IV.IV. Бактерии – возбудители болезней человека




 

Помимо нормальной микробиоты в организме человека порой оказывается и болезнетворные виды бактерий, вызывающие различные инфекции. В «Руководстве по инфекционным болезням» описано более 150 болезней, из которых около половины отнесено к бактериозам.

24 марта 1882 года в Берлине на заседании Физиологического общества произошло событие, которое без преувеличения можно назвать революцией в медицинской микробиологии. Р.Кох объявил в этот день, что сумел выделить бактерию, вызывающую туберкулёз – заболевание, которое в то время было одной из главных причин смертности.

Проблема состояла в том, что возбудитель туберкулёза не растёт на обычных питательных средах, и Коху пришлось проявить недюжинную смекалку для достижения своей цели. Он использовал в качестве питательного материала свернувшуюся сыворотку крови животных, благодаря чему впервые получил чистую культуру смертельно опасного микроба.

Столь же плодотворными оказались усилия Р.Коха по раскрытию природы другой опасной болезни – холеры. Это заболевание было известно с древних времён, но до начала ХIХ в. Она встречалась только в Индии, где существовал постоянный очаг инфекции, сохраняющийся и в наши дни. В 1817 году очередная волна холеры впервые распространилась за пределы Индии, достигла Александрии, где вызвало убийственную эпидемию, а в 80-е гг. XIX столетия реальная угроза эпидемии холера нависла над Европой.

Ценой самоотверженных усилий Р.Коху и его помощникам, работавшим в очагах холеры в Египте и Индии, удалось обнаружить и выделить в чистую культуру, похожую на запятую бактерию, названную холерным вибрионом.

Открытие Р.Кохом возбудителей болезней, природа которых тысячелетиями была окутана зловещим туманом, разработка методов их выделения и исследования стимулировали поиск других «врагов» человечества. В результате на рубеже XIX-XX вв. были обнаружены многие болезнетворные бактерии, изучены их признаки и пути распространения.

 

Классификация бактериозов

Инфекционные болезни человека классифицируют различными способами, однако единой, всеми признанной классификации пока не существует. В зависимости от биологических особенностей возбудителя болезни выделяют следующие группы инфекций:

1) болезни, вызываемые грам(+) кокками – ангина, скарлатина;

2) болезни вызываемые грам (-) кокками – менингит, гонорея;

3) болезни, вызываемые грам(-) неспороносными палочками – чума, холера, брюшной тиф;

4) болезни, вызываемые бациллами – столбняк, гангрена, сибирская язва, ботулизм;

5) болезни, вызываемые грамм(+) неспороносными палочками – туберкулёзная палочка, дифтерия;

6) микоплазменные болезни;

7) риккетсиозы;

8) хламидозы;

9) актиномитозы и др.

Общепринятая классификация болезней на основе природы источника инфекции, под которым принимают объект живой или неживой природы, служащий средой обитания бактерий:

1) антропозы (от греч. anthropos–человек) – болезни, источником которых служит человек (холера, скарлатина, дифтерия);

2) зоонозы – болезни, источником которых служат животные (чума, сибирская язва, бруцеллёз);

3) сапронозы – болезни, источником которых является неживая среда

(ботулизм, столбняк).

В зависимости от путей проникновения бактерий в организм человека выделяют болезни:

1) с контактным механизмом передачи (столбняк, сифилис, гонорея);

2) с трансмиссивной передачей, то есть через кровь (сыпной тиф);

3) с капельно-воздушным механизмом передачи (дифтерия, скарлатина);

4) с передачей через пищеварительный тракт (холера, дизентерия).

Некоторые болезни могут быть переданы не одним, а несколькими путями. Например, чума – трансмиссивным, контактным и воздушно-капельным способами.

 

Бактериальные болезни человека, передаваемые воздушно-капельным путём

Болезнь Год и автор открытия возбудителя Характеристика возбудителя
Туберкулёз 1882, Р.Кох Грам(-) палочка, спор не образует, неподвижна, аэроб
Дифтерия 1883, Т.Клеббс, Ф.Леффлер Грам(+) палочка, спор не образует, неподвижна, анаэроб
Менингит 1887, А.Ваксельбаум Грам(-) диплококк, спор не образует, анаэроб
Чума 1894, А.Йерсон, С.Китазато Грам(-) палочка, спор не образует, анаэроб
Скарлатина 1902, Г.Гибричевский Грам(+) стрептококк, спор не образует анаэроб
Микоплазмозы 1944, М.Итон Микоплазмы

 

 

V.Практическая часть

 

Целями нашей практической части стали:

1) научиться приготавливать питательную среду на основе желатина;

2) изучить метод твёрдых питательных сред;

3) вырастить несколько (5) колоний микроорганизмов;

4) по возможности, определить их;

Последовательность действий:

1) Приготовим питательную среду:

a. Приготовим мясной бульон и процедим его через фильтровальную бумагу (фото 1);

b. Добавим в получившийся бульон несколько ложек сахарозы и размешаем (фото 2 и 3);

c. Добавим в получившийся раствор один пакетик желатина и подождём его перехода в желе (фото 4 и 5);

d. Простерилизуем желе на водной бане;

e. Разольём получившуюся массу по чашкам Петри (фото 6);

f. Оставим на 1 сутки для затвердевания.

2) Посев

a. Разнесём чашки Петри по разным кабинетам и оставим их в открытом виде;

b. Сделаем посев, оставив чашки в открытом виде на 1 час;

c. После посева оставим чашки в тёплое место, где в течение 10 суток бактерии будут размножаться.

3) На 7 день появились следующие результаты:

a. В чашках Петри, стоявших в кабинетах 2-2 и 2-4 (чашки 1 и 2), появилась плесень в виде круга диаметрами 3 и 5 см соответственно (фото 9 и фото 7).

b. В чашке Петри, стоявшей в кабинете 3-7 (чашка 3), появилась плесень зеленого и чёрного цветов в виде бесформенных пятен, причём рядом появились две точечные микроорганизмов бело-жёлтого цвета диаметром 5-7 мм (фото 8);

c. В чашке Петри, стоявшей в кабинете 3-11(чашка 4), видимых результатов не наблюдалось (фото 11)

d. В чашке Петри, стоявшей в кабинете 2-10 (чашка 5), наблюдалось появление плесени (в виде бесформенного пятна), а также крупной колонии желтоватого цвета, от которой пахло спиртом (фото 10).

e.

4) Результаты микроскопии:

a. С чашки 3 была снята одна колония. Под микроскопом (увеличение х200р.) были видны микроорганизмы, внешне похожие на бактерии-кокки (фото 12);

b. С чашки 5 была снята часть колонии и рассмотрена в микроскоп (увеличение х200р). Были видны гифы гриба (фото 13).

5) Анализ результатов:

a. Мы пришли к выводу, что обнаруженные микроорганизмы в большинстве своём – грибы. Это значит, что воздух в кабинетах не представляет угрозы для организма человека, а, значит, санитарные нормы в школе выполняются. Но также в воздухе были обнаружены кокки, следовательно, необходимо чаще проветривать помещения.

 

 

VI.Выводы и заключение

В ходе работы мы сделали следующие выводы:

1) Мы сумели изучить многообразие микроорганизмов на примере бактерий;

2) Мы научились выращивать чистые культуры микроорганизмов методом посева;

3) Научились определять методами микроскопии и сравнения;

4) Опровергли гипотезу: в разных частях школы не содержатся опасные микроорганизмы, т.к. были зафиксированы лишь грибы и некоторые бактерии; рекомендация – чаще проветривать помещения.

Таким образом, микроорганизмы многообразны и величественны. Они окружают нас повсюду. Если умело обращаться с ними, то они могут принести значительную пользу человечеству, в противном случае они принесут разрушение и весомый вред. Как показывает наша работа, в нашей школе обитают боле менее «хорошие» микроорганизмы, а также содержатся в небольшом количестве бактерии-кокки.

 

 

VII. Приложения

VII.I. Фотографии

Фото 1 Фото 2 Фото 3

Фото 4 Фото 5 Фото 6


Фото 7 Фото 8 Фото 9

Фото 10 Фото 11

Фото12 Фото13

VII.II.Глоссарий

Актиномицеты – это своеобразная группа бактерий, вегетативное тело которых называются мицелием и представляют собой переплетение ветвящихся нитей, или гиф(от греч. hyphe – ткань).

Амитоз – это такое деление клетки, при котором в ней не происходит спирализации ДНК, образования хромосом и строго равномерного распределения генетического материала между дочерними клетками.

Антропозы - (от греч. anthropos–человек) – болезни, источником которых служит человек (холера, скарлатина, дифтерия).

Бактерии - (от греч. bacteria – палочка) – это одноклеточные микроорганизмы, у которых отсутствует ядро.

Величина колонии – это ёё диаметр.

Генофор – см. Нуклеоид.

Жгутики – тонкие нити длиной 5-10 мкм, играющие роль органелл движения. Они состоят из особого белка флагеллина. Число жгутиков может варьироваться от одного до десятков и сотен.

Зоонозы – болезни, источником которых служат животные (чума, сибирская язва, бруцеллёз).

Кокки – это бактерии с шаровидной формой клетки. Они могут быть в формемикрококков и диплококков.

Кох, Роберт - немецкий микробиолог. Открыл бациллу сибирской язвы, холерный вибрион и туберкулёзнуюпалочку. За исследования туберкулёза награждён Нобелевской премией по физиологии и медицине в 1905 году.

L-формы – ненормальные формы бактерий, у которых клеточная стенка исчезла под воздействием патогенных факторов. Названы в честь английского врача Дж.Листера.

Метод чистых культур – метод выделения и изучения бактерий на твёрдых питательных средах. Открыт Р.Кохом.

Микоплазмы – бактерии, у которых никогда не бывает клеточной стенки. Микроорганизмы - организмы, не образующие единой систематической группы, но обнаруживающиеся в различных царствах природы. Единственное, что их объединяет – размер.

Микробы – см. Микроорганизмы.

Муреин – вещество, служащее основной структурный элемент клеточной стенки бактерий.

Нуклеоид - эквивалент ядра эукариотической клетки.

Орнитозы (от греч.ornis–птица) - болезни, переносчиками которых являются птицы.

Палочки – это широко распространённая форма бактериальной клетки. К палочкам относятся бактерии, у которых длинах клетки заметно превышает её ширину.

Пили - ворсинки с внутренними канальцами, по которым в клетку или из неё передаётся генетическая информация в форме фаговой нуклеиновой кислоты, плазмид и пр.

Плеоморфизм - (от греч. pleon–больше + morphe–форма) – биологическое явление, при котором один и тот же вид бактерий может образовывать клетки различной формы. Плеоморфизм характерен для микоплазм и ризобий.

Постулаты Коха – положения распознавания инфекционных болезней, разработанные Р.Кохом.

Редукция - исчезновение, утрата.

Ризобии (от греч. rhiza – корень + bios – жизнь) – бактерии-симбионты семейства бобовых. Этим бактериям свойственно явление плеоморфизма. В чистой культуре ризобии обычно имеют вид подвижных палочек со жгутиками, а на стадии симбиоза с растением у них появляются формы без жёсткой клеточной стенки.

Риккетсии – это мелкие палочковидные бактерии размером 0,35 – 1 мкм. Они вызывают опасные инфекции человека: сыпной тиф, клещевой риккетсиоз, лихорадку Ку и др. Названы в честь американского учёного Х.Т.Риккетса.

R-колонии - (от англ. rough – шероховатый)- колонии с шероховатой поверхностью.

Сапронозы – болезни, источником которых является неживая среда

(ботулизм, столбняк).

Сапротрофы – (от греч. sapron–гниль) – микроорганизмы, питающиеся остатками животных и растений и встречающиеся в богатых органическими веществами водах. Яркий пример – микоплазмы.

S – колонии – (от англ. smooth – гладкий) – колонии с гладкойповерхностью.

Спириллы – извитые бактерии, напоминающие штопор. Имеют жгутики.

Спирохеты – извитые бактерии, напоминающие по форме штопор. У них жгутики отсутствуют. Патогенные виды в основном относятся к спирохетам (например, возбудители сифилиса, лептоспироза, возвратного клещевого тифа).

Стафилококки – это кокки, образующие группы (грозди) в результате деления клеток в разных плоскостях.

Фимбрии – это тонкие и короткие нитевидные образования, обеспечивающие прикрепление к субстрату, контакт с другими организмами.

Хламидии – группа бактрий, для которых отсутствие прочной клеточной стенки –признак временный, свойственный лишь определённым стадиям цикла. Эти мелкие бактерии относятся к внутриклеточным паразитам животных и человека.

Цианобактерии – большая группа симбионтов-бактерий, у которых в результате эндосимбиоза происходит редукция клеточной стенки. Их прежде называли сине-зелёными водорослями и ошибочно относили к растениям

Эндосимбиоз - симбиоз цианобактерий с некоторыми животными, растениями и грибами, причём эти бактерии оказываются внутри неповреждённой живой клетки более крупного организма.

 

VII.Список использованной литературы

 

1) Я.С.Шапиро «Микробиология: 10-11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений» М:Вентана-Граф, 2008 г.

2) Дикий И.Л. «Микробиология. Руководство к лабораторным занятиям» - М:Профессионал, 2004 г.

3) Емцев \В.Т., Мишустин Е.Н. «Микробиология: учебник для студентов вузов» - М: Дрофа,2006 г.

4) Румянцев С.Н. «Микробы, эволюция, иммунитет» - Л:Наука, 1984 г.

5) Мюллер Э., Леффлер В. «Микология»/пер с нем. – М:Мир, 1995

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: