РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ. МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВ




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Основы математического моделирования

 

 

Направление подготовки: 15.03.01 – МАШИНОСТРОЕНИЕ

Направленность (профиль): ТЕХНОЛОГИЯ, ОБОРУДОВАНИЕ И АВТОМАТИЗАЦИЯ

МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВ

Программа академического бакалавриата

Квалификация выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

Факультет: производственного менеджмента и инновационных технологий

Кафедра: технологии машиностроения

 

Вологда

2016г.

 


 

Составители рабочей программы

Доцент, к.т.н., доцент _________________ /Комиссарова И.И./

(должность, уч.степень, звание) (подпись)

 

 

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры технологии машиностроения

Протокол заседания № ___ от «__»____________ 20__ г.

 

Заведующий кафедрой

«___»________20___г. _________________ /Степанов А.С./

(подпись)

 

 

Рабочая программа одобрена методическим советом факультета производственного менеджмента и инновационных технологий.

Протокол заседания № ___ от «__»______________ 20__ г.

 

Председатель методического совета

 

«___»________20___г. _________________ /Фролов А.А./

(подпись)

 

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями освоения учебной дисциплины «Основы математического моделирования» являются:

1. Овладение студентами в процессе обучения и воспитания общекультурными и профессиональными компетенциями.

2. Развитие у студентов целеустремленности, организованности и культуры мышления.

3. Приобретение студентами необходимых знаний и навыков для применения методов математического моделирования в профессиональной деятельности.

 

2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫВ СТРУКТУРЕ ОПОП ВО

 

Дисциплина относится к дисциплинам по выбору вариативной части блока дисциплин (модулей) ОПОП ВО, изучается в 5 семестре.

Для освоения данной дисциплины как последующей необходимо изучение следующих дисциплин ОПОП: математика, физика, теоретическая механика;

Требования к «входным» знаниям, умениям и готовности студента, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин, включают следующее:

знать: математика (дифференциальное и интегральное исчисления; дифференциальные уравнения; теория вероятностей; вариационное исчисление и оптимальное управление); физика (физические основы механики; уравнения движения; кинематика и динамика твердого тела).

уметь: применять в расчетах дифференциальное и интегральное исчисления, дифференциальные уравнения, теорию вероятностей, вариационное исчисление

владеть: знаниями по физическим основам механики, уравнениям движения, кинематике и динамике твердого тела

Освоение данной дисциплины как предшествующей необходимо при изучении следующих дисциплин и практик: Математические методы расчета деформируемых тел, Проектирование машиностроительного производства, Программное обеспечение инженерных расчетов, Нормирование точности и технические измерения.

 

КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ/ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать: основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического исследования (ОПК-1);

уметь: использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОПК-1), обеспечивать моделирование технических объектов и технологических процессов с использованием стандартных пакетов и средств автоматического проектирования (ПК-2);

владеть: базовыми знаниями в области математических, естественных, гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности; основными законами естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОПК-1, ПК-2)

 

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ)

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 ЗЕТ (72 часов), в том числе в 5 семестре:

 

Семестр № Трудоемкость РПР, курсовая работа, курсовой проект (указывается вид работы) Форма промежуточной аттестации
Всего Контактная работа СРС Экз.
ЗЕТ час. час. час. час.
Лк. Пр. Лаб.
              - - Зачет

 

Взаимосвязь тем в дисциплине отражает матрица межтематических связей. Элементы матрицы характеризуют последовательность изучения тем и факт принадлежности темы в соответствии с ее содержанием к опирающейся и опорной.

Распределение результатов обучения и компетенций по семестрам, темам учебной дисциплины с указанием видов учебной деятельности и их содержания, образовательных технологий, последовательности учебных недель, трудоемкости, форм текущего контроля и промежуточных аттестаций представлено в соответствующей таблице.

Контактная работа.


Матрица межтематических связей в дисциплине

№ п/п, наименование темы опорной № п/п, наименование темы опирающейся  
Методы моделирования и типы моделей Математические модели деформируемых тел Линейное программирование (ЛП) в оптимальном планировании Транспортная задача Графовые и потоковые модели. Сетевое моделирование Математические модели теории надежности Основы теории размерностей и подобия Имитационное моделирование   Целочисленное линейное программирование  
Методы моделирования и типы моделей   + + + + + + + +
Математические модели деформируемых тел                  
Линейное программирование (ЛП) в оптимальном планировании       + +       +
Транспортная задача         +        
Графовые и потоковые модели. Сетевое моделирование                  
Математические модели теории надежности                  
Основы теории размерностей и подобия                  
Имитационное моделирование                    
Целочисленное линейное программирование                    
                                 

 

№ темы п/п Результаты обучения поэтапно Семестр, тема. Виды учебной деятельности. Краткое содержание Образова-тельные технологии Неделя Трудоем-кость, час Форма текущего/ промежу-точного контроля
             
5 семестр
  Тема:Методы моделирования и типы моделей
Знать и уметь применять материальное и идеальное моделирование. Владеть навыками математического программирования Лекция 1: Материальное и идеальное моделирование. Типы моделей: детерминированные, стохастические, сетевые, вероятностные. Математическое программирование Лекция-визуализация с использова-нием презентации.        
СРС:Применяемый в моделировании математический аппарат       опрос
Уметь моделировать задачи в физике и теоретической механике.(ОПК-1, ПК-2) Практическое занятие 1: Математические модели в физике и теоретической механике. Примеры Обучение в сотрудничестве (обучение по команде)      
СРС:Изучение литературы       проверка
  Тема:Математические модели деформируемых тел
Знать модели деформируемого тела. (ОПК-1, ПК-2) Лекция 1: Модели деформируемого тела: абсолютно упругие, пластические, вязкие, тела с трещинами Лекция-визуализация с использова-нием презентации.      
СРС:Обобщенный закон Гука       опрос
Уметь моделировать абсолютно упругое тело. Практическое занятие 1: Модель абсолютно упругого тела. Пример расчета на прочность стержней Обучение в сотрудничестве (обучение по команде) Дискуссия      
СРС:Изучение литературы       проверка
  Тема:Линейное программирование (ЛП) в оптимальном планировании
Знать этапы построения оптимальных моделей..(ОПК-1, ПК-2) Лекция 2: Этапы построения оптимальных моделей. Общая задача ЛП и ее частные виды. Каноническая форма задач ЛП. Базисные и небазисные переменные. Исходное базисное решение Лекция-визуализация с использова-нием презентации. Анализ конкретных ситуаций      
СРС:Области применения ЛП. Графическое решение задач ЛП. Симплекс-метод       опрос
Уметь применять симплекс-метод..(ОПК-1, ПК-2) Практическое занятие 2: Применение симплекс-метода в примере составления (по доходу от реализации) плана выпуска продукции при ограниченных ресурсах (интерактивная форма) Дискуссия Метод проектов      
СРС:Изучение литературы       проверка
  Тема:Транспортная задача
Знать методы постановки задачи. Владеть методами минимального элемента и потенциалов.(ОПК-1, ПК-2) Лекция 3: Постановка задачи, неизвестные, целевая функция, ограничительные условия. Закрытая и открытая модели. Методы минимального элемента и потенциалов Лекция-визуализация с использова-нием презентации. Анализ конкретных ситуаций      
СРС:Использование модели транспортной задачи в других задачах       опрос
Уметь решать задачи плана перевозок груза, обеспечивающего min транспортные расходы.(ОПК-1, ПК-2) Практическое занятие 3: Задача на составление плана перевозок груза, обеспечивающего min транспортные расходы (интерактивная форма) Дискуссия Метод проектов      
СРС:Изучение литературы       проверка
  Тема:Графовые и потоковые модели. Сетевое моделирование  
Знать сетевое моделирование. Уметь строить сетевой график.(ОПК-1, ПК-2) Лекция 4: Сети. Транспортные сети. Основные сведения из теории потоков. Сетевое моделирование. Сетевой график и его основные элементы Лекция-визуализация с использова-нием презентации. Дискуссия. Анализ конкретных ситуаций      
СРС:Алгоритм построения max потока. Оптимизация сетевых графиков       опрос
Владеть методикой определения критического пути для заданного сетевого графика.(ОПК-1, ПК-2) Практическое занятие 4: Определение критического пути для заданного сетевого графика (модели). Составление оптимального расписания сборочных работ (интерактивная форма) Обучение в сотрудничестве (обучение по команде) Дискуссия Метод проектов      
СРС:Изучение литературы       проверка
  Тема:Математические модели теории надежности
Знать и понимать понятие и причины отказов, критерии надежности.(ОПК-1, ПК-2) Лекция 5: Понятие и причины отказов, модели отказов. Критерии надежности, математические формулы для них. Прстейшие задачи теории надежности. Резервирование Лекция-визуализация с использова-нием презентации. Анализ конкретных ситуаций      
СРС:График изменения во времени интенсивности отказов. Случайные отказы       опрос
Уметь вычислять количественные характеристики надежности изделия.(ОПК-1, ПК-2) Практическое занятие 5: Определение вероятности безотказной работы, интенсивности отказов для экспериментально полученных результатов испытания изделий за время t. (интерактивная форма) Обучение в сотрудничестве (обучение по команде) Дискуссия Метод проектов      
СРС:Изучение литературы       проверка
  Тема:Основы теории размерностей и подобия
Знать основные параметры теории размерностей, простейшие безразмерные комбинации.(ОПК-1, ПК-2)   Лекция 6: Теория размерностей. Первичные, вторичные, безразмерные величины, размерные постоянные. Основные параметры. Виды масштабов. П-теорема. Безразмерные комбинации. Лекция-визуализация с использова-нием презентации. Дискуссия. Анализ конкретных ситуаций      
СРС:Анализ размерностей известных физических величин       опрос
Владеть методикой масштабирования и подобия.(ОПК-1, ПК-2) Практическое занятие 6: Использование теории подобия при анализе напряженно-деформированного состояния тела Обучение в сотрудничестве (обучение по команде) Метод проектов      
СРС:Изучение литературы       проверка
  Тема:Имитационное моделирование
Знать области применения имитационного моделирования..(ОПК-1, ПК-2) Лекция 7: Имитационная модель и основные этапы прикладного имитационного моделирования. Построение математической модели. Планирование, проведение и обработка результатов имитационного эксперимента Лекция-визуализация с использова-нием презентации. Анализ конкретных ситуаций      
СРС:Найти в литературе и разобрать пример применения, проведения и обработки результатов имитационного эксперимента       опрос
Уметь составлять имитационные модели.(ОПК-1, ПК-2) Практическое занятие 7: Составление имитационной модели выбора токарного участка Обучение в сотрудничестве (обучение по команде) Дискуссия      
СРС:Изучение литературы       проверка
  Тема:Целочисленное линейное программирование
Знать методы решения задач целочисленного ЛП.(ОПК-1, ПК-2) Лекция 8: Примеры полностью и частично целочисленных задач ЛП. Специальные методы решения задач целочисленного ЛП: метод отсечения, метод ветвей и границ. Алгоритм метода ветвей и границ Лекция-визуализация с использова-нием презентации. Анализ конкретных ситуаций      
СРС:Применение алгоритма метода ветвей и границ при решении примера об оптимальном плане       опрос
Владеть методикой применения алгоритма метода ветвей и границ.(ОПК-1, ПК-2) Практическое занятие 8: Применение алгоритма метода ветвей и границ при решении примера об оптимальном плане Обучение в сотрудничестве (обучение по команде) Дискуссия      
СРС:Изучение литературы, подготовка к аттестации       проверка
ИТОГО Общий объем дисциплины        
  в том числе: Контактная нагрузка        
  СРС        
  Подготовка к промежуточной аттестации, аттестация       зачет
             
             

*- последовательность недель может быть изменена в связи с изменениями в календарном учебном графике и т.п.

Основные электронные средства образовательного назначения:

Электронное средство коммуникации Формат материала
E-mail, форум, www, CD-ROM, NetMeeting, чат, Meeting room, ЛВС, ICQ, Skype и др. Текст, гипертекст, аудио-, видео-, мультимедиа материал, видеоконференция, диаграммы, схемы, тренажеры, графика, формулы и др.

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

5.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

Место дисциплины в структуре ОПОП, этапы формирования компетенций в процессе освоения обучающимися ОПОП отражены в матрице междисциплинарных связей (п.4.2 ОПОП), в матрице компетентностно-дисциплинарных связей (п.4.3 ОПОП) и в п.2 настоящей рабочей программы дисциплины.

Перечень развиваемых в дисциплине компетенций ОПК-1, ПК-2 описание компетенций и этапы их формирования в процессе изучения дисциплины представлены в предшествующих п.п. 3 и 4.

5.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формировании, описание шкал оценивания

Оценивание уровня сформированности компетенций ОПК-1, ПК-2 у обучающихся на соответствие их подготовки ожидаемым результатам, описание их показателей, критериев и шкал оценивания в процессе освоения ОПОП осуществляется по курсам обучения по направлению подготовки и направленности (профилю) согласно сквозной программе соотнесения результатов промежуточных аттестаций обучающихся в дисциплинарном и компетентностном форматах (раздел 4.9. ОПОП).

Для процесса изучения дисциплины и проведения промежуточной аттестации описание показателей, критериев и шкал оценивания компетенций представлено в п.7.4 ОПОП.

При проведении промежуточной аттестации в форме зачета соответствие оценок и требований к результатам аттестации представляется следующим образом

 

Оценка Характеристика требований к результатам аттестации в форме зачета
«Зачтено» Теоретическое содержание курса освоено полностью без пробелов или в целом, или большей частью, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы или в основном сформированы, все или большинство предусмотренных рабочей программой учебных заданий выполнены, отдельные из выполненных заданий содержат ошибки
«Не зачтено» Теоретическое содержание курса освоено частично, необходимые навыки работы не сформированы или сформированы отдельные из них, большинство предусмотренных рабочей учебной программой заданий не выполнено либо выполнено с грубыми ошибками, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к минимуму.

 

Соотнесение диапазона полученных на экзамене баллов и оценки уровня сформированности компетенции для группы обучающихся и для одного обучающегося:

Диапазон баллов Оценка
0,0≤…<3,0 не соответствует(-)
3,0≤…<4,0 в основном соответствует(+)
4,0≤…≤5,0 соответствует(++)

 

5.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной деятельности

5.3.1. Темы, перечень контрольных вопросов для проведения текущего контроля и/или промежуточной аттестации

№ темы п/п Тема, контрольные вопросы
5 семестр
1. Тема:. Методы моделирования и типы моделей.
1. Дать определение модели объекта или процесса. Примеры. 2. Из каких этапов состоит процесс моделирования? 3. Для каких целей используют моделирование? 4. Дать определение материального и оптимального моделирования. 5. Примеры физического моделирования. 6. Дать определение знакового и интуитивного моделирования. 7. Дать определение математической модели. 8. Основные этапы математического моделирования. 9. Какие модели называют детерминированными, а какие – стохастическими? 10. Что такое «параметры» и «переменные» в математической модели. 11. Что такое «оптимальное программирование» и «целевая функция»? 12. Дать краткое определение типов моделей оптимального программирования:
2. Тема:Математические модели деформируемых твердых тел
  1. Модель абсолютно упругого тела. Закон Гука.
  2. Модель пластического тела.
  3. Модель вязкого тела.
  4. Модель тела с трещиной.
3. Тема:Линейное программирование в оптимальном планировании
  1. Наиболее распространенные задачи линейного программирования.
  2. Построить математическую модель для следующей задачи: составить такой план выпуска продукции, чтобы при ее реализации получить максимальный доход, если предприятие изготавливает два вида продукции P1 и P2 с использованием трех видов ресурсов R1, R2, R3.
  3. Частные виды задач ЛП.
  4. Каноническая форма задач ЛП. Приведение к канонической форме.
  5. Какие переменные считаются базисными, а какие – небазисными? Как находится исходное базисное решение?
  6. Составить исходный базисный план
4. Тема:Транспортная задача
  1. Описать транспортную задачу в классической постановке.
  2. Указать три модели транспортной задачи. Каноническая форма (закрытая модель)
  3. Приведение к канонической форме открытых моделей транспортной задачи.
  4. Метод минимального элемента – определение исходного базисного плана.
  5. Составить математическую модель для задачи: составить план перевозок груза, обеспечивающий минимальные транспортные расходы
5. Тема:Графовые и потоковые модели. Сетевое моделирование.  
  1. Типы графов.
  2. Определение транспортной сети.
  3. Сетевая модель: работа и событие. Действительная и фиктивная работы. Ожидание.
  4. Путь, полный путь, критический путь, ненапряженный путь.
  5. Порядок нумерации событий сети
  6. Временные параметры сети
  7. Задачи, решаемые с помощью потоковых моделей.
  8. Основные понятия и определения теории потоков:
  9. Теорема о максимальном потоке и минимальном разрезе (теорема Форда – Фалкерсона).
 
6. Тема:Математическая модель теории надежности.
  1. Понятие отказов. Причина отказов.
  2. Модели отказов.
  3. Основные критерии надежности:
  4. График изменения интенсивности отказов во времени для сложных систем.
  5. Простейшие математические модели теории надежности:
- последовательное соединение элементов в системе - параллельное соединение элементов в системе
  Тема:Основы теории размерностей и подобия.  
  1. Первичные, вторичные, безразмерные величины, размерные постоянные.
  2. Основные параметры.
  3. Записать размерности основных физических величин
  4. Виды масштабов. Геометрическое подобие
  5. П-теорема. Безразмерные комбинации.
  6. Использование П-теоремы при моделировании физических процессов
 
8. Тема:Имитационное моделирование.
  1. Дать определение имитации.
  2. Где используют имитационные исследования?
  3. В чем заключаются различия между натурным и имитационным экспериментами?
  4. Основные этапы прикладного имитационного эксперимента.
  5. Этап построения математической модели и его три подпрограммы.
9. Тема:Целочисленное ЛП.  
  1. Какие задачи линейного программирования (ЛП) называют целочисленными?
  2. Записать математическую модель задачи целочисленного ЛП.
  3. Сформулировать задачу о ранце (рюкзаке).
  4. Специальные методы решения задач целочисленного ЛП:
 
         

5.3.2. Контрольные типовые задания для проведения промежуточной аттестации

 

5.3.2.1. Задания для проведения промежуточной аттестации должны соответствовать содержанию учебной дисциплины, представленному в п. 4, и определять степень сформированности компетенций по каждому результату обучения.

5.3.2.2. Задания для проведения промежуточной аттестации в форме зачета (зачета с дифференцированной оценкой) могут включать:

- вопросы (п.5.3.1.), требующие устного или письменного ответа;

- тесты, проводимые в письменной или электронной форме.

5.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.

Нормативно-методическое обеспечение системы оценки знаний, умений, навыков и/или опыта деятельности, характеризующих формирование компетенций, представлено в разделе 7 ОПОП.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: