Образ «маленького человека» в творчестве Достоевского.




По-настоящему тема "маленького человека" будет развита в "Преступлении и наказании". Стремление быть "немаленьким" рождает у Раскольникова известную формулу: "Тварь ли я дрожащая или право имею?", которая вновь предоставляет судить о значении человеческой судьбы земными мерками. В Раскольникове Достоевский изобразил протест против судьбы "'маленького человека", доведенный до предела - в поступке, в сознании, душевном и физическом состоянии.

Между тем, само чувство протеста невысоко ценится автором, потому о протесте с упоением будет говорить именно такой герой, как Лебезятников, "чрезвычайно пошленький и простоватый человечек" ("Теперь же я тебя уважаю, потому что ты сумела протестовать"), да и "протестную" теорию Раскольникова в романе оценивают пренебрежительно ("так себе теорийка"). "Сумевший протестовать" Раскольников окажется отверженным в решении темы "маленького человека". Соня Мармеладова, образно говоря, будет проповедовать ему евангельскую мораль, даст в руки великую книгу, которая является единственным спасением для страдающего "маленького человека": быть "маленьким человеком", оказывается, значительно труднее, чем "протестовать".

В изображении Мармеладовых тема "маленького человека" приобретает смысловую законченность. Уже во второй главе, на "десятой" странице романа, появится Семен Иванович Мармеладов с проповедью грядущего преображения ничтожного и грешного человека. Семен Иванович, как и Акакий Акакиевич, ничтожен показательно, гротескно: титулярный советник, но – уже совершенно спившийся, оборванный, битый и почти безумный. Достоевский умеет создать образ действительно падшего человека; мармеладовская назойливая слащавость, неуклюжая, витиеватая речь – все свойства пивного трибуна и шута одновременно - создает образ вполне в духе евангельских мытарей и блудниц. Осознание своей низости ("Я прирожденный скот") лишь усиливает в нем браваду: если человек провозглашен грешным, то Мармеладов перестает стыдиться греха; в нем нет ни самооправдания, ни обвинения других за свое падение. Однажды коснувшись нелепого тезиса о том, что во всем виновата "общественная среда" ("среда заела"), Достоевский вообще уводит своего героя от вопроса "кто виноват?". Так устроен мир, а Раскольникову, претендующему на роль Христа и Магомета, и нужен был именно такой грешник, чтобы увидеть себя не "тварью дрожащей", а спасителем. Заметим, что еще у Пушкина сочувствие "маленькому человеку" чревато ошибкой и грехом; этот мотив повторяет Достоевский в крайней, экзальтированной форме: сочувствие толкает Раскольникова на убийство, а Соню Мармеладову - на блуд. Прежде чем спасать другого - по-евангельски, "исцелися сам": у "малых" нет сил на борьбу, их удел именно сострадание, иначе - нет нужды во всеобщем Спасителе. Наверное, это и делает тему "маленького человека" столь безысходно трагичной: земными средствами страдания не избежать, и когда Мармеладов твердит о неком "одном таком месте, где бы и его пожалели", то таким единственным местом оказывается только Божий суд. И когда Мармеладов говорит: "Сугубо страдать хочу", - он принимает участь "маленького человека" и через страдание хочет не просто "улучшить" эту участь, а приблизиться к Богу. Вся притча Мармеладова о своей судьбе имеет пафосную мораль, выдержанную в евангельских тонах и перифразирующую слова самого Христа, Мармеладов верит в будущую вечную жизнь, где простится человеческий порок: "Прощаются и теперь грехи твои мнози за то, что возлюбила много... Выходите, пьяненькие, выходите, слабенькие...". Прощение и спасение "маленького человека" Мармеладов видит не в том, что тот стремится избегать греха, а в том, что эти люди осознавали свое падение, - и этого достаточно, в душе грех этим уже повергнут. Последний завет "маленького человека": "Господи, да приидет царствие Твое", после чего, собственно, Мармеладову остается только умереть. И вновь мы возвращаемся к тому, что "маленький человек" - герой смерти, а не жизни: жизнь однообразна и низка; страдания и унижения неизбежны, и это путь к Богу; смерть - не только разрешение неразрешимых узлов, но и последнее приближение к Христу, это желание распятия: "Распни, судия, распни," - скажет Мармеладов. "Маленький человек" и должен был рано или поздно в литературе провозгласить подобный манифест.

Достоевский показывает неизбежно греховное состояние "маленького человека", единственной надеждой которого становится благой Божественный суд. Достоевский вводит христианскую идею непосредственно в сознание своего героя, погружает его в диалектику православного мироощущения, которое и дает спасение и надежду, но – не на безгрешность и не на счастье, и тем более не на земное величие (преодоление "малости"). В "Преступлении и наказании" Достоевский уже не протестует против положения "маленького человека", а показывает, что человек - действительно "маленький", его удел: принять этот мир как страдание, сознательно вчитываться в Вечную Книгу и – помнить о наследстве Свидригайлова.

2.5. Отражение темы «маленького человека» в рассказах В.М. Шукшина и
М.М. Зощенко

Тема «маленького человека» и его значимости – в самом широком смысле слова -
является одной из важнейших тем у многих писателей 20 века. Одним из них является В.
М. Шукшин — автор, герои которого, по преимуществу, — "маленькие люди". Какой бы
рассказ Шукшина мы ни открыли, непременно встретим чудака-изобретателя,
вдохновенного рассказчика-лгуна, художника-самоучку, безграмотного писателя. Обо
всех них автор говорит с большой любовью, называя их "светлыми душами". Пусть они
ничего не сделали для человечества, но сами их мечты уже характеризуют этих людей как
прекрасных, светлых и чистых.

Главный герой рассказа "Миль пардон, мадам!" Бронька Пупков имеет не созвучное
со своей фамилией имя — весьма распространенный признак "маленького человека", как
и главный герой Н.В.Гоголя «Шинель» Башмачкин. Писатель так говорит о неудовлетворенности своим именем: «Ребенка окрестили, причем он заплакал и сделал
такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник. Герой
рассказа В.М.Шукшина тоже не в восторге от своего имени: «Поп с похмелья придумал.
Я его, мерина гривастого, разок стукнул за это. К такому имю надо фамилию
подходящую. А я - Бронислав Пупков. Как в армии перекличка, так – смех». Живет Бронька в деревне, места знает хорошо знает, городских на охоте сопровождает.
Односельчане такую ему характеристику дают: «Бронька Пупков... он у нас мастак по
этим делам. С ним не соскучитесь. - И как-то странно улыбаются». Но главный герой не
печалится, рассказывает с изумленным из года в год слушателям одну и ту же историю о
том, как он чуть не застрелил Гитлера. История выдумана от начала до конца. Но, когда
жена в очередной раз напоминает Броньке про это, он начинает злиться. И не просто
злиться, а еще и страдать и переживать. Почему он рассказывает эту историю со слезами
на глазах? Да потому, что он не просто говорит, а "проживает" ее. В его душе живет
жажда подвига, жажда чего-то большого, прекрасного, необычного, что так не похоже на
его повседневную жизнь. Но трагедия его заключается в том, что он, "маленький человек",
никогда не сможет жить той светлой прекрасной жизнью, которую выдумал себе. Поэтому
он и пытается сам поверить в свою историю. Ему так легче. Его даже несколько раз
вызывали в сельсовет, совестили, грозили принять меры. Но Бронька не сдается, пусть хоть в мечтах он будет тем, кем хотел бы стать в жизни.
Рассказы Зощенко продолжают проблематику произведений о «маленьком человеке».
Однако это совершенно иной взгляд, иная трактовка старой темы в изменившихся
условиях. Маленький, незаметный, привыкший изъясняться «большею частью
предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют
никакого значения», гоголевский чиновник превращен в советского служащего, для
которого выигрыш в лотерею становится пределом земных мечтаний, как в свое время
новая шинель для Акакия Акакиевича Башмачкина.

Для того чтобы представить центрального героя рассказов Зощенко, необходимо
«составить» его портрет из тех мелких черточек, которые рассеяны по отдельным
рассказам. Большая тема у Зощенко раскрывается не в одном произведении, а во всем его
творчестве, как бы по частям.

Читая рассказы Зощенко, мы познаем психологию человека, привыкшего к своему
ничтожному положению в обществе, к тому, что его судьба - ничто по сравнению с
любой инструкцией, приказом или параграфом. Когда к человеку перестают относиться
как к мыслящей, оригинальной личности, он постепенно теряет чувство самоуважения. Отсюда его преклонение перед должностными лицами, подобострастное заискивание
перед теми, от кого он зависит, неверие в бескорыстие ближнего и т. д. Шофер Егоров из рассказа «Веселая игра» терпит унизительное обращение со стороны
своего партнера по бильярду. В качестве штрафа за проигрыш тот предлагает отрезать ему
усы. Егоров соглашается, и это кажется диким всем присутствующим. Выясняется, что
характер взаимоотношений игроков «запрограммирован» уже их местом на служебно-
иерархической лестнице. Показательно даже их обращение друг к другу: Егорова к
партнеру - на «вы» и по имени-отчеству; егоровского партнера - исключительно на «ты»
и по фамилии. Выигравший говорит: «Другой там заставляет шофера ждать на морозе три
часа. А я к людям гуманно подхожу. Это шофер с нашего учреждения, и я его завсегда в
тепло беру. Я к нему не свысока отношусь, а я с ним по-товарищески на бильярде играю.
Учу его и маленько наказываю. И что теперь ко мне придираются - я просто не пойму».

Он и вправду не понимает, поскольку убежден в своем благородстве. Интересно, правда,
представить его с кем-нибудь из вышестоящих начальников.
А что же чувствует тот самый «маленький человек», в данном случае шофер
Егоров? Что происходит в его душе? Переживает он или привык к подобного рода
хамству, ставшему естественным в советских учреждениях? А может быть, радуется, что
его не заставляют мерзнуть на улице и берут «в тепло»? Даже если так, все равно эта
радость - трагедия. Трагедия человека, превратившегося в ничтожество из-за небрежного
и оскорбительного отношения к нему окружающих.

Куда бы ни пришел «маленький человек», он везде чувствует себя униженным: в
магазине, в поликлинике, в жилконторе. Потому что в нем видят кого угодно -
покупателя, пациента, посетителя, но не человека. Что же ему остается? Смириться? Или
возненавидеть всех и вся?

Горький писал, что страдание «для множества людей было и остается любимой их
профессией. Никогда еще и ни у кого страдание не возбуждало чувства брезгливости.
Страдание - позор мира, и надобно его ненавидеть для того, чтоб истребить».

Зощенко ненавидел страдание. Он всеми силами старался высмеять его, чтобы помочь
«маленьким людям» преодолеть свое рабское положение и почувствовать уважение к
самим себе. И тогда - кто знает! - может быть, и другие увидят в них не «маленьких», а
«больших» людей.

 

Заключение.

Тема «маленького человека» встречается в литературе XIX-XX вв. в связи с историческими событиями того времени и эволюционирует по мере изменения ситуации в социальных кругах. И сегодня есть люди, которые произносят: «Я - человек маленький. Какой с меня спрос»? Это так удобно. Это не правило, но в жизни нередко случается, что жестокие и бессердечные люди, оскорбляющие и унижающие достоинство других, выглядят, в конечном счете, более слабыми и ничтожными, чем их жертвы.

Что же такое ―маленький человек‖? В каком смысле ―маленький‖? Мал этот
человек именно в социальном плане, поскольку занимает одну из нижних ступенек
иерархической лестницы. Его место в обществе мало заметно или вовсе не заметно.

«Маленький» этот человек еще и потому, что мир его духовной жизни и человеческих
притязаний также до крайности сужен, обеднен, обставлен всевозможными запретами.
Для него, например, не существует исторических и философских проблем. Он пребывает в
узком и замкнутом круге своих жизненных интересов.

С течением времени «маленький человек», лишенный собственного достоинства,
«униженный и оскорбленный», вызывает у передовых писателей не только сострадание,
но и осуждение. «Скучно вы живете, господа», — сказал Чехов своим творчеством
«маленькому человеку», смирившемуся со своим положением. А в XXI веке мы видим в,
что «маленький человек» не так уж мал, он способен на поступки, которые могут спасти
не только его семью, но и всю Землю. Не бывает маленьких людей, все живут и
переживают, чувствуют и страдают одинаково. Каждый человек – личность.

 

 

Список использованной литературы:

Афанасьев Э.С. О художественной повести Н.В. Гоголя «Шинель» // Литература в
школе. – 2002. - № 6. – с. 20 – 24.
Бочаров С. Петербургские повести Гоголя // Гоголь Н.В. Петербургские повести. – М.:
Сов. Россия, 1978. – с. 197- 207.

История русской литературы 19 века. 1800 – 1830-е годы/Под
ред. В.Н. Аношкиной, С.М. Петрова. – М.: Просвещение, 1989. –
448 с.
Лебедев Ю.В. Историко-философский урок «Шинели» Гоголя //
Литература в школе. – 2002. - № 6. – с.27 – 3.

Трунцева Т.Н. Сквозные темы в русской литературе 19 века. Тема «маленького
человека» //Литература в школе. – 2010. - № 2. – с. 30 – 32.
1400 новых золотых страниц // Под ред. Д.С. Антонова. – М.: Дом Славянской книги, 2005. – 1400 с.
Шукшин В.М. « Книги выстраивают целые судьбы» // Шукшин В. М. Собрание
сочинений в пяти томах. — Б.: «Венда», 1992. — Переиздание — Е.: ИПП «Уральский
рабочий».

 

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

https://litraxixveka.ru/kritiki.htm
( «Золотой век» в русской литературе)
https://malchel.narod.ru/karam.htm

(«Эволюция маленького человека»)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: