Понятие о качестве и технико-эксплуатационных свойствах автомобилей.
Надежность автомобиля и ее составляющие
Об изделии, материале, оказываемой услуге обычно судят по их качеству. Качество изделия (автомобиля, агрегата, детали) или материала (топлива, масла и пр.), как правило, изменяется в процессе эксплуатации в результате изменения самого изделия или материала и его составных элементов. Например, расход топлива при перевозке зависит не только от условий эксплуатации или конструкции автомобиля, но и от текущего состояния системы питания и зажигания автомобиля, износа цилиндропоршневой группы, изменения углов установки передних колес и т.д.
Поэтому очень важные для технической эксплуатации понятия качества, надежности, технического состояния автомобилей необходимо рассматривать во взаимосвязи, т.е. комплексно оценивать их влияние на реализацию целей автомобильного транспорта и его технической эксплуатации по схеме: техническое состояние ‑ работоспособность ‑ надежность ‑ качество – цель
Качество ‑ это совокупность свойств, определяющих степень пригодности автомобиля, технологического оборудования, агрегата, детали, материала к выполнению заданных функций при их использовании по назначению, т.е. к эксплуатации.
Технико-эксплуатационные свойства закладываются при проектировании и производстве; реализуются (в разной степени) при производстве и в эксплуатации.
Стабильные ТЭС практически не изменяются в течение всего срока службы изделия (габаритные и весовые показатели, грузоподъемность, вместимость и др.).
Нестабильные ТЭС ухудшаются в процессе работы и по мере старения автомобиля или агрегата. Это, например, производительность, затраты на обеспечение работоспособности, интенсивность использования автомобиля и др. В значительной степени стабильность ТЭС автомобилей определяется их надежностью
|
Надежность – свойство объекта сохранять во времени, в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, ТО, ТР, хранения, транспортировки. Надежность является сложным свойством, которое в зависимости от назначения изделия и условий его применения включает в себя безотказность, долговечность, сохраняемость и ремонтопригодность.
Безотказность – свойство автомобиля непрерывно сохранять работоспособность в течении определенного времени или пробега. Для оценки безотказности применяют следующие показатели: вероятность безотказной работы, средняя наработка до отказа и на отказ, интенсивность отказов невосстанавливаемых деталей, параметры отказов невосстанавливаемых деталей. Долговечность – это свойство автомобиля сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе проведения ТО и Р. Основные показатели долговечности: ср. ресурс, ср. срок службы, гамопроцентный ресурс, гамопроцентный срок службы, вероятность достижения предельного состояния.
Ремонтопригодность – свойство а/м, заключающееся в его приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений и поддержанию работоспособного состояния путем проведения ТО и Р. Основными показателями ремонтопригодности являются ср. продолжительность и трудоемкость выполнения ТО и Р.
|
Сохраняемость – свойство а/м сохранять значения показателей безотказности, долговечности, ремонтопригодности в течение и после хранения и транспортирования. Методы обеспечения работоспособности а/м: 1) поддержание работоспособности (ТО), 2) восстановление работоспособности (ремонт). Основная цель ТО а/м в предупреждении и отдалении момента достижения им предельного состояния.
Автомобиль может участвовать в транспортном процессе и приносить определенный доход, если он технически исправен и находится в работоспособном состоянии.
Техническое состояние автомобиля (агрегата, механизма, соединения) определяется совокупностью изменяющихся свойств его элементов, характеризуемых текущим значением конструктивных параметров Yi (таблица 1.1). Обычно текущие значения конструктивных параметров связывают с наработкой.
Таблица 1.1
Конструктивные элементы автомобиля и их параметры Y
Конструктивный элемент автомобиля | Число | Конструктивный параметр |
Агрегат, система | 15—20 | Кинематическая схема, степень подвижности, структурная формула Вид соединения, передач, опор и уплотнений |
Узел, механизм | 70—90 | Взаимное расположение деталей и узлов Присоединительные размеры, зазоры, люфты, ходы |
Деталь | 15000—25000 | Размер и конфигурация Вид материала, прочность Качество и точность обработки поверхности Характер взаимодействия и взаимного перемещения Электрическое, гидравлическое сопротивление и др. |
|
Наработка технологического оборудования исчисляется обычно в часах.
По мере увеличения наработки l, t (рисунок 1.1) параметры технического состояния изменяются от номинальных Y н, свойственных новому изделию, до предельных Y п, при которых дальнейшая эксплуатация изделия по техническим, конструктивным, экономическим, экологическим или другим причинам недопустима.
На рисунке 1.2 приведены два характерных варианта изменения параметров технического состояния по наработке:
I — увеличение;
II — сокращение.
Величины номинальных, предельных и предельно допустимых Y пд значений параметров технического состояния устанавливаются законами, государственными стандартами, постановлениями правительства, нормативно-техническими и проектно-конструкторскими документами, систематизируются в справочных изданиях.
ЗР — зона работоспособности;
ЗО — зона отказов;
ЗУ — зона упреждения отказов;
Y пд — предельно допустимое значение параметра;
l p — ресурс изделия;
l у — ресурс упреждения
Рисунок 1.1 – Схема изменения параметров технического состояния
1 — шейка (втулка), 2 — вал, 3 — диск;
YIi — увеличиваются,
YIIi — сокращаются в процессе работы автомобиля
Рисунок 1.2 – Варианты изменения геометрических параметров деталей
Наработка — продолжительность работы изделия, измеряемая единицами пробега (километры), времени (часы), числом циклов. Различают наработку с начала эксплуатации изделия, наработку до определенного состояния (например, предельного), наработку интервальную и др. На автомобильном транспорте, как правило, наработка автомобилей исчисляется в километрах пробега (l), реже (специальные автомобили, внедорожные карьерные самосвалы) – в часах (t).