По-настоящему тема "маленького человека" будет развита в "Преступлении и наказании". Стремление быть "немаленьким" рождает у Раскольникова известную формулу: "Тварь ли я дрожащая или право имею?", которая вновь предоставляет судить о значении человеческой судьбы земными мерками. В Раскольникове Достоевский изобразил протест против судьбы "'маленького человека", доведенный до предела - в поступке, в сознании, душевном и физическом состоянии.
Между тем, само чувство протеста невысоко ценится автором, потому о протесте с упоением будет говорить именно такой герой, как Лебезятников, "чрезвычайно пошленький и простоватый человечек" ("Теперь же я тебя уважаю, потому что ты сумела протестовать"), да и "протестную" теорию Раскольникова в романе оценивают пренебрежительно ("так себе теорийка"). "Сумевший протестовать" Раскольников окажется отверженным в решении темы "маленького человека". Соня Мармеладова, образно говоря, будет проповедовать ему евангельскую мораль, даст в руки великую книгу, которая является единственным спасением для страдающего "маленького человека": быть "маленьким человеком", оказывается, значительно труднее, чем "протестовать".
В изображении Мармеладовых тема "маленького человека" приобретает смысловую законченность. Уже во второй главе, на "десятой" странице романа, появится Семен Иванович Мармеладов с проповедью грядущего преображения ничтожного и грешного человека. Семен Иванович, как и Акакий Акакиевич, ничтожен показательно, гротескно: титулярный советник, но – уже совершенно спившийся, оборванный, битый и почти безумный. Достоевский умеет создать образ действительно падшего человека; мармеладовская назойливая слащавость, неуклюжая, витиеватая речь – все свойства пивного трибуна и шута одновременно - создает образ вполне в духе евангельских мытарей и блудниц. Осознание своей низости ("Я прирожденный скот") лишь усиливает в нем браваду: если человек провозглашен грешным, то Мармеладов перестает стыдиться греха; в нем нет ни самооправдания, ни обвинения других за свое падение. Однажды коснувшись нелепого тезиса о том, что во всем виновата "общественная среда" ("среда заела"), Достоевский вообще уводит своего героя от вопроса "кто виноват?". Так устроен мир, а Раскольникову, претендующему на роль Христа и Магомета, и нужен был именно такой грешник, чтобы увидеть себя не "тварью дрожащей", а спасителем. Заметим, что еще у Пушкина сочувствие "маленькому человеку" чревато ошибкой и грехом; этот мотив повторяет Достоевский в крайней, экзальтированной форме: сочувствие толкает Раскольникова на убийство, а Соню Мармеладову - на блуд. Прежде чем спасать другого - по-евангельски, "исцелися сам": у "малых" нет сил на борьбу, их удел именно сострадание, иначе - нет нужды во всеобщем Спасителе. Наверное, это и делает тему "маленького человека" столь безысходно трагичной: земными средствами страдания не избежать, и когда Мармеладов твердит о неком "одном таком месте, где бы и его пожалели", то таким единственным местом оказывается только Божий суд. И когда Мармеладов говорит: "Сугубо страдать хочу", - он принимает участь "маленького человека" и через страдание хочет не просто "улучшить" эту участь, а приблизиться к Богу. Вся притча Мармеладова о своей судьбе имеет пафосную мораль, выдержанную в евангельских тонах и перифразирующую слова самого Христа, Мармеладов верит в будущую вечную жизнь, где простится человеческий порок: "Прощаются и теперь грехи твои мнози за то, что возлюбила много... Выходите, пьяненькие, выходите, слабенькие...". Прощение и спасение "маленького человека" Мармеладов видит не в том, что тот стремится избегать греха, а в том, что эти люди осознавали свое падение, - и этого достаточно, в душе грех этим уже повергнут. Последний завет "маленького человека": "Господи, да приидет царствие Твое", после чего, собственно, Мармеладову остается только умереть. И вновь мы возвращаемся к тому, что "маленький человек" - герой смерти, а не жизни: жизнь однообразна и низка; страдания и унижения неизбежны, и это путь к Богу; смерть - не только разрешение неразрешимых узлов, но и последнее приближение к Христу, это желание распятия: "Распни, судия, распни," - скажет Мармеладов. "Маленький человек" и должен был рано или поздно в литературе провозгласить подобный манифест.
|
|
|
|
Достоевский показывает неизбежно греховное состояние "маленького человека", единственной надеждой которого становится благой Божественный суд. Достоевский вводит христианскую идею непосредственно в сознание своего героя, погружает его в диалектику православного мироощущения, которое и дает спасение и надежду, но – не на безгрешность и не на счастье, и тем более не на земное величие (преодоление "малости"). В "Преступлении и наказании" Достоевский уже не протестует против положения "маленького человека", а показывает, что человек - действительно "маленький", его удел: принять этот мир как страдание, сознательно вчитываться в Вечную Книгу и – помнить о наследстве Свидригайлова.
|
|
2.5. Отражение темы «маленького человека» в рассказах В.М. Шукшина и
М.М. Зощенко
Тема «маленького человека» и его значимости – в самом широком смысле слова -
является одной из важнейших тем у многих писателей 20 века. Одним из них является В.
М. Шукшин — автор, герои которого, по преимуществу, — "маленькие люди". Какой бы
рассказ Шукшина мы ни открыли, непременно встретим чудака-изобретателя,
вдохновенного рассказчика-лгуна, художника-самоучку, безграмотного писателя. Обо
всех них автор говорит с большой любовью, называя их "светлыми душами". Пусть они
ничего не сделали для человечества, но сами их мечты уже характеризуют этих людей как
прекрасных, светлых и чистых.
Главный герой рассказа "Миль пардон, мадам!" Бронька Пупков имеет не созвучное
со своей фамилией имя — весьма распространенный признак "маленького человека", как
и главный герой Н.В.Гоголя «Шинель» Башмачкин. Писатель так говорит о неудовлетворенности своим именем: «Ребенка окрестили, причем он заплакал и сделал
такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник. Герой
рассказа В.М.Шукшина тоже не в восторге от своего имени: «Поп с похмелья придумал.
Я его, мерина гривастого, разок стукнул за это. К такому имю надо фамилию
подходящую. А я - Бронислав Пупков. Как в армии перекличка, так – смех». Живет Бронька в деревне, места знает хорошо знает, городских на охоте сопровождает.
Односельчане такую ему характеристику дают: «Бронька Пупков... он у нас мастак по
этим делам. С ним не соскучитесь. - И как-то странно улыбаются». Но главный герой не
печалится, рассказывает с изумленным из года в год слушателям одну и ту же историю о
том, как он чуть не застрелил Гитлера. История выдумана от начала до конца. Но, когда
жена в очередной раз напоминает Броньке про это, он начинает злиться. И не просто
злиться, а еще и страдать и переживать. Почему он рассказывает эту историю со слезами
на глазах? Да потому, что он не просто говорит, а "проживает" ее. В его душе живет
жажда подвига, жажда чего-то большого, прекрасного, необычного, что так не похоже на
его повседневную жизнь. Но трагедия его заключается в том, что он, "маленький человек",
никогда не сможет жить той светлой прекрасной жизнью, которую выдумал себе. Поэтому
он и пытается сам поверить в свою историю. Ему так легче. Его даже несколько раз
вызывали в сельсовет, совестили, грозили принять меры. Но Бронька не сдается, пусть хоть в мечтах он будет тем, кем хотел бы стать в жизни.
Рассказы Зощенко продолжают проблематику произведений о «маленьком человеке».
Однако это совершенно иной взгляд, иная трактовка старой темы в изменившихся
условиях. Маленький, незаметный, привыкший изъясняться «большею частью
предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют
никакого значения», гоголевский чиновник превращен в советского служащего, для
которого выигрыш в лотерею становится пределом земных мечтаний, как в свое время
новая шинель для Акакия Акакиевича Башмачкина.
|
|
Для того чтобы представить центрального героя рассказов Зощенко, необходимо
«составить» его портрет из тех мелких черточек, которые рассеяны по отдельным
рассказам. Большая тема у Зощенко раскрывается не в одном произведении, а во всем его
творчестве, как бы по частям.
Читая рассказы Зощенко, мы познаем психологию человека, привыкшего к своему
ничтожному положению в обществе, к тому, что его судьба - ничто по сравнению с
любой инструкцией, приказом или параграфом. Когда к человеку перестают относиться
как к мыслящей, оригинальной личности, он постепенно теряет чувство самоуважения. Отсюда его преклонение перед должностными лицами, подобострастное заискивание
перед теми, от кого он зависит, неверие в бескорыстие ближнего и т. д. Шофер Егоров из рассказа «Веселая игра» терпит унизительное обращение со стороны
своего партнера по бильярду. В качестве штрафа за проигрыш тот предлагает отрезать ему
усы. Егоров соглашается, и это кажется диким всем присутствующим. Выясняется, что
характер взаимоотношений игроков «запрограммирован» уже их местом на служебно-
иерархической лестнице. Показательно даже их обращение друг к другу: Егорова к
партнеру - на «вы» и по имени-отчеству; егоровского партнера - исключительно на «ты»
и по фамилии. Выигравший говорит: «Другой там заставляет шофера ждать на морозе три
часа. А я к людям гуманно подхожу. Это шофер с нашего учреждения, и я его завсегда в
тепло беру. Я к нему не свысока отношусь, а я с ним по-товарищески на бильярде играю.
Учу его и маленько наказываю. И что теперь ко мне придираются - я просто не пойму».
Он и вправду не понимает, поскольку убежден в своем благородстве. Интересно, правда,
представить его с кем-нибудь из вышестоящих начальников.
А что же чувствует тот самый «маленький человек», в данном случае шофер
Егоров? Что происходит в его душе? Переживает он или привык к подобного рода
хамству, ставшему естественным в советских учреждениях? А может быть, радуется, что
его не заставляют мерзнуть на улице и берут «в тепло»? Даже если так, все равно эта
радость - трагедия. Трагедия человека, превратившегося в ничтожество из-за небрежного
и оскорбительного отношения к нему окружающих.
Куда бы ни пришел «маленький человек», он везде чувствует себя униженным: в
магазине, в поликлинике, в жилконторе. Потому что в нем видят кого угодно -
покупателя, пациента, посетителя, но не человека. Что же ему остается? Смириться? Или
возненавидеть всех и вся?
Горький писал, что страдание «для множества людей было и остается любимой их
профессией. Никогда еще и ни у кого страдание не возбуждало чувства брезгливости.
Страдание - позор мира, и надобно его ненавидеть для того, чтоб истребить».
Зощенко ненавидел страдание. Он всеми силами старался высмеять его, чтобы помочь
«маленьким людям» преодолеть свое рабское положение и почувствовать уважение к
самим себе. И тогда - кто знает! - может быть, и другие увидят в них не «маленьких», а
«больших» людей.
Заключение.
Тема «маленького человека» встречается в литературе XIX-XX вв. в связи с историческими событиями того времени и эволюционирует по мере изменения ситуации в социальных кругах. И сегодня есть люди, которые произносят: «Я - человек маленький. Какой с меня спрос»? Это так удобно. Это не правило, но в жизни нередко случается, что жестокие и бессердечные люди, оскорбляющие и унижающие достоинство других, выглядят, в конечном счете, более слабыми и ничтожными, чем их жертвы.
Что же такое ―маленький человек‖? В каком смысле ―маленький‖? Мал этот
человек именно в социальном плане, поскольку занимает одну из нижних ступенек
иерархической лестницы. Его место в обществе мало заметно или вовсе не заметно.
«Маленький» этот человек еще и потому, что мир его духовной жизни и человеческих
притязаний также до крайности сужен, обеднен, обставлен всевозможными запретами.
Для него, например, не существует исторических и философских проблем. Он пребывает в
узком и замкнутом круге своих жизненных интересов.
С течением времени «маленький человек», лишенный собственного достоинства,
«униженный и оскорбленный», вызывает у передовых писателей не только сострадание,
но и осуждение. «Скучно вы живете, господа», — сказал Чехов своим творчеством
«маленькому человеку», смирившемуся со своим положением. А в XXI веке мы видим в,
что «маленький человек» не так уж мал, он способен на поступки, которые могут спасти
не только его семью, но и всю Землю. Не бывает маленьких людей, все живут и
переживают, чувствуют и страдают одинаково. Каждый человек – личность.
Список использованной литературы:
Афанасьев Э.С. О художественной повести Н.В. Гоголя «Шинель» // Литература в
школе. – 2002. - № 6. – с. 20 – 24.
Бочаров С. Петербургские повести Гоголя // Гоголь Н.В. Петербургские повести. – М.:
Сов. Россия, 1978. – с. 197- 207.
История русской литературы 19 века. 1800 – 1830-е годы/Под
ред. В.Н. Аношкиной, С.М. Петрова. – М.: Просвещение, 1989. –
448 с.
Лебедев Ю.В. Историко-философский урок «Шинели» Гоголя //
Литература в школе. – 2002. - № 6. – с.27 – 3.
Трунцева Т.Н. Сквозные темы в русской литературе 19 века. Тема «маленького
человека» //Литература в школе. – 2010. - № 2. – с. 30 – 32.
1400 новых золотых страниц // Под ред. Д.С. Антонова. – М.: Дом Славянской книги, 2005. – 1400 с.
Шукшин В.М. « Книги выстраивают целые судьбы» // Шукшин В. М. Собрание
сочинений в пяти томах. — Б.: «Венда», 1992. — Переиздание — Е.: ИПП «Уральский
рабочий».
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
https://litraxixveka.ru/kritiki.htm
( «Золотой век» в русской литературе)
https://malchel.narod.ru/karam.htm
(«Эволюция маленького человека»)