Методы измерения количества информации




Особенная(Специальная)

исследует пути и задачи применения компьютерных технологий в различных сферах и направлениях государственно-правового регулиро­вания общественных отношений: в правотворческой и правоприменительной деятельности, в криминалистике и судебной экспертизе, в социологических исследованиях и др.

3. В предмет правовой информатики входит изучение информационных процессов, информационных отношений, информационной деятельности в правовой сфере жизни общества, а также процессов управления данной сферой.

В состав правовой информатики входят теоретическая и прикладная информатика.

Первая изучает теоретические проблемы, вторая сосредоточивает свое внимание на применении ЭВМ для решения практических задач. Правовая информатика является частью общей информатики. Общая информатика -- это наука, изучающая структуру и свойства информации, а также закономерности информационной деятельности, ее теорию, методику и организацию. Целью информатики является разработка оптимальных способов и средств представления (записи), сбора, аналитико-синтетической переработки, хранения, поиска и распространения информации.

 

4. Информация — сведения (сообщения) об объектах и явлениях окружающей среды, их свойствах и отношениях, которые уменьшают сте­пень их неопределенности.

Можно утверждать, что информацией являются исполь­зуемые данные, представленные в форме, пригодной для пере­дачи и обработки.

Виды:

Все виды информации, функционирующей в обществе, можно назвать социальной информацией. Как родовое поня­тие она охватывает политическую, правовую, экономическую и другие виды информации.* К ней применим и термин "интел­лектуальная информация".

* Социальная информация является разновидностью семантической ин­формации.

(Соци­альная информация — это сведения об общественных процес­сах и отношениях, понимаемых в широком контексте. Разли­чают следующие виды социальной информации.)

По сфере применения:

массовая информация;

правовая информация;

научно-техническая информация;

политическая информация;

статистическая информация;

информация о чрез­вычайных ситуациях;

информация о личности (персональные данные).

По режимам доступа:

открытая информация (без ограни­чения);

информация с ограничением доступа;

закрытая;

государственная тайна;

конфиденциальная информация;

коммер­ческая тайна;

профессиональная тайна;

служебная тайна.

Информация по видам носителей:

на бумаге;

машиночи­таемых носителях;

в виде изображения на экране;

в памяти ЭВМ;

информация, передаваемая по каналам связи;

на дру­гих носителях.

Основным источником высокозначимой информации явля­ется наука (научные знания— высшая форма информации). Интеллектуальный потенциал науки определяется ее способ­ностью производить новую научную информацию на единицу потребляемой исходной.

По функциональному назначению информация может быть разделена следующим образом.

Политическая информация — информация о статике и динамике политических отношений, политической линии го­сударства, деятельности политических партий и обществен­ных объединений, имидже политических деятелей, всех эле­ментах политической системы общества. Разновидность—внеш­неполитическая информация — данные о внешнеполитичес­ком курсе государства, внешнеполитических акциях, конф­ликтах, состоянии международных отношений. Вместе с тем имеется такая политическая информация, которая является одновременно и правовой, т. е. имеет "двойное подчинение". Примером могут быть конституционные нормы о предоставле­нии политического убежища (ст. 63 Конституции РФ), о госу­дарственном языке (ст. 68), об участии Российской Федерации в международных объединениях (ст. 79).

Экономическая информация отражает процессы производ­ства, распределения и потребления, происходящие в обще­стве. Одно из основных понятий рыночной экономики — цена является носителем информации о состоянии экономических процессов. Информатизация бизнеса приводит к тому, что сдел­ки заключаются в компьютерных сетях.

Информация о частной жизни. Термин "частная жизнь" вытекает из концепции гражданского общества. Понятие ин­формации о частной жизни лица закреплено в ч. 1 ст. 24 Кон­ституции РФ, согласно которой сбор, хранение, использова­ние и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

Научно-техническая информация. В соответствии с Фе­деральным законом "О науке и государственной научно-тех­нической политике" от 23 августа 1996 г.,* научная (научно-исследовательская) деятельность направлена на получение и реализацию новых знаний.

Документированная информация — зафиксированная на материальном носителе в виде символов, знаков, букв инфор­мация с формальными реквизитами. Это юридические доку­менты, судебные решения, учетная, статистическая инфор­мация, регистрационная, создаваемая в процессе производ­ственной, политической, юридической и иных видов деятель­ности.

Служебная и коммерческая информация (тайна). В ст. 139 ГК РФ "Служебная и коммерческая тайна" дано ее законода­тельное определение: "1. Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность и в силу неизвестности ее третьим лицам к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации при­нимает м Конфиденциальная информация представляет собой раз­новидность информации с закрытым доступом. Согласно Фе­деральному закону "Об информации" это документированная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с за­конодательством Российской Федерации. Примерами конфиден­циальной информации могут служить персональные данные и информация о частной жизни.

 

Информация, содержащая государственные секреты (го­сударственная тайна), включает военные, стратегические, особо важные экономические сведения. Их режим установлен Федеральным законом "О государственной тайне" от 21 июля 1993.

Информация о гражданах (персональные данные) — пол, возраст, семейное положение, сведения о социальном положе­нии, национальность, политические, философские, религиозные взгляды, принадлежность к политическим партиям и обществен­ным движениям, физическое и психическое здоровье, вклады в сберегательных банках, владение собственностью и др.

Основными элементами информации о личности являют­ся: дата и место рождения, адрес, образование, семейное по­ложение, состояние здоровья.

Компьютерная информация. В ст. 272 УК РФ она опреде­ляется как информация на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине, системе ЭВМ или их сети. УК РФ различает три вида компьютерных преступлений: неправомер­ный доступ к компьютерной информации, создание, использо­вание и распространение вредоносных программ для ЭВМ, нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети. К электронной информации относятся как электронные вер­сии нормативных правовых актов, справочников, журналов, газет и других изданий, выходящих и в печатном виде, так и издания и массивы, создаваемые только в электронной фор­ме (журналы, базы данных, записи приборов и т. п.). В каче­стве основных носителей выступают магнитные ленты и ком­пакт-диски.

5. Так, А. Б. Венгеров выделял два вида правовой информа­ции. Во-первых, ту, которую содержат нормативные право­вые акты. "Эта информация носит прескриптивный (предпи­сывающий) характер, она первична, имеет определенную структуру, выполняет функции ограничения разнообразия в поведении своих адресатов и т. д. Правовой ее делают специ­фические качества — установленные процедуры принятия, общеобязательность соответствующего понимания, предусмот­ренные способы использования и т. д."

Во-вторых, автор считал правовой и ту информацию о юридических документах, которую выдает документальная ин­формационно-поисковая система. Эта информация вторична, она может содержать сведения о нормативных актах, их час­тях, объединении актов в систему, об источниках опубликова­ния и т. д. "Правовая информация в данном смысле охватывает акты разных уровней (в том числе судебную и арбитражную практику), юридическую доктрину и позволяет говорить об ин­формационно-правовой деятельности как новом направлении в юридической работе".

Пра­вовая информация является разновидностью социальной ин­формации, тесно связанной с политической информацией, и её можно определить как использу­емые в общественной практике знания, сообщения, сведения о правовой сфере жизни общества, о явлениях и процессах, происходящих в этой сфере.

Правовая информация- сведения (сообщения, данные) о фактах, событиях, предметах, лицах, явлениях, протекающих в правовой сфере, содержащиеся в различных источниках и используемых государством и обще­ством для решения задач правотворчества, правоприменительной и правоохранительной деятельности, защиты прав и сво­бод личности.

Правовая информация может быть разделена на две боль­шие группы — нормативная и ненормативная правовая ин­формация.

6. Нормативная правовая информация

Этот вид информации касается сведений (сообщений, дан­ных) о нормах права, правовых институтах, правоположениях, санкциях, видах и формах юридической ответственности и т. д.

Нормативная правовая информация может быть представ­лена в виде четырех уровней:

1. Международно-правовая информация — это сведения, которые содержатся в международных договорах, соглашени­ях, конвенциях, выражающая взаимосвязи народов, между­народных организаций, а также отношения по поводу прав и свобод человека.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнан­ные принципы и нормы международного права и международ­ные договоры России являются составной частью ее правовой системы. Тем самым существенно расширяется число актов и норм, подлежащих обработке в автоматизированных инфор­мационно-поисковых системах (АИПС) правовой информации.

2. Правовая информация федерального уровня содержит­ся в Конституции РФ, в федеральных конституционных за­конах, в федеральных законах, в нормативных указах Пре­зидента РФ, постановлениях Правительства РФ и других нор­мативных актах

3. Уровень субъекта Российской Федерации (региональный уровень). В соответствии с ч. 2 ст. 5 Конституции РФ республи­ки (государства) в составе РФ имеют свое законодательство и конституцию. Край, область, город федерального значения имеют устав и законодательство. В настоящее время активно формируется региональное законодательство, которое можно подразделить на акты:

представительной и законодательной власти;

органов исполнительной власти;

судебной власти.

4. Акты местного самоуправления. В соответствии со ст. 131 Конституции РФ местное управление не входит в систему го­сударственных органов, а осуществляется в городах, сельских поселениях и других территориях с целью обеспечить самосто­ятельное решение населением местных вопросов. Нормотворчество органов местного самоуправления представлено актами:

местных представительных органов;

местной администрации;

органов территориального общественного самоуправления.

7. Ненормативная правовая информация

Этот вид данных служит задачам правоприменительной и правоохранительной деятельности, отправления правосудия по уголовным и гражданским делам, обоснованного разрешения арбитражных дел. Используется для систематического инфор­мирования граждан, всех общественных структур о наиболее актуальных явлениях, фактах и проблемах в правовой сфере.

Можно предложить следующую структуру ненорматив­ной правовой информации.

1. Информация о состоянии законности и правопорядка (реализует в правовой сфере принцип обратной связи):

о соблюдении прав и свобод человека, содержащаяся в отчетах Уполномоченного по правам человека, в официаль­ных данных о соблюдении Российской Федерацией своих меж­дународных обязательств, в материалах специальных комис­сий по правам человека;

об эффективности прокурорского надзора, содержащаяся в публикациях средств массовой информации, в периодичес­ких изданиях правоохранительных и правоприменительных органов, о формах и способах защиты прав граждан, о приня­тых мерах по восстановлению законности;,

гражданско-правовая информация— о гражданско-правовых отношениях, о фактической реализации гражданских прав и обязанностей участников гражданского оборота, раз­личных форм собственности и других вещных прав, договор­ных и иных обязательств;

административно-правовая информация, рассматривающая административную деятельность органов исполнительной вла­сти и правовые отношения,, возникающие в процессе этой де­ятельности между органами управления и гражданами.

2. Информация о состоянии и соблюдении конституци­онных прав и свобод человека и гражданина.

3. Информация о правовой жизни общества, содержащая­ся в средствах массовой информации (СМИ).

4. Информация о состоянии преступности (админист­ративных правонарушений), ее динамики и мерах предупреж­дения.

5. Жалобы и заявления граждан.

6. Информация о льготах и привилегиях.

7. Информация, связанная с расследованием и разбиратель­ством конкретных судебных дел:

информация, содержащаяся в уголовных, гражданских и арбитражных дедах;

копии приговоров и решений, справки о судимости;

криминалистическая информация, используемая при до­казательстве факта преступления и идентификации лица или группы лиц, совершивших преступление;

судебно-экспертная информация, используемая при про­ведении судебных экспертиз для доказательства (или опровер­жения) факта преступления и вины обвиняемого;

оперативно-розыскная информация, содержащая сведе­ния, отражающие ход и результаты проведения оперативно-розыскных мероприятий по установлению и розыску лиц, со­вершивших уголовно наказуемые деяния и скрывающихся от правосудия, а также иные сведения и материалы.

Ненормативная информация может быть либо общедос­тупной, либо ограниченного доступа. Режим и порядок отне­сения информации к категории определенного доступа уста­навливается руководителем того юридического учреждения, в котором она производится и циркулирует. Ответственность за соблюдение законности и защиту информации лежит на том юридическом учреждении, которое является ее владельцем.

Граждане имеют право на получение ненормативной пра­вовой информации, которой располагают юридические учреж­дения (справки, копии приговоров, решений, статистическая информация и др.). Заявление о получении такой информации должно быть мотивированным. Граждане имеют право знако­миться с указанной информацией в пределах юридического учреждения.

8. Методология системного анализа закона включает в себя выявление всех системообразующих связей, факторов, кон­струкций; оптимизацию этих связей, т. е. улучшение качества и эффективности закона; выяснение роли и функции каждой связи в повышении целостности и эффективности закона

Системно-структурный аспект предусматривает изучение внутренних связей и взаимодействия элементов системы. Струк­тура понимается как внутренняя форма системы.

Системно-функциональный аспект предусматривает изу­чение информационно-функциональных зависимостей: между компонентами данной системы; между компонентами и систе­мой в целом; между системой в целом и другой системой, в состав которой она входит.

Системно-коммуникационный аспект отражает изучение системы во взаимодействии с окружающей средой, анализ возмущающих факторов.

 

На практике требования системности закона нередко нару­шаются. Это выражается, например, в коллизиях и конфликтах правовых норм и правовых актов, их низкой эффективности, нарушении принципа целостности и сбалансированности элемен­тов (в частности, сбалансированности прав и обязанностей субъек­тов закона).

Детерминированной называется система, поведение ко­торой можно однозначно предсказать. Например, это работа ЭВМ либо какого-либо иного технического устройства. По­ведение вероятностной системы может быть предсказано лишь с определенной долей вероятности. Например, это поведение человека.

Простая система не имеет дальнейшего членения на под­системы.

Сложной называется система, состоящая из входя­щих в нее простых систем (подсистем), т. е. совокупности от­дельных частей. Понятие сложности имеет для информатики методологическое значение. Современные наука и техника весь­ма часто сталкиваются со сложностями разного рода — слож­ностью задачи вычислений, объекта, проектирования и т. д.

Социальными являются системы, которые возникают и функционируют в общественной среде. Это системы экономи­ческие, политические, научно-технические, управленческие, экологические и др. При всем разнообразии конкретных сис­тем их основным компонентом являются люди, человеческие личности, большие и малые социальные группы и общности. Социальные системы состоят из значительного числа автоном­ных элементов, которые взаимодействуют по определенным законам. Право охватывает своим регулятивным воздействием все функциональные компоненты социальных систем — по­становку их целей, социальные функции, информационные потоки, связи с иными системами, способы достижения це­лей, отклонении от нормального функционирования, элемент­ный состав и т. д..

Сложные динамические системы образуются множеством более простых, каждая из которых является, в свою очередь, самостоятельной системой (простые подсистемы).

Динамическими системами, в которых происходят процессы управления, являются ЭВМ, коллективы людей, объединенные трудовой деятельностью, технические и биоло­гические системы. Другая характерная черта сложной дина­мической системы — это ее развитие. Во всех сложных дина­мических системах управление происходит путем сбора, рас­пространения, хранения и переработки информации, выработки и передачи команд управления исполнительным органам.

Сложная динамическая система "государство — право" — это система многоцелевая, полифункциональная, полиструк­турная, многоаспектная; она отличается разнообразием цело­стных системных свойств, несводимостью к составляющим эле­ментам, их свойств и отношений между ними. Ее описание приходится вести с помощью нескольких специальных языков.

Нормативные системы В обществе существует значительное число социальных регуляторов. Это политические нормы, моральные нормы, средства массовой информации, государство, право. Все они представляют собой не что иное, как разновидность социальных нормативных систем, т. е. в их состав входят различные соци­альные нормы.

Под кибернетической системой понимается объединенная информационным процессом совокупность подсистем и элемен­тов живой и неживой природы, действия которых служат до­стижению поставленной цели (система обладает целенаправ­ленным действием), причем оптимальным образом.* Для ки­бернетической системы характерно наличие субъекта и объекта управления, системы управления.

 

9. Формализация – выявление и уточнение смысла правового явления через анализ его формы. Метод формализации основан на выделении формы правовых явлений. Право есть формальная система. Это выражается в требовании единства терминоло­гии, точности понятий, в широком использовании в законодательных актах нор­мативных определений.

Средствами формализации эмпирической информации в правовой информатике являются:

- математические методы, символы и стандартизованные обозначения;

- методы логики, в частности математической логики;

- специальные коды (кодирование криминальной информации);

- социальное измерение, статистические методы.

Метод формализации используется при вводе правовой информации в память ЭВМ. Информация предварительно должна быть представлена в формальном виде и закодирована.

 

 

10. Одной из важных практических задач информатики явля­ется поиск эффективных методов измерения количества све­дений, циркулирующих в информационных процессах.

Значительный вклад в это дело внес крупный американ­ский ученый К. Шеннон, создавший статистическую теорию информации, где решаются многие вопросы ее измерения. Так, в фундаментальном труде, посвященном статистической тео­рии связи (1948).

Информация имеет дело со случайными явлениями и про­цессами. Поэтому она тесно связана с понятием вероятности.*

* Процесс получения информации можно рассматривать как процесс вы­бора. Выбор осуществляется как отправителем, так и получателем сооб­щения. Этот выбор имеет случайный характер.

 

Если бы система, от которой исходит информация, была известна заранее, не было бы смысла передавать сообщение. Оно приобретает смысл, когда состояние системы заранее неизвестно, случайно.

Исходная система случайным образом может оказаться в том или ином состоянии, ей заведомо присуща какая-то сте­пень случайности, неопределенности. Понятие информации может интерпретироваться как снятие неопределенности.

Неопределенность — это отсутствие данных о системе и ее состоянии. Она может быть измерена

Методы измерения количества информации

Итак, количество информации в 1 бит вдвое уменьшает неопределенность знаний. Связь же между количеством возможных событий N и количеством информации I определяется формулой Хартли:

N=2i.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: