ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ




ДОМАШНЯЯ РАБОТА

по дисциплине «Государственное регулирование экономики»

на тему «Особенности государственных программ и

Национальных проектов в России»

 

 

Выполнил студент гр.237334/0001

_______________В.В. Никульшин

 

Проверил доцент, к.э.н.

_______________М.В. Иванов

 

 

Санкт-Петербург


Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли

Высшая инженерно-экономическая школа

 

Задание на выполнение домашней работы

студенту группы _ 237334/0001 ___ Никульшину Виктору Витальевичу ___

(номер группы) (фамилия, имя, отчество)

1. Тема работы: «Особенности государственных программ и национальных проектов в России»

2. Срок сдачи студентом законченной работы: 28 мая 2019 г.

3. Содержание пояснительной записки: введение, основная часть, заключение, список использованной литературы (формат А4).

  1. Дата получения задания: 11 февраля 2019 г.

 

 

Руководитель _____________________ доцент, к.э.н. М.В. Иванов

 

Задание принял к исполнению ______________________ В.В. Никульшин

 

11 февраля 2019 г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 4

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 5

НАПРАВЛЕНИЯ ГОСПРОГРАММ... 6

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ... 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 10

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 11

 


ВВЕДЕНИЕ

Государственные программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.

Государственная программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.

В связи с большим количеством существующих направлений модернизации и социально-экономического развития страны, необходимость реформирования которых усиливается в условиях начинающегося экономического кризиса и санкций со стороны международного сообщества, представляется актуальным изучение и исследование существующих государственных программ с целью анализа их содержания и исполнения. Актуальность выбранной темы исследования обусловлена в том числе положениями ежегодного послания Президента России относительно развития и защиты социальной сферы жизни общества, а также подкреплена задачи, прописанными в Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2025 года.

Целью настоящей курсовой работы является изучение сущности и анализ государственных программ.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ЧТО ТАКОЕ ГОСПРОГРАММА?

— это документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

КТО И ЗАЧЕМ РАЗРАБАТЫВАЕТ ГОСПРОГРАММЫ?

Государственные программы Российской Федерации разрабатываются федеральными органами исполнительной власти для достижения приоритетов и целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определенных в стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, отраслевых документах стратегического планирования Российской Федерации, стратегии пространственного развития Российской Федерации и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации.

НА КАКОЙ СРОК РАЗРАБАТЫВАЕТСЯ ГОСПРОГРАММА?

Государственные программы Российской Федерации разрабатываются на период, определяемый Правительством Российской Федерации.

ИЗ ЧЕГО СОСТОЯТ ГОСПРОГРАММЫ?

Государственные программы Российской Федерации включают в себя подпрограммы, содержащие в том числе ведомственные целевые программы и отдельные мероприятия органов государственной власти Российской Федерации.

УТВЕРЖДЕНИЕ ГОСПРОГРАММ

Государственные программы Российской Федерации утверждаются Правительством Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Перечень государственных программ Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Перечнем государственных программ Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. № 1950-р, ответственными исполнителями должны быть разработаны 43 государственные программы Российской Федерации.

ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ГОСПРОГРАММ

В 2011 году были утверждены 2 государственные программы «Доступная среда» и «Информационное общество». В период с 2012 по 2013 годы были разработаны и утверждены еще 37 государственных программ.

В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в 2014 году 39 государственных программ были актуализированы и приведены в соответствие с утвержденными параметрами федерального бюджета на 2014 год и плановый период 2015–2016 гг. Также в 2014 году была утверждена государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года», первым годом реализации которой был определен 2015 год.

Актуализация государственных программ и приведение их в соответствие с утвержденными параметрами федерального бюджета на 2015 год и плановый период 2016–2017 гг. не осуществлялась ввиду приостановления до 1 января 2016 года действия советующей нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации.

ПРИНЦИП ФОРМИРОВАНИЯ ГОСПРОГРАММ

Указанный Перечень государственных программ Российской Федерации сформирован по отраслевому признаку, исходя из приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации, отраженных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации:

1. Новое качество жизни. Качественное развитие отраслей, ориентированных на человека, включающее развитие здравоохранения, образования, поддержка семьи и улучшение качества жизни социально- незащищенных групп.

2. Инновационное развитие и модернизация экономики. Вопросы развития отраслей промышленности, науки, внешнеэкономической деятельности.

3. Сбалансированное региональное развитие. Региональная политика и развитие макрорегионов, межбюджетные отношения.

4. Обеспечение национальной безопасности. Обороноспособность, госбезопасность, высокий уровень боеспособности Вооруженных Сил Российской Федерации.

5. Эффективное государство. Управление федеральным имуществом, управление госфинансами, развитие финансовых и страховых рынков, внешнеполитическая деятельность, юстиция.

 

НАПРАВЛЕНИЯ ГОСПРОГРАММ

 

1. НОВОЕ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ - 4 680,2 млрд руб.

В рамках данного направления будут обеспечены доступность услуг образования и здравоохранения требуемого качества, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам, условия, позволяющие гражданам систематически заниматься физической культурой и спортом.

 

Будет реализована социальная политика по поддержке уязвимых слоев населения и проведена политика, направленная на интеграцию мигрантов.

 

Также будут обеспечены высокие стандарты личной безопасности и экологической безопасности, повышено качество и результативность противодействия преступности в сфере незаконного оборота наркотиков.

 

2. ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ - 1 783,1млрд руб.

В рамках данного направления будут реализованы мероприятия, которые не только позволят российской экономике оставаться мировым лидером в энергетического секторе, добыче и переработке сырья, но и создадут конкурентоспособную экономику знаний и высоких технологий. Будут сформированы условия для массового появления новых инновационных компаний во всех секторах экономики, и в первую очередь в сфере экономики знаний.

 

Также будет создана разветвленная транспортная сеть, обеспечивающая высокий уровень межрегиональной интеграции и территориальной мобильности населения.

 

Кроме того, Россия укрепит свою позицию в интеграционных процессах на евразийском пространстве, постепенно становясь одним из центров мирохозяйственных связей и поддерживая сбалансированные многовекторные экономические отношения с европейскими, азиатскими, американскими и африканскими экономическими партнерами.

 

 

3. ЭФФЕКТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО - 1 482,1млрд руб.

В рамках данного направления будет повышена эффективность управления государственным имуществом и государственными финансами. Особой задачей станет развитие и повышение устойчивости функционирования финансовых и страховых рынков. Предметом специального внимания будет являться создание условий для формирования в России международного финансового центра.

 

Также будет реализован комплекс мер по всестороннему и эффективному обеспечению интересов Российской Федерации на международной арене, созданию благоприятных внешних условий для долгосрочного развития страны.

 

4. СБАЛАНСИРОВАННОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ - 1 115,0 млрд руб.

В рамках данного направления будет обеспечено сбалансированное территориальное развитие Российской Федерации, ориентированное на обеспечение условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономики регионов, и развитие геополитически приоритетных территорий. Также будет проведена целенаправленной работа по развитию федеративных отношений и совершенствованию системы местного самоуправления.

 

В отношении регионов будут проведены комплексные меры, направленные на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и повышение качества управления государственными финансами субъектов Российской Федерации и муниципальными финансами.

 

5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

В рамках реализации направления по обеспечению национальной безопасности будет обеспечено поддержание высокого уровня государственной безопасности и обороноспособности страны. Будет достигнут высокий уровень боеспособности Вооруженных Сил Российской Федерации (соответствующий уровню ведущих в военном отношении стран), позволяющий эффективно осуществлять политику сдерживания, в том числе на основе экономического и социального развития военной организации государства.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

Национальные проекты- новые национальные проекты федерального масштаба, принятые в России в 2018 году, и разработанные по трём направлениям: «Человеческий капитал», «Комфортная среда для жизни» и «Экономический рост». 7 мая 2018 года Президент России В.В. Путин подписал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», устанавливающий и утверждающий национальные проекты России.

Список направлений развития и проектов:

Человеческий капитал:

  1. Здравоохранение
  2. Образование
  3. Демография
  4. Культура

Комфортная среда для жизни:

  1. Безопасные и качественные автомобильные дороги
  2. Жильё и городская среда
  3. Экология

Экономический рост:

  1. Наука
  2. Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы
  3. Цифровая экономика
  4. Производительность труда и поддержка занятости
  5. Международная кооперация и экспор.

 

Разберем на примере два национальных проекта.

Национальный проект – здравоохранение.

Сроки реализации: 01.01.2019 – 31.12.2024 гг.

Цели и целевые показатели:

1. Снижение смертности населения трудоспособного возраста до 350 случаев на 100 тыс. населения

2. Снижение смертности от болезней системы кровообращения до 450 случаев на 100 тыс. населения

3. Снижение смертности от новообразований, в том числе от злокачественных, до 185 случаев на 100 тыс. населения

4. Снижение младенческой смертности до 4,5 случая на 1 тыс. родившихся детей

5. Ликвидация кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь

6. Обеспечение охвата всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами не реже одного раза в год

7. Обеспечение оптимальной доступности для населения (в том числе для жителей населенных пунктов, расположенных в отдаленных местностях) медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь

8. Оптимизация работы медицинских организаций, оказывающих первичную медико- санитарную помощь, сокращение времени ожидания в очереди при обращении граждан в указанные медицинские организации, упрощение процедуры записи на прием к врачу

9. Увеличение объема экспорта медицинских услуг не менее чем в четыре раза по сравнению с 2017 годом (до 1 млрд долларов США в год)

Национальный проект – образование.

Сроки реализации: 01.01.2019 – 31.12.2024 гг..

Цели:

1. Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

2. Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее время в Российской Федерации уделяется большое внимание государственным программам как важнейшему инструменту достижения установленных социально-экономических показателей. Государственные программы выполняются при помощи исполнения мероприятий и задач, определенных при составлении плана реализации каждой программы. Исполнение программы осуществляется органами государственной власти, а также ответственными исполнителями, предусмотренными этой программой.

 

Важным при реализации государственной программы является составление ее концепции, которая разрабатывается с целью обоснования необходимости данной программы, а также определения оптимального варианта решения существующей проблемы. Существующие ресурсные ограничения, препятствующим полноценной реализации некоторых государственных программ, зачастую влияют на выбор приоритетных задач и проблем и могут привести к выбору текущих проблем над стратегическими.

 

В настоящее время снижение данного риска является одним из приоритетных направлений кризисного менеджмента в управлении государственными программами. В настоящее время реализация государственных программ с участием государственного заказчика и ответственных исполнителей является хорошо изученной, грамотно разработанной относительно теоретических аспектов, а также проверена на практике. На примере существует множество моделей успешного применения данной методики, как в Российской Федерации, так и за рубежом. Долгосрочные государственные программы могут быть эффективно применены для решения задач регионального и федерального уровней, межведомственного характера, так как данные задачи не всегда могут быть решены в рамках текущей деятельности субъектов Федерации. Также государственные программы могут быть эффективно использованы для достижения стратегических показателей развития определенных регионов, сфер деятельности общества и страны в целом. Безусловно, в настоящее время государственные программы являются одним из активных рычагов управления развитием социально-экономических показателей страны, являясь эффективным инструментов менеджмента в приоритетным сферах общественной жизни Российской Федерации.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ (с изм. и доп.). // Консультант Плюс. Версия Проф.: Справ.-прав. система.

2. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. М.: Владос, - 2012. - 326 c. 9.

3. Финансы: Учебник / Под ред. В.М. Родионовой. - М.: Экономика, 2004. - 412 c.

4. Левин Д.Н. Финансы и кредит: Учебное пособие. - Пенза: Пенз. гос. ун-т, 2005. - 169 с.

5. Официальный сайт реализации государственных программ. Режим доступа: https://author24.ru/readyworks/kursovaya_rabota/finansy/350001/https://programs.gov.ru/Portal/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: