Пример выполнения упражнения тренинга на умение №2.




Задания для самостоятельной работы студента

Составьте логическую схему базы знаний по теме курса

Найдите и исправьте ошибки, допущенные в определениях понятий «эргонтические корреляции» и «факультативное научение».

Эргонтические корреляции – это взаимодействия между частями и органами животного, обусловленные генетическими зависимостями между ними.

Факультативное научение – приобретение группового опыта, который зависит от частных условий жизни особи и является необходимым для всех представителей данного вида в качестве компонента их инстинктивного поведения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Вычеркните субъекты и объекты, не относящиеся к «классическому» запечатлению:

родительские особи, пищевые объекты, детеныши одного помета, внешние признаки постоянных врагов, будущие половые партнеры и характерные признаки места обитания.

 

Расставьте в нужном порядке периоды онтогенеза поведения животных, выделенные К.Фабри: постнатальный, ювенильный, пренатальный.

____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Укажите, как развиваются движения куриных зародышей в точках графика А, В и С

Развитие

движений

С

В

А

3-4 день 5-день 6-9 день

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Укажите общие признаки и отличия факультативного и облигатного научения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

7. Составьте схему из следующих понятий: облигатное научение, факультативное научение, запечатление, объекты запечатления, половое запечатление, научение.

 

 

8. Преобразуйте данную цитату таким образом, чтобы все термины, содержащиеся в ней, были раскрыты:

«Таким образом, прогрессивные эволюционные приобретения, обеспечившие более гибкое приспособление растущего организма к условиям его жизни в постнатальном онтогенезе, имеют весьма сложную природу и включают в себя разные формы заботы о потомстве в зависимости от степени зрелорождаемости».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


9. Сделайте вывод из следующих двух логических посылок:

 

А) Кенгуренок родился в срок

Самка кенгуру через пять дней после родов погибла.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Выживет ли детеныш и почему?

 

Б) Жеребенок родился в срок

Кобыла через пять дней после родов погибла.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Выживет ли детеныш и почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ТРЕНИНГ УМЕНИЙ

Пример выполнения упражнения тренинга на умение №1.

Задание

Определите тип научения в нижеописанной ситуации: "В лаборатории А.Д.Слонима осуществлялось с первого дня жизни перекрестное воспитание детенышей двух видов грызунов: большой песчанки (роющая форма) и белой крысы (нероющая форма). Независимо от этих условий молодые песчанки с 17-го дня начинали проявлять типичную для их вида роющую деятельность, в то время как у крысят, которые воспитывались песчанками, роющие движения намечались в весьма слабом виде и то лишь начиная с 52-го дня жизни".

Решение

Предварительно заполните таблицу, подобрав к каждому алгоритму конкретное соответствие из данной ситуации.

№ п/п   Алгоритм   Конкретное соответствие данной ситуации предложенному алгорит­му  
  Выявление отношения данного вида научения к инстинктивной деятельности животного.   Роющая деятельность песчанок яв­ляется инстинктивной.  
  Установление степени необхо­димости данного типа обучения для выполнения важнейших жизненных функций.   Роющая деятельность песчанок яв­ляется необходимой для выполне­ния важнейших жизненных функ­ций.  
  Определение зависимости нау­чения от частных условий жизни особи.   Независимость научения песчанок от частных условий жизни особи - жизни с особями другого вида (крысами).  

Ответ: У песчанок проявился тип облигатного научения.

 

Решите самостоятельно следующие ситуации:

Ситуация 1.1

Птенцы куриных птиц, первоначально одинаково реагирующие на каждый подвижный объект, появляющийся над ними, вскоре научаются распознавать безопасные объекты. После неоднократного притаивания в ответ на появление в поле зрения безобидного объекта (листа, безопасной птицы) эта реакция! ослабевает и, наконец, совсем исчезает.

Определите тип научения.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ситуация 1.2

Детенышам морских свинок предъявляли в течение первых девяти дней после рождения различные съедобные и несъедобные объекты, в результате чего и формировалось предпочтение съедобных объектов. Распознавание несъедобных объектов без такого предварительного контакта оказалось невозможным.

Определите тип научения.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ситуация 1.3.

Крысят в возрасте 5, 7, 9 и 11 дней обучали с помощью электрического раздражения пробегать по коридору, причем ток выключался только при достижении крысятами стенки в конце коридора. При всех прочих оборонительных реакциях действие болевого раздражителя продолжалось. У всех подопытных животных по мере тренировки число таких реакций уменьшалось, но только 7-Т1-дневные крысята научились все быстрее находить правильное направление к стенке в конце коридора и тем самым скорее избавляться от действия тока.

Определите тип научения.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ситуация 1.4.

Мальки рыб на основе врожденного узнавания первоначально уплывают от любого крупного объекта или тени, надвигающихся на них. Впоследствии они перестают реагировать на безопасные объекты, но научаются распознавать отличительные признаки хищника путем наблюдения за поимкой и поеданием членов стаи.

Определите тип научения.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ситуация 1.5.

Дроздята в первые дни после вылупления реагируют на сотрясение гнезда вытягиванием шеи и раскрытием клюва. Пространственная ориентация этой реакции осуществляется на основе гравитационной чувствительности локализованной в органе равновесия во внутреннем ухе, а шея вытягивается вертикально вверх независимо от места расположения источника раздражения.

Определите тип научения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пример выполнения упражнения тренинга на умение №2.

Задание

Определите формы следования за объектами животных в нижеописанной ситуации:

"Самка гоголя, небольшой утки, устраивающей свое гнездо в дуплах на высоте 15 метров над землей, непосредственно перед вылуплением птенцов покидает гнездо. Она летит к водоему, откуда возвращается лишь спустя несколько часов, но обратно в дупло она уже не влетает, а начинает летать перед входом в дупло из стороны в сторону, издавая призывные крики. В ответ на это птенцы один за другим подскакивают к входному отверстию, откуда они, посмотрев на летящую перед ними птицу, бросаются вниз на землю. Приземлившись они тут же начинают следовать за уткой к водоему".

Решение

Предварительно заполните таблицу, подобрав к каждому алгоритму конкретное соответствие из данной ситуации.

 

№ п/п   Алгоритм   Конкретное соответствие данной ситуации предложенному алго­ритму  
  Установление степени врожденно­сти формы следования.   Форма следования истинно врож­денная.  
  Определение влияния факульта­тивного научения на формирование формы следования.   Влияния факультативного науче­ния на реакцию следования нет.  

Ответ: Утята проявляют форму истинно врожденного следования.

Решите самостоятельно следующие ситуации:

Ситуация 2.1

Птенцы пеганки, которая устраивает гнезда в норах на высоте до 3-5 метров над землей, после вылупления сваливаются вниз по команде своей матери, даже стукнувшись о прибрежную полосу суши, они тут же поднимаются на ноги и направляются к воде.

Определите формы следования за объектами животных.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Ситуация 2.2.

Верблюжонок уже через 10 минут после рождения делает первые попытки подняться на ноги, а еще через 90 минут он уже может свободно стоять. В течение первых суток формируется и реакция следования за матерью.

Определите формы следования за объектами животных.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Ситуация 2.3

У изолированных после рождения от матерей детенышей (в неволе) запечатление может произойти по отношению к проходящему мимо человеку, если детеныш увидит его во время критического периода.

Определите формы следования за объектами животных.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Ситуация 2.4

У птенцов диких уток женского пола возможно половое запечатление, если их изолировать от селезней на протяжении первых восьми недель после вылупления. Если им при этом дать возможность видеть самцов-альбиносов или даже людей, то впоследствии нормальное половое поведение уток будет направлено на них, но не на селезней в их обычном брачном наряде.

Определите формы следования за объектами животных.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Ситуация 2.5

Объектом запечатления служил для одних цыплят синий шар, для других - желтый цилиндр. После первых же предъявлений цыплята стали следовать за этими объектами не менее интенсивно и продолжительно, чем в обычных условиях за курицей. Но даже наиболее активные цыплята переставали следовать за объектом запечатления уже через несколько дней, если прекращались ежедневные тренировки.

Определите формы следования за объектами животных.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: