Образец учительского нагрудного знака (см. фото 5).




Тексты выполнены двумя видами письма. Стандартная часть «Гасапhа» написана письмом брахми, профессия «субук» хазарским письмом.

Транскрипция: «Гасапhа субук».

Звучание на башкирском языке: «Кэсебе hабак».

Перевод на русский язык: «Профессия - преподавание».

Примечание: Учительские значки известны со времен Гуннского каганата 350-639 годов нашей эры. Хазарское письмо (местная разновидность иврита) в Башкортостане известно после 639 года нашей эры.

Мое благожелательное отношение к автору не поколебли даже тот факт, что научным руководителем ее выступал великий плагиатор своего времени А.Г.Кузеев, сумевший написать и издать книгу «Башкирские родословные-шэжэрэ» совершенно не владея арабской грамотой. Думал просто Шитова использовала имя Кузеева как щит для продвижения своей работы.

Однако, мое очарование автором книги «Башкирская народная одежда» как ветром сдуло, когда мне на руки попала другая, новая, ее книга о национальной одежде башкир Уфимской губернии (см. фото 6).

Анализ авторской и других аннотаций и рецензий к данной книге, показывают привязку информации только к истории Уфимской губернии. Уфимская губерния, олицетворяющая собой колониальный период башкирской истории с 1865 года (год роспуска Башкирского войска) по 1917 годы — это северные части башкирских земель. Именно в это время пошли идеи об осчастливлении башкир и письменностью, и земледельчеством с населенными пунктами, и литературой, и культурой. Нет, не из-за незнания башкирских грамот и языка опубликовала Шитова граффити из национальной одежды без оглашения их текстов, а в соответствии со своей духовной потребностью, из желания именно «не оглашать» их содержания! Возможно я выразился косно, что ж тут поделаешь башкирская порода, поэтому я заранее приношу свои глубочайшие извинения, если автор не так поймет эту публикацию. Цель моя не обидеть автора рассматриваемых книг в правильности или не правильности моей критики, а убедить читателя своего, что нельзя изучить сути национальной одежды без изучения посланий предков которые нанесены на их украшения-граффити!

Аргументирую свои взгляды по аннотациям на книгу «Народное искуство: Войлоки, ковры и ткани у южных башкир».

Светлана Шитова в собственной аннотации к книге пишет: «традиционное ремесло овцеводов – у башкир представлено в изготовлении килимов и паласов. В 19 и 20 веках тканьём безворсовых ковров занимались главным образом в южных и восточных районах Башкирии и в восточном Зауралье, где длительное время сохранялись полукочевые хозяйственные и культурные традиции».

Официальный рецензент – Институт истории, языка и литературы УНЦ РАН подтверждает: «Осмысление богатейшего художественного наследия в контексте формирования башкирской этнической культуры позволило выделить «кочевнический» пласт в башкирском народном творчестве XVIII–XX вв. Историко-культурные аналогии подтверждают древность этих традиций».

Кристина Абрамичева (по публикации в журнале «Бельские просторы): «В книге представлены наиболее яркие виды декора на мягких материалах: вышивка, аппликация, лоскутная мозаика, украшение тканей кораллами, бисером, серебряными подвесками».

Кутушева Гульнара Рустэмовна в своей научной диссертации добавляет:

«Хронологические рамки исследования охватывают в основном период конца XIX - первой половины XX столетия. В отдельных случаях используется материал более раннего и более позднего времени».

Как видите, как и было задумано автором, сознательно или не сознательно, это другой вопрос, данные книги воспринимаются исследователями «правильно» и они не выходят за пределы истории Уфимской губернии…

Как будто совершенно не существуют тексты граффити, охватывающие историю с 228 по 1928 годы нашей эры! Кроме того, основной подход исследований Шитовой — это изучение конституции (строения) национального костюма тлетворно влияет и на музейную политику хранения, изучения и учета этих памятников. Все эти документы отдельно не учитываются, учитываются только одежда, что, возможно, и является причиной замены многих документов простыми бляшками…



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: