Картотека дидактических игр по математике в старшей группе




Картотека дидактических игр по ФЭМП в старшей группе

 

Воспитатель: Роенко И.Ф.

 


Картотека дидактических игр по математике в старшей группе

№1 «Робот» Дидактические задачи: закреплять умение ориентироваться в пространстве, четко формулировать задания. Ход игры. Число участников - не меньше 6-8 человек. Робот - двигается только по команде и только тогда, когда задание четко сформулировано. Если Робот понял команду, он должен сказать: "Задание понял, выполняю". Когда выполнил, должен не забыть сказать: "Задание выполнил". Если задание сформулировано не четко, Робот должен сказать: "Уточните задание, я задание не понял". Дети должны к Роботу обращаться вежливо и четко, по очереди формулировать различной сложности задания. Педагог следит за ходом игры. На роль Робота ребенок либо назначается, либо вызывается по желанию. Когда Робот выбран, он отходит в сторону или выходит за дверь. Педагог вместе с детьми определяет путь Робота (направление движения и количество шагов, например, не менее 2 и не более 5), темы вопросов. Затем дети прячут какой-либо предмет: игрушку, книги и т.д. Руководя Роботом, дети должны привести Робота к месту, где спрятан предмет. Входит Робот, встает у двери. Ребенок Дорогой Робот, улыбнись и сделай, пожалуйста, 3 шага вперед.     №2 «Волшебные ниточки» Дидактические задачи: закрепить знания об образе цифр, упражнять в их различении; развивать мелкую моторику рук.   Оборудование: лист бархатной бумаги 15x20 см, шер­стяная нитка длиной 25—30 см.   Ход игры. 1-й вариант. Дети сидят за столами. Педагог показы­вает число предметов одним из способов: на счетной ли­нейке, фланелеграфе, наборном полотне, с помощью кар­тинок или игрушек. Дети выкладывают с помощью нит­ки цифру, соответствующую числу. Можно загадывать загадки про цифры. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. 2-й вариант. Дети поднимают нитку за один конец над листом и произносят хором волшебные слова: «Нитка, нитка, покружись, в цифру... превратись!» Нужную циф­ру называет педагог или кто-нибудь из детей.     Робот Задание понял, выполняю (улыбается, делает 3 шага вперед). Задание выполнил.   Ребенок Уважаемый Робот, пожалуйста, прыгни на одной ножке. Робот Задание не понял, задание не понял... Педагог Уточните Ваше задание. Робот может "перегореть". Ребенок Извини, Робот, будь любезен, прыгни на правой ножке 4 раза вперед. Робот Задание понял, выполняю. Далее Роботу могут быть даны разнообразные задания, которые придумают дети. Например: - Сделай столько шагов вперед, сколько раз я хлопну. - Сделай на носочках 4 шага, поверни налево и отгадай загадку. - Закрой глаза, сделай 2 шага вперед Все дети по очереди дают задание Роботу. Игра заканчивается тогда, когда Робот доходит до назначенного места и находит спрятанный предмет.     №3 «Бегите к цифре» Дидактические задачи: упражнять в запоминании и различении цифр, уме­нии ориентироваться в пространстве; развивать слуховое и зрительное внимание.   Оборудование: карточки с изображением цифр, раз­вешанные в разных местах комнаты.   Ход игры.   Игра малой подвижности. Педагог (водящий) называ­ет одну из цифр, дети находят в помещении карточку с ее изображением и бегут к ней. Если какой-то ребенок ошибается, он выбывает из игры на некоторое время. Игра проводится до тех пор, пока не выявится победитель. Можно усложнить задание, предложив детям, встав около цифры, прохлопать в ладоши (или протопать, или присесть) число, которое она обозначает.  

 

№4 «Фотосалон» Дидактические задачи: закреплять образы цифр, понимать их соответствие числу предметов; развивать память и внимание. Оборудование: карточки с изображением цифр; раз­даточный материал: набор фишек (пуговиц или мелких игрушек), карточка размером 10x15 или 15x20 см, фишки. Ход игры. Педагог предлагает детям стать фотографами, т.е. на своей карточке-фотопластинке изображать фишками или мелкими игрушками цифры, которые «придут» в «фото­салон». За быструю и правильную фотографию можно заработать монетки (фишки). В конце игры подводятся итоги: награждают того, кто набрал больше всех фишек, или выявляют «лучшего фо­тографа города».     №6 «Найди себе место» Дидактические задачи: упражнять в умении различать цифры, определять их соответствие числу. Оборудование: 2—5 обручей, в каждом из которых карточка с цифрой; общая сумма цифр должна равнять­ся количеству детей в группе. Ход игры. Игра требует большого пространства, лучше проводить ее на ковре. Дети свободно двигаются по комнате, по сиг­налу каждый из них занимает место в одном из обручей. Количество детей в обруче должно соответствовать циф­ре внутри него. Педагог проверяет правильность размещения детей. Если есть дети, которые не нашли себе места, нужно прогово­рить с ними варианты размещения внутри обручей. После этого игра продолжается: дети свободно двигаются по ком­нате, а педагог меняет расположение цифр в обручах. Усложнить игру можно, если количество детей боль­ше, чем сумма всех цифр в обручах.     №8 «Сколько?» Дидактические задачи: упражнять в счете, нахождении соответствую­щей цифры. Оборудование: фланелеграф; наборное полотно с кар­тинками или счетная лесенка с игрушками; раздаточный материал — набор цифр, фишки. Ход игры. Педагог показывает какое-либо число одним из спосо­бов: на фланелеграфе, наборном полотне или счетной ле­сенке. Дети пересчитывают картинки или игрушки, пока­зывают цифру, соответствующую количеству картинок. Пе­дагог проверяет правильность ответов у каждого ребенка. Если ребенок ошибается, то получает штрафную фишку. В конце игры подводится итог: можно похвалить са­мых внимательных и умных детей, поаплодировать им.     №5 «Придите ко мне» Дидактические задачи: закреплять умение различать цифры, устанав­ливать их соответствие числу. Оборудование: карточки с цифрами. Ход игры. Дети сидят на ковре в удобной позе. Перед ними стоит водящий (педагог) со знакомыми детям цифрами в ру­ках; показывает играющим одну из цифр, одновременно закрывает глаза и через несколько секунд говорит: «Стоп!» За это время к нему должно выбежать соответствующее цифре количество детей. После сигнала водящий откры­вает глаза и вместе с играющими подводит итог, правильно ли выбежали дети, соответствует ли их число под­нятой цифре.   Примечание: после слова «Стоп!» играющим нельзя двигаться.   №7 «Найди портрет числа» Дидактические задачи: закрепить умение считать предметы и устанав­ливать, соответствие их количества определенной цифре. Оборудование: фланелеграф; наборное полотно с кар­тинками или счетная лесенка с игрушками; карточки с цифрами. Ход игры. Педагог размещает определенное число предметов или картинок на демонстрационном материале. Один из иг­роков берет со стола соответствующую цифру, показыва­ет ее остальным детям и спрашивает их: «Похоже?» Зри­тели оценивают правильность ответа; отвечающий за правильный выбор получает в награду фишку или апло­дисменты зрителей. Для усложнения можно попросить ребенка доказать правильность своего ответа. После этого игра продолжа­ется.     №9 «Кривые зеркала» Дидактические задачи: закреплять умение считать, ориентироваться в циф­рах, учить находить предыдущее и последующее число. Оборудование: демонстрационные карточки с цифра­ми и счетные линейки для каждого ребенка (вместо ли­неек можно использовать карточки произвольного раз­мера и мелкие игрушки, геометрические фигуры или пу­говицы). Ход игры. Педагог показывает цифру, а дети выкладывают на карточке или показывают на счетной линейке число на единицу больше или меньше данного. Например, педагог показал цифру 8, правильный ответ будет 7 или 9. Верно ответившие дети, получают фишки, в конце игры подводится итог и награждаются победители. Для усложнения можно заранее обговорить, какое чис­ло нужно показывать детям — меньшее или большее.  

 

 

№10 «Живые цифры» Дидактические задачи: упражнять в нахождении места цифр в числовом ряду, последующего и предыдущего числа; закреплять умение уменьшать и увеличивать число на несколько единиц. Оборудование: карточки с цифрами или эмблемы цифр. Ход игры. Каждый ребенок надевает на себя эмблему с цифрой, т.е. превращается в соответствующее ей число. Если де­тей много, можно выбрать судей, которые будут оцени­вать правильность выполнения заданий. Варианты заданий: · педагог предлагает детям-«цифрам» разместиться в возрастающем (или убывающем) порядке; · показывает число одним из способов (на карточках фланелеграфа, с помощью игрушек, и т.д.) — к судьям выходит ребенок с соответствующей цифрой; · показывает число, а выходит ребенок с цифрой на одну единицу больше или меньше; · показывает число, а выходят дети с цифрами-«сосе­дями»; · предлагает каждому числу увеличиться на одну еди­ницу и рассказать, каким числом он станет, какой циф­рой обозначится (варианты — увеличиться на 2, 3, умень­шиться на 1, 2, 3); №12 «Лифт» Дидактические задачи: закреплять прямой и обратный счет до 7, закрепление основных цветов радуги, закреплять понятия «вверх», «вниз», запоминать порядковые числительные (первый, второй…) Ход игры. Ребенку предлагается помочь жителям поднять или опустить их на лифте, на нужный этаж, считать этажи, узнать, сколько живет жильцов на этаже.     №14 «Отгадай» Дидактические задачи: закреплять умение различать круг, квадрат и треугольник.   Оборудование: мяч; круги, квадраты, треугольники разных цветов.   Ход игры. Дети становятся в круг, в центре которого находится воспитатель с мячом. Он говорит, что сейчас все будут придумывать, на что похож тот предмет, который будет показан. Вначале воспитатель показывает желтый круг и кладет его в центр. Затем предлагает подумать и сказать, на что этот круг похож. Отвечает тот ребенок, которому воспитатель покатит мяч. Ребенок, поймавший мяч, говорит, на что похож круг. Например, на блин, на солнце, на тарелку… Далее педагог показывает большой красный круг. Дети фантазируют: яблоко, помидор… В игре принимают участие все. Для того чтобы детям был более понятен смысл игры «Отгадай», покажите им иллюстрации. Так, красный круг – помидор, желтый круг – мяч.   №16 «Найди такую же фигуру» Дидактические задачи: закреплять умение детей различать круг, квадрат и треугольник, прямоугольник, овал.   Оборудование: набор геометрических фигур   Ход игры. Перед детьми на столе геометрические фигуры – круг, квадрат и треугольник, овал, прямоугольник. Воспитатель показывает желтый круг. Ребята должны выбрать и показать точно такой же круг, а затем объяснить, почему именно его они показали. Затем воспитатель просит кого-нибудь из детей показать любую другую фигуру, остальные также должны найти и показать точно такую же. Тот ребенок, который показывал, проверяет вместе с воспитателем, правильно ли выбрали фигуры его друзья. Всегда следует уточнить, какую фигуру показал ребенок, какую и какого цвета показали остальные дети.   №11 «Телефон» Дидактические задачи: закрепить знание порядка цифр, умение нахо­дить соседние цифры. Ход игры. Из картона изготавливается корпус телефонного ап­парата с дырочками для цифр и трубка. Вырезаются из картона кружочки с цифрами соответствующего размера. Дети выполняют следующие задания: · выкладывают полный цифровой ряд (от 0 до 9); · выбирают и выкладывают цифры специальных те­лефонных номеров (02, 03 и т.д.); · выкладывают цифры своего домашнего телефонно­го номера.     №13 «Найди свой домик» Дидактические задачи: закреплять умение различать и называть круг и квадрат.   Оборудование: круг, квадрат, 2 обруча, круги и квадраты по количеству детей, бубен.   Ход игры. Воспитатель кладет на пол два обруча на большом расстоянии друг от друга. Внутри первого обруча он помещает вырезанный из картона квадрат, внутри второго – круг. Детей надо разделить на две группы: у одних в руках квадрат, а у других – круг. Затем воспитатель объясняет правила игры, которые заключаются в том, что ребята бегают по комнате, а когда он ударит в бубен, должны найти свои домики. Те, у кого круг, бегут к обручу, где лежит круг, а те, у кого квадрат, - к обручу с квадратом. Когда дети разбегутся по местам, воспитатель проверяет, какие фигуры у детей, правильно ли они выбрали домик, уточняет, как называются фигуры и сколько их. При повторном проведении игры надо поменять местами фигуры, лежащие внутри обручей.   №15 «Поезд» Дидактические задачи: закреплять умение составлять группы отдельных предметов, пользоваться словами – много, мало, один, закреплять порядковый счет, умение соотносить количество предметов с цифрой Оборудовани е: игрушки по темам «Зоопарк», «Посуда», «Игрушки», свисток. Ход игры. В разных местах комнаты расставлены игрушки по темам: «Зоопарк», «Дом посуды», «Магазин игрушек». Дети, встав друг за другом, образуют «паровоз и вагоны». Сколько паровозов? Сколько вагонов? «Поезд» готов к отправлению. Раздается сигнал (свисток), и «состав» начинает движение. Подъехав к «Зоопарку», «состав» останавливается. Воспитатель спрашивает: - Какие звери живут в зоопарке? Сколько их? Дети должны не только назвать зверей, но и уточнить их количество. Например, один медведь, один лев, много обезьян, много зверей. «Поезд» вновь отправляется в путь. Следующая остановка «Дом посуды». Ребята должны рассказать, какая посуда продается, сколько предметов посуды. Например, много тарелок, много чашек, одна кастрюля, одна ваза, много ложек, один чайник. Третья остановка «Магазин игрушек». Воспитатель предлагает детям отгадать загадку: Серый байковый зверюшка, длинноушка. Ну-ка, кто он, угадай И морковку ему дай! (Зайка) После ее отгадывания игра продолжается. №17 «Догадайся, что я вижу» Дидактические задачи: закреплять умение различать круг, квадрат и треугольник, прямоугольник, овал.   Ход игры.   Воспитатель выбирает глазами предмет круглой формы, находящийся в комнате, и говорит детям, которые сидят по кругу: - Отгадайте, что я вижу: оно – круглое. Ребенок, который отгадывает первым, становится ведущим вместе с педагогом. Затем предложите детям отгадать, что вы видите: оно – квадратное. Затем предложите детям отгадать, что вы видите: оно – треугольное.    
№18 «Чудесный мешочек» Дидактические задачи: закреплять умение различать и называть круг, квадрат и треугольник.   Оборудование: квадрат большой и маленький, «чудесный мешочек» с набором геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники разной величины), мяч.   Ход игры. Первый вариант. Воспитатель кладет на стол одну из фи­гур и предлагает кому-то из детей, не подглядывая, найти та­кую же в мешочке. Достав фигуру, ребенок называет ее. Второй вариант. Воспитатель называет какую-нибудь гео­метрическую фигуру (например, треугольник). Вызванный ре­бенок должен на ощупь найти его в мешочке, достать и на­звать. Затем фигуру убирают обратно. После этого дети поочередно достают из мешочка круги и квадраты и называют их. Третий вариант. Педагог предлагает одному ребенку до­стать из мешочка большой треугольник, а другому — малень­кий. После того как дети выполнят задание, необходимо уточ­нить, какую фигуру достал каждый ребенок, какого она цвета и какой величины.   №20 «Игра с палочками» Дидактические задачи: тренировать детей различать правую и левую руки.   Оборудование: счетные палочки в коробке (по 12 шт).   Ход игры. Воспитатель предлагает ребятам поиграть с палочками. По сигналу они правой рукой выкладывают по одной палочке из коробки, затем, также по одной палочке, убирают обратно. При этом коробка должна стоять перпендикулярно ребенку. Одной рукой он должен держать ее, а другой откладывать палочки. Выигрывает тот, кто быстрее всех выполнит задание. Во время игры педагог уточняет, какой рукой работал ребенок, сколько палочек на столе и сколько палочек в его руке. Это же упражнение можно сделать и левой рукой.     №22 «Куда спряталась мышка» Дидактические задачи: закреплять умение находить предмет в пространстве, определяя его местонахождение словами: вверху, внизу, на, слева, справа.   Оборудование: мышка – игрушка.   Ход игры.   Воспитатель начинает игру с загадки: Под полом таится, Кошки боится. Кто это? (Мышка) «К нам в гости прибежала мышка, она хочет с вами поиграть. Закройте глазки, а мышка в это время от вас спрячется». Ставит ее под стол, на шкаф… Дети, открыв глаза, ищут мышку. Найдя ее, ребята говорят, где она находится. Используя слова: наверху, внизу, на, слева, справа.     №24 «Куда пойдешь» Дидактические задачи: упражнять в умении двигаться в заданном направлении и определении местонахождения предмета при помощи слов: впереди, слева, справа, сзади.   Оборудование: игрушки.   Ход игры. В комнате спрятаны игрушки. Воспитатель дает задание детям: «Иди вперед. Остановись. Направо пойдешь – машинку найдешь, налево пойдешь – зайчика найдешь. Куда пойдешь?» Ребенок показывает и называет направление. Идет в этом направлении и берет игрушку.   №26 Упражнение «Мы шагаем» Дидактические задачи: закрепить понятие – длинный, короткий.   Ход игры. Дети ходят по комнате. При команде «Короткий!» они де­лают короткие шаги, а при команде «Длинный!» — очень длинные шаги. После игры воспитатель предлагает детям попеременно произносить слова «длинный — короткий». В игру могут вноситься дополнения. Например, дети, ко­торые физически более развиты, делают длинные (или ко­роткие) шаги на цыпочках.   №28 Упражнение «Ручеек» Дидактические задачи: закреплять умение сравнивать предметы по ширине. Оборудование: 2 веревки, мел. Ход игры. На полу – две длинные параллельные веревки. Расстояние между веревками – 40см. Воспитатель предлагает детям представить, что это ручеек. Ребята должны перепрыгнуть через него, не замочив ног. Кто оступится, попадет в воду, тот больше прыгать не смо­жет, сядет на травку (на ковер) и будет сушить ножки на сол­нышке. Дети подходят к ручейку и перепрыгивают через него. Когда все ребята перепрыгнут, воспитатель продолжает: «Очень редко ручеек бывает такой ровный. На самом деле он изгибается — в одном месте становится шире (раздвига­ет веревки), а в другом — уже (немного сдвигает их). Вот ка­ким стал ручеек. Там, где узко, перескочить легко, а где ши­роко — трудно. А в этом месте ручеек стал мелкий, на дне видны камешки». Воспитатель рисует их мелом на полу и показывает, как по ним перебраться. Дети перебираются по камешкам. «А теперь попробуем перебраться здесь, — воспитатель ука­зывает на широкое место в ручье. — Ручей глубокий, при­дется построить мост». Он ставит скамейку поперек ручья. Все дети по скамейке переходят ручей. Заканчивая игру, воспитатель просит ребят рассказать, как они переходили через ручей в широком (или узком) месте. Если ребенок нашел оригинальное решение, обязательно поощрите его, расскажите об этом другим детям. №30 Упражнение «Зеркало» Дидактические задачи: закреплять умение сравнивать предметы по ширине.   Ход игры. Дети образуют круг. Воспитатель предлагает им повторять движения за ним. Раздвигая руки в стороны, говорит: «ши­ре—шире—шире—широко». И вместе с детьми широко разводит руки в стороны. По­том начинают сравнивать: у кого шире, у кого уже. При этом говорят: «уже—уже—уже—узко».   №32 «Назови пропущенное слово» Дидактические задачи: закреплять умение называть временные отрезки: утро, вечер, день, ночь.   Оборудование: мяч.   Ход игры. Дети образуют полукруг. Воспитатель катит кому-нибудь из детей мяч. Начинает предложение, пропуская названия частей суток: - Мы завтракаем утром, а обедаем... Дети называют пропущенное слово. - Утром ты приходишь в детский сад, а уходишь домой …. -Днем ты обедаешь, а ужинаешь…     №34 «Домики» Дидактические задачи: закрепление знания состава чисел от 2 до 5.   Оборудование: домики, плоскостные человечки.   Ход игры.   Детям дается задание - «заселить дом». Но необходимо соблюдать важное правило – на каждом этаже живет такое количество жильцов, которое соответствует указанному номеру на крыше дома. Левая сторона заполнена нарисованными человечками, правая пустая. Дети сами определяют количество жильцов справа и заселяют их.     №36 «Кто больше увидит?» Дидактические задачи: закреплять знание геометрических фигур, развивать наблюдательность.   Ход игры. На доске произвольно расположены геометрические фигуры. Нужно их запомнить, потом назвать.     №37 «Найди такую - же» Дидактические задачи: закреплять знание геометрических фигур, развивать наблюдательность.   Оборудование: геометрические фигуры разного цвета и размера.   Ход игры. У детей – карточки с изображениями геометрических фигур. Педагог показывает свою (или перечисляет фигуры). Дети находят такую же карточку у себя.     №19 «Веселая гусеница» Дидактические задачи: упражнять в нахождении места цифр в числовом ряду, последующего и предыдущего числа. Ход игры. Из картона изготавливается карточка на ней изображение гусеницы. На теле гусеницы расположены цифры, некоторые цифры отсутствуют. Вырезаются из картона кружочки с цифрами соответствующего размера. Гусеницы очень любят веселиться. Они играли и потеряли цифры. Помогите гусеницам. Дети выбирают и выкладывают пропущенные цифры.   №21 «Бабочки и цветы» Дидактические задача: развивать умение сравнивать одну группу предметов с другой, определять равенство (неравенство) групп по количеству входящих в них предметов. Оборудование: вырезанные из картона цветы.   Ход игры. На полу на небольшом расстоянии друг от друга, один ряд под другим, лежат цветы. Их столько же, сколько детей играет. Воспитатель предлагает всем детям вообразить себя ба­бочками. Пусть несколько детей скажут о том, что они «бабочки». — Сколько бабочек? Много. Полетели «бабочки». Дети, размахивая руками- «крылышками», «летают» по комнате. По сигналу: «Бабочки садятся на цветочки!» — каждый ребенок должен встать около цве­точка, лежащего на полу. Педагог уточняет: на этом цветочке — бабочка, на этом цветочке — бабочка, на этом цветочке — бабочка. — Чего больше, а чего меньше: цветочков или бабочек? — Поровну, сколько цветочков, столько и бабочек. Отдохнули «бабочки» и снова полетели. Игра повторяется 2—3 раза. Во время игры надо положить еще 1—2 цветка, чтобы получилось не поровну. А потом спро­сить у детей, чего больше: цветочков или бабочек.   №23 «Три шага» Дидактические задачи: ориентировка в пространстве, умение слушать и выполнять инструкции.   Ход игры.   Игроки разбиваются на две равные команды, встают друг за другом. Задача каждой команды – полным составом, ровно, строго следуя правилам, как можно быстрее достичь финиша: произносят хором правила: три шага влево, три шага вправо, шаг вперед, один назад и четыре прямо.     №25 «Угадай, что загадали» Дидактические задачи: упражнять в умении двигаться в заданном направлении и определении местонахождения предмета при помощи слов: впереди, слева, справа, сзади.   Оборудование: игрушки.   Ход игры. Первый вариант. Игрушки необходимо расположить вокруг (впереди, слева, справа, сзади) вызванного ребенка. Воспитатель говорит, что он загадал одну из них и надо отгадать — какую. Для этого педагог предлагает определение: «Она перед тобой (за тобой, сбоку от тебя)». Ребенок называет игрушку, находящуюся в указанном на­правлении. При повторном проведении игры надо поменять местами игрушки или заменить их другими. Второй вариант. Расположить игрушки вокруг воспитате­ля. Загадывать игрушку будет ребенок. Если дети не испытывают трудностей, следует попробовать дополнительные понятия: слева, справа.     №27 Упражнение «Что длиннее» Дидактические задачи: сравнение предметов по длине.   Оборудование: мяч.   Ход игры. Дети образуют круг. Воспитатель стоит в центре, он катит мяч кому-нибудь из детей и говорит: — Сапоги длинные, а ботинки… Ребенок, у которого мяч, отвечает: — Короткие. Катит мяч воспитателю. — У футболки рукава короткие, а у рубашки… (длин­ные). — Гольфы длинные, а носки… (короткие). — Шорты короткие, а брюки… (длинные). — Платье длинное, а юбка… (короткая). — Пальто длинное, а куртка… (короткая).     №29 Упражнение «Пройди по мостику» Дидактические задачи: закреплять умение сравнивать предметы по ширине.   Оборудование: широкая и узкая доски.   Ход игры. Первый вариант. Воспитатель предлагает мальчикам прой­ти по узкому мосточку, а девочкам — по широкому. Второй вариант. Девочки идут по узкому мосточку, а маль­чики — по широкому. Третий вариант. Воспитатель предлагает детям пройти по мосточку по их выбору, но каждый ребенок должен сказать: «Пройду по узкому (или широкому) мосточку». Воспитатель проверяет правильность выполнения дейст­вий.     №31 «Два бассейна» Дидактические задачи: закреплять умение сравнивать предметы по ширине.   Оборудование: веревки, «билеты» (узкие и широкие).   Ход игры. На полу из строительного материала (или при помощи веревок) построены два бассейна: широкий и узкий, с выходами с одной стороны. Рядом с бассейнами — касса. Дети по оче­реди «покупают» в кассе билеты. Одни билеты — узкие, дру­гие — широкие. По сигналу воспитателя они заходят с уз­кими билетами — в узкий бассейн, с широкими — в широкий. Ребята имитируют движения пловцов. Затем по сигналу они выходят из бассейна и опускают билеты в коробки (с соот­ветствующей меткой узкого или широкого бассейна). Воспитатель должен обращать внимание на то, чтобы дети входили в бассейн только по билетам и по сигналу. «Плавая», ребята не должны наталкиваться друг на друга, надо старать­ся быть вежливыми, уступать место своим друзьям.   №33 «Рыбак и рыбки» Дидактические задачи: сравнение двух групп предметов, закрепление образа цифр.   Оборудование: удочка, медальки с цифрами, цифры.   Ход игры. Стулья стоят по кругу, их столько же, сколько детей. Сту­лья — это «камешки» на дне реки, за которыми будут пря­таться «рыбки», ребенку даются медальки с цифрами до 10. Один ребенок — «рыбак». Он приходит на берег с удочкой. «Рыбки» свободно плавают. По сигналу: «Идет рыбак!» — «рыбки» уплывают и прячутся за «камешки». Ребенок должен найти свой дом. Воспитатель говорит: «За этим камешком спряталась рыб­ка, и за этим камешком спряталась рыбка... Чего больше, че­го меньше: рыбок или камешков?» После ответов детей игра повторяется. Меняется количество «камешков».     №35 «Какой игрушки не стало?» Дидактические задачи: закрепить умение ориентироваться в пространстве, счет до 5 (10).   Ход игры. Дети закрывают глаза, ведущий убирает игрушку. Дети открывают глаза и определяют, какой игрушки не стало. Например, не стало мяча, он был третьим справа или вторым слева. Кто первым назовет. Детям показывают картинку, на которой в ряд изображены разнородные предметы. Договариваются, откуда ведут счет. Ведущий ударяет в молоточек, дети подсчитывают удары и находят игрушку.   №38 Упражнение «Посмотри вокруг» Дидактические задачи: закреплять знание геометрических фигур, развивать наблюдательность, учит находить предметы определенной формы.   Ход игры. Водящий описывает предмет. Детям предлагается посмотреть вокруг себя и отгадать, что задумал водящий.   №39 «Геометрическая мозаика» Дидактические задачи: закрепления знаний детьми о геометрических фигурах, развивает воображение, учит анализировать способ расположения частей, составлять фигуру, ориентироваться на образец.   Ход игры. Ребенку предлагается составить фигуру.  

 

№40 «Что изменилось?» Дидактические задачи: закреплять умение ориентироваться в пространстве.   Ход игры. Дети запоминают, как расположены несколько предметов по отношению друг к другу на столе. Ведущий меняет один-два предмета. Дети открыв глаза, рассказывают о произошедших изменениях.     №41 «Художники» Дидактические задачи: развитие ориентировки в пространстве, закрепление терминов, определяющих пространственное расположение предметов, представление об их относительности.   Ход игры. Педагог с детьми придумывают и рисуют картину: в центре – избушка, вверху, на крыше, - труба, из которой идет дым, внизу, перед избушкой, сидит кот и т.д.     №44 «Назови пропущенное слово» Дидактические задачи: закреплять знания детей о частях суток, их последовательности, закреплять понятия - вчера, сегодня, завтра.   Ход игры. Дети в кругу. Ведущий начинает фразу и бросает мяч одному из играющих: "Солнышко светит днем, а луна ….". Тот, кто заканчивает фразу, придумывает новую "Утром мы пришли в детский сад, а вернулись …", "Если вчера была пятница, то сегодня …", "Зиму сменяет весна, а весну …" и т.п.     №45 «Положи столько же» Дидактические задачи: закреплять умение соотносить число и количество, различать геометрические фигуры, узнавать и называть цифры.   Ход игры. Детям предлагается положить в сумочку столько геометрических фигур, столько показывает цифра на сумочке.   №47 Упражнение «Сколько» Дидактические задачи: развивать у детей слуховое внимание, умение действовать в соответствии с текстом, упражнять детей в счете.   Ход игры. Воспитатель предлагает детям послу­шать стихотворение: Вот жаворонок с нивушки Взвился и полетел. Вы слышите, как весело Он песенку запел? Три зайца от охотника Прыжками в лес бегут, Скорей, скорее, зайчики, В лесу вас не найдут! Две лодочки по озеру Широкому плывут; Гребцы сидят на лавочках И весело гребут. Четыре скачут лошади, Во весь опор летят, И слышно, как по камешкам Подковы их стучат. Воспитатель предлагает ответить на вопросы: сколько было жаворонков на нивушке, сколько зайцев пряталось от охотника, сколько лодочек плыло по озеру, сколько скакало лошадей? №49 «Найди и назови» Дидактические задачи: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета. Ход игры. На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д.   №51 «Что дальше?» Дидактические задачи: закреплять знания детей о частях су­ток, о деятельности детей в разное время дня.   Ход игры. Дети садятся полукругом. Воспитатель объясняет правила игры: «Помните, мы с вами говорили на занятии, что мы делаем в детском саду в течение всего дня? А сейчас поиграем и узнаем, все ли вы запомнили. Будем рассказывать по порядку о том, что мы делаем, когда приходим в детский сад. Кто ошибется, сядет на последний стул, а мы все передвинемся». Можно ввести игровой момент. Воспитатель поет песенку: «Камешек у меня. Кому дать? Кому дать? Тот и будет отвечать». Воспитатель говорит: «Мы пришли в детский сад. По­играли на участке. А что было потом?» Передает каме­шек кому-либо из играющих. «Делали гимнастику»,— отвечает ребенок. «А потом?» (Воспитатель кладет ка­мешек перед другим ребенком. И т.д. Игра продолжается, пока дети не назовут последнее— уход домой.   Примечание. Использовать камешек в подобных иг­рах целесообразно, так как отвечает не тот, кому хочет­ся, а тот, кому достанется камешек. Это заставляет всех детей быть внимательными и готовыми отвечать.   №42 «Кто раньше? Кто позже?» Дидактические задачи: закреплять знания детей о временных представлениях: сначала, потом, до, после, раньше, позже.   Ход игры. Инсценировка сказок с использованием иллюстраций "Репка", "Теремок", "Колобок" и др.   №43 «Светофор» Дидактические задачи: закреплять представления детей о временах года.   Ход игры. Педагог говорит, например, "Кончилось лето, наступила весна". Дети поднимают красный круг – сигнал остановки, ошибки исправляются и т.п.   №46 «Состав фигуру» Дидактические задачи: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом.   Оборудование: счётные палочки (15-20 штук), 2 толстые нитки (длина 25-30см). Задания: 1. Составить квадрат и треугольник маленького размера. 2. Составить маленький и большой квадраты. 3. Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2. 4. Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники. Прямоугольники и четырёхугольники.   №48 «Только одно свойство» Дидактические задачи: закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её. Ход игры. У двоих играющих по полному набору геометрических фигур. Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком. Так, если 1-й положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, например, жёлтый большой квадрат или синий большой треугольник. Игра строится по типу домино.   №50 «Так бывает или нет?» Дидактические задачи: развивать логическое мышление, уме­ние замечать непоследовательность в суждениях. Ход игры. Обращаясь к детям, воспитатель объяс­няет правила игры: «Сейчас я буду вам о чем-то расска­зывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит, тот, после того как я закончу рас­сказ, скажет, почему так не может быть». Примерные рассказы воспитателя: «Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели. Грустно стало детям. «Да­вайте сделаем для птиц скворечники!» — предложил Вова. Когда по­весили скворечники, птицы поселились в них, и стало опять весело детям». «Все дети обрадовались наступлению зимы. «Вот теперь мы по­катаемся на санках, на лыжах, на коньках», — сказала Света. «А я люблю купаться в реке, — сказала Люда, — мы с мамой будем ез­дить на речку и загорать».     №52 «Когда это бывает?» Дидактические задачи: уточнить и углубить знания детей о временах года.   Ход игры.   Воспитатель спрашивает детей, знают ли они, когда собирают овощи, фрукты, когда бывает много желтых листьев и т. д. Ответы детей показывают, в какой мере они соотносят те или иные явления и труд человека со временем года. «А сейчас мы поиграем. Я буду называть время года, а вы будете отвечать, что бывает в это время и что делают люди. Например, я ска­жу: «Весна» — и положу камешек Вове, Вова быстро вспомнит и скажет, чт


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: