Пример выполнения упражнения тренинга на умение №3.




Задание

Определите тип движений животного в нижеописанной ситуации: Детеныши трогают лапой родителей и своих собратьев, хватают их ртом в разных местах тела, нажимают на них мордочкой. Все эти действия еще весьма нечеткие и непродолжительные.

Решение

Предварительно заполните таблицу, подобрав к каждому алгоритму конкретное соответствие из данной ситуации.

 

№ п/п   Алгоритм   Конкретное соответствие данной ситуации предложенному алгоритму
  Определение степени измене­ния внешнего вида животного при данном движении.   Внешний вид животного меняется.  
  Выявление направленности движения на внешнюю или внутреннюю среду.   Движения направлены на внутрен­нюю среду.  
  Определение участия в движении активного обращения с объектами.   В движении наблюдается активное участие с родителями и собратьями.  

 

 

Ответ: Детеныши проявляют манипуляционный тип движений в данной ситуации.

Решите самостоятельно следующие ситуации:

Ситуация 3.1

Первые движения после рождения лисицы существуют в двух формах: 1) прикасание к объекту передним концом головы и 2) хватание объекта губами и зубами. Передние конечности в этих действиях участия не принимают и отведены в стороны.

Определите тип движений животного.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Ситуация 3.2

Крольчата в первой же день после рождения ориентируются в пространстве по тактильным раздражениям. На каждое легкое прикосновение они реагируют прыжками в сторону раздражителя: при раздражении переднего конца головы прыгают вперед, при прикосновении к спине или хвосту поворачиваются и прыгают назад.

Определите тип движений животного.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Ситуация 3.3

Уход от хищника морского моллюска велигер появляется только спустя три
недели после метаморфоза, причем сразу в готовом виде. В указанный срок
молодой велигер адекватно реагирует на приток воды, в которой находился его
враг.

Определите тип движений животного.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Ситуация 3.4

При виде хищника одна птица из стаи чаек резко закричала. Остальные чайки, услышав сигнал, кинулись защищать свои гнезда.

Определите тип движений животного.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ситуация 3.5

Степной суслик для того чтобы разглядеть не видно ли хищника или других опасных явлений в траве встает в стойку и может достаточно долго так стоять, осматривая окрестности.

Определите тип движений животного.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пример выполнения упражнения тренинга на умение N94.

Задание

Определите период в онтогенезе в нижеописанной ситуации:

Детеныша шимпанзе лишили возможности играть с предметами, не ограничивая при этом движения рук, в частности кистей и пальцев. Впоследствии возможности употребления рук, а также координация их движений оказались весьма несовершенными. Обезьяна резко отстала от своих нормальных сверстников по способности к хватанию и ощупыванию, не была способна локализовать тактильные раздражения поверхности тела с помощью руки, вообще все движения ее рук были чрезвычайно неуклюжи.

Решение

Предварительно заполните таблицу, подобрав к каждому алгоритму конкретное соответствие из данной ситуации.

 

№ п/п   Алгоритм   Конкретное соответствие данной си­туации предложенному алгоритму  
  Определение различий меж­ду взрослой особью данного вида и ее эмбрионом   У шимпанзе четко отделяется эмбрио­нальная стадия развития от взрослой особи.  
  Выявление наличия игр у данного вида животных на данном этапе онтогенеза   Наличие игр на данном этапе онтогене­за было жизненно необходимо шимпан­зе.  

 

Ответ: Шимпанзе находится в ювенильном периоде онтогенеза.

 

Решите самостоятельно следующие ситуации:

Ситуация 4.1

У японского перепела звуки, подаваемые одними птенцами, стимулируют активность других. В результате вылупление происходит дружно в течение приблизительно одного часа.

Определите период в онтогенезе.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Ситуация 4.2

У макак-резусов и шимпанзе, выращенных в изоляции, появляются некоторые двигательные элементы нормального полового поведения, однако эти элементы не интегрируются в единый поведенческий акт, а в результате сексуальное поведение этих животных становится ненормальным.

Определите период в онтогенезе

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Ситуация 4.3

Когда после открывания глаз детеныш лисицы начинает играть, то это приводит к подлинному скачку в развитии моторной сферы, причем резко увеличивается как число форм манипулирования, так и число объектов манипулирования. Лисята трогают, хватают, обкусывают все, что им попадется, перетаскивают все, что могут, с места на место, треплют небольшие предметы, зажав их зубами и мотая головой из стороны в сторону.

Определите период в онтогенезе.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Ситуация 4.4

Несмотря на состояние крайнего незрелорождения, детеныш кенгуру совершенно самостоятельно перебирается в сумку матери, проявляя при этом поразительные двигательные и ориентационные способности. При этом нахождение сумки осуществляется на основе отрицательного (гидротаксиса: оказавшись вне родовых путей, новорожденный, цепляясь за шерсть, поднимается по сухим ее участкам к сумке, находит ее выход, вползает в нее, находит там сосок, крепко присасывается к нему и остается длительное время висеть на нем.

Определите период в онтогенезе.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Ситуация 4.5

Зародыши головоногих моллюсков уже на ранних стадиях своего развития вращаются внутри яйца вокруг своей оси со скоростью один оборот в час. В других случаях зародыши передвигаются от одного полюса яйца к другому.

Определите период в онтогенезе.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ситуация 4.6

У детенышей копытных немногочисленные манипуляции выполняются головой или передними конечностями и состоят в толкании носом, нанесении ударов, кусании, скребущих и роющих движениях.

Определите период в онтогенезе.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Пример выполнения упражнения тренинга на умение №5.

Задание

Определите критические периоды в раннем постнатальном онтогенезе в нижеописанной ситуации: Овцы научаются распознавать признаки своего потомства непосредственно после рождения их детенышей и после этого уже не подпускают к соскам чужих. Ведущее значение здесь имеет ольфакторное опознавание, т.е. запоминание
индивидуального запаха потомства, хотя и оптические признаки могут играть
существенную роль.

Решение

Предварительно заполните таблицу, подобрав к каждому алгоритму конкретное соответствие из данной ситуации.

 

№ п/п   Алгоритм   Конкретное соответствие данной ситуации предложенному алгорит­му  
  Определение сформированности навыков общения у данной осо­би.   У овец активно формируются навы­ки общения с детенышами.  
  Выявление уровня формирования процессов научения.   Процессы научения в общении с детенышами в конкретной ситуации роли не играют.  
  Установление уровня стимуля­ции физиологических процес­сов.   Стимуляции физиологических про­цессов не наблюдается.  

 

Ответ: В данной ситуации наблюдается критический период для формирования общения с детенышами.

Решите самостоятельно следующие ситуации:

Ситуация 5.1

При изолированном выращивании детенышей крысы с момента рождения поведенческие акты животных обнаруживают существенные отклонения от нормы, однако моторные элементы выполняемых при этом движений остаются без изменений, несмотря на то, что детеныши лишены возможности упражнения.

Определите критические периоды в раннем постнатальном онтогенезе

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ситуация 5.2

Мальки цихлид научаются опознавать родителей путем запечатления и неотступно следуют за ними, но только тогда, когда те находятся в брачном наряде. Ключевыми раздражителями выступают: светло-темные контрасты, зеленые и синие цвета, движение.

Определите критические периоды в раннем постнатальном онтогенезе.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Ситуация 5.3

Для того чтобы уметь петь, соловей должен, во-первых, услышать и
запомнить песню другой птицы, обычно самца того же вида. Во-вторых, молодой
птице необходимо слышать собственный голос в то время, когда она начинает
имитировать запомненную песню.

Определите критические периоды в раннем постнатальном онтогенезе.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Ситуация 5.4

Белка должна освоить наиболее эффективный способ вскрытия орехов, хотя необходимые для этого движения являются врожденными и уже присущи бельчонку в "готовом" виде.

Определите критические периоды в раннем постнатальном онтогенезе.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Ситуация 5.5

Способность к самостоятельному добыванию пищи у птенцов воробьев появляется приблизительно в одинаковые сроки независимо от длительности гнездового периода. Таким образом, при удлинении или укорочении гнездового периода птенец ничего не теряет, а в первом случае он быстро навёрстывает "упущенное время" и оказывается не менее подготовленным к самостоятельной жизни, чем птицы, которые раньше покидают гнездо.

Определите критические периоды в* раннем постнатальном онтогенезе.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ситуация 5.6

Детеныши карликовой мангусты оказываются к моменту выхода из гнезда уже вполне способными к выполнению движений, необходимых для ловли добычи, хотя заниматься этим им ещё не приходилось, и они только облизывали и обсасывали убитых животных, которых приносили в гнездо родители. Но каждому детенышу приходится осваивать правильный метод укуса, мгновенного умерщвления добычи.

Определите критические периоды в раннем постнатальном онтогенезе.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: