Виды:
- социальная система – возникает и функционирует в общественной среде (системы экономические, политические, научно-технические, управленческие и т.д.)
- нормативные системы (подвид) – это политические нормы, моральные нормы, средства массовой информации, государство, право.
- кибернетическая система – объединенная информационным процессом совокупность подсистем и элементов живой и неживой природы, действия которых служат достижению поставленной цели, причем оптимальным образом.
Информационные системы классифицируются:
1. По степени автоматизации
- ручные
- автоматизированные
- автоматические
2. По сфере применения
- интегрированные
- организационного управления
- управления ТП (текстовым процессором)
- система автоматизированных плановых расчетов (САПР)
3. По характеру применения
- информационно-поисковые
- информационно-решающие
- управляющие
- советующие
Современные информационные системы имеют высокое быстродействие, большую память. Каждая из них может работать со значительным числом местных и удаленных терминалов. благодаря этому информационная система осуществляет:
- автоматизацию различного рода работ
- контроль и устранение ошибок в информации, находящейся в системе
- постоянное обновление информации, хранящейся в системе
- быстрое выполнение заданий пользователей
- обращение к информационным ресурсам.
Информационные системы сегодня стали неотъемлемой составной частью правовой системы. Они вошли также в полном объеме и в правовую сферу, в правоприменительную, правотворческую, правоохранительную деятельность, правовое образование и воспитание.
Правовые информационные системы обладают следующими свойствами:
- качественные характеристики правовой информационной системы зависят от качественных характеристик составляющих ее элементов
- между элементами системы существует тесная связь, при этом она часто ограничена, что изменение одного компонента обязательно приводит к изменению другого или всей системы в целом
- систему характеризует упорядоченность входящих в нее элементов
- системы не могут существовать изолированно, вне связи с внешней средой, что проявляется во взаимодействии между этими системами на основе информационных связей друг с другом
Кроме этих свойств правовые информационные системы имеют особенности:
- каждая создаваемая система является целесообразной, т.е. создается для достижения конкретной цели
- большинство систем имеют сложную структуру и организацию.
13. Все существующие правовые информационные системы могут быть классифицированы:
1. По происхождению:
- естественные
- искусственные
2. По форме реализации:
- материальные
- идеальные
3. По отношению к причинно-следственной связи:
- Детерминированные – система, у которой составляющие элементы и связи между ними взаимодействуют так, что если известно начальное состояние системы и программа перехода ее в другое состояние, то всегда можно точно просчитать каким будет новое состояние (например, работа ЭВМ).
- вероятностные
4. По отношению к взаимодействию с окружающей средой:
- открытые
- замкнутые
5. По функциональному назначению:
- информационно-поисковые (АИПС)
- информационно-логические (АИЛС)
- системы управления (АСУ)
- обучающие системы (АОС).
6. По видам информационной деятельности:
- информационные системы в правоприменительной деятельности
- ИС в правотворчестве
- ИС в правоохранительной деятельности
- ИС в правовом образовании и воспитании.
7. По видам правовой деятельности:
- ИС нотариуса
- ИС адвоката
- ИС следователя и т.д.
Информационные системы классифицируются:
1. По степени автоматизации
- ручные
- автоматизированные
- автоматические
2. По сфере применения
- интегрированные
- организационного управления
- управления ТП (текстовым процессором)
- система автоматизированных плановых расчетов (САПР)
3. По характеру применения
- информационно-поисковые
- информационно-решающие
- управляющие
- советующие
15. В настоящее время в рамках реализации задач государственной политики информатизации правовой системы России создаются следующие автоматизированные информационные системы (АИС):
1. Российская государственная автоматизированная система правовой информации.
Эта система будет представлять собой крупнейший информационно-коммуникационный комплекс, имеющий конечной целью создание развитого механизма всестороннего и беспрепятственного обеспечения граждан, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, иных физических и юридических лиц нормативной правовой информацией.
2. Информационно-коммуникационная система Федерального Собрания (Государственной Думы и Совета Федерации).
Она включает:
· информационно-справочный центр, который обеспечивает депутатский корпус как открытой, так и конфиденциальной информацией;
· систему локальных вычислительных сетей и автономных персональных ЭВМ, установленных в постоянно действующих комитетах, комиссиях, в канцеляриях депутатов, а также в подразделениях Аппарата Совета Федерации, подключенных к центральной базе данных.
3. Автоматизированные информационные системы правоохранительных органов.
Сюда относятся информационные системы МВД РФ и Генеральной прокуратуры. Обе они имеют многоуровневую структуру, региональные центры в субъектах Федерации и носят всероссийский характер. В составе информационной системы МВД уже функционирует около 100 региональных информационных центров.
4. Автоматизированная система информационного обеспечения органов и учреждений юстиции. Центральным ее звеном является Научный центр правовой информации Министерства юстиции РФ.
5. Государственная автоматизированная система "Выборы". Система предназначена для решения задач автоматизации сбора, обработки, обобщения и представления государственным органам информации, получаемой в ходе подготовки и проведения избирательных кампаний. В ее структуру входят информационные центры и системы. Возглавляет эту систему Федеральный центр информатизации. При каждой избирательной комиссии субъекта РФ имеется региональный информационный центр.
Автоматизированная информационная система – это хранилище информации, снабженное процедурами ввода, поиска, размещения и выдачи информации.
Структура АИС может быть представлена следующим образом:
1. базы данных, реализуемые на машинных носителях информации
2. лица, обслуживающие систему
3. технические средства ввода, хранения, обработки информации и вывода и отображения создаваемых или запрашиваемых у машины данных
4. языки запросов и ответов
5. пользователь системы
Условия, которым должна отвечать АИС:
- частота встречаемости и сложность планируемых задач, ограниченность срока их выполнения
- разработка АИС должна осуществляться группой специалистов (Специалисты по АИС, юридической деятельности, по организации машинной обработки информации)
- АИС должна обеспечивать ее использование без глубоких познаний в вычислительной техники
- АИС должна быть организована так, чтобы исключить несанкционированный доступ к ней
- Язык описания в АИС должен быть точным, емким и несложным для пользователя
Виды АИС:
- диалоговые (вопрос-ответ между человеком и машиной)
- экспертные (АИС способна оперировать специальными данными)
- обучающие (использование в учебном процессе)