Образ «маленького человека» в произведениях А. С. Пушкина («Станционный смотритель»)




А. С. Пушкин был следующим писателем, в сферу творческого внимания которого стала входить вся огромная Россия, её просторы, жизнь деревень; Петербург и Москва открылись уже не только с роскошного подъезда, но и через узкие двери бедняцких домов. Доказательством этого послужили его «Повести Белкина», в центре которых – провинциальная Россия. Впервые оказалось возможным не только драматически изобразить противоречивое поведение человека, но и осудить злые и бесчеловечные силы общества. Основным действующим персонажем «Повестей» является маленький бедный человек, его положение в обществе, его желания, стремления, социальные противоречия, в которые он втянут, нравственное достоинство и простое человеческое счастье. В концепции этого цикла повестей ставится вопрос о месте человека в жизни. Пушкинский гуманизм направлен на утверждение не столько «маленького человека», сколько «полного». Автор увидел не просто человеческое в «маленьком человеке», а открыл истинное, подлинное, абсолютное в каждой личности и сказал, что она достойна не сочувствия, а пристального постижения огромных человеческих потенций, скрытых и в «бедном» Вырине, и в «бедной» Дуне. Мир - весь мир - открыт человеку у А. С. Пушкина.

Выбор А. С. Пушкиным героя – станционного смотрителя – был не случайным. В 20-х годах XIX века в русской литературе, как известно, появляется немало очерков, рассказов, героями которых оказываются люди «низшего» класса. «Станционный смотритель» – социально - психологическая повесть о «маленьком человеке» и о его горькой судьбе в дворянском обществе. Это высшее проявление реализма в русской прозе начала 30-х годов и замечательное достижение самого А. С. Пушкина. Судьба «маленького человека» впервые показана без сентиментальной слезливости, без романтического преувеличения, показана как результат определённых исторических условий, несправедливости общественных отношений. Пушкинский «Станционный смотритель» стал емким манифестом темы «маленького человека». Недаром к образу Самсона Вырина обращён Макар Девушкин из «Бедных людей» Достоевского, обозначен «Станционный смотритель» и в гоголевской «Шинели», а Лермонтов в тексте своего романа дает строку из пушкинской повести – «по казённой надобности»…Есть ли смысл в самом выборе должности для «маленького человека»? Пушкин отвергает роль «диктатора» почтовой станции и подчеркивает: «смотрители суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях и не слишком сребролюбивые». Автору важно расположить такого героя в тесном соприкосновении с людскими судьбами, на дорогах судьбы, поэтому - такое «всеобщее» начало повести: «Кто не проклинал…? Кто не бранивался…? Кто не требовал от них…? Кто не почитает их извергами…?» Дальше мы увидим, что «станционный смотритель» - не только отражение всеобщей судьбы «маленького человека», но и средоточие ответственности за себя и за ближнего. В образе станционного смотрителя Пушкин отмечает не только смирение, кротость, как бы согласие с судьбой именно маленького человека, но и желание благополучия, скромных радостей. Видно, что "маленький человек", будучи сам "подавлен обстоятельствами", далеко не равнодушен к власти над ближним. Судьба Самсона Вырина плачевна: едва почуяв малое благо, он теряет все, теряет неизмеримо больше. Чувство долга и особенно своей вины едва ему знакомо, он выполняет свои обязанности несвободно, боясь лишиться своего малого блага. "Маленький человек", по Пушкину, находится постоянно в разладе с своей судьбой, совестью и своими поступками. Повесть Пушкина насыщена множеством нюансов судьбы "маленького человека". В "Станционном смотрителе" Пушкин показывает, что быть "маленьким человеком" – удел естественный и неизбежный; "маленькому человеку" открыто многое, но мало воспринято им; он стремится к облегчению земной участи, но лишь навлекает на себя еще большее страдание; стремясь к благу, не избегает греха; уходит из жизни глубоко подавленный и в ожидании высшего суда; сама смерть оказывается желанней жизни для него. Земная же жизнь, во власти "князя мира сего", течет болезненно, непредсказуемо и трагично: так, в конце повести показана уродливая и грубая семья пивовара (как не прислужника бесов?), занявшая столь привлекательный дом услужливого смотрителя, где теперь вместо красавицы Дуни обитает "толстая баба" с сыном – оборванным, рыжим и кривым уродом. А ему, Ваньке этому, все бы орешки грызть: маленький человек в нем не сокрушится…



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: