- обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в РФ, создание единого экономического пространства;
- обеспечение единых минимальных социальных стандартов
- выравнивание условий социально-экономического развития регионов;
- предотвращение загрязнения окружающей среды
- приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;
- максимальное использование природно-климатических особенностей регионов;
- становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.
Государственную региональную политику не следует смешивать с региональной политикой на местах. Региональная политика, намечаемая и проводимая самими регионами - это то, что должно делаться и делается для согласованного и взаимосбалансированного развития всех элементов региона и с учетом местных условий. Государственная же региональная политика призвана обеспечить дееспособность региональной политики на местах. Ее задачами являются определение общих условий их деятельности, согласование пропорций общенационального и регионального развития. Тем самым государственная региональная политика реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов.
БИЛЕТ 4:
1. Правовой статус и состав органов местного самоуправления.
Правовой статус органов местного самоуправления в самом общем виде характеризуется тем, что:
а) они отделены от государства, не входят в систему органов государственной власти, взаимодействуют с ними на основе законов;
б) их общий статус, принципы организации, основные варианты организационных форм, а также важнейшие полномочия установлены законами.
|
в) реализуя исходные полномочия, закрепленные в Конституции Российской Федерации и других правовых актах, они могут вступать в различные, в том числе административно-правовые отношения
г) органы местного самоуправления на конституционной основе могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей для их осуществления материальных и финансовых средств
2. Исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации:
а) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;
б) разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации в законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект бюджета субъекта Российской Федерации, а также проекты программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;
в) обеспечивает исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта Российской
г) формирует иные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
д) управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской
Пример
Министерство внутренней и информационной политики
|
Министерство жилищно-коммунального хозяйства
Министерство здравоохранения
Министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций
Министерство информационных технологий и связи
Министерство культуры
Министерство общего и профессионального образования
Министерство по физической культуре и спорту
Министерство промышленности и энергетики
Министерство сельского хозяйства и продовольствия
Департамент инвестиций и предпринимательства
Департамент лесного хозяйства
Департамент охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов
Департамент по делам казачества и кадетских учебных заведений
Департамент по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Комитет по молодежной политике
Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов
Комитет по управлению архивным делом
Управление государственной службы занятости населения
Управление записи актов гражданского состояния
БИЛЕТ 5
1. Сущностные характеристики современного государства как субъекта управления.
Субъект государственного управления это "органы государственной власти, наделенные конституционными полномочиями осуществлять власть и непосредственное управление общественными процессами и собственной деятельностью государства"Субъекты государственного управления и институты политического руководства и административного управления, различающиеся по многим основаниям:
По видам государственной власти. Это субъекты законодательной, исполнительной и судебной власти.
|
По уровням организации власти и управления это центральные, региональные и местные органы власти и управления
По составу: субъекты коллективные (например, органы законодательной власти) и индивидуальные (руководящие лица)
Субъект государственного управления, будь то коллективно-групповой (государственный орган, институт) или индивидуальный (должностное лицо, лидер), становится таковым, когда обретает совокупность качеств, соответствующих его определению.
БИЛЕТ 6:
1. Система законодательства о местном самоуправлении.
Базовым исходным для построения системы местного самоуправления в нашей стране является Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Федеральный закон определяет роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, территориальные, экономические и финансовые основы местного самоуправления, государственные гарантии его осуществления, устанавливает общие принципы организации местного самоуправления в нашей стране.
2. Территориальное общественное самоуправление
Территориальное общественное самоуправление (ТОС) - самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Основной целью ТОС является обеспечение интересов населения, проживающего на соответствующей территории, по вопросам, отнесенным к ведению ТОС.
Где конкретно может осуществляться ТОС? (ч.3 ст.27 Закона)
- подъезд многоквартирного жилого дома;
- многоквартирный жилой дом;
- группа жилых домов;
- жилой микрорайон;
- сельский населенный пункт, не являющийся поселением
- иные территории проживания граждан
БИЛЕТ 7:
1. Политические системы: понятие, виды, взаимосвязь с государственным управлением
Политическая система общества – это система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции.
Виды:
1. управленческая или функция политического руководства общества
2. регулятивная
3. интегративная - направлена на сплачивание, консолидацию людей
4. воспитательную
5. экстракционную, связанную с извлечением из гражданского общества его ресурсов
Встречается классификация политических систем по характеру социальной сферы:
1. тоталитарные политические системы закрытого типа (социальная среда распределительного типа);
2. либерально-демократические политические системы (социальная среда распределительного типа);
3. переходные политические системы (смешанная социальная среда).
По способу управления обществом различают три главных модели политических систем:
1. командную;
2. соревновательную;
3, социоприменительную
2. Государственное управление: понятие, объекты и субъекты, принципы
Государственное управление –в широком смысле слова это управление делами государства, которое осуществляется всеми органами государства и во всех ветвях власти (законодательной, исполнительной и судебной).
В узком смысле слова государственное управление — это исполнительная деятельность по непосредственной организации социальных процессов в обществе.
Субъектами государственного управления являются государственные органы и должностные лица, которые наделены государственно-властными полномочиями.
Объекты государственного управления— это предприятия, организации, граждане, которые не имеют властных полномочий.
Основными чертами государственного управленияявляеется то, что
В системе управленческой, исполнительной деятельности выделяются общие (социально-правовые) и организационные принципы.
Общие принципы государственного управления:объективность управления, законность и дисциплина в управлении, конкретность управления, участие граждан в управлении, эффективность управления, сочетание централизации и децентрализации.
Организационные принципы:
1. Территориальный принцип.
2. Линейный принцип.Здесь каждый руководитель в пределах своей компетенции обладает в отношении своих подчиненных всеми правами и функциями управления.
3. Функциональный принцип.
4. Принцип двойного подчинения.Этот принцип обеспечивает сочетание необходимых начал централизованного руководства с учетом местных условий и особенностей субъектов Федерации, региональных органов исполнительной власти.
5. Рациональное распределениеполномочий между субъектами исполнительной деятельности предполагает юридическое закрепление задач, обязанностей и прав за каждым органом и работником: урегулирование их взаимоотношений в исполнительной деятельности.
6. Сочетание единоначалия и коллегиальности.Коллегиальность и единоначалие — это две формы устройства органов и организации их деятельности.
БИЛЕТ 8:
1. Политические системы: понятие, виды, взаимосвязь с государственным управлением
(было в 7 билете)
2. Централизация и децентрализация: понятие, основные характеристики, полюсы и минусы централизации в государственном управлении
Централизация – концентрация прав принятия решений на высшем уровне руководства. Норма управляемости – количество людей, непосредственно подчиненных одному руководителю. Децентрализация – передача или делегирование прав принятия решений на нижние уровни управления.
Преимущества централизации:
1. Централизация улучшает контроль и координацию специализированных независимых функций, уменьшает количество и масштабы ошибочных решений, принимаемых менее опытными руководителями.
2. Сильное централизованное управление позволяет избежать ситуации, при которой одни отделы организации растут и развиваются за счет других или организации в целом.
3. Централизованное управление позволяет более экономно и легко использовать опыт и знания персонала центрально-административного органа.
Недостатки централизации: - затрачивается много времени на передачу информации, в процессе чего значительная часть ее теряется или искажается; - важнейшие решения принимаются лицами, оторванными от жизни и плохо представляющими себе конкретную ситуацию, в то же время исполнители, которым ситуация хорошо знакома, от выработки и принятия решений устранены и те навязываются им в принудительном порядке; - решения оказываются не достаточно качественными и неэффективно реализуются на практике.
- подавление творческой инициативы персонала в решении производственных задач организации;
- снижение оперативности управления;
- снижение возможностей адаптации персонала к новым условиям производства и работы.
БИЛЕТ 9:
1. Свобода и ответственность в государственном и муниципальном управлении. Соотношение и значение.
Государственное управление невозможно без предоставления субъекту определенной самостоятельности, т.к. невозможно предусмотреть в законе все нюансы общественной жизни.
Можно выделить несколько видов усмотрения в государственном управлении:
1. По субъектам, реализующим усмотрение можно выделить усмотрение, осуществляемое:
· Президентом;
· Советом Министров;
· республиканскими органами государственного управления;
· местными органами государственного управления;
· отдельными должностными лицами.
2. По объекту выделяют усмотрение:
· при оценке определенных фактов;
· при принятии правовых актов;
· при совершении определенных действий: повышения по службе, поощрения, наказания или иных мер.
3. По форме государственного управления существует усмотрение:
· в правотворческой, правоприменительной и иной, юридически значимой деятельности;
· при проведении организационных мероприятий;
· при использовании материально-технических ресурсов.
4. По областям и сферам государственного управления: в хозяйственной, социально-культурной, административно-политической и иных сферах.
Субъектам управления предоставляются достаточно широкие права для самостоятельного решения многих вопросов государственного управления во всех сферах жизнедеятельности общества. Главное, чтобы их действия не вели к нарушению законности и произволу.
Свобода действий в государственном управлении предполагает и ответственность за них. Содержание ответственности подлежит измерению. Мера ответственности связана с пониманием социальных последствий допущенного отклонения от законных норм. Она часто выражается понятиями «вина» (если виновен, следовательно, должен отвечать), причем вина устанавливает сам факт правонарушения, а мера выражает степень вины. Руководитель отвечает как за свои собственные решения, так и за действия подчиненных ему сотрудников.
Ответственность может быть политической, нравственной, юридической, дисциплинарной, административной
2. Государственно-частное партнерство: понятие, сущность, социально-экономическое значение, особенности правового регулирования в России, примеры государственно-частных партнерств
БИЛЕТ 10:
1. Процесс совершенствования государственного и муниципального управления: цели, принципы, предмет, содержание, организация.
2. Прогнозирование и планирование в государственном управлении: понятие, методы, примеры государственных документов (структура и содержание)
БИЛЕТ 11:
1. Системность государственного и муниципального управления: понятие, теоретическое и практическое значение.
2. Программно-целевой метод в государственном управлении: понятие, сущность программного подхода, специфические черты, классификации программ, оценка эффективности, типовая структура программы
БИЛЕТ 12:
1. Планирование управленческой деятельности. Содержание, формы.
2. Муниципальное образование: признаки, порядок организации, виды
БИЛЕТ 13:
1. Управленческая этика: понятие, структура, способы формирования.
2. Избирательная система Российской Федерации
БИЛЕТ 14:
1. Принципы государственного и муниципального управления: понятие, системность, практическое использование
2. Понятие института президентства в Российской Федерации
БИЛЕТ 15:
1. Факторы рациональности и эффективности государственного и муниципального управления. юрократизм в государственном и муниципальном управлении: причины, формы проявления, пути преодоления.
2. Конституционный статус Федерального Собрания Российской Федерации
БИЛЕТ 16:
1. Порядок формирования органов местного самоуправления. Федеральное и субъектное правовое регулирование
2. Правительство Российской Федерации в системе государственного управления: правовой статус, функции
БИЛЕТ 17:
1. Информационное обеспечение государственного и муниципального управления: содержание, проблемы, технические средства.
2. Государственная служба: понятие, виды
БИЛЕТ 18:
1. Функциональная структура государственного и муниципального управления. Её особенности в федеративном государстве
2. Общие принципы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации
БИЛЕТ 19:
1. Понятие регионализации государственного управления. Виды регионов. Административно-правовое оформление регионов.
2. Государственный служащий: понятие, статус , запреты и ограничения.
БИЛЕТ 20:
1. Материально-финансовая основа местного самоуправления.
2. Государственный орган как элемент механизма государственного управления
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
БИЛЕТ 21:
1. Организационная структура государственного управления. Обеспечение властной «вертикали».
2. Соотношение государственного аппарата и механизма
БИЛЕТ 22:
1. Субъекты Российской Федерации: виды, конституционно-правовой статус.
2. Концепции местного самоуправления
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
БИЛЕТ 23:
1. Устав муниципального образования: статус, требования, порядок принятия
2. Принципы формирования сиистемы местного самоуправления
БИЛЕТ 23:
1. Объективные условия и субъективные факторы государственного управления
2. Федеральные территориальные органы исполнительной власти