Проблема одиночества в крупном российском городе




Жизнь — штука интересная, удивительная и глубокая, но в силу многих обстоятельств это бывает, очевидно, далеко не всегда и далеко не всем. Жить по-настоящему, полноценно и осмысленно, оказывается весьма непросто, особенно сейчас, в нашу сложную и противоречивую эпоху. Множество проблем, трудностей и стрессовых ситуаций постоянно «сваливаются на нашу голову». Мы вечно крутимся как белки в колесе, и как только удается выбраться из одного, так сразу попадаем в другое, не в состоянии разорвать этот хорошо знакомый нам замкнутый круг, к которому со временем даже привыкаем.

Есть проблемы, которые связаны с борьбой за простое физическое выживание. Как правило, они бывают сложны и мучительны, и для их решения люди часто жертвуют здоровьем, нервами, психической стабильностью, порой идут на сделку с совестью, поступаются своими принципами. Борьба за материальное благополучие стала для многих жизненным кредо, высшим принципом существования, во имя которого дозволено все. Она превратила людей в фанатиков и служителей самого популярного, самого модного в мире культа, вытеснившего из нашей жизни не только понятие Бога, но и многие духовные и человеческие ценности. Нами правит верховное божество, его величество деньги. Его правление, как, впрочем, и правление любого тирана, дает заманчивые обещания в начале, но приносит впоследствии лишь разочарования и крушения иллюзий. За фасадом идеалического рая, в котором человек материально обеспеченный может приобретать и делать все что захочет, кроется масса нерешенных человеческих конфликтов, от которых, может быть, не страдает тело, но зато страдает душа, проблем, которые не решаются деньгами, болезней, лекарство от которых не купишь ни за какие миллионы, даже «зеленых» купюр. Чем более материальные проблемы берут верх и начинают выступать как жизненный приоритет, тем более проблемы души уходят «в подполье»; но тот факт, что они не бросаются в глаза, не означает, что их нет, что от них не страдают живые люди, что они не становятся с каждым днем все сильнее и сильнее.

Одиночество — это один из тех животрепещущих, тонких, «больных» вопросов человеческой души, которые затрагивают всех, независимо от материального положения, интеллектуального уровня или количества дипломов. Нет человека, который мог бы похвастаться, что никогда не испытывал это особое, иногда болезненное, а иногда, наоборот, очень глубокое и красивое внутреннее состояние. Если задаться вопросом, почему и в каких ситуациях человек может чувствовать себя одиноким, сразу становится видно, что ответить на него, оказывается, не так уж просто. На самом деле, проблема одиночества чем-то напоминает огромный айсберг: есть небольшая, для всех видимая и всем понятная верхняя часть, но есть также вторая, гораздо более объемная часть, погруженная в воду и остающаяся вне досягаемости человеческого взора, общих обсуждений и доступной и понятной человеческой логики.

Когда мы рассматриваем верхнюю, поверхностную часть айсберга, становится очевидно, что состояние одиночества возникает тогда, когда отсутствуют контакты с окружающим миром и другим человеком или когда они по той или иной причине оказываются проблематичными. С этой позиции ключевой проблемой одиночества, вокруг которой все крутится, и внутри которой ищут причины этого состояния и выходы из него, становится животрепещущая и действительно важная тема взаимоотношений человека с человеком.

Тот, кто однажды испытал одиночество — либо потому, что никогда не знал настоящих отношений, либо потому, что их лишился, — впредь уже автоматически боится его. Страх одиночества естественен и вполне понятен. Но очень часто он становится источником ошибочных решений, сложных психологических состояний, необдуманных шагов, ибо нередко в его основе лежат неоднозначные причины, об обоснованности которых можно было бы поспорить. Если понаблюдать за тем, как страх одиночества проявляется на поверхности нашего «айсберга», можно увидеть, что он базируется на одном основном представлении. Чувство одиночества всегда напрямую связано с моими отношениями с другими людьми. Если они складываются, то я не одинок, а если не складываются, то получается противоположное. Соответственно, если мы остаемся верны этим правильным, но поверхностным представлениям и не пытаемся взглянуть на проблему поглубже — а в большинстве случаев так и происходит, — получается, что благополучие и спокойствие нашей души и наше ощущение счастья зависят не от нас самих, а от других людей. Мы в большей или меньшей степени становимся зависимыми от их реакции, их расположения к нам, их знаков внимания, их поддержки, понимания и помощи. Наличие всего этого делает нас счастливыми, помогает жить и чувствовать себя реализованными и полноценными людьми. Когда же такие внешние проявления отсутствуют, мы выходим из равновесия, впадаем в депрессию, теряем уверенность в себе, чувствуем себя слабыми, беспомощным, израненными, а нередко жизнь для нас теряет всякий смысл. Так как в этом случае наше собственное счастье менее всего зависит от нас самих, а более всего — от внешних обстоятельств и от того, как к нам будут относиться другие люди, страх одиночества, рождающийся впоследствии, приобретает форму страха утраты того, что мы имеем, или того, что могли бы иметь, если бы все складывалось благополучно.

Это подтверждается ответами людей на вопрос, почему они боятся одиночества. Одни отвечают, что одиночество страшно потому, что на старости лет некому будет подать им стакан чаю. Другие боятся состариться и остаться без супруга или супруги, домашнего очага, детей и всего того, что полагается «любому нормальному человеку». Третьи боятся прожить жизнь без того, чтобы почувствовать внимание, тепло, любовь, поддержку, без общения и без друзей. Четвертые просто не могут жить так, чтобы не иметь кого-то рядом — кого угодно, лишь бы кто-то был. Очевидно, что все эти причины вполне уважительны и поистине трогательны, так как касаются наболевшего, но в них есть одно маленькое «но».

Мудрые говорят, что подлинное одиночество — это одиночество души, а оно наступает тогда, когда не удовлетворяются ее насущные потребности. Душа тоскует не только по подлинным взаимоотношениям, а по всему тому, что дало бы ей возможность раскрыть свои потенциалы, свои сокровенные мечты, свое благородство и свою глубокую мудрость.

Одиночество убивает, утверждает Джеймс Линч, специалист в области психосоматической медицины, автор книги «Разбитое сердце: медицинские последствия одиночества». Его исследования показали, что одинокие, овдовевшие или разведенные люди в значительно большей степени подвержены болезням, чем те, у кого есть семья. Люди, проживающие изолированно, но поддерживающие постоянные тесные контакты с родственниками и друзьями, в меньшей степени подвержены эмоциональному и физическому износу, у них меньшая степень смертности от сердечно-сосудистых заболеваний по сравнению с людьми, утратившими связи с родным домом и привычной средой.

Люди, ощущающие одиночество, редко пытаются найти причину своего состояния в издержках собственного отношения к окружающим и часто объясняют свою социальную и психологическую изоляцию внешними обстоятельствами. Однако в одних и тех же обстоятельствах люди чувствуют и ведут себя по-разному. Одни вызывают интерес и симпатии окружающих, другие оказываются в изоляции. Часто человек даже не догадывается о том, что за чувством одиночества скрывается неспособность увидеть истинное отношение к себе других людей и тем более понять причины этого отношения.

В течение многих лет психологи и социологи высказывали свои суждения об одиночестве. В дидактических целях их классифицировали на восемь групп: психодинамические, феноменологические, экзистенциально-гуманистические, социологические, интеракционистские, когнитивные, интимные и теоретико-системные.

Психодинамической подход:

Зилбург опубликовал, вероятно, первый психологический анализ одиночества. Он различал одиночество и уединенность. Уединенность - «нормальное» и «преходящее умонастроение», возникающее в результате отсутствия конкретного «кого-то». Одиночество - это непреодолимое, постоянное ощущение. Неважно, чем человек занят, но одиночество, как «червь», разъедает его сердце. Согласно Зилбургу, одиночество становится отражением характерных черт личности: нарциссизма, мании величия и враждебности. Одинокий человек сохраняет инфантильное чувство собственного всемогущества, он эгоцентричен и пускает пыль в глаза публике с тем, чтобы «изобличить» других. «Одинокий индивид, как правило, проявляет болезненную скрытность или открытую враждебность», направленную как вовнутрь, так и вовне.

Салливан также усматривал корни одиночества взрослого в его детстве. Он установил движущую силу потребности в человеческой близости. Впервые эта потребность появляется в стремлении ребенка к контакту. В подростковом возрасте она принимает форму потребности в приятеле, с которым можно обменяться своими сокровенными мыслями. У подростков, испытывающих недостаток социальных навыков вследствие неправильных взаимоотношений с родителями в детстве, как правило, возникают трудности при установлении приятельских отношений со сверстниками. Эта неспособность удовлетворить подростковую потребность в интимности может привести к глубокому одиночеству.

Феноменологической подход:

Карл Роджерс, разработавший сконцентрированную на личности больного терапию, является наиболее известным сторонником феноменологического направления. Роджерс дважды обращался к теме одиночества; его анализ основан на «Я-теории» личности. Роджерс полагает, что общество вынуждает индивида действовать в соответствии с социально оправданными, ограничивающими свободу действия образцами. Это ведет к противоречию между внутренним истинным «Я» индивида и проявлениями «Я» в отношениях с другими людьми. Одно лишь исполнение социальных ролей, неважно, насколько оно адекватно, ведет к бессмысленному существованию индивида. Индивид становится одиноким, когда, устранив охранительные барьеры на пути к собственному «Я», он тем не менее думает, что ему будет отказано в контакте со стороны других. Роджерс говорит об этом так: «Одиночество... наиболее резко и болезненно проявляется у тех индивидов, которые по той или иной причине оказываются - будучи лишенными своей привычной защиты - уязвимыми, испуганными, одинокими, но обладающими истинным «Я» и уверенными в том, что будут отвергнуты всем остальным миром».

Экзистенциальный подход:

Экзистенциалисты принимают в качестве точки отсчета тот «факт», что люди изначально одиноки. Никто другой не может разделить с нами нагни чувства и мысли, разъединенность есть сущностное состояние наших переживаний. Сторонники данной точки зрения зачастую сосредоточиваются на вопросе о том, как люди могут жить, будучи одинокими.

Ярким выразителем этого направления стал Мустакас - автор нескольких популярных книг. Мустакас подчеркивает значение различия между «суетой одиночества» и истинным одиночеством. Суета одиночества - это система защитных механизмов, которая отдаляет человека от решения существенных жизненных вопросов и которая постоянно побуждает его стремиться к активности ради активности совместно с другими людьми. Истинное одиночество проистекает из конкретной реальности одинокого существования и из столкновения личности с пограничными жизненными ситуациями (рождение, смерть, жизненные перемены, трагедия), переживаемыми в одиночку. Как считает Мустакас, истинное одиночество может быть и творческой силой: «Каждое истинное переживание одиночества предполагает противоречие или столкновение с самим собой... Это свидание с самим собой...- само по себе радостное переживание... И свидание, и конфронтация (с самим собой) суть способы поддержания жизни и внесение оживления в относительно застойный мир, это способ вырваться из стандартных циклов поведения».

Экзистенциалисты, таким образом, призывают людей преодолеть их страх одиночества и научиться позитивно его использовать.

Социологический подход:

Боумен, Рисмен и Слейтер - представители социологического подхода к одиночеству. В своей небольшой статье Боумен выдвинул гипотезу о трех силах, ведущих к усилению одиночества в современном обществе: 1) ослабление связей в первичной группе; 2) увеличение семейной мобильности; 3) увеличение социальной мобильности. И Рисмен, и Слейтер связывают свой анализ одиночества с изучением американского характера и одновременно анализируют способность общества удовлетворять потребности его членов. Рисмен и его последователи заявляют, что американцы превратились в личности, «направленные вовне». Индивиды, «ориентированные на других», не только хотят нравиться, но и постоянно приспосабливаются к обстоятельствам и контролируют свое межличностное окружение с тем, чтобы определить линию своего поведения. «Ориентированные вовне» люди обособлены от своего истинного «Я», своих чувств и своих ожиданий. Такими чертами могут быть наделены родители, учителя, основная масса людей. В результате «ориентированная на других» («направленная вовне») личность может приобрести синдром обеспокоенности и чрезмерную потребность в пристальном внимании к себе со стороны других людей, которая никогда полностью не удовлетворяется.

Для Слейтера проблема американца как личности заключается не в «направленности вовне», а скорее в индивидуализме как таковом. Слейтер считает, что все мы стремимся к общению, сопричастности и зависимости. Мы стремимся к доверию и сотрудничеству с другими людьми, к «проявлению ответственности за свои импульсы и жизненные ориентации». Однако эти основные потребности в общении, сопричастности и зависимости недостижимы в американском обществе из-за его приверженности индивидуализму вследствие укоренения веры в то, что каждый должен следовать своей собственной планиде. Результатом этого становится одиночество.

Можно сказать, что Рисмен и Слейтер не столько оценивают одиночество как нормальное или ненормальное состояние, сколько считают одиночество нормативным - общим статистическим показателем, характеризующим общество.

Интеракционистский подход:

Вейс - главный выразитель интеракционистского подхода к проблеме одиночества. Его объяснение одиночества может быть расценено как интеракционистское по двум причинам. Во-первых, он подчеркивает, что одиночество - это не только функция фактора личности или фактора ситуации. Одиночество - продукт их комбинированного (или интерактивного) влияния. Во-вторых, Вейс описывал одиночество, имея в виду социальные отношения, такие, как привязанность, руководство и оценка. Такая точка зрения подразумевает, что одиночество появляется в результате недостаточности социального взаимодействия индивида, взаимодействия, которое удовлетворяет основные социальные запросы личности.

Вейс установил два типа одиночества, которые, по его мнению, имеют различные предпосылки и различные аффективные реакции. Эмоциональное одиночество представляется результатом отсутствия тесной интимной привязанности, такой, как любовная или супружеская. Эмоционально одинокий человек должен испытывать нечто вроде беспокойства покинутого ребенка: неспокойствие, тревогу и пустоту. Социальное одиночество становится ответом на отсутствие значимых дружеских связей или чувства общности. Социально одинокий человек переживает тоску и чувство социальной маргинальности.

Когнитивный подход:

Энн Пепло и ее коллеги стали главными пропагандистами когнитивного подхода. Наиболее характерный аспект этого подхода состоит в том, что он акцентирует роль познания как фактора, опосредующего связь между недостатком социальности и чувством одиночества. Определяя указанную роль познания, Пепло обращает внимание на теорию атрибуции (объяснения). Она рассматривает, например, как познание причин одиночества может влиять на интенсивность переживания и на восприятие неизбывности одиночества, сохраняющихся на протяжении определенного времени. Когнитивный подход предполагает, что одиночество наступает в том случае, когда индивид воспринимает (осознает) несоответствие между двумя факторами - желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов.

Когнитивные факторы - отличительный аспект ее теоретизирования - это процессы, происходящие внутри индивида, согласовывающего свою деятельность с реальностью.

Интимный подход:

Дерлега и Маргулис употребляют понятия «интимность» и «самораскрытие» для истолкования одиночества. Одиночество обусловлено отсутствием соответствующего социального партнера, который мог бы способствовать достижению этих целей. Одиночество, вероятнее всего, наступает тогда, когда межличностным отношениям индивида недостает интимности, необходимой для доверительного общения.

В основе интимного подхода лежит предположение о том, что индивид стремится к сохранению равновесия между желаемым и достигнутым уровнями социального контакта. Дерлега и Маргулис исследуют, как в этих условиях совокупность социальных связей индивида, его социальных ожиданий и его личностные качества могут повлиять на такой важный в данном отношении баланс. Главным источником теоретических идей Дерлеги и Маргулиса стала, по всей видимости, когнитивная теория, но не клиническая практика или эмпирические исследования. Несомненно, они расценивают одиночество как нормальный опыт в условиях сплошной атомизации общества. Их внимание к непрерывному процессу балансировки желаемого и достигнутого уровня социальных контактов акцентирует текущие детерминанты одиночества личности. Тем не менее их позиция оставляет место и для воздействия на него прошлого развития. Эти исследователи считают, что и внутрииндивидуальные факторы, и факторы среды способны привести к одиночеству.

Общесистемный подход:

Фландерс формулирует общесистемный подход к проблеме одиночества. Основное положение этой теории состоит в том, что поведение живых организмов отражает переплетение влиянии нескольких уровней, действующих одновременно как система. Уровни располагаются от клеточного до межнационального. С этой точки зрения одиночество представляет собой механизм обратной связи, помогающий индивиду или обществу сохранить устойчивый оптимальный уровень человеческих контактов.

Фландерс расценивает одиночество как потенциально патологическое состояние, но считает его также и полезным механизмом обратной связи, который в конечном результате может способствовать благополучию индивида или общества. Системная теория соподчиняет оба мотива поведения - индивидуальный и ситуативный. Отрезок времени, необходимый для того, чтобы оказали свое воздействие определенные переменные, может быть довольно длинным. Однако системная теория по существу представляет собой модель, в которой мотивы поведения включены в развивающуюся динамику общей структуры.

Проблема одиночества остро проявила себя в последние десятилетия, и с каждым годом все больше усугубляется. Одиночество - это результат неправильно построенных взаимоотношений с окружающими, более глубоко - результат неправильного мировоззрения. Зачастую, одиночество возникает после разочарования в каких-то отношениях (между родителями-детьми, друзьями, возлюбленными). За разочарованием следует страх возобновить подобные отношения, страх душевной боли, которую они снова могут причинить. Внешне сильные люди, после такого опыта, сознательно замыкаются на себе. Ими начинает двигать лозунг "Живи для себя" или "В этом мире надо чего-то добиться". Внешне такие люди довольно активны, погружаются в работу с головой, чтобы заработать больше. С помощью возможностей, что дают деньги, они стараются всячески защитить себя. Происходит концентрация на достижении материальных благ, отношения вне рабочей сферы отходят на второй план. На работе человек выкладывает большинство своей энергии и на становление отношений каких-либо, кроме рабочих, не остается сил, и зачастую, времени.

Одиночество человека проявляется в той мере, в какой человек реализует свое собственное существование в окружающей его действительности. Несамостоятельный человек в достаточной степени аморфен, чтобы принять ту действительность, которая его окружает, и быть адекватным случайности происходящих событий. Но всякая самостоятельность начинается с противостояния человека окружающей его действительности как таковой, что требует от человека организации своего основания, и что, в свою очередь, создает угрозу одиночества в этой новой создаваемой собственной реальности человека.

 

Причины одиночества

С сожалением приходится констатировать факт, что многие люди, живущие в мегаполисе, испытывают одиночество. Даже встретив человека, с которым изначально складываются отношения, а в последующем, возможно, заключается брак, со временем люди понимают, что продолжают жить с глубоким чувством непонимания и одиночества.

Основой непонимания своего партнера являются разница в воспитании, в предыдущем опыте общения и в нахождении каждого из партнеров в отличных друг от друга реальностях. Одна из причин одиночества – иная реальность партнера. Условно реальности можно разделить на четыре группы: сенсорная, унитарная, социальная и идейная.

Основными критериями сенсорной реальности являются: любовь, забота, жалость, гуманность, справедливость, вера, доброта и т.п. Для унитарной реальности основополагающие критерии: правила, принципы и нормы. Логика, выводы, доказательства и практичность доминирующие критерии социальной реальности. В идейной реальности главное – идеи и их реализация, осуществление любых, даже самых смелых фантазий.

Как правило, большинство женщин живет в сенсорной реальности. Мужчинам более естественны унитарная и социальная реальности. Творческие и креативные люди живут в идейной реальности, вот почему так часто их поступки, образ жизни и мышления для многих бывают не понятным. Из этого следует, человек, который живет в социальной реальности, с трудом сможет понять человека, живущего в идейной реальности. И наоборот.

То же самое происходит и в отношениях между мужчиной и женщиной, которые полюбили друг друга, но, живя в разных реальностях, часто не понимают друг друга. Но нельзя утверждать, что человек живет исключительно в одной реальности, в каждом человеке есть критерии и оси всех реальностей, но доминирующими являются критерии какой-то одной.

Истоки одиночества следует искать в самом субъекте, его личностных, эмоциональных особенностях. Такие психологические характеристики как неадекватная самооценка, тревожность, застенчивость, агрессивность не способствуют нормальной коммуникации. Напряженность, чувство неполноценности, подавленность поддерживают психологию одиночества и связанные с ней состояния. Истоки проблемы могут корениться и в семейной истории человека, если, к примеру, между родителями и детьми не складывалось отношений, основанных на доверии, а наоборот возникало взаимное отчуждение. Психология одиночества может выражаться и в том, что на поверхности оказывается проблема отношений, но подсознательно речь идет о более глубинных моментах — например, об отсутствии цели жизни, которая бы наполнила ее интересным смыслом и содержанием.

Иногда трудно выявить причины, по которым человек поддерживает состояние одиночества: помимо факторов, обусловленных семьей, это может быть разочарование в ранее создаваемых отношениях, страх довериться людям, а, быть может, привычка воспринимать «другого» как отражение себя, не уважая его личностные качества и индивидуальность. Эти и другие моменты составляют основу психопатологии одиночества.

Человек, считающий себя одиноким, нередко склонен оправдывать собственные неудачи, неуспех в жизни, как уверяя себя («меня никто не любит», «меня никто не понимает» и т.п.) так и подсознательно выбирая такие ситуации, которые бы в итоге подтверждали неизбежность для него (для неё) такого психологического состояния.

Существует ряд психологических факторов, которые способствуют одиночеству. Например, это может быть низкая самооценка, которая приводит к избеганию контактов с другими людьми из-за страха подвергнуться критике, что, в свою очередь, создаёт порочный круг — в результате отсутствия контактов самооценка ещё больше падает. Слабые навыки общения также способствуют возникновению одиночества. Люди с плохо развитыми навыками межличностного общения, низкой социализацией из-за страха потерпеть неудачу в отношениях или попасть в психологическую зависимость также нередко стремятся к одиночеству, особенно если у них уже есть неудачный опыт общения с другими людьми. Одиночество как состояние нередко выражается в музыке, кино, литературе и поэзии.

Заглянув в душу одинокого человека, можно было бы увидеть множество причин такого состояния. Мы прочли бы в ней трогательные истории о многих несостоявшихся отношениях, о разочарованиях, о страхах — чтобы опять не ранили, опять не обманули. Кто-то чувствует себя одиноким, потому что в его жизни нет поистине любимого человека, родственной души, с которой он мог бы делить и горе, и радость. Другой в своем одиночестве тоскует просто-напросто по самому факту — быть по-настоящему любимым кем-либо, занимать в жизни хотя бы кого-то, пусть даже собаки, центральное место. Многие чувствуют себя одинокими, потому что среди множества людей, которые их окружают, даже среди родных и близких, не находят тех, кто мог бы по-настоящему понять их мысли, чувства, сокровенные мечты и стремления. Это всем известная и часто встречающаяся проблема многих, у кого есть куча знакомых, но нет ни одного истинного друга или их очень мало. Многие чувствуют себя одинокими, потому что их столько раз бросали, подводили, обманывали, что они уже не верят никому и ни во что, даже тогда, когда люди пытаются приблизиться к ним с вполне искренними и вполне благими намерениями. Невозможно не упомянуть об одиночестве сильных и психологически стабильных людей, у которых все требуют помощи и совета, к которым можно в любое время прийти и поплакать на плече, забывая о том, что эти «сильные» люди так же одиноки, потому что им самим не на кого опереться, не у кого попросить совета, понимания и поддержки.

Одиночество не возникает за один день. Оно может быть результатом всей жизни или характера человека. Оно может быть последствием какого-либо события или травмы, пережитой человеком. Иногда мы даже не подозреваем о том, что теми или иными поступками или действиями сами себя загоняем в тупик одиночества.

1. Воспитание.

Некоторые люди имеют тенденцию к одиночеству из-за определённых событий и обстоятельств, произошедших в их раннем детстве. Например, у ребёнка, чьи родители сдерживали свои чувства или, наоборот, были излишне критичны в своих высказываниях, могут сформироваться комплексы, которые в будущем негативно отразятся на его умении взаимодействовать с окружающими. Одни из них так и не научатся нормальному общению и дружбе со сверстниками. У других может сформироваться резкий и агрессивный характер, который будет отпугивать и отталкивать окружающих. Третьи будут обречены на одиночество из-за чересчур заниженной самооценки и боязни быть отвергнутыми обществом. Одиночество может стать стилем жизни у тех, кто так и не сумел развить в себе межличностных навыков и способностей, таких как коммуникабельность и т.п.

2. Социальные факторы.

Существует ряд социальных факторов, играющих на руку одиночеству. Мы живём в век научно-технического прогресса, когда человек легко может обойтись без помощи другого человека. Сегодня мы можем делать многое, не выходя из дома. Телевидение и интернет заменили нам родственников и друзей. Многие пожилые люди страдают от одиночества из-за боязни выйти из дома в связи с возросшим ростом бандитизма. Постоянная занятость на работе или частые переезды мешают развитию тесных дружеских взаимоотношений между людьми.

3. Обстоятельства.

Одиночество также может быть результатом жизненных обстоятельств. Несемейные, разведённые или овдовевшие люди более склонны к одиночеству в силу своих обстоятельств. Однако от одиночества может страдать даже семьянин, взаимоотношения в семье которого лишены взаимопонимания, любви и близости. Также жертвами одиночества по обстоятельствам могут стать студенты, находящиеся на учёбе вдали от дома; специалисты, вынужденные проводить время в частых командировках; пожилые люди, чьи дети и внуки переехали в другой город или страну, а также больные и инвалиды. Кроме того, так называемые «трудоголики» и представители отдельных профессий (например, компьютерщики) также могут стать жертвами одиночества. Все эти люди принадлежат к группе риска стать одинокими людьми по обстоятельствам.

4. Привычки и пороки.

В некоторых случаях люди становятся одинокими благодаря своим нехорошим привычкам, или порокам. Так алкоголизм, наркомания, алчность или расточительность (азартные игры) способствуют тому, что человек лишается и семьи и друзей.

Кроме того, зачастую одинокие люди усугубляют своё одиночество такими пороками, как алкоголизм, наркомания и пр. Сегодня количественный рост банд, сект и культов во многом объясняется увеличением количества людей, которые не в состоянии избежать одиночества иным способом.

Одной из самых распространённых причин одиночества является эгоизм. Эгоисты любят использовать окружающих. Они начинают с родных и близких, но скоро остаются без друзей. Тогда они начинают использовать знакомых и соседей. Но вскоре и те отворачиваются от них. Часто эгоисты остаются одними потому, что не любят никого ни о чём просить и, как следствие, не любят никого благодарить.

5. Экономические причины.

Иллюстрацией к этому пункту может быть поговорка: «Сытый голодного не разумеет». Не секрет, что когда человек беднеет (или теряет своё состояние) от него многие отказываются и отворачиваются, тем самым, обрекая его на одиночество. В то же самое время известно множество случаев, когда богатые люди в силу своего положения в обществе и по причине своего огромного состояния кончали жизнь самоубийством по причине одиночества.

Одиночество открывает путь к безразличию. Это чувство отделенности от всего, оцениваемой как страдание. От чувства пребывания наедине с собой отличается только оценкой, поскольку само состояние некоторыми воспринимается как очень приятное, а другими, наоборот, как крайне неприятное.

На протяжении всей жизни в нашем подсознании формируются убеждения и запреты. В результате запретов, установленных родителями ещё в раннем детстве, а также неправильных выводов из опытов общения с противоположным полом, создаются ограничивающие убеждения, заставляющие на подсознательном уровне отвергать заранее все лучшие варианты.

Можно привести много примеров, когда люди замыкались в себе лишь потому, что однажды они получили опыт, который принёс им боль и страдания. Вместо того чтобы учиться правильно реагировать на вызовы, которые бросает жизнь, они отказались от дальнейших попыток и, прекратив на этом своё обучение, обрекли себя на одиночество.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: