужденных приводит к неадекватной оценке своего поведения, искажению нравственных ценностей, к одобрению того, что противоречит общечеловеческим нормам и правилам. Оно снимает у осужденных чувство вины за совершенные преступления, побуждает их к нарушениям режима, толкает на самоутверждение противоправным путем, делает из злостных нарушителей режима своеобразных тюремных «авторитетов» [5].

Формирование положительного группового мнения и преодоление нездоровых тенденций в этой сфере могут осуществляться путем разрешения противоречий между мнениями различных групп, прежде всего признания положительного мнения; психологической изоляции носителей отрицательного группового мнения. Групповое мнение часто существенно влияет на психическое состояние человека, его работоспособность.

Важнейшей составной частью психологии сообществ осужденных, помимо группового мнения, являются групповые настроения. Они обладают большой побудительной силой к деятельности. Положительные настроения (общий подъем, энтузиазм, увлеченность) – мощный источник активности и работоспособности, отрицательные (апатия, недовольство, неверие в достижение цели) – снижают результативность деятельности как отдельных осужденных, так и их социальных общностей [12].

Групповые настроения осужденных возникают гораздо легче, чем традиции и обычаи, и проявляются всюду. Групповые настроения отличаются особым динамизмом, который выражается в их способности: переходить из одной формы в другую – от бессознательной до отчетливо осознанной, от скрытой до открытой; быстро перерастать в действие; подвергаться колебаниям и перестраиваться коренным образом в кратчайшее время.

Чтобы успешно управлять групповыми настроениями осужденных, необходимо знать, на основе чего формируются групповые мнения и настроения, следить за колебаниями настроений в коллективе.

Групповые настроения всегда взаимосвязаны с групповыми мнениями и называются умонастроениями. Умонастроения выполняют ряд функций: отражательную, когда действительность выражается одновременно в виде мнений и переживаний; сигнальную; побудительную, когда мнения и настроения по-разному регулируют поведение осужденных [5].

Умонастроения могут иметь положительную и отрицательную (криминальную) направленность. Отрицательные настроения осужденных проявляются в форме недовольства, что может привести к нарушениям режима отбывания наказания, чаще всего групповым. В подобных ситуациях отрицательно настроенная часть осужденных использует недовольство других осужденных в корыстных и асоциальных целях. Знание групповых мнений и настроений, проявляющихся в умонастроениях осужденных, позволяет сделать вывод о состоянии режимно-оперативной обстановки в пенитенциарном учреждении. При формировании положительных умонастроений осужденных персоналу необходимо выяснить их нравственное содержание.

Среди явлений субкультуры немаловажное значение имеет мода, которая позволяет судить о статусе осужденного, указывает на его положение в группе. В одной из колоний для несовершеннолетних «авторитеты» имели двойной каблук на ботинках. Когда администрация потребовала от них носить нормальный каблук, остальные воспитанники стали ходить вообще без каблуков. Последних стали называть «бескаблучниками». Это слово прижилось как кличка и означало самый низкий статус воспитанников колонии. Мода постоянно меняется, и осужденные пытаются показать, что не отстают от нее.

Мода, по мнению А.Н. Сухова, выполняет специфические функции: коммуникативную, компенсаторную, побудительную. Коммуникативная функция проявляется в манере говорить, увлечении жаргоном, блатной музыкой и стихами, нанесении татуировок. Компенсаторная функция есть средство восполнения неудовлетворенных или недостаточно удовлетворенных потребностей личности или группы. Побудительная функция моды подталкивает осужденных на совершение нарушений режима. Мода в среде осужденных тесно связана с их интересами и жизненными целями[3].

Слухи как одна из форм стихийно сложившегося, эмоционально окрашенного общественного мнения нередко выступают в качестве опаснейшего фактора, осложняющего оперативную обстановку в учреждении. Массовые беспорядки среди осужденных могут возникать на почве злонамеренных слухов и быть направлены против сотрудников ИУ. В связи с этим их изучение и умелый учет есть важное условие нормального функционирования колонии.

Причина возникновения слухов – недостаток либо полное отсутствие информации по интересующим осужденных событиям и фактам. При этом чем сильнее потребность в каких-либо сведениях и чем меньшей официальной информацией располагают люди, тем больше вероятность возникновения слухов.

Причины, способствующие распространению слухов, могут быть различными: компенсация эмоциональной недостаточности, склонность к утверждению о надежности источника слухов, стремление личности утвердиться в группе, разделить свое волнение с собеседником, желание предупредить других о грозящей опасности.

Степень искажения информации и скорость распространения слухов зависят от потребности и заинтересованности людей в данной информации, от содержания и особенностей самих слухов, а также от характера социальной среды, в которой они циркулируют (культурный и нравственный уровень людей, их моральное состояние, степень организованности и сплоченности, уровень внушаемости, склонность к сенсациям).

К статичным социально-психологическим явлениям в среде осужденных относятся традиции. Их незыблемость обеспечивается силой общественного мнения. С одной стороны, традиции есть продукт социального взаимодействия людей, с другой – фактор, регулирующий их поведение и внутриколлективные отношения [4].

Традиции выступают для любой общности людей тем социально-психологическим механизмом, который скрепляет ее в единое целое. Они могут быть как положительными, так и отрицательными. Человек усваивает привычки и обыденные представления об общественном бытии, характерные для его социального окружения, так же естественно и незаметно для самого себя, как ребенок усваивает родной язык. Статичным социально-психологическим явлением в среде осужденных считаются обычаи.

Традиции и обычаи, закрепленные в групповом мнении, используются в качестве основных форм контроля за поведением членов малых отрицательных групп. Они насаждаются «сверху» более организованными и сильными в психологическом отношении осужденными («элитой»). Тюремные традиции и обычаи существовали еще в царских острогах, тюремных замках и тюрьмах

Традиции и обычаи могут касаться поведения как всех членов асоциальной группы, так и отдельных стратификационных групп осужденных («вор в законе»). Осужденных, нарушивших требования внутригрупповых норм, переводят в низшие касты, избивают, подвергают насилию. Давление норм «другой жизни» бывает настолько сильным, что способно вызвать специфические для исправительного учреждения формы отклоняющегося поведения (членовредительство, побег и др.) [2].

Традиции и обычаи регулируют поведение осужденных и стабилизируют внутригрупповые отношения. Традиции сопровождаются определенными ритуалами, которые придают им психологическую заразительность и эмоциональную привлекательность.

Основная сущность тюремных традиций и обычаев заключается в уклонении от участия в труде и общественной работе; ведении праздного образа жизни; увлечении азартными играми; употреблении спиртного, наркотиков; противодействии администрации исправительного учреждения в ее работе по разложению преступных группировок и ресоциализации правонарушителей.

Формирование в отрядах, бригадах осужденных социально-положительных традиций и обычаев связано с преодолением традиций уголовной среды.

Особое внимание надо уделять лицам, осужденным к длительным срокам лишения свободы и ставшим активистами, которые обычно являются носителями и продолжателями положительных традиций. В соответствии с обычаями и традициями осужденного «принимают» в группу лиц, поддерживающих положительный образ жизни.

Таким образом, обычаи и традиции не только сближают, но и противопоставляют осужденных друг другу. Осознание группой осужденных, ведущих отрицательный образ жизни, себя как «мы» неизбежно связано с осознанием других групп осужденных (например, активистов, сотрудников) как «они». В связи с этим зарождается скрытый конфликт, на фоне которого разворачивается общение между ними. Отрицательные обычаи и традиции обусловливают стихийное размежевание осужденных на категории и группы, представители которых отличаются по положению, объему неформальной власти, характеру обязанностей, выполняемым ролям, материально-бытовым льготам. Это создает благоприятные условия для нарушений режима отбывания наказания в исправительном учреждении.


 

ВЫВОДЫ

Психика человека кардинально начинает меняться, когда его изолируют от социума. Такая изоляция способствует специфическому протеканию психических процессов. Процессы познания также значительно изменяются. Человек на долгое время утрачивает культуру, и его психика начинает проявляться в особом, «субкультурном» виде. Пенитенциарный социум оказывает значительную роль в развитии криминальных установок. Чем дольше пребывание в местах лишения свободы и, главное, продолжительнее само преступное поведение, тем меньше возможностей добиться исправления осужденных, которые целиком и полностью имеют вредные привычками и навыки, деморализуются, теряют способность к общественно полезным контактам.

Из этого следует, что причиной преступного поведения является сложное взаимодействие внешних, объективных условий и внутренних, субъективных факторов, т. е. среды и личности.

Нахождение с сокамерниками не проходит бесследно для психики человека. Лишение человека культурных и социальных норм приводит к серьезным изменениям в психике. Познавательные, эмоциональные и коммуникативные свойства психики изменяются и приобретают специфические, в большинстве своем, черты.

Социально-психологические явления – это явления, которые возникают в результате взаимодействия, отражают в различных формах действительность, выражают отношение к ней, побуждают к действию, регулируют поведение и т.д.

Социально-психологические явления в среде осужденных отличает то, что они возникают в условиях изоляции, в общностях лиц с искаженными ценностями, в связи с чем они нередко носят негативный характер. Негативные явления имеют следующие признаки: скрытый, асоциальный характер; наличие лиц и категорий, которые выступают их носителями; противодействие официально установленным правилам, требованиям и законам; наличие определенных атрибутов, символов, условностей, обязательных для выполнения всеми их носителями.

Итак, причины сохранения воровских традиций и обычаев обусловлены не только образом жизни "привычных преступников", мировоззрением, активным противостоянием обществу, но и желанием сохранить, защитить их от общества, которое сильнее.

Социальная среда (микросреда), окружающая осужденного в местах лишения свободы, диктует жестокие правила и нормы поведения, традиции и обычаи во всех сферах тюремной жизни, формирует соответствующие групповые мнения и настроения, слухи и тюремную моду.

Таким образом, тюремный закон находит отражение в системе специфических социально-психологических явлений, групповых обычаях и традициях, групповых мнениях и настроениях осужденных, в подражании и заражении, а также санкциях в неофициальной системе. Своеобразное "правовое" регулирование через осужденных и материальное регулирование через «фонд взаимопомощи в среде преступного сообщества» вызывают дальнейшую криминализацию личности, усвоение норм преступного сообщества и имеют тенденцию к распространению в условиях свободы.


 

ЛИТЕРАТУРА

1. Анастасов Е.В., Николаев В.А. Не допускать возрождения пресловутых "традиций" / ИТУ. Вып. 2.1982.С. 34-38..

2. Дановский С.Л. Роль социальных ценностей в групповых характеристиках общности осужденных в ИТУ // Социальные проблемы исправления и перевоспитания осужденных. М, 1984.С. 76-84..

3 Сухов А.Н. Социально-психологические явления в среде осужденных: Учебное пособие - Рязань: РВШ МВД СССР, 1987.С. 5-12..

4 См.: Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Пенитенциарная психология: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. - Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003.С. 322-325..

5. Глоточкин А.Д., Пирожков Б.Ф. Психологические основы режима, Лекция, -М. 1968

6. Васильев В.Л. Юридическая психология. - Питер, 2009

7. Платонов К.К., Глоточкин А.Д., Игошев К.Е. Исправительно-трудовая психология Рязань, РВШ МВД ССР, 1985

8. Водолазский Б.Ф., Вакутин Ю.А. Преступные группировки, их традиции, обычаи, «законы» (прошлое и настоящее). – Омск, 1979.


9. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. – М., 2000.

10. Пирожков В.Ф. Социально-психологический анализ асоциальной субкультуры осужденных и воздействие на нее. – Саратов, 1991.

11. Шиханцов Г.Г., Юридическая психология М., ЗЕРЦАЛО, 1998

12. Олейник А.Н. Тюремная субкультура. – М., 2001.

 

 

1. Васильев В.Л. Юридическая психология. - Питер, 2009
2. Глоточкин А.Д., Пирожков Б.Ф. Психологические основы режима, Лекция, -М. 1968
3. Платонов К.К., Глоточкин А.Д., Игошев К.Е. Исправительно-трудовая психология Рязань, РВШ МВД ССР, 1985
4. Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Основы пенитенциарной психологии. Рязань, 2001
5. Шиханцов Г.Г., Юридическая психология М., ЗЕРЦАЛО, 1998

2. См.: Анастасов Е.В., Николаев В.А. Не допускать возрождения пресловутых "традиций" / ИТУ. Вып. 2.1982.С. 34-38..

3. ] См.: Дановский С.Л. Роль социальных ценностей в групповых характеристиках общности осужденных в ИТУ // Социальные проблемы исправления и перевоспитания осужденных. М, 1984.С. 76-84..

4. ] См.: Сухов А.Н. Социально-психологические явления в среде осужденных: Учебное пособие - Рязань: РВШ МВД СССР, 1987.С. 5-12..

5. ] См.: Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Пенитенциарная психология: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. - Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003.С. 322-325..

6. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. – М., 2000.

7. Пирожков В.Ф. Социально-психологический анализ асоциальной субкультуры осужденных и воздействие на нее. – Саратов, 1991.

8. Сухов А.Н. Социально-психологические явления в среде осужденных. – Рязань, 1987. С. 5-56.

9.

 

Абрамкин В., Чеснокова В. Тюремный закон. – М., 1993.

Анастасов Е.В., Николаев А.А. Не допускать возрождения преступных традиций//Исправительно-трудовые учреждения. 1982. № 19.

Водолазский Б.Ф., Вакутин Ю.А. Преступные группировки, их традиции, обычаи, «законы» (прошлое и настоящее). – Омск, 1979.

Гернет М.Н. В тюрьме. Очерки тюремной психологии. – М., 1925. С. 5-16.

Исправительно-трудовая психология. – Рязань, 1985. С. 217.

Крестовский В.В. Петербургские трущобы. – СПб., 1893.

Олейник А.Н. Тюремная субкультура. – М., 2001.

Пирожков В.Ф. Криминальная психология. – М., 2000.

Пирожков В.Ф. Социально-психологический анализ асоциальной субкультуры осужденных и воздействие на нее. – Саратов, 1991.

Поздняков В.М. Психология в пенитенциарной практике зарубежных стран в XX столетии. – М., 2000.

Сухов А.Н. Социально-психологические явления в среде осужденных. – Рязань, 1987. С. 5-56.

Щерба С.П., Курганов С.И., Перцова Л.В. Социально-негативные явления в ВТК и борьба с ними. – М., 1985.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: