Правосознание и правоисполнительное поведение




Содержание

 

Введение

1. Правосознание и правоисполнительное поведение

2. Правосознание и ответственность личности

Заключение

 


Введение

 

Является одним из важнейших психологических свойств личности. Какие-то представления о нем слушатели получили в курсе "Философия" при изучении темы "Общественное сознание", которое трактуется как сложное сочетание индивидуальных сознаний людей.

Самосознание или "Я — концепция", является составной частью индивидуального сознания. По определению составителей Краткого психологического словаря "самосознание - относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе".

Отмечая большое внимание, уделяемое отечественными и зарубежными философами, психологами этой проблеме и, рекомендуя читателям более подробно ознакомиться с их трудами, мы хотели бы акцентировать их внимание на исследованиях Батышева А.С., отмечавшего тесную связь, существующую между уровнем самосознания личности сотрудника органов внутренних и особенностями самоуправления ею собственным профессиональным развитием. В частности, он отмечал, что "исходное начало при самоуправлении профессиональным развитием — глубоко личная, внутренняя заинтересованность и убежденность самого специалиста в необходимости постоянной работы над собой.

 


Правосознание и правоисполнительное поведение

 

При осознании того, что профессионально-должностная карьера, будущее сотрудника зависит от максимального соответствия между требованиями и уровнем развития профессионального мастерства. Формированию требовательного отношения к себе помогает также осознание противоречия между личными возможностями специалиста и необходимостью полного решения стоящих перед ним оперативно-служебных задач.

1.Необходимо преодоление психологических барьеров: иллюзий, самомнения, инерции.

2.Ученые-психологи подчеркивают, что между представлениями человека о самом себе и его подлинной сущностью часто оказывается дистанция огромного размера. Собственная версия человека далеко не всегда достоверна. В случае неадекватного представления о себе профессиональное развитие строится на заведомо неточных, иногда ложных предпосылках, специалист формирует в себе качества, не значимые для овладения профессиональным мастерством". Среди факторов, оказывающих наиболее существенное воздействие на формирование самосознания личности, он выделяет отношение человека к труду и самооценку.

Направленность, способности, темперамент, воля, самосознание, характер проявляются в самых различных сферах деятельности сотрудника органов внутренних дел, в поведении, поступках, при исполнении им различных социальных ролей. При этом, вышеназванные свойства испытывают на себе перманентное и энергичное воздействие со стороны социума, оказывающего, в свою очередь, или позитивное, или негативное воздействие на генезис личности. Это обстоятельство заставляет многих исследователей процесса профессионального становления сотрудника органов внутренних дел, для которого, по определению Еникеева М.М., характерно наличие властных полномочий, широкой коммуникативности, повышенной ответственностью за принимаемые решения, если задуматься над вопросом: - Какие же из свойств и качеств личности, помимо вышеназванных, могут эффективно воздействовать на профессиональное становление сотрудника? Среди разнообразных точек зрения хотелось бы обратить внимание на некоторые из них. Так, Пастушеня Л.П. к таковым относит готовность личности к нормативному поведению, которое он определяет как качественное состояние личности, имеющее достаточно сложную структуру. Её элементами он называет когнитивную, ценностно-смысловую, подсознательно-исполнительную, волевую, эмоциональную и ряд других подструктур, необходимое содержание которых определяется правовыми требованиями к содержанию поведения, образу жизни в обществе; необходимостью избирательного усвоения условий и воздействий социальной среды для нормоправной ориентации в различных социальных условиях и жизненных ситуациях; особенностями личности как целостной системы, детерминирующей поведение, образ жизни человека.

Ибрагимов М.М., Кулиничепко В.В. и Съедин Б.Г. в поисках социально-психологических качеств личности, наиболее адекватных их представлениям о сотруднике органов внутренних дел, выделяют:

1. Нравственную добродетель, аккумулирующую в себе следующие качества:

- идейно-нравственные (гуманизм, честность, справедливость, героизм);

- морально-волевые (исполнительность, инициативу, настойчивость, самообладание, готовность к самопожертвованию);

- нравственные (простоту, скромность, вежливость, отзывчивость, этикет).

2. Служебный долг - совокупность обязанностей, налагаемых на работника по должности и осознаваемых им как нравственная необходимость. В этом понятии, по мнению вышеназванных исследователей, органически сочетаются правовые, нравственные и эстетические (справедливость, добро, красота) стороны.

3. Профессиональную совесть - осознание моральной ответственности сотрудника за свое поведение перед другими людьми, нравственную самооценку, волевой контроль, осознание личностью своих поступков с точки зрения нравственных норм и общественных принципов. Ибрагимов и его соавторы полагают, что объективное содержание профессиональной совести составляют принципы и нормы гуманизма, справедливость законность, профессиональный долг. Проявляется же профессиональная совесть, по их убеждению, в гордости за свою профессию, в исключительной честности в большом и малом перед коллегами и самим собой.

4. Профессиональную честь и. достоинство. В эти понятия ими вкладываются:

- осознание совокупности профессиональных требований, предъявляемых к сотруднику;

- ответственное осознание интересов службы своего подразделения как своих собственных;

- наличие у сотрудника постоянной способности, волевой готовности выполнять долг в экстремальных условиях, связанных с риском для жизни.

Таким образом, нравственная добродетель, служебный долг, профессиональная совесть, профессиональная честь и достоинство представляют собой очень сложную группу понятий, наполненную глубоким содержанием. Будучи интерпретированными к личности сотрудника, они иллюстрируют высокую общественную значимость его труда, а вместе с тем, и высокий уровень требований, предъявляемых со стороны общества к ее внутреннему содержанию.

Дополнительным подтверждением правоты высказанной точки зрения может служить анализ смысла, вкладываемого исследователями и в такую социально-психологическую характеристику сотрудника органов внутренних дел как профессиональное мастерство. Батышев А.С. под ним понимает "высокий уровень сформированности умений, позволяющий сотруднику продуктивно и качественно решать оперативно-служебные задачи", заявляя о том, что оно является одним из важнейших условий эффективной правоприменительной деятельности, соблюдения законности, фактором психологической устойчивости и инициативных решений благоразумного поведения.

В неразрывной связи с профессиональным мастерством Батышевым А.С. рассматриваются:

1. Профессиональная культура, об обладании которой, по его мнению может свидетельствовать вежливое и внимательное отношение к людям, аккуратность, обязательность, тактичность, принципиальность, педантичность во всем, что касается обязанностей, дела. Элементом профессиональной культуры им называются профессиональные привычки - действия, состояния, ставшие устойчивой своеобразной потребностью, нормой поведения. Когда такая потребность не удовлетворяется, сотрудник испытывает неприятные чувства, беспокойство, неудовлетворенность.

Ибрагимов М.М., Кулиниченко В.В. и Съедин Б.Г. демонстрируют несколько иной подход к к характеристике понятия "профессиональное мастерство", наполняя его нравственно-эстетическим содержанием и относя его:

- к одной из важнейших форм проявления красоты в деятельности сотрудника органов внутренних дел;

- к средствам практической реализации гуманной цели органов внутренних дел;

-к эстетическим факторам труда каждого сотрудника. Необходимыми условиями профессионального мастерства они определили:

-свободное, полное овладение каждым сотрудником предметом своего труда (его познание, оценка, выбор правильных средств и способов работы с ними);

-свободное овладение средствами и методами труда;

-творческий подход к решению и проведению намеченной операции.

Таким образом, личность обладает богатым множеством свойств и характеристик. И каждая из рассмотренных в данном параграфе способна оказать определяющее воздействие на формирование личности сотрудника органов внутренних дел.

...Личность человека, являющаяся и продуктом психического процесса, не смогла сохранить биологическую сложенную и равноправную подструктуре социальной. При развитая индивида, его телесная организация, его не система, К вопросу "Понятие личности, ее основных свойств и психологических преимущества и дефекты его физической организации влияют на формирование его индивидуально-психологических особенностей. Однако биологическое, входя в личность человека, становится социальным и далее существует (психологически) в социальной форме./Так, мозговая патология порождает в индивиде, в структуре его индивидуальные биологически обусловленные психологические черты, но личностными чертами, конкретными особенностями они становятся в силу социальной детерминации. Природные, органические особенности и черты выступают в структуре личности как социально обусловленные ее элементы.

Разумеется, индивидуальность человеческой личности сохраняет на себе отпечаток своей природной, биологической организации.

Природные, органические стороны и черты существуют в структуре индивидуальности человеческой личности как социально обусловленные ее элементы...

Из книги С.Л. Рубтштейна "Основы общей психологии". В 2-х частях (-М., 1989, с.95-97)

Все психические процессы протекают в личности, и каждый из них в своем реальном протекании зависит от нее.

Зависимость психических процессов от личности как индивидуальности выражаются, во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях. Люди в зависимости от общего склада их индивидуальности различаются по типам восприятия и наблюдения, памяти, внимания и т.д. Индивидуальные различия проявляются в самом содержании воспринимаемого, запоминаемого и т.д., что особенно ярко выступает в избирательном характере запоминания и забывания.

Зависимость психических процессов от личности выражается, во-вторых, в том, что они, не имея самостоятельной линии, зависят от общего развития личности. При изучении эмоций было установлено, что чувства человека в один период или эпоху его жизни не являются всегда непрерывным продолжением, более или менее осложненным, его чувств в предшествующий период. Когда определенная полоса или эпоха нашей жизни безвозвратно отходит в прошлое и на смену ей приходит новая, то вместе с этим сменяется весь строй эмоциональной жизни. Связь чувств с настоящими установками личности существеннее, чем связь с их прошлыми чувствами. Поскольку между новыми и старыми чувствами сохраняется преемственность, она определена и обусловлена в меньшей степени, применимо к организации волевой жизни и к любой аналитически выделенной стороне психики.

Тот факт, что психические процессы человека - суть проявления личности, выражается, в-третьих, в том, что у человека они не остаются только процессами, совершающимися самотеком, а превращаются в сознательно регулируемые действия или операции, которыми личность как бы овладевает и которые она направляет на разрешение встающих перед ней в жизни задач. Так, процесс восприятия превращается у человека в более или менее сознательно регулируемый им процесс наблюдения, и в этом именно проявляется существенная особенность подлинно человеческого восприятия.

Таким образом, вся психология человека в той трактовке, которая была ей здесь дана, является психологией личности. Все психические процессы составляют психическое содержание жизни личности, но от психических процессов надо все же отличать психические свойства личности, те черты, которые, определяют направленность личности, ее способности и характер, составляют основания самой личности и определяют ее психологический облик.

Из книги А.В. Дулова "Судебная психология" (-Минск, 1975, с. 141,142)

...С необходимостью изучения личности приходится сталкиваться при решении самых различных вопросов. Это дает возможность понимать поступки и действия человека, выяснять причины изменения его поведения, правильно строить взаимоотношения, определять пути и способы воздействия на него. Важно изучать не только отдельные психические процессы и состояния при совершении действия, но и более стойкие, более глубокие психические свойства личности, что должно давать возможность прогнозировать ее отношение к процессу расследования, отдельным действиям, общениям.

Изучение личности всегда не сама цель, а средство для достижения определенных целей данной стадии осуществления правосудия.

Изучение личности правонарушителя имеет целью не только выявление в нем отрицательных свойств, привычек, потребностей. Всегда имеется и цель выявления положительных свойств, сторон характера, которые следует развивать, на которые следует опираться при работе с правонарушителем...

Из книги В.Л. Васильева "Юридическая психология":

...Индивидуальный темперамент человека - всегда сложное явление. Не каждый человек может быть отнесен к одному из четырех типов темперамента... Эти четыре типа, по словам И.П.Павлова, "наиболее частые и резкие", их "действительность отчетливо выдвигает". Но условия жизни, воспитание, деятельность свидетеля, потерпевшего, обвиняемого вносят в темперамент и тип высшей нервной деятельности свои "поправки".

Следователь в массе людей, с которыми он сталкивается, встречает многочисленные промежуточные и переходные типы нервной деятельности, а следовательно, и типы темперамента... Каждое отдельное свойство темперамента зависит не от какого-либо одного, а нескольких различных свойств нервной системы. Поэтому при различном количественном соотношении с развивающейся личностью. То же, внешние свойств нервной системы качественно изменяются и свойства темперамента.

По данным современной физиологической и психологической науки, существуют около 72 таких промежуточных и переходных типов. Поэтому большинство людей лишь условно можно отнести к одному из основных типов темперамента. Чаще люди имеют черты двух или трех темпераментов, т.е. обладают смешанным темпераментом... По мере развития личности в зависимости от воспитания, образа жизни и деятельности происходит изменение и маскировка типа нервной деятельности, черт темперамента.

Как следователю определить темперамент свидетеля и потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого? Ответ на этот вопрос дает И.П.Павлов: "Темперамент есть общая характеристика каждого отдельного человека, самая основная характеристика его нервной системы, а эта последняя кладет ту или другую печать на всю деятельность каждого индивидуума". Значит темперамент проявляется в различных видах деятельности людей, о которых следователь может получить сведения путем опроса знакомых, сослуживцев, истребованием характеристик и личных наблюдений...

Из книги Э. Фромма «Психоанализ и этика»:

...Ориентации, посредством которых человек соотносит себя с миром, составляют самую суть его характера, следовательно, характер можно определить как (относительно постоянную) форму, в которой канализируется энергия человека в процессах ассимиляции и социализации (Под ассимиляцией Э. Фромм понимает приобретение и потребление).

Такая канализация психической энергии имеет важную биологическую функцию. Поскольку действия людей не определяются целиком и полностью врожденными образами инстинктивного поведения, то жизнь оказалась бы неустойчивой, хрупкой, если бы при каждом действии, при каждом поступке человеку надо было бы долго думать, прежде чем принять решение. На самом деле многие действия должны совершаться гораздо быстрее, чем это позволяет скорость сознательного обдумывания... Человек научается действовать полуавтоматически с помощью приобретения навыков мышления и поведения, понимаемых как условные рефлексы. Хотя такой взгляд и справедлив, он игнорирует то обстоятельство, что наиболее глубоко укорененные привычки и установки характерны для человека и не поддаются значительным изменениям со стороны общей структуры характера: они являются выражением особой формы, в которой энергия канализируется в структуру характера. Характер может рассматриваться как заместитель инстинктивного аппарата животных. Раз энергия канализируется определенным образом, то поступки совершаются индивидом в "точном соответствии с характером". Скажем тот или иной характер может быть нежелательным с этических позиций, но он позволяет по меньшей мере действовать последовательно и освобождает от бремени необходимости каждый раз вновь обдумывать свои решения. Человек тогда может организовать свою жизнь в соответствии со своим характером и тем самым достигнуть определенной степени соответствия между своим внутренним и внешним миром. Более того, по отношению к человеческим ценностям и идеям характер выполняет селективную функцию. Большинству людей кажется, что их идеи не зависят от эмоций и желаний, а представляют собой результат логического осмысления реальности; им кажется, что их отношение к миру подтверждается их идеями и суждениями, тогда как в действительности последние сами являются результатом их характера, как впрочем, и все их действия. Это "подтверждение", в свою очередь, способствует стабилизации структуры характера, поскольку создает для последнего видимость правоты и здравомыслия.

Однако характер не только обеспечивает последовательное и "разумное" поведение индивида; он одновременно является и основой приспособления человека к обществу....Тот факт, что большинство членов социального класса или культуры разделяют существенные свойства характера, а также то, что можно говорить о "социальном характере", как о характере типичном, свидетельствует о степени влияния социальных и культурных моделей на его формирование. Однако мы должны отличать социальный характер от индивидуального, разного для всех людей, даже принадлежащих к общей для них культуре. Эти различия порождены отчасти различиями физической и психической ориентации личностей родителей, отчасти окружающей средой, в которой ребенок рос. Но они порождены также и различиями в конституционной организации индивидов, в особенности их темпераментов. Генетически формирование индивидуального характера определяется наложением жизненного опыта, индивидуального и социального, на темперамент и физическую конституцию. Если поведение существенным образом определяется характером человека, то измениться он может только при коренных изменениях в самом характере...

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: