Государственное автономное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования Республики Крым
«ЯЛТИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Методическая разработка лекции:
I. Методический блок
Тема лекции: «Оценка функционального состояния пациента. Определение АД, ЧДД, пульса»
Дисциплина: ПМ 04 МДК 04.02. Технология оказания медицинских услуг
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело
Курс: I (II) Семестр: 2 (4) Количество часов 2
Цель лекции: Обучить методам субъективного и объективного обследования пациента, измерению антропометрических данных и артериального давления (АД), определению частоты дыхания (ЧДД) и пульса (ЧП).
1. Учебные цели: Формирование системы профессиональных знаний и умений по разделу: «технология оказания медицинских услуг».
Студент должен знать:
– опрос, как метод субъективного сестринского обследования пациента;
– методы объективного обследования;
– оценка общего состояния пациента, сознания, положения относительно постели;
– понятие об антропометрии;
– пульс: понятие, основные свойства пульса и их характеристики.
– артериальное давление: понятие и нормальные показатели артериального давления;
– понятие об обмороке;
– показатели дыхания здорового человека; понятие об одышке;
– сестринские вмешательства при одышке.
2. Развивающие цели:
- развить клиническое и логическое мышление;
- развить самостоятельность;
- развить профессиональные навыки;
- развить письменную и устную речь;
- развить навыки работы с документацией;
- развить чувство инфекционной безопасности;
- развить организационные способности;
- развить положительные личностные качества;
- развить логическое мышление, связав материал данной темы с ранее полученными знаниями;
- развить творческий подход к изученному материалу, стимулируя самостоятельный перенос студентом усвоенных знаний в новые ситуации и практическую деятельность медсестры.
3. Воспитательные цели:
– прививать студентам любовь к избранной профессии, доброту, чуткость друг к другу и пациенту;
– формировать у студентов чувство высокой ответственности при выполнении манипуляций для достижения максимально высоких результатов;
– воспитывать самостоятельность.
4. Общие компетенции: ОК1 – ОК13
Межпредметные связи:
анатомия, латинский язык, психология, этика и деонтология, терапия, хирургия, фармакология, микробиология, лабораторная диагностика.
Организационная структура лекции
№ пп | Основные этапы лекции и их содержание | Цели в уровнях усвоения | Тип лекции, методы и способы обучения | Дидактическое обеспечение, наглядность, ТСО |
I | Подготовительный этап. 1.Организационный момент. 2. Формулирование темы, обоснование актуальности. 3. Определение учебных целей и мотивация учебной деятельности студентов. | Организация студентов обеспечение внимания и усваивания материала. | ||
II | Основной этап План изучения лекционного материала 1. Оценка общего состояния пациента, сознания: субъективные и объективные методы. 2. Понятие об антропометрии. 3. Оценка дыхания: показатели, методы исследования ЧДД, сестринские вмешательства при одышке. 4. Пульс: понятие, основные свойства пульса и их характеристики, посчет 5. Артериальное давление: понятие, нормальные показатели артериального давления, метод измерения. | Поэтапное изложение материала, информирует студентов о новых элементах знаний, умений объясняет наиболее важные моменты организует текущий контроль знаний для усвоения материала. | Видеоматериалы, схемы, таблицы, конспект лекции, наглядные пособия, оборудование кабинета доклинической практики | |
III | Заключительный этап 1. Резюме лекции. 2. Ответы на заданные вопросы 3. Задание для самоподготовки | Студентам предлагается ответить на вопросы, изучить теоретический материал и подготовить ответы на контрольные вопросы Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова, Основы сестринского дела, Феникс, Р.-на-Д., 2015, с. 142, 162 – 174, 180 -183 Т.П. Обуховец, Основы сестринского дела. Феникс, Р.-на-Д., 2015,с. 171 – 182 |
II. Информационный блок
Текст лекции
«Оценка функционального состояния пациента.
Определение АД, ЧДД, пульса»
Сестринское обследование пациента позволяет выявить у него нарушенные проблемы со здоровьем и, следовательно, дает возможность во время организовать качественный, эффективный уход, а иногда спасти ему жизнь.
Субъективное обследование подразумевает опрос пациента. Проводя его необходимо создать конфиденциальную обстановку, вежливо задавать вопросы по определенной схеме. При первой встрече с пациентом собираются анкетные данные: возраст, место жительства, место работы. При субъективном обследовании выясняются:
· жалобы - что заставило пациента обратиться за медицинской помощью;
· данные из анамнеза болезни – история возникновения той или иной проблемы, начало заболевания, как оно протекало, как лечился пациент;
· данные из анамнеза жизни – как развивался, чем болел, какова наследственность, есть ли аллергическая настроенность организма. Кроме того - взаимоотношения в семье, финансовый статус, окружающая обстановка, в которой живет и работает пациент;
· есть ли у пациента нарушения зрения, речи, памяти, сна;
· данные о духовном развитии – отношение к религии, привычки, обычаи;
· как пациент сам оценивает свое состояние, как относится к процедурам.
Проводя сбор субъективной информации, медсестра наблюдает за пациентом, оценивая его реакции, интеллектуальные способности.
Объективное обследование – непосредственный осмотр - необходимо проводить в теплом помещении без сквозняков, соблюдая условия уединения. Руки медсестры должны быть чистыми, теплыми. Исключить неприятные для пациента ощущения.
Методы объективного сестринского обследования пациента:
· Осмотр – визуальная оценка общего состояния, сознания пациента, положения его относительно постели, выражения его лица, его телосложения. Осмотреть необходимо видимые слизистые, кожу, волосистые участки тела.
· Пальпация (ощупывание) – оценка состояния кожи (влажность, эластичность), подкожно-жирового слоя, лимфатических узлов, мышц; определение участков болезненности, свойств пульса, выявление отеков.
· Перкуссия (простукивание) – определение границ внутренних органов, патологических изменений в них.
· Аускультация (выслушивание) – определение звуковых явления в ряде работающих органов (сердце, легкие), величины артериального давления.
· Дополнительные обследования и измерения (антропометрические).
Определение степени тяжести состояние пациента
Состояние | Сознание | Положение относительно постели | Выражение лица | Степень выраженности симптомов | Способность к самообслуживанию |
Удовлетворительное | ясное | активное | адекватное обстановке | слабо выражены | сохранена |
Средней тяжести | ясное | активное, вынужденное | страдальческое, адекватное | выражены | частично утрачена |
Тяжелое | ясное или нарушенное | вынужденное, пассивное | страдальческое, безразличное, неадекватное | выражены значительно | частично сохранена или утрачена |
Крайне тяжелое | Предагональное, агональное |
Оценка сознания
Различают сознание:
1. Ясное – пациент адекватно отвечает на вопросы, ориентируется в собственной личности, времени, пространстве.
2. Нарушенное - по типу угнетения и качественные нарушения сознания.
Нарушение сознания по типу угнетения:
Ø Помраченное сознание – пациент заторможен, недостаточно ориентирован, на вопросы отвечает невпопад, с запозданием.
Ø Ступор (оцепенение) – пациент на вопросы отвечает неосмысленно, после окрика или тормошения, плохо ориентирован; рефлексы и реакция на боль сохранены.
Ø Сопор (спячка) – пациент на вопросы не отвечает, просьб не выполняет. Реагирует на боль стоном, мимикой, движением. Зрачковый и роговичный рефлексы сохранены.
Ø Кома – тяжелое поражение ЦНС с полным отсутствием реакции на внешние раздражители, рефлексов, с возможным нарушением функции жизненно-важных органов.
Качественные нарушения сознания:
· бред,
· галлюцинации,
· дезориентация,
· психомотрное возбуждение.
Антропометрия – методы определения особенностей телосложения и физического развития человека.
Виды антропометрических измерений:
Ø Измерение роста - позволяет оценить физическое развитие ребенка, выявить карликовость или гигантизм, проявляемые в эндокринной патологии.
Ø Измерение массы тела – позволяет выявить избыток или дефицит веса, оценить физическое развитие ребенка, вести наблюдение за беременностью, за отеками, рассчитать дозу лекарственного препарата.
Ø Определение окружности головы и грудной клетки – для оценки физического развития ребенка, при обследовании пациентов неврологического и пульмонологического профиля.
Ø Определение окружности живота – при наблюдении за беременными, при отеке в брюшной полости (асците).
Ø Спирометрия – определение жизненной емкости легких. Проводится в пульмонологической практике, для оценки физического развития.
Ø Динамометрия – измерение мышечной силы. Проводится в неврологической практике, для оценки физического развития.
Жизненно важный признак организма – способность поддержать кровообращение и оксигенацию тканей на определенном уровне. Медицинская сестра должна уметь вести наблюдение, вовремя выявлять отклонения, оказывать неотложную помощь.
Дыхание – жизненно важная потребность человека, процесс, обеспечивающий непрерывное поступление в организм кислорода и выведение наружу углекислого газа и водяных паров.
Виды дыхания:
· внешнее – легочное – доставка кислорода в кровь;
· внутреннее – перенос кислорода из крови к органам и тканям.