Определение степени тяжести состояние пациента




Государственное автономное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования Республики Крым

«ЯЛТИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

Методическая разработка лекции:

 

I. Методический блок

 

 

Тема лекции: «Оценка функционального состояния пациента. Определение АД, ЧДД, пульса»

Дисциплина: ПМ 04 МДК 04.02. Технология оказания медицинских услуг

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

 

Курс: I (II) Семестр: 2 (4) Количество часов 2

Цель лекции: Обучить методам субъективного и объективного обследования пациента, измерению антропометрических данных и артериального давления (АД), определению частоты дыхания (ЧДД) и пульса (ЧП).

 

1. Учебные цели: Формирование системы профессиональных знаний и умений по разделу: «технология оказания медицинских услуг».

Студент должен знать:

– опрос, как метод субъективного сестринского обследования пациента;

– методы объективного обследования;

– оценка общего состояния пациента, сознания, положения относительно постели;

– понятие об антропометрии;

– пульс: понятие, основные свойства пульса и их характеристики.

– артериальное давление: понятие и нормальные показатели артериального давления;

– понятие об обмороке;

– показатели дыхания здорового человека; понятие об одышке;

– сестринские вмешательства при одышке.

 

2. Развивающие цели:

- развить клиническое и логическое мышление;

- развить самостоятельность;

- развить профессиональные навыки;

- развить письменную и устную речь;

- развить навыки работы с документацией;

- развить чувство инфекционной безопасности;

- развить организационные способности;

- развить положительные личностные качества;

- развить логическое мышление, связав материал данной темы с ранее полученными знаниями;

- развить творческий подход к изученному материалу, стимулируя самостоятельный перенос студентом усвоенных знаний в новые ситуации и практическую деятельность медсестры.

 

3. Воспитательные цели:

прививать студентам любовь к избранной профессии, доброту, чуткость друг к другу и пациенту;

формировать у студентов чувство высокой ответственности при выполнении манипуляций для достижения максимально высоких результатов;

воспитывать самостоятельность.

4. Общие компетенции: ОК1 – ОК13

Межпредметные связи:

анатомия, латинский язык, психология, этика и деонтология, терапия, хирургия, фармакология, микробиология, лабораторная диагностика.

Организационная структура лекции

 

№ пп Основные этапы лекции и их содержание Цели в уровнях усвоения Тип лекции, методы и способы обучения Дидактическое обеспечение, наглядность, ТСО
I Подготовительный этап. 1.Организационный момент. 2. Формулирование темы, обоснование актуальности. 3. Определение учебных целей и мотивация учебной деятельности студентов.     Организация студентов обеспечение внимания и усваивания материала.  
II Основной этап План изучения лекционного материала 1. Оценка общего состояния пациента, сознания: субъективные и объективные методы. 2. Понятие об антропометрии. 3. Оценка дыхания: показатели, методы исследования ЧДД, сестринские вмешательства при одышке. 4. Пульс: понятие, основные свойства пульса и их характеристики, посчет 5. Артериальное давление: понятие, нормальные показатели артериального давления, метод измерения.   Поэтапное изложение материала, информирует студентов о новых элементах знаний, умений объясняет наиболее важные моменты организует текущий контроль знаний для усвоения материала.     Видеоматериалы, схемы, таблицы, конспект лекции, наглядные пособия, оборудование кабинета доклинической практики
III   Заключительный этап 1. Резюме лекции. 2. Ответы на заданные вопросы 3. Задание для самоподготовки     Студентам предлагается ответить на вопросы, изучить теоретический материал и подготовить ответы на контрольные вопросы Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова, Основы сестринского дела, Феникс, Р.-на-Д., 2015, с. 142, 162 – 174, 180 -183 Т.П. Обуховец, Основы сестринского дела. Феникс, Р.-на-Д., 2015,с. 171 – 182  

II. Информационный блок

Текст лекции

«Оценка функционального состояния пациента.

Определение АД, ЧДД, пульса»

Сестринское обследование пациента позволяет выявить у него нарушенные проблемы со здоровьем и, следовательно, дает возможность во время организовать качественный, эффективный уход, а иногда спасти ему жизнь.

Субъективное обследование подразумевает опрос пациента. Проводя его необходимо создать конфиденциальную обстановку, вежливо задавать вопросы по определенной схеме. При первой встрече с пациентом собираются анкетные данные: возраст, место жительства, место работы. При субъективном обследовании выясняются:

· жалобы - что заставило пациента обратиться за медицинской помощью;

· данные из анамнеза болезни – история возникновения той или иной проблемы, начало заболевания, как оно протекало, как лечился пациент;

· данные из анамнеза жизни – как развивался, чем болел, какова наследственность, есть ли аллергическая настроенность организма. Кроме того - взаимоотношения в семье, финансовый статус, окружающая обстановка, в которой живет и работает пациент;

· есть ли у пациента нарушения зрения, речи, памяти, сна;

· данные о духовном развитии – отношение к религии, привычки, обычаи;

· как пациент сам оценивает свое состояние, как относится к процедурам.

Проводя сбор субъективной информации, медсестра наблюдает за пациентом, оценивая его реакции, интеллектуальные способности.

Объективное обследование – непосредственный осмотр - необходимо проводить в теплом помещении без сквозняков, соблюдая условия уединения. Руки медсестры должны быть чистыми, теплыми. Исключить неприятные для пациента ощущения.

Методы объективного сестринского обследования пациента:

· Осмотр – визуальная оценка общего состояния, сознания пациента, положения его относительно постели, выражения его лица, его телосложения. Осмотреть необходимо видимые слизистые, кожу, волосистые участки тела.

· Пальпация (ощупывание) – оценка состояния кожи (влажность, эластичность), подкожно-жирового слоя, лимфатических узлов, мышц; определение участков болезненности, свойств пульса, выявление отеков.

· Перкуссия (простукивание) – определение границ внутренних органов, патологических изменений в них.

· Аускультация (выслушивание) – определение звуковых явления в ряде работающих органов (сердце, легкие), величины артериального давления.

· Дополнительные обследования и измерения (антропометрические).

Определение степени тяжести состояние пациента

Состояние Сознание Положение относительно постели Выражение лица Степень выраженности симптомов Способность к самообслуживанию
Удовлетворительное ясное активное адекватное обстановке слабо выражены сохранена
Средней тяжести ясное активное, вынужденное страдальческое, адекватное выражены частично утрачена
Тяжелое ясное или нарушенное вынужденное, пассивное страдальческое, безразличное, неадекватное выражены значительно частично сохранена или утрачена
Крайне тяжелое Предагональное, агональное

 

Оценка сознания

Различают сознание:

1. Ясное – пациент адекватно отвечает на вопросы, ориентируется в собственной личности, времени, пространстве.

2. Нарушенное - по типу угнетения и качественные нарушения сознания.

Нарушение сознания по типу угнетения:

Ø Помраченное сознание – пациент заторможен, недостаточно ориентирован, на вопросы отвечает невпопад, с запозданием.

Ø Ступор (оцепенение) – пациент на вопросы отвечает неосмысленно, после окрика или тормошения, плохо ориентирован; рефлексы и реакция на боль сохранены.

Ø Сопор (спячка) – пациент на вопросы не отвечает, просьб не выполняет. Реагирует на боль стоном, мимикой, движением. Зрачковый и роговичный рефлексы сохранены.

Ø Кома – тяжелое поражение ЦНС с полным отсутствием реакции на внешние раздражители, рефлексов, с возможным нарушением функции жизненно-важных органов.

Качественные нарушения сознания:

· бред,

· галлюцинации,

· дезориентация,

· психомотрное возбуждение.

 

Антропометрия – методы определения особенностей телосложения и физического развития человека.

Виды антропометрических измерений:

Ø Измерение роста - позволяет оценить физическое развитие ребенка, выявить карликовость или гигантизм, проявляемые в эндокринной патологии.

Ø Измерение массы тела – позволяет выявить избыток или дефицит веса, оценить физическое развитие ребенка, вести наблюдение за беременностью, за отеками, рассчитать дозу лекарственного препарата.

Ø Определение окружности головы и грудной клетки – для оценки физического развития ребенка, при обследовании пациентов неврологического и пульмонологического профиля.

Ø Определение окружности живота – при наблюдении за беременными, при отеке в брюшной полости (асците).

Ø Спирометрия – определение жизненной емкости легких. Проводится в пульмонологической практике, для оценки физического развития.

Ø Динамометрия – измерение мышечной силы. Проводится в неврологической практике, для оценки физического развития.

Жизненно важный признак организма – способность поддержать кровообращение и оксигенацию тканей на определенном уровне. Медицинская сестра должна уметь вести наблюдение, вовремя выявлять отклонения, оказывать неотложную помощь.

Дыхание – жизненно важная потребность человека, процесс, обеспечивающий непрерывное поступление в организм кислорода и выведение наружу углекислого газа и водяных паров.

Виды дыхания:

· внешнее – легочное – доставка кислорода в кровь;

· внутреннее – перенос кислорода из крови к органам и тканям.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: