КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ,
ПОДВИЖНЫХ, СЛОВЕСНЫХ,
ПАЛЬЧИКОВЫХ
ИГР И ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ОПЫТОВ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ
При общении с растениями обогащается кругозор детей, они получают представление о богатстве мира природы. Наряду с этим развивается интерес детей к природе, наблюдательность, любознательность, речь. Ознакомление с комнатными растениями дает возможность наглядно показать детям дошкольного возраста закономерности, существующие в мире растений, связи, зависимости организма и окружающей среды. Многообразие форм, красок, запахов, присущее комнатным растениям, влияет на чувства ребенка, обучает его понимать и оценивать красивое.Дети должны знать названия двух-трех растений, называть их части: цветок, лист. Знать основные растительные группы: дерево, трава. Уметь рассказывать о растениях, отмечая характерные признаки цветков (один или несколько, их цвет, запах), листьев (большие или маленькие, широкие или узкие, их окраску). Находить в группе растений одинаковые. Знать, что за растениями надо ухаживать — поливать, протирать листья.
Воспитатель продолжает формировать у детей интерес и бережное отношение к растениям, желание помочь педагогу в уходе за ними, умение выполнять работу по уходу за обитателями уголка.
С какими растениями рекомендуется знакомить детей. Похожими на дерево, траву; неприхотливыми, цветущими, желательно с одноцветными цветками (примула, бегония, герань, бальзамин, кливия); с широкими, плотными листьями (Аспидистра, фикус и др.); контрастными (традесканция, рейнекия, драцена). Всего 4-5 видов, по 2-3 экземпляра каждого вида.
Что дети должны делать по уходу за растениями. Поливать растения под руководством воспитателя, уметь правильно держать лейку, лить воду осторожно и аккуратно, протирать широкие плотные листья влажной тряпочкой.
Кроме индивидуальных форм работы, следует проводить дидактические игры с подгруппами детей, используя живые растения и их изображения: «Найди такой же, найди пару», «Большие и маленькие» (к растению, у которого большие листья, подобрать изображение контрастного растения с маленькими листочками), «Один и много» (к растению с одним цветком подобрать изображение или найти растение, у которого много цветков), «Найди все цветущие растения», «Найди растение с красными и белыми цветами», «Найди растение, похожее на травку, на дерево» и т. п. В таких играх воспитатель упражняет детей в названии нескольких растений и учит их несложному описанию внешнего вида растений и выделению каких-то характерных признаков. Постепенно дети узнают, как правильно за ними ухаживать. Это дает воспитателю возможность в середине года провести занятие со всей группой.
|
Так же Вы можете распечатать картинки с изображением комнатных растений и задавать вопросы по ним, например,
- Найди среди предложенных растений цветущие / нецветущие, плодоносящие, древовидные….
- Выбери из предложенных растений те, которые есть у нас в группе, находятся в приемной / спальне / группе…
- Выбери те растения, которые нужно опрыскивать / часто поливать / протирать листья / устраивать душ, или напротив: выбери те растения, которые не любят частого полива, необходимо подсушивание земли и т.д.….
· Покажи растения, которые любят прямые солнечные лучи / тень / полутень/ светолюбивы
|
ЦВЕТОЧНАЯ ВИКТОРИНА
1. Какие комнатные растения Вы знаете? (герань, бегония, роза, фикус……)
2. О каком цветке идет речь? Листья у этого растения мягкие и как будто замшевые. Цветы- от всех оттенков розового, красного, голубого до чисто белого. Есть растения с простыми, сборчатыми или волнистыми по краю цветами? (фиалка)
3. Название этого цветка происходит от греческого слова «геранос», что означает – журавль. В Германии этот цветок называют «аистиный нос», в Англии и США- «журавельник». Как этот цветок называют в России? (Герань)
4. Эти растения одни из самых древних. Гигантские цветы этого рода покрывали землю еще во времена динозавров. Их заросли были повсюду- целые леса! (папоротник)
5. Какой комнатный цветок входит в семейство тутовых. (фикус)
6. Из этого растения были сделаны первые джинсы. (юкка)
7. Свое название этот цветок получил в честь губернатора Гаити Бегона- большого любителя и коллекционера Гаити Бегона. (Бегония)
8. Это растение с иголками. Пришли к нам эти зеленые ежи из тропических стран Америки. Многие из них красиво цветут. (кактус)
9. Древние Римляне любили разводить эти цветы. В народной медицине с древних времен им лечили многие болезни. Цветы этого растения похожи на разноцветных бабочек, усевшихся на темно- зеленых листьях. (цикламен)
10. Этот цветок называют «зеленой лилией» или «летучим голландцем». Собранные в пучок листья образуют вокруг горшка красивый «шатер». (хлорофитум)
|
11. В дикой природе это растение растет на болотах тропической части Северной Америки. Свое название растение получило в честь английского садовода Джона Традесканта. (традесканция)
12. Свое латинское название этот род получил в честь неаполитанского князя фон Сансьевьеро- покровителя естественных наук, особенно ботаника. В России цветы называют «щучий хвост» или «тещин язык», в Англии – «леопардовая лилия», «змеиное растение», «язык дьявола». (сансевиерия)
13. Назовите приметы комнатных цветов, которые можно назвать светолюбивым, и те, которые не любят много света. (светолюбивые- сансевиерия, хлорофитум, цикламен, кактус, герань; тенелюбивые - традесканция, бегония, фикус, папоротник, сенполия)
14. В народе за чудесные цветы это растение получило название «Недотрога», «Огонек», а за способность избавляться от лишней влаги название «Ванька- мокрый» (бальзамин)
15. Легенда гласит что эти цветы выросли там, куда однажды задремав уронил ключи от рая страж небесный апостол Петр. (примула)
16. Особенность этого растения в том, что вечером, когда заходит солнце, листья поднимаются вверх и складываются как руки человека в молитве, его еще называют «молящийся цветок». (маранта)
17. Растение -доктор, еще в древней Греции верили, что если этим растением обвязать голову, головные боли пройдут, а волосы станут гладкими и шелковистыми (плющ)
18. Это растение употребляют в пищу- делают порошок, чтобы использовать как приправу и даже засаливают, народное название «заячья капуста» (Оксалис или кислица)
19. Существует пурпурный цвет, названный в честь этого растения (фуксия)
20. Народное название растение получило от месяца года, в который он зацветает (декабрист)
Предлагаю вашему вниманию картотеку игр (подвижных, дидактических, пальчиковых, речевых) по теме "Цветы". Игры взяты на в различных источниках, оформлены в виде карточек. В нужную минуту они всегда под рукой. Игры помогут детям запомнить названия цветов, места их произрастания, научат составлению описательных рассказов, научат любить и беречь природу: