От автора – составителя
Этот сборник был составлен в 1992 г. по записям-выпискам в течение трех лет – 1989-1991 гг. В качестве названия в то время возникали разные варианты: «Попутное», «Белые страницы», – «Уходящее»... Осталось - «В сотворении Бытия»...
Позднее вносились некоторые изменения, но в целом все осталось в том виде, как это однажды было сделано.
Сборник включает в себя самые разные фрагменты текстов Культуры. Они выстроены таким образом, чтобы это «целое» стало отражением логики «роста и развития» – каждого человека, как это увиделось автору...
Но логика Пути одна, а траектории – уникальны. И в данном сборнике – своя – траектория Пути и общая – логика Пути «роста и развития» человека, точнее, сам Путь – движения к пониманию человека и человека в Мире, онто – логика.
Фактически сборник является иллюстрацией метода – само - образования,
само – развития, возможного на каком-то этапе жизненного пути человека (как это увиделось автору), а также может быть использован просто как «книга для чтения» – как существуют книги афоризмов и высказываний, в которых каждый находит что-то для себя и которую можно расширять и трансформировать бесконечно.
О. Шалаева
1992-2005гг.
Л. Флашен «Книга создается не игрой воображения, не грезами наяву, не капризом
вымысла. Она служит не для того, чтобы забыться,
сбежать от слабостей своего существования.
... Книга – это новый опыт, неустанно пожирающий опыт прошлый
с тем, чтобы поглощая его, разрешаться все новыми родами.
Каждая книга – это Книга Бытия.
Книга всплывает между Мной и Ты. Если мы не нужны друг другу, то
нас нет, и нет Книги.
Книга – это приход. Книга – это уход.
|
Это приход и уход, совершаемые одновременно. Когда в самом
деле пришел, уходишь. Если боишься уйти, то, верно, потому, что через
тебя не осуществилась Книга».
Сухраварди «Блажен тот, кто познает себя раньше смерти, достигнет в этом мире
для себя той ступени, которой он будет наслаждаться в преходящем
мире и возрадуется в жизни загробной»
Эпиграф к эпиграфам
М. Кураев «Эпиграф – это своего рода вершинная точка, с которой обозревается
едва ли не все пространство сочинения, причем изнутри»...
Предисловие 1
Глядя на белую страницу
Начинаю точкой. Белая страница и – точка, черной пастой нарисованная.
Раз. Два. Три. Уже многоточие.
Вот уже цепочка следов на белой странице. Абстрактная фигура.
Я рисую абстрактную картину. Начало.
... Вот и строчки побежали.. Изгороди строчек – что – скрывающих?
Побежали, выдохлись, вернулись ко мне – как на станцию – переливания крови.
Переливаю кровь. Краснеют и оживают. Уже живей меня...
Строчки...
Вспыхнули – прогорели.
И почернели. Черный пепел строчек. Письмена. Вязь. Узор... Знак.
... Роза из пепла.
Я – садовник: выращиваю пепельные розы... Мгновенье – и осыпались.
В частицы. Пепла. Огня... Но нет тех роз...
Однажды... Г. Бенн «Целое»
«Часть в опьянении была, другая часть – в слезах,
В какие-то часы – сиянье блеска, в другие – тьма,
В одни – все в сердце было, в другие ж грозно
Бушевали бури – какие бури, чьи?
Всегда несчастлив и редко с кем-то,
Все больше был укрыт, раз в глубине варилось это,
И вырывалися потоки, нарастая, и все,
|
что вне – к нутру сводилось.
Один сурово на тебя глядел,
другой был мягок,
что строил ты – один то видел,
другой – лишь то, что разрушал,
Но все, что видели они – виденья половинки:
Ведь целым обладаешь только ты.
Сперва казалось: цели ждать недолго,
И только ясной будет вера впредь.
Но вот предстало то, должно было,
И каменно теперь из целого глядит:
Ни блеска, ни сияния снаружи,
Чтоб напоследок приковать твой взор –
Гологоловый гад в кровавой луже,
И на реснице у него слезы узор».
Только белая страница
Саваном белым
Слов несказанных
Мертвое тело прикрывает...
Только белой страницей
Осуществится
Жизни попытка,
Любви, что светом настигает...
Белым светом ночью – немоты свеченье...
Только знак порыва...
Пеной белою морскою воплотился сердце...
Это ключ и дверца... Иероглиф муки
Белого покоя...
И пеной белою, морскою однажды сердце растеклось, и от людей теперь не скрою, что в нем металось и рвалось… И немота заговорила, и моря плеск в душе возник, и что-то в пене проступило…
Русалочки неясный лик…
Д. Рескин «Всякая истинная наука начинается с Любви, а не с разбора
своих собратьев, и кончается Любовью, а не анализом Бога»
Все это можно было бы назвать Комментарием к единственному, постоянно
продолжавшемуся Письму...
... Это было Письмом… Начиналось – как письмо…
Руна 14
Раскрытие. Это руна раскрытия, обновленной ясности, рассеяния
тьмы, покрывавшей какую-то часть вашей жизни.
Огонь. Факел. Во взаимоотношениях не может быть взаимного раскрытия.
|
Вы можете послужить спусковым крючком, хронометром,
осознав, что свет понимания доступен вам обоим.
Поймите, что хотя, с одной стороны, вы ограничены и зависимы, с
другой стороны, вы существуете в качестве
точного центра, откуда, сливаясь, излучаются гармонизирующие
и благоприятствующие силы Вселенной. Вы являетесь этим
центром. Попросту говоря, если раньше Вы действовали в темноте,
сейчас вокруг достаточно света, чтобы увидеть, что пациент
на операционном столе – вы сами».
В. Иванов
«Древний человек давно уже пользовался принципом дополнительности, по которому по отношению ряда объектов дать адекватное описание возможно только путем одновременного соположения и наложения казалось бы противоречащих друг другу образов и слов».
В. Библер «... Двигаясь в предлагаемом материале, я решаю свою собственную
задачу (записывая свои размышления на полях книги)».
Г. Шпет «Вся реальность духа – только в его объективном культурно-
историческом проявлении. Вне этого, в его потенции, дух не
реален, он не действует, его нет – есть только одна чистая и
абсолютная материя – лишь возможность бытия».
М. Бахтин «Дух (и свой, и чужой) не может быть дан как вещь, а только в
знаковом выражении, реализации в текстах...»
В. Библер «Текст – плоть общения. Текст – улыбка Чеширского кота,
представленность человеческого бытия вне его самого...
... Только в речевом инобытии мое «я» вообще имеет смысл»
М. Цветаева – В.Муромцевой-Буниной (из письма)
«Я хочу воскресить весь тот мир – чтоб они недаром жили – и чтоб я не не даром
жила!... Воскресить. Увидеть самой и дать увидеть другим...»
Н. Федоров «... Как огонь от огня, воспроизведение в нас – прошедших поколений».
М. Цветаева «Все это было. Мои стихи – дневник, моя поэзия – поэзия
собственных имен. Все мы пройдем. Через 50 лет все мы будем
в земле. Будут новые лица под вечным небом. И мне хочется
крикнуть всем еще живым:
Пишите, пишите больше!
Закрепляйте каждое мгновение, каждый жест, каждый вздох!
Но не только жест – и форму руки, его кинувшей; не только вздох – но
и вырез губ, с которых он, легкий, слетел…»
Бл. Августин... «Вдохнуть в тело подлинную жизнь – представить вещь словесно.
Жизнь станет Словом...
Слово станет жизнью.
…Так моя жизнь, только в сей миг и живая, переводится
в ранг вечности...»
М. Цветаева «... В моей руке – почти что горстка пыли – мои стихи...
... Чтоб вещь продлилась – нужно чтоб она стала песней...
... Что со мной сделала жизнь? Стихи...
... Стихи – письмо зашифрованное...
... Если ты немножко глубже прислушаешься, ты услышишь то, что я
так тщетно тщусь передать в стихах и письмах – мое сердце».
А. Сагалаев «... Никуда не деться от принципа» бублика.
Принцип бублика, дырка, центр, суть в котором
становится реальностью лишь при наличии самого
изделия. Строго говоря, значимой реальностью
является не пустота внутри, а тело, ее оконтуривающее...»
... Текст, оконтуривающий меня... Другого... Третьего...
П. Флоренский «Культура –это язык, объединяющий человечество...
Культура – это среда, растущая и питающая личность»
М. Пришвин «Культура - «это связь людей»
Н. Федоров «Человечество есть также отечество»
Руна 24 «Поиск целостности – это задача Воина Духа.
Целостность. Но Вы, в силу своей природы, уже являетесь тем,
Жизненные силы. чем стараетесь стать. Вы должны осознать свою
Энергия солнца. сущность – свой персональный миф – и придать ему
форму, творчески выразить его».
С. Кьеркегор «Каждый индивид должен прежде всего сделать себя тем,
что он есть...»
Р. Барт «Письмо прорастает вверх, словно зерно, а не тянется вперед, как линия; оно выявляет некую скрытую сущность, в нем заключена тайна»…
Предисловие 2
М. Павич «В его ночах время, как и время у хазар, текло
от конца к началу жизни, и все истекло.
С тех пор он больше не видел снов. Он был чист.
И готов к новой жизни...»
Руна 25 «Пустота – это конец.
Непознаваемое Пустота – это начало.
(Чистая руна) Здесь Непознаваемое сообщает Вам, что
оно пришло в движение в Вашей жизни.
В этой незаполненности содержится мощный потенциал.
Пустая и одновременно полная, она охватывает полноту
бытия, все, что должно осуществиться. Благоприятствование
происходящему и готовность к нему – требование этой руны.
Ведь как можно установить контроль над тем, что еще не
оформилось. Эта руна часто требует акта мужества, подобного
прыжку в пустоту с пустыми руками.
Ее появление – прямое испытание Вашей веры.
С одной стороны, чистая руна представляет кармические силы
– полную сумму того, чем Вы являетесь и станете, с другой
стороны, эта руна учит, что даже долги старой кармы смещаются и
изменяются одновременно с тем, как изменяетесь и
развиваетесь Вы. Ничто не предопределено: нет ничего такого,
чего нельзя было бы избежать».
В. Библер «... Однажды возникает момент превращения «моей» культуры
(хаос, сосредоточенный в космос) в ничью культуру,
в прижизненно увиденную собственную посмертную маску
(космос, распадающийся в хаос)».
Л. Витгенштейн «Слыша речь китайца, мы готовы принять ее за нечлено-
раздельные гортанные звуки. Человек же, понимающий
китайский, узнает в них язык. Вот так и я часто не могу
распознать человека в человеке».
Казалось, что розы из пепла – только в воображении моем...
И думалось, что ветер следующего дня превратит эти розы в пыль...
И показалось однажды, что жизнь начнется после того, как ты
запечатлеешь целое своей жизни в форме, в которой сохранится
незримое движение в Незримом...
После чего станет доступна просто жизнь – как анонимная счастливость
в наслаждении максимальной полнотой каждого мгновения...
(«Тот, кто возвратил Поднебесную Поднебесной, может пребывать
вне мира, находясь в этом мире» «Вкус корней»)
... Что есть вот этот индивидуальный путь? Может быть,
просто Путь – приобщения к Культуре,
Путь – выхода на логику развития каждого человека.
Просто – осознание места человека в мире...
Путь к Любви...
К жизни Любовной...
История Любви… Только и всего...
И осознание, что «онтогенез повторяет филогенез»...,
Индивидуальное развитие повторяет логику исторического
пути человечества...
И захотелось собрать записи последних лет в некое целое –
не как зеркальное отражение случайно складывающейся
последовательности осваиваемых мыслей, но отражающее
логику, становление понимания – собственного внутреннего
развития, которая не сразу была осознана как закономерность
для каждого, как закономерность человеческой эволюции, идущей
по единой «модели»...
Л. Толстой «Цель жизни есть проникновение всех ее явлений любовью,
есть медленное постепенное претворение злой жизни в добрую,
есть творчество истинной жизни (потому что истинная жизнь
есть только жизнь любовная), есть рождение истинной, то есть
любовной жизни».
ЧАСТЬ I
Л. Витгенштейн «Я полагаю, что христианство – не учение, не теория о том,
что произошло и произойдет с человеческой душой, а описание
действительного процесса жизни человека.
Ведь «осознание греха» – реальное событие, как реально и
вызванное им отчаянье и его искупление верой. Те, кто об
этом говорят, просто описывают то, что с ними случилось,
то, о чем всегда кто-то хочет поведать».
Л. Баткин «Личное существует не в «натуральном виде», но через внедрение
в эпохальные формы... Культура предстает внутри себя в виде
собственной возможности (в индивиде проявленная)».
А. Белый «Культура возможна, если возможен конкретный Дух, а он возможен,
если возможна конкретная целостность, она возможна, если
возможно сознание, сознание возможно, если возможно «я».
Культура есть всегда культура какого-то «я»...
Г.В.Ф. Гегель «Один только город предоставляет Духу то поприще,
где последний обретает самосознание»
Х. Гадамер «Условие Духа – в предформах мифа, сна...»
К. Ясперс «Истинный миф подлинен только в отдельном человеке».
А. Лосев «Миф – есть образ Бытия личностного... лик личности».
«Миф – есть развернутое магическое имя».
М. Монтень «Сильное воображение порождает событие».
А. Тьери «Легенда – это живое предание, почти всегда более правдивое,
нежели то, что мы называем историей».
... «В легенде раскрывается бессмертная сущность»...
Иеромонах Онисим (Поль)
«... Достойна внимания идея Посещения...
Это встреча с умопостигаемым настроением личности, дающая в одно мгновение глубокое познание сущности ее – по закону личности. А иногда не только мгновение. Вообще – собранность личности в отдельном событии.
... В Посещении есть что-то ангельское, недаром Св.Троица посещает землю в виде трех ангелов. В нем что-то праздничное…
... Любовь есть жизнь чистого познания. Это – умозрение таинственной глубины другой личности…
... Люди ошибочно думают, что естественный брак дает некое проникновение в душу другого. Нет, проникновение это, если оно и есть, совершается не благодаря телесному союзу, а несмотря на него, вопреки ему».
Одним из вариантов названий для этой работы было «В Преддверии»…
Л. Грейфф
В зеркале я увидел море,
глухое море, немое море.
Оно расплывалось,
как на экране памяти,
оно перехватывало горло,
как несбывшаяся мечта.
Я видел его и в полдень, и в полночь,
а главное – в сумерках.
Бледные звезды, намеки мелодий,
Невнятные запахи грядущей сонаты страсти.
Море в зеркале,
все это миф?
Легенда?
Просто символ?
В. Иванов
На грани таянья и льда
Зеленоватая звезда.
На грани музыки и сна
Полузима, полувесна
К невесте тянется жених,
И звезды падают на них.
Летят сквозь снежную фату
В сияющую пустоту.
Ты – это я. Я – это ты.
Слова нежны. Сердца пусты.
Я – это ты. Ты – это я.
На хрупком льду небытия.
Однажды
Давай друг другу в письмах лгать…
Какую повесть мы оставим миру!
Шучу… Но ручка – словно лира
В руке дрожит и просит начинать.
Игрой старинной не затронем никого.
Как не граничат явь сон друг с другом –
Так не заденет слов дрожащих вьюга
Тепла домашнего, ударившись в стекло.
Как вечна наша тяга к узнаванью –
Предвестницей всех будущих разлук,
Но не закончится бумажное свиданье
Печальным поединком рук.
Не заморозит чье-то подозренье
Иного измерения тепло.
От непотерянной звезды – тепло.
В слепой нечаянности – нету продолженья.
М. Цветаева
«Есть мир, где мы встречаемся – песня»
Л. Грейфф
А завтра мне станет хуже:
Покажется небо уже
От страсти, подобной стуже.
Покажется жизнь полнее...
Я встречусь с тобой, бледнея,
И сделается больнее.
Возьмусь за перо... Тем паче,
Что, бедному, мне иначе
Опять захлебнуться в плаче.
Мне сделается больнее,
Но боль утоплю на дне я,
Трезвея, а не пьянея.
Услышав меня, вначале
Ты вздрогнешь! Но все печали
Утопят стихи в бокале.
В бокале противоречий,
Где вспыхнут букетом свечи
Навечно расцветшей встречи.
Л. Грейфф
Спой, Пьеро, серенаду.
Нынче время и место.
Выслушает невеста
Лунную серенаду.
Так, чтоб мороз по коже
Спой свою серенаду
Той, что всего дороже, –
Большего и не надо.
Облако – как звереныш.
Звонко луна смеется.
Только молчит Пьеро наш,
Канув на дно колодца.
Л. Грейфф
Я выпустил, я растратил
Все стрелы в моем колчане.
Все стрелы, меня покинув,
Оставили мне молчанье.
Одни погрузились в землю,
Другие пронзили воздух.
Все выпущенные стрелы
В болотах торчат и в звездах.
Одни из них затерялись
В созвездьях над грешным миром,
Уткнувшись в грудь Волопасам,
Арктурам и Альтаирам.
Другие, взметнувшись в небо,
Попали под власть инерций...
Все стрелы, что я растратил –
Вонзились мне прямо в сердце.
Л. Грейфф
Душа не дышит. Дух ослеп.
О склеп сырого декабря,
Где погребальным звоном медь
Поет о том, что все моря –
Моя же смерть...
Когда-то…
Явь моя –сном.
Не дозвониться
Из яви – в сон,
До Вас –из сна.
Лик почерневший
Белой страницы-
Мне лишь понятные
Письмена.
М. Эпштейн
«Поэт творит себя как мифо-синкретическое единство»
Блаж. Августин «Исповедальное слово организует хаос сознания»
Е. Рерих «Исповеди возникли от потребности души излить все
накопившееся в ней энергии, задерживающие ее
восхождение».
М. Мамардашвили
«Искусство - одна из сфер, где человек выдумывается, впервые строится и изобретается, сфера через которую происходит непрерывный процесс воссоздания лишь в потенциально
человеческом материале самого феномена человек и затем воспроизводства его в пространстве и времени культуры»
А. Сагалаев «Обычно в мифологии, в текстах, повествующих о начале мира,
говорится о двух творцах…изначальном единении – близнецов,
паре супругов, братьев... И …- распаде. Миф фиксирует два качественно различных состояния мира: его изначальную неявленность свернутость и итоговую распростертость, развернутость…
Таким образом взаимные отношения демиургов сначала трактуются как максимальная слиянность, близость, а затем – как расхождение, взаимное удаление. Они обречены на разрыв – только так может появиться средний мир. И он становится реальностью не ранее, чем обозначатся его границы – не только пространственные, но и временые, этические и
другие. Как известно, мифы о сотворении мира изображают переход от Хаоса к Космосу. Бесформенный и аморфный Хаос разделяется, и обнаруживаются качества нарождающегося мира. Хаос необходимо было расщепить, чтобы освободить сокрытые в нем потенции, так как лишь некая дистанцированность составляющих способна выявить качества каждого из них.Братьев- демиургов толкает на разные полюса сама необходимость разворачивания Вселенной.
Но как традиционное общество могло мыслить Хаос? Возможно, как максимальную близость двух начал, стремящихся к слиянности, но в то же время таящих в себе способность к разделению, бытию, так как «быть», значит, прежде всего, отличаться и иметь границу.
Идеальный образ Хаоса для архаичного мировоззрения – близнецы.
Для того, чтобы родился мир, одно должно быть разделено.
... Возможно, люди понимали существование в мифическую эпоху некоего изначального единства, которое самовоссоединяется, пройдя через саморазъединение.
В том мире еще не расчленены пространство и время, там нет движения, тепла, души. Но в нем уже есть предпосылки будущего, есть «строительный материал» для него. И вот нарушается первоединство, состояние почти немыслимой нерасчлененности предбытия.
Первичное «яйцо» медленно взрывается: добро и зло, верх и низ, мужское и женское уже не могут совмещаться в одном».
Васубандху
«Мифотворчество – способ обретения целостности сознания…Все мифологические персонажи действуют по доступной человеку логике, подчиняя мироздание человеку. Как только человек начал подчинять себе Вселенную в действительности, а не в воображении, миф начал постепенно умирать»
Е. Анчел
«Мифология в социуме – это оправдание, отговорка… для утверждения собственной бездеятельности»
О. Бородин
«... Время не затрагивает мифологических персонажей.
Сознание мифологических героев фиксирует лишь сцепленность
событий, их соединение в целостную пространственно-
временную ткань...
Время – как событийная ткань, на которую наблюдатель
смотрит как со стороны.
... Человеческое будущее выступало как такое настоящее,
в котором желание было реализовано...
... Систематическое ожидание прошлого, а будущее
считается прошедшим...Противопоставление прошлого
и будущего в мифологическом времени
не имеет смысла. Чистого времени нет. Время – это
предметы и явления. Важно событие как факт. Его содержание.
Время не затрагивает персонажей».
Б. Петерсоне «Сон избавляет от необходимости осознания границы, рокового
Рубикона, отделяющего безопасность мира Духа от опасности
земной жизни. Сон – как отключение сознания».
Л. Шестов «Миф – реальность, не скованная законом».
К. Леви- Стросс «Миф – машина для уничтожения времени»
М. Цветаева «Но я здесь, а он там, и все – письма, и вместо рук – рукописи…Вот оно, то Царство, в котором я прожила жизнь»
Увиделось однажды...
... Создание мифа – как создание вторичной пуповины, защиты, связи с чем-то, первичная организация мира и определенного – комфортабельного – положения себя – в мире, бегство - от смертности жизни, и от смерти, и от жизни.
Э.Фромм «Бегство от свободы» (фрагменты)
«Что понимается под термином «здоровый человек» в отличие от невротика?
С точки зрения функционирующего общества человека можно назвать нормальным, если он способен играть социальную роль, отведенную ему в обществе – исполнять какую-то работу и принимать участие в воспроизводстве общества, т.е. способен создать семью.
Нормальность – максимум развития и счастья индивида в обществе. Но человек, нормальный в смысле хорошей приспособленности, часто менее здоров в смысле человеческих ценностей, чем невротик. Хорошая приспособленность часто достигается путем отказа от своей личности. Невротик, может быть, человек, который не сдался в борьбе за собственную личность.
После осознания индивидуумом того, что он противостоит миру, что он бессилен, одинок перед чуждым миром, грозным – перед ним – пути: 1) спонтанной связи с миром через любовь и труд, путь обретения единства с людьми, с миром и собой, не отказываясь от независимости и целостности «я»; 2) отказ от свободы в попытке преодолеть одиночество. Но отделенность необратима. И бегство связано с более или менее полным отказом от индивидуальности и целостности «я». Оно делает жизнь терпимой, но не решает проблемы.
Механизм бегства от свободы – тенденция отказаться от независимости своей личности, слить свое «я» с кем-нибудь или с чем-нибудь внешним, чтобы таким образом обрести силу, недостающую индивиду. Другими словами, индивид ищет новые «вторичные» узы взамен утраченных первичных.
Отчетливые формы этого механизма можно найти в стремлении к подчинению или господству, или – мазохистских и садистских тенденциях.
... Мазохисты. Люди, испытывающие чувство собственной неполноценности, беспомощности, ничтожности... Часто не способны испытать чувство «я хочу». Страх перед жизнью, миром приводит к тому, что испуганный индивид ищет кого-нибудь или что- нибудь, с чем- бы он мог связать свою личность; он не в состоянии больше быть самим собой и лихорадочно пытается вновь обрести уверенность, сбросив с себя бремя своего «я».
Все формы мазохизма направлены к одному – избавиться от собственной личности, от бремени свободы. Т. е. индивид ищет подчинения какой-то личности или власти, которую он ощущает сильной.
В рациональной деятельности человек действует, чтобы добиться результата. В невротической ситуации человек действует, чтобы избавиться от невыносимой ситуации.
Уничтожение собственного «я» – одна сторона мазохистских наклонностей. Другая – это попытка превратиться в часть большего и сильнейшего целого, попытка раствориться во внешней силе, стать ее частицей.
Этой силой может быть другой человек, общественный институт, Бог, нация. Став частью силы, которую человек считает вечной и прекрасной, он становится причастным к ее мощи. Он обретает уверенность в причастности к той силе, к которой теперь может себя причислить.
Кроме того, приобретается защита от мучительного сомнения. Мазохист избавлен от принятия решений. Независимо от того, является его хозяином какая-то внешняя власть или он интериозовал себе хозяина – в виде морального долга или совести – он избавлен от окончательной ответственности за свою судьбу, он избавлен от сомнений относительно смысла своей жизни, относительно того – кто «он». Ответы на эти вопросы уже даны его связью с той силой, к которой он себя причислил, смысл его уже определен тем великим целым, в котором растворилось его «я».
Первичные узы – действительная связь, ибо индивид еще не выделился из окружения и связан с родителями.
Но мазохистские узы – средство спасения.
… Садизм – наслаждение от наблюдения изменения, произведенного наблюдателем во внешнем мире.
... Кто– то использован, унижен...
Наслаждение от господства...... Страдание при утрате объекта...
... Садисту нужен принадлежащий ему человек, ибо его собственное ощущение силы основано только на том, что он является чьим-то владыкой...
«Вы принадлежите мне, как творение принадлежит Творцу...»
... Общая цель садизма и мазохизма – симбиотический союз, где каждая сторона теряет целостность своего «я», так что обе становятся в зависимости друг от друга.
... В обоих случаях собственное «я» исчезает. В одном случае «я» растворяется во внешней силе – меня больше нет; в другом – и разрастаюсь за счет включения в себя другого человека, приобретаю при этом силу и уверенность, которой не было у меня самого.
... Стремление к симбиозу с кем-то другим всегда вызывается неспособностью выдержать одиночество своего собственного «я». Но появление собственного «я» необратимо; сознательно человек может чувствовать себя уверенным и принадлежащим некоему целому, но в сущности он остается бессильным атомом, страдающим от поглощения своего «я». И между ним и той силой – всегда противоречие и побуждение индивида преодолеть мазохистскую зависимость и стать свободным.
Часто садомазохизм смешивают с любовью. Особенно мазохистские явления – с их самоотречением ради Другого – принимаются за любовь.
Если под любовью мы понимаем страстное и активное утверждение главной сущности другого человека, союз независимых величин, то мазохизм всегда противоположен дюбви.
Любовь основана на равенстве и свободе. Если один теряет свою личность, то это садомазохистская зависимость. В психологическом плане «жажда власти» коренится не в силе, а в слабости. В ней проявляется неспособность личности выстоять в одиночку и жить своей силой. Это попытка обрести заменитель силы, когда подлинной силы не хватает.
Когда мы говорим о бессилии, то имеем в виду не неспособность господствовать над другими, а неспособность к самостоятельной жизни.
... Сила – это обладание способностью, способность к свершению, потенция.
Садизм – это импотенция.
... Садистско-мазохистский, или авторитарный склад характера определяет «человеческую базу» фашизма. Для авторитарного характера существует, так сказать, два пола – сильные и бессильные. Сила автоматически вызывает его любовь, готовность подчиниться независимо от того, кто ее проявил. Бессильные же люди автоматически вызывают его презрение. При одном лишь виде слабого человека он испытывает желание напасть, подавить, унизить.
Авторитарная личность ощущает тем большую ярость, чем беспомощнее ее жертва.
... В авторитарном характере – и тенденция сопротивляться власти, и отвергать любое влияние «сверху». Постоянный бунт. Но это бравада, попытка – утвердить себя, преодолеть чувство собственного бессилия.
Авторитарный характер с удовольствием подчиняется судьбе, любит условия, ограничивающие свободу человека. Для авторитарной личности судьба всегда внешняя высшая власть, которой можно подчиниться.
Концепция первородного греха очень характерна для авторитарной личности. Моральное падение становится судьбой, которой не спастись. Раскаянье не искупает вину до конца.
... Подчиниться судьбе – вот героизм авторитарного характера.
... Садистско-мазохистский характер – крайний вариант авторитарного сознания. Чаще – просто всю жизнь человек связан с некоей внешней силой. «Некто» («нечто») защитит, побеспокоится. Реальные люди наделяются чертами «волшебного помощника».
Человек, которому нужен волшебный помощник (тот, кто защитит, спасет, не оставит), стремится найти его живое воплощение. Некий человек может приобрести для него эти качества, и он превращает этого человека в существо, с которым связана и от которого зависит его жизнь...
... Становится необходимым кто-то, обладающий авторитетом: врач, учитель, священник... (или кто-то, объединяющий в себе все ипостаси).
... Наставник. Защитник.
И человек отказывается от собственных усилий, возлагая на кого-то ответственность за свою судьбу.
... Рано или поздно реальный человек не оправдывает сказочных ожиданий. В результате – крах от того, что человек пытается добиться своих целей путем манипуляции с волшебными силами вместо собственной спонтанной активности.
... Бессилие проявляется и в разрушительности... «Я могу избавиться от чувства собственного бессилия перед миром, разрушая этот мир» (разрушить мир, чтобы не дать миру разрушить меня).
... Садизм усиливает индивида за счет господства над другими, разрушительность – за счет ликвидации любой внешней угрозы.
... Другие механизмы бегства – отрешение от мира, психологическое самовозвеличивание, автоматизирующий конформизм (т.е. усвоение человеком типа личности, предлагаемого ему общепринятым шаблоном, т.е. создание псевдоличности) – закономерное следствие распространенных механизмов бегства от свободы.
... Человек должен любить себя, ибо любовь – союз независимых, становящихся, воплощающихся величин. Иначе – если одна личность – в жертву другой – это садо-мазохистская привязанность.
Что означает «свобода» для современного человека?
Он мог бы действовать по своей воле, если б знал – чего он хочет, что думает, что чувствует. Но он не знает этого: он приспособился к анонимной власти и усиливает такое «я», которое не составляет его сущности. И чем больше он это делает, тем беспомощнее и отчаяннее себя ощущает. Тем больше приходится приспосабливаться.
Опасность в том, что существует готовность при такой психологии – принять любую идеологию и вождя за обещание жизни, дающей видимость смысла и порядка...
...Человека объединяет с миром спонтанная реализация его сущности. Если индивид действует спонтанно, он занимает свое место а мире и потому исчезают сомнения относительно его самого и смысла жизни.
... Позитивная свобода предполагает постулат, что человек является центром и целью своей жизни, что развитие его индивидуальности, реализация его личности – это высшая цель, которая другим целям не может быть подчинена.
Б. Зайцев
«... Бог – Сила, Дьявол – слабость...»
С. Вивекананда «Будьте свободны. В этом вся религия»
В. Библер «... Не мистическое слияние душ, точнее, сознаний, но до предела
доведенное раздельное бытие двух сознаний. Сознание двух бытий,
их со– бытие в сознании человека – есть действительная
феноменология человеческой личности».
Р.М. Рильке «Любовь состоит в том, что два одиночества хранят, защищают
и приветствуют друг друга».
Руна 2
Партнерство. Дар. «... Действительное партнерство может существовать
только между отдаленными друг от друга и целостными
личностями, которые не теряют своей обособленности
даже в единстве и единении.
Пусть между вами пляшет небесный ветер.
Этот знак обозначает дар свободы, от которого проистекают
все остальные дары».
А. Белый «Вся философия есть картина разложения мифа
в рождающиеся из него понятия».
... До Аристотеля и Сократа не мыслили понятиями,
мыслили образами...
(Объяснение настоящего – в образах; прошлого –
в понятиях или законах)»
С. Горюнков
«...Блаженное время мифа всегда позади человека,
т.е. пребывание в лоне Бессознательного Универсума,
где не было противоположностей и не было времени»
О. Бородин «Христианство провозгласило линейность времени»
С. Горюнков «... Рождение истории произошло в момент рождения
сознания».
М. Мамардашвили
«... Термин «сознание» в принципе означает
какую-то связь, соотнесенность человека
с иной реальностью поверх или через голову
окружающей реальности.
Назовем это чувство обостренным чувством
сознания. Оно связано в то же время с какой-то
иномирной ностальгией.